Тема: « Письмо строчной буквы р»
Цель: создание условий для формирования первоначального графического навыка; обучение написанию строчной буквы «р», её соединений с другими буквами в словах.
Задачи:
образовательные – охарактеризовать звуки [р], [р’] как единицу языка; показать способы артикуляции звука [р], [р’]; сформировать представление о роли звуков [р], [р’]; формировать умение выделять звуки [р], [р’] в потоке речи и определять место в слове; сформировать представление о графическом облике буквы р; формировать умение писать строчную букву р; формировать функциональную грамотность, читательскую компетентность, а также языковую, лингвистическую, коммуникативную; закрепить знания, полученные на предыдущем уроке обучения грамоте; продолжить формировать навыки работы с книгой, умение читать.
развивающие – развивать умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение; развивать литературную речь, словесно-логическое и образное мышление, память и внимание учащихся;
воспитательные – воспитывать чувство товарищества; прививать любовь к родному языку и чтению в целом.
Планируемые результаты:
Предметные: знать графический облик, элементы письменной буквы «с», знать приёмы написания соединения новой буквы, знать алгоритм фонетико-графического анализа слова, знать гигиенические правила письма;
Метапредметные:
Регулятивные: уметь определять и формулировать с помощью учителя задачи своей деятельности на уроке, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ преобразовывать информацию из одной формы в другую, умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на вопрос;
Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; уметь формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника; оценивать свою работу на уроке.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Фрагмент урока:
-Сегодня мы будем писать строчную букву р
- Какие звуки она обозначает? [р], [р’]
- Кто сможет дать характеристику звуков [р], [р’]? ([р] - согласный, твердый,)
([р’] - согласный, мягкий)
- Молодцы!
- Чем мы будем заниматься на уроке?
1. Познакомимся с заглавной и строчной письменной буквой «Р».
2. Научимся писать заглавную и строчную букву «Р», соединять её с другими буквами в словах.
Посмотрите на слайд.
-Что на нём изображено? (это образец прописной строчной буквы р)
Графический анализ буквы
Показываю указкой на слайде
-Из скольких элементов состоит буква? (из двух)
-Какие элементы? (длинная наклонная прямая, наклонная прямая с закруглением внизу и вверху)
Элементы
-Найдите букву в прописи. Обведите по стрелкам направление письма
- На первой строчке вы видите узоры, продолжите строчку карандашом.
- Давайте ещё раз внимательно посмотрим на строчную букву «р» и узнаем как она пишется.
- Откуда начинаем? (с верхней линии рабочей строки)
- Посмотрите, как пишется буква «р»:
Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, ведем наклонную линию вниз, доводим ее до нижней линии рабочей строки, далее ведем линию вверх до середины рабочей строки, делаем закругление вверх вправо, ведем вниз до нижней линии рабочей строки, не дойдя немного до нижней линии, делаем закругление вправо, коснувшись её, поднимаемся до середины рабочей строки
- Попробуем повторить движения при письме в воздухе. Повторяйте за мной.
-Посмотрите на первую строчку, сколько клеток занимает буква? (две)
-Сколько клеток между буквами? (две)
Письмо буквы р
-Обведите букву «р» по контуру и пропишите до конца строки.
-Пропишите первую строчку букв.
- Не забывайте о правилах посадки.
- Выберите на строчке самую красивую букву, которая больше всего похожа на образец. Подчеркните её.
- Молодцы! У вас получились очень красивые буквы!
Письмо буквосочетаний
-Прочитайте первый слог. (ра)
Какой звук обозначает буква р в этом слоге? (согласный, твёрдый)
Какое соединение букв в слоге ра? (верхнее)
Показываю написание соединения на доске.
Напишите этот слог один раз.
-Прочитайте второй слог. (ру)
Какой звук обозначает буква р в этом слоге? (согласный, мягкий)
Какое соединение букв в слоге ру? (верхнее)
Показываю написание соединения на доске.
Напишите этот слог один раз.
-Прочитайте слог на следующей стречке. (ри)
Какой звук обозначает буква р в этом слоге? (согласный, мягкий)
Какое соединение букв в слоге ри? (верхнее)
Показываю написание соединения на доске.
Напишите этот слог один раз.
Письмо слов
1 слово
-Для начала, вместе прочитаем первое слово целиком (читаем вместе рама)
- Давайте поделим его хором на слоги.
- ра-ма.
- Скажите, сколько в нем слогов.
- Как вы это узнали? (сколько в слове гласных -столько слогов)
- Какие это слоги? Назовите 1 слог. (ра)
- Назовите 2 слог. (ма)
- Давайте пропишем.
- Пишу слог ра , отвожу руку вправо вниз и через нижнее соединение дописываю слог ма . Проверяю: рама
- Прописываем слово рама один раз.
- Теперь, давайте посмотрим, куда падает ударение в этом слове. Давайте «позовем» слово. РАма
- На какой слог падает ударение?
- На первый, верно.
2 слово
-Теперь прочитаем второе слово целиком (читаем вместе руки)
- Давайте поделим его хором на слоги.
-ру-ки..
- Скажите, сколько в нем слогов.
- Как вы это узнали? (сколько в слове гласных -столько слогов)
- Какие это слоги? Назовите 1 слог. (ру)
- Назовите 2 слог. (ки)
- Давайте пропишем.
- Пишу слог ру , отвожу руку вправо вверх и через верхнее соединение дописываю слог ки. Проверяю: руки
- Прописываем слово руки один раз.
- Теперь, давайте посмотрим, куда падает ударение в этом слове. Давайте «позовем» слово. руки
- На какой слог падает ударение?
- На первый, верно.
3 слово
-Прочитаем третье слово целиком (читаем вместе рис)
- Давайте поделим его хором на слоги.
-рис
- Скажите, сколько в нем слогов.
- Как вы это узнали? (сколько в слове гласных -столько слогов)
- Какой это слог? (и)
- Давайте пропишем.
- Пишу слог ри , отвожу руку вправо вверх и через верхнее соединение дописываю с букву. Проверяю: рис