СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Официально – деловой стиль речи. Сфера употребления, функции, языковые особенности, жанры.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок,направленный на изучение официально-делового стиля, его особенностей и некоторых жанров.

Просмотр содержимого документа
«Официально – деловой стиль речи. Сфера употребления, функции, языковые особенности, жанры.»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Подгороднепокровская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района»








Тема урока:

«Официально – деловой стиль речи. Сфера употребления, функции, языковые особенности, жанры»



Ихсанова Динара Хафисовна
































Сценарий урока русского языка в 8 классе

Тема урока: Официально – деловой стиль речи. Сфера употребления, функции, языковые особенности, жанры.

Тип урока: интегрированный урок

Цель: изучить понятие «деловой стиль», его особенности и некоторые жанры.

Формируемые УУД:

Регулятивные: обучающиеся ставят цели учебной деятельности и ищут средства ее осуществления, контролируют правильность выполнения заданий.

Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию, структурируют знания, выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям)

Коммуникативные: сотрудничают с учителем, со сверстниками, доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи; читают и понимают лингвистический текст, составляют собственные тексты делового стиля.

Личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности, понимают личностный смысл учения, усваивают правила здорового образа жизни.

Учебно-методический комплекс урока:

  1. Учебник русского языка для 8 класса (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростнецова);

  2. Словари;

  3. Раздаточный дидактический материал;

Методы обучения, технологии: словесный, наглядный, проблемный.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная мультимедийная доска, презентация.

Виды учебной работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

ХОД УРОКА

1.Организационный этап.

Добрый день, ребята!

Сегодня мы с вами будем работать самостоятельно и в группах, а также учиться правильно говорить.

Давайте пожелаем друг другу успешной работы на уроке. Потрите ладони и теплом, которое образовалось в ваших ладошках, поделитесь друг с другом, улыбнувшись при этом.


2.Актуализация знаний.

-Посмотрите на экран.








- Какое слово зашифровано в ребусе?

- Совершенно верно: Стиль

-Ребята, почему именно с этого слова мы начинаем наш урок?

- потому что на прошлом уроке мы познакомились с функциональными стилями речи.

- Да, верно.

-Давайте проверим ваше домашнее задание и вспомним, что такое стиль речи.

Стиль – разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону жизни.

-Запишите данное определение, и мы проведём работу над типичной ошибкой, которую допускают учащиеся:(ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ)

-Так как подлежащее и сказуемое в данном предложении выражены существительным в именительном падеже, между ними ставится тире.

Составление кластера. (Запись основных понятий).

- Перечислите известные вам функциональные разновидности языка.

- К функциональным разновидностям языка относятся разговорная речь, язык художественной литературы и собственно функциональные стили – официально-деловой, научный и публицистический

3. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

- Ребята, прослушайте несколько отрывков. Определите, к какому стилю они относятся, обоснуйте свою точку зрения.

1.Прошу срочно принять меры по уборке картофеля, так как по прогнозу синоптиков в ближайщие 10 дней ожидается дождливая погода.

2.Я, Иванов Иван Петрович, прошу предоставить мне недельный отпуск без содержания для поездки по семейным обстоятельствам. Число, подпись

-Верно, все отрывки официально-делового стиля. Итак, по каким признакам мы различаем стили?

-Сфера употребления, задача автора и языковые особенности, жанры.

-Значит, на сегодняшнем уроке речь пойдёт о каком стиле речи?

Об официально-деловом стиле.

- Скажите, чему бы вы хотели сегодня научиться, что узнать? Какую цель поставим?

Цель урока формируют обучающиеся:

-изучить сферу употребления, функции, языковые средства, жанры официально-делового стиля.

-Открываем тетради, записываем дату, тему урока (на экране).


4.Первичное усвоение новых знаний (заранее подготовленный ученик делает сообщение).

Зарождение официально-делового стиля связано с оформлением договоров между Киевской Русью и Византией (10 век). Важнейшим памятником литературы той эпохи, написанным в официально-деловом стиле, является сбор законов древнерусского государства «Русская правда».В Московской Руси 15-16 века было два параллельных книжных языка: церковно-славянский и деловой язык приказов – учреждений, которые управляли определённой отраслью, территорией. В течение 15-16 вв. Московская Русь пользовалась двумя этими языками в зависимости от жанра речи. К концу 17 – началу 18 века приказный язык становится общим языком письменности Московской Руси. Из него и сформировался современный русский язык.

Сообщение теоретического материала: (по ходу лекции обучающиеся составляют опорный конспект).

Официально-деловой стиль – это разновидность языка, которая используется для создания документов в юридической, дипломатической и канцелярско-деловой сферах.

Документ – (от лат. Documentum – «доказательство, свидетельство») деловая бумага, обслуживающая сферу общения государства с государством, государства с гражданами и граждан между собой.
Разновидности деловых бумаг:

ОБЩИЕ (официальные) документы – это статьи Конституции, постановления правительства, договоры, указы, уставы, акты, справки и т.п.

ЛИЧНЫЕ документы - деловые бумаги личного характера, составленные и оформленные частным, физическим лицом.

5.Первичная проверка понимания новых знаний.

Работа в парах

-Проведём исследование, проанализировав теоретический материал учебника на стр. 49 Задание: заполнить карточку-подсказку “Официально-деловой стиль” и представить собранную информацию.

Официально-деловой стиль

Функциональные разновидности языка

Функции

Сфера применения;

жанры

Языковые средства


Официально-деловой стиль














Передать официальную и…………………..

информацию

Деловые бумаги (………………………………………………………………………………………………………………………), инструкции, …………………….. документы.

-……………………….форма


-,…………………,строгость

сжатость изложения,


-использование………………... (клише),


-………………. .характер,(реквизиты)


-………………. обороты речи,


-отсутствие лексики ограниченного употребления, эмоционально-окрашенной лексики,


-…………… порядок слов в предложении.



- Ваша задача заключается в том, чтобы заполнить таблицу, используя материалы учебника (Ладыженская с.49)

- А теперь мы все вместе проверим, что у вас получилось. (Таблица на экране)

Функциональные разновидности языка

Функции

Сфера применения;

жанры

Языковые средства

Официально-деловой стиль


Передать официальную и деловую информацию

Деловые бумаги (объявление, заявление, расписка, справка, отчёт и другие),

инструкции,

законодательные документы

-письменная форма;

-точность, строгость, сжатость изложения;

-использование специальных слов(клише);

- официальный характер (реквизиты);

- стандартные обороты речи;

- отсутствие лексики ограниченного употребления, эмоционально-окрашенной лексики;

-строгий порядок слов в предложении.


-Назовите основную функцию официально-делового стиля?

-Основная функция делового стиляточная передача официальной и деловой информации.

-Назовите основные признаки официально-делового стиля.

-1)письменная форма;2)точность, строгость, сжатость изложения;3)использование клише,4)официальный характер (реквизиты)


СЛОВАРНАЯ РАБОТА (записывают слова, подчёркивают орфограммы)

Клише (шаблонная фраза) – специальные слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем речи. («Довожу до вашего сведения»; «Согласно постановлению»)

Реквизиты – постоянные элементы содержания деловых бумаг. (сведения об адресате и адресанте)

Адресат (должность, ФИО лица, кому адресован документ)
Адресант (должность, ФИО лица, составившего документ).

Стандартизованность-определённый набор конструкций для создания текста.

-Составьте предложение с одним из этих слов. (с места зачитывают 2-3 человека)


6. Динамическая пауза.

-Встаньте, выйдите из-за парт. Утомились? Отдохнем! Физкультминутку проведем.Я буду называть словосочетания. Ваша задача – определить, в каком стиле речи они могут употребляться: в разговорном – руки вверх, в научном – вниз, в художественном – в стороны, в официально-деловом – хлопаем в ладоши. Кто ошибётся, тот объясняет свою ошибку.

-Сказка, разговор с приятелем, статья в учебнике, заявление, аннотация, беседа за завтраком, объяснительная записка, доклад, рассказ, отзыв, лекция, телефонный звонок, учебник,приказ.

7.Закрепление полученных знаний.

- Прочтите объявление из мультфильма «Простоквашино» на экране.

Объявление.

Потерялся мальчик. Зовут дядя Фёдор. Глаза у него коричневые

и волосы торчком, как будто корова его лизнула. И рост 1 метр 20 см.

Нашедшего ждёт премия - велосипед.

- Выдержан ли деловой стиль в этом документе? За счёт чего возникает комический эффект? Какие исправления вы бы внесли?

- Нет, не выдержан. Текст содержит элементы разговорного стиля («волосы торчком, как корова его лизнула», есть лексическая ошибка: «глаза коричневые»)

-Запишите в тетрадь исправленный вариант данного объявления в соответствии с требованиями стиля (1 человек – у доски).

(Потерялся мальчик по имени Фёдор.

Приметы: карие глаза, взъерошенные волосы, рост 1 метр, 20 см.

За достоверную информацию – вознаграждение.)

- Какую ещё черту данного стиля мы выявили?

-Краткость – ещё одна особенность официально-делового стиля.

-Теперь выдержан деловой стиль?

Да.

Работа с учебником с объяснительной запиской // работа групповая с заявлением:

-На слайдах и карточках даны 4 текста. Определите стиль речи каждого и

отметьте стилевые черты

Учебник: стр.50, упр.90

// Работа в группах. Отредактировать тексты заявления. Обосновать изменения.

Директрисе школы

Поповой В.П.

От ученика

Демьянова Гриши.

Заявление.

Вера Павловна, я хочу дополнительно заниматься английским языком. А у нас в школе есть специальный кружок по этому предмету. Можно мне записаться туда?

С громадным уважением к вам, Вера Павловна, не откажите.

2019 год 5 ноября Гриша Д.



Управляющему фермерского хозяйства

«Три поросёнка»

Скотникову П.П.

от работника данного хозяйства

А.А.Агапникова в возрасте 65 лет

Прошение

Прошу Вас, Павел Петрович, дать мне аванс на то, чтобы я купил сенокосилку. Очень вас прошу не отказывать, потому что мне очень надо её купить. Премного благодарен.

10 Ноября. 2019 г. Ваш работник Агапников

-Заслушаем ответы ребят, работавших в группах. (представитель от каждой группы даёт объяснение)

-С какими жанрами официально-делового стиля мы сегодня познакомились?

-Объявление, объяснительная записка и заявление.

8.Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов урока.

-Ребята, вернемся к цели, которую мы сформулировали в самом начале урока. Напомните, пожалуйста.


- изучить, что такое официально-деловой стиль речи, его особенности и некоторые жанры.

Как вы думаете, мы достигли этой цели? Подведем итог изученному материалу. Выполните тест «Верные – неверные утверждения», отвечая на вопрос «Да» или «Нет», обосновывая свой ответ.

-Верно ли, что функциональные разновидности языка – это части литературного языка, которые отличаются друг от друга функцией языка и набором используемых речевых средств? (да) -Верно ли, что функциональные разновидности языка и стили речи не отличаются друг от друга? (нет)

-Верно ли, что к функциональным разновидностям языка относятся разговорная речь, язык художественной литературы и собственно функциональные стили – официально-деловой, научный и публицистический? (да)


-Верно ли, что официально-деловой стиль – это разновидность современного русского литературного языка, которая функционирует в сфере административно-правовой общественной деятельности (в законотворчестве, экономике, коммерции, управленческой и дипломатической деятельности), т.е. в разных речевых ситуациях делового общения? (да)


9. Информирование обучающихся о домашнем задании и оценивание их учебной деятельности

-Дома вам предстоит написание личного документа (на выбор) – заявления или объяснительной записки.

-Спасибо за урок.

-До свидания.