СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2024 Сентябрь Биология Вариант 12

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.  Тип 1 № 20784

В изображенном на рисунке опыте экспериментатор ударяет пациента неврологическим молоточком чуть ниже коленной чашечки.

Какое свойство живых систем он иллюстрирует?

 

        2.  Тип 2 № 35131

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  сине-зеленая водоросль

Б)  мукор

В)  мятлик обыкновенный

Г)  аскарида лошадиная

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Бактерии

2)  Грибы

3)  Животные

4)  Растения

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г

        3.  Тип 3 № 35165

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  семейство Беличьи

2)  отряд Грызуны

3)  класс Млекопитающие

4)  род Белка

5)  вид Обыкновенная белка

        4.  Тип 4 № 12470

Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза у растений от концентрации углекислого газа в атмосфере (по оси х отложена концентрация углекислого газа (в %), а по оси у — относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.)).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Понижение относительной скорости фотосинтеза начинается после достижения концентрация углекислого газа 0,20%.

2)  Скорость фотосинтеза зависит от количества солнечного света.

3)  После достижения концентрации углекислого газа в 0,12%, относительная скорость фотосинтеза выходит на плато.

4)  При концентрации углекислого газа равной 0,04% относительная скорость фотосинтеза составляет 30 у.ед.

5)  Увеличение относительной скорости фотосинтеза происходит в диапазоне концентраций углекислого газа от 0 до 0,16%.

        5.  Тип 5 № 443

Расположите в правильном порядке события, происходящие в процессе развития сумчатых, на примере кенгуру. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  захватывание детенышем набухшего соска

2)  выпрыгивание детеныша из сумки и переход к самостоятельной жизни

3)  перемещение детеныша в сумку матери

4)  рождение самкой детеныша величиной с грецкий орех

5)  впрыскивание матерью в рот детеныша молока путем сокращения особых мышц

        6.  Тип 6 № 35112

Для нового эксперимента Вите нужно было отмерить 70 мл воды, для чего из лабораторного оборудования он выбрал

 

1)  пипетку

2)  мерный цилиндр

3)  чашку Петри

4)  воронку

        7.  Тип 7 № 8388

Известно, что серая жаба − позвоночное земноводное, питающееся различными беспозвоночными животными.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

    1) 

Серая жаба − самая крупная жаба Европы.

    2) 

Питается серая жаба мелкими насекомыми, пауками, дождевыми червями, слизнями, многоножками.

    3) 

Серая жаба постоянно живет на суше, а в воду входит только для размножения.

    4) 

Зимует серая жаба под опавшими листьями, бревнами, в норах, иногда закапывается в прибрежный ил.

    5) 

Серая жаба − долгожитель, обычно живет 10−18 лет.

    6) 

Шейный отдел позвоночника серой жабы состоит из одного позвонка, который обеспечивает подвижность головы в вертикальной плоскости.

        8.  Тип 8 № 1915

Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь.

 

 

Объект Процесс
нервная клетка передача возбуждения
мышечная клетка ...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  газообмен

2)  движение

3)  сокращение

4)  защита

        9.  Тип 9 № 953

Что относят к глобальным экологическим проблемам современности? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  строительство новых городов

2)  истощение озонового слоя Земли

3)  низкая рождаемость в развитых странах Европы

4)  старение населения Земли

5)  загрязнение атмосферы продуктами различных производств

6)  сокращение видового разнообразия биосферы

        10.  Тип 10 № 20778

Вставьте в текст «Семя фасоли» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

Семя фасоли

 

В сформированном зародыше фасоли хорошо различаются первые настоящие листья, корешок и верхушка побега  —___________(А). В состав зародыша входят ___________(Б) толстые семядоли, в которых отложены ___________(В) вещества, необходимые для прорастания семени. Семядоли – это первые ___________(Г) растения.

 

Перечень терминов:

 

1)  три

2)  цветок

3)  почечка

4)  минеральные

5)  плоды

6)  две

7)  органические

8)  листья

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г

 

        11.  Тип 11 № 1082

Установите соответствие между характеристикой организма и функциональной группой, к которой его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

A)  образуют органические вещества из неорганических

Б)  потребляют готовые органические вещества

В)  используют солнечную энергию для синтеза органических веществ

Г)  принадлежит к растительноядным животным

Д)  являются первым звеном цепи питания

 

 

 

ГРУППА

 

1)  производители

2)  потребители

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д

        12.  Тип 12 № 1499

Укажите, какие из приведенных суждений верны.

 

A.  Транспорт минеральных веществ в растении происходит по ксилеме.

B.  Запасание питательных веществ у растений происходит только в корнях.

 

1)  верно только А

2)  верно только В

3)  верны оба утверждения

4)  оба утверждения неверны

        13.  Тип 13 № 2095

Рассмотрите фотографии собаки породы бигль. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д

        14.  Тип 14 № 35175

Под каким номером изображена поджелудочная железа человека?

        15.  Тип 15 № 48

Что воспримут изображенные на рисунке рецепторные клетки?

 

1)  свет

2)  прикосновение

3)  растворенное вещество

4)  звук

        16.  Тип 16 № 35313

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение скелета передней конечности человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  плечевая кость

2)  таранная кость

3)  лучевая кость

4)  локтевая кость

5)  кость пясти

6)  фаланги пальцев

        17.  Тип 17 № 825

Какие виды деятельности человека осуществляются при участии мозжечка? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  чихание

2)  письмо

3)  мигание

4)  ходьба

5)  мышление

6)  подводное плавание

        18.  Тип 18 № 35331

Установите соответствие между особенностями ткани человека и её видом.

 

 

 

ОСОБЕННОСТЬ

 

A)  клетки плотно прилегают друг к другу

Б)  клетки могут быть плоскими, кубическими, цилиндрическими

B)  ткань бывает реснитчатой, железистой, ороговевающей

Г)  ткань имеет мезодермальное происхождение

Д)  ткань бывает жидкой и твёрдой

Е)  межклеточное вещество хорошо развито

 

 

 

ВИД ТКАНИ

 

1)  эпителиальная

2)  соединительная

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

A Б В Г Д Е

        19.  Тип 19 № 35265

 

Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания фитопланктона.

 

1)  образует первичную биологическую продукцию

2)  консумент I порядка

3)  продуцент

4)  образует вторичную биологическую продукцию

5)  растительные микроскопические организмы

6)  животные микроскопические организмы

        20.  Тип 20 № 35215

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит пингвин Адели, начиная с продуцентов. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

        21.  Тип 21 № 35275

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность криля и пингвинов Адели, если в течение нескольких лет шло увеличение численности кальмаров? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  уменьшится

2)  не изменится

3)  увеличится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность криля Численность пингвинов Адели

        22.  Тип 22 № 12485

Рассмотрите рисунок с изображением мозга человека. Какая доля мозга окрашена голубым цветом? Назовите пример действия, за которое отвечает данная доля мозга?

          23.  Тип 23 № 20977

Ученые сравнивали состав крови альпиниста и человека, который не имеет опыта подъема на горные вершины. В ходе исследования выяснилось, что содержание гемоглобина и количество эритроцитов у этих людей разное. Эритроцитов в одинаковом объеме крови больше у альпиниста, нежели у обычного человека без опыта восхождений. Анализ эритроцитов показал, что гемоглобина в их составе также значительно выше у альпиниста.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? По какой причине возникает разница в составе крови этих людей?

          24.  Тип 24 № 1055

 

ОПАСНОСТЬ ДОПИНГА

 

Спортивные рекорды достигли границ человеческих возможностей. Поэтому некоторые спортсмены для достижения своих целей, невзирая на правовые и медицинские последствия, прибегают к недозволенным фармацевтическим средствам – допингу. Данный термин имеет употребление в спорте не только по отношению к наркотическим веществам, но и к любым веществам природного или синтетического происхождения, позволяющим в результате их приема добиться улучшения спортивных результатов.

 

Международный Олимпийский комитет запретил спортсменам использовать следующие группы препаратов: стимуляторы, наркотические обезболивающие средства, анаболические препараты, мочегонные средства и др.

 

Некоторые вещества действуют на нервную систему как стимуляторы. К ним относят амфетамин, эфедрин, кофеин и стрихнин. Хотя их действие кратковременно (выводятся с мочой), они часто используются спортсменами. Часть этих веществ входит в состав лекарств, применяемых при простуде, поэтому спортсмены должны заранее уточнить, содержит ли банальное лекарство запрещенные вещества. Стимуляторы, применяемые при максимальных физических нагрузках, даже в малых дозах, могут приводить к стойкому повышению давления крови и учащению сердцебиения, к нарушению терморегуляции и тепловому удару, к лекарственной зависимости и психическим расстройствам.

 

Одну из наиболее популярных групп допинговых средств составляют стероидные гормоны – анаболики – синтетические аналоги натурального мужского полового гормона тестостерона. Они стимулируют усвоение белков, увеличивая мышечную массу, формируя мужской тип телосложения с характерным рельефом скелетных мышц, который поддерживается за счет мочегонных средств.

 

Бесконтрольное применение анаболиков может вызвать психические расстройства, печеночную недостаточность, опухоли печени и легких, нарушение функций половых органов. Кроме того, увеличение мышечной массы не способствует повышению прочности связок, в связи с чем повышается вероятность травм сухожилий. Типичные андрогенные анаболики – нандролон, станозолол, метанабол и др.

Используя содержание текста «Опасность допинга» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

1)  С какой целью спортсмены применяют допинг?

2)  Какое действие оказывают стимуляторы на состояние сердечно-сосудистой системы человека?

3)  Почему после принятия запрещенных препаратов спортсмены употребляют мочегонные средства?

          25.  Тип 25 № 2322

Пользуясь таблицей «Суточная потребность энергии для людей разных категорий труда», ответьте на вопросы и выполните задание.

 

Суточная потребность энергии для людей разных категорий труда

 

 

 

Группы профессий Средние затраты энергии в сутки (в кДж)
1 Работники интеллектуального труда (ученые, врачи, педагоги) До 12 600
2 Работники, выполняющие работу средней интенсивности (водители, токари, фрезеровщики) От 12 600 до 14 700
3 Работники тяжелого механизированного труда (шахтеры, кузнецы, сельскохозяйственные рабочие) От 14 700 до 16 800
4 Работники тяжелого физического труда (грузчики, землекопы, лесорубы) От 18 900 и выше

 

1)  Сколько энергии в (кДж) в среднем тратит за сутки учитель биологии?

2)  От чего зависит расход энергии у людей разных профессий?

          26.  Тип 26 № 12952

По утрам Эвелина занимается ритмической гимнастикой в течение одного часа. После этого она завтракает тем, что ей положила в сумку мама: сложный горячий бутерброд с курицей и чай с сахаром. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на вопрос.

1)  Каковы энергозатраты на тренировки?

2)  Превышает ли калорийность завтрака Эвелины затраты на тренировку?

3)  Какое вещество, вырабатываемое печенью, участвует в расщеплении жиров?

 

Таблица 1

 

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафетерия

 

 

 

Блюда и напитки Энергетическая ценность (ккал) Белки (г) Жиры (г)

 

Углеводы (г)

 

Сложный горячий бутерброд со свининой (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина) 425 39 33 41
Сложный горячий бутерброд с ветчиной (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина) 380 19 18 35
Сложный горячий бутерброд с курицей (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица) 355 13 15 42
Омлет с ветчиной 350 21 14 35
Салат овощной 60 3 0 10
Салат Цезарь (курица, салат, майонез, гренки) 250 14 12 15
Картофель по-деревенски 315 5 16 38
Маленькая порция картофеля фри 225 3 12 29
Мороженое с шоколадным наполнителем 325 6 11 50
Вафельный рожок 135 3 4 22
Сладкий газированный напиток 170 0 0 42
Апельсиновый сок 225 2 0 35
Чай без сахара 0 0 0 0
Чай с сахаром (две чайные ложки) 68 0 0 14

 

Таблица 2

 

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

 

 

Виды физической активности Энергетическая стоимость
Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин
Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин
Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин
Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2024 Сентябрь Биология Вариант 12»

РЕШУ ОГЭ — биология

Вариант № 3602859

1.  Тип 1 № 20784

В изображенном на рисунке опыте экспериментатор ударяет пациента неврологическим молоточком чуть ниже коленной чашечки.

Какое свойство живых систем он иллюстрирует?

2.  Тип 2 № 35131

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  сине-зеленая водоросль

Б)  мукор

В)  мятлик обыкновенный

Г)  аскарида лошадиная

ЦАРСТВА

1)  Бактерии

2)  Грибы

3)  Животные

4)  Растения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 35165

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  семейство Беличьи

2)  отряд Грызуны

3)  класс Млекопитающие

4)  род Белка

5)  вид Обыкновенная белка

4.  Тип 4 № 12470

Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза у растений от концентрации углекислого газа в атмосфере (по оси х отложена концентрация углекислого газа (в %), а по оси у — относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.)).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Понижение относительной скорости фотосинтеза начинается после достижения концентрация углекислого газа 0,20%.

2)  Скорость фотосинтеза зависит от количества солнечного света.

3)  После достижения концентрации углекислого газа в 0,12%, относительная скорость фотосинтеза выходит на плато.

4)  При концентрации углекислого газа равной 0,04% относительная скорость фотосинтеза составляет 30 у.ед.

5)  Увеличение относительной скорости фотосинтеза происходит в диапазоне концентраций углекислого газа от 0 до 0,16%.

5.  Тип 5 № 443

Расположите в правильном порядке события, происходящие в процессе развития сумчатых, на примере кенгуру. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  захватывание детенышем набухшего соска

2)  выпрыгивание детеныша из сумки и переход к самостоятельной жизни

3)  перемещение детеныша в сумку матери

4)  рождение самкой детеныша величиной с грецкий орех

5)  впрыскивание матерью в рот детеныша молока путем сокращения особых мышц

6.  Тип 6 № 35112

Для нового эксперимента Вите нужно было отмерить 70 мл воды, для чего из лабораторного оборудования он выбрал

 

1)  пипетку

2)  мерный цилиндр

3)  чашку Петри

4)  воронку

7.  Тип 7 № 8388

Известно, что серая жаба − позвоночное земноводное, питающееся различными беспозвоночными животными.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

  

 1) 

Серая жаба − самая крупная жаба Европы.

  

 2) 

Питается серая жаба мелкими насекомыми, пауками, дождевыми червями, слизнями, многоножками.

  

 3) 

Серая жаба постоянно живет на суше, а в воду входит только для размножения.

  

 4) 

Зимует серая жаба под опавшими листьями, бревнами, в норах, иногда закапывается в прибрежный ил.

  

 5) 

Серая жаба − долгожитель, обычно живет 10−18 лет.

  

 6) 

Шейный отдел позвоночника серой жабы состоит из одного позвонка, который обеспечивает подвижность головы в вертикальной плоскости.

8.  Тип 8 № 1915

Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь.

 

Объект

Процесс

нервная клетка

передача возбуждения

мышечная клетка

...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  газообмен

2)  движение

3)  сокращение

4)  защита

9.  Тип 9 № 953

Что относят к глобальным экологическим проблемам современности? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  строительство новых городов

2)  истощение озонового слоя Земли

3)  низкая рождаемость в развитых странах Европы

4)  старение населения Земли

5)  загрязнение атмосферы продуктами различных производств

6)  сокращение видового разнообразия биосферы

10.  Тип 10 № 20778

Вставьте в текст «Семя фасоли» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Семя фасоли

В сформированном зародыше фасоли хорошо различаются первые настоящие листья, корешок и верхушка побега  —___________(А). В состав зародыша входят ___________(Б) толстые семядоли, в которых отложены ___________(В) вещества, необходимые для прорастания семени. Семядоли – это первые ___________(Г) растения.

 

Перечень терминов:

 

1)  три

2)  цветок

3)  почечка

4)  минеральные

5)  плоды

6)  две

7)  органические

8)  листья

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11.  Тип 11 № 1082

Установите соответствие между характеристикой организма и функциональной группой, к которой его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ХАРАКТЕРИСТИКА

A)  образуют органические вещества из неорганических

Б)  потребляют готовые органические вещества

В)  используют солнечную энергию для синтеза органических веществ

Г)  принадлежит к растительноядным животным

Д)  являются первым звеном цепи питания

ГРУППА

1)  производители

2)  потребители

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

12.  Тип 12 № 1499

Укажите, какие из приведенных суждений верны.

 

A.  Транспорт минеральных веществ в растении происходит по ксилеме.

B.  Запасание питательных веществ у растений происходит только в корнях.

 

1)  верно только А

2)  верно только В

3)  верны оба утверждения

4)  оба утверждения неверны

13.  Тип 13 № 2095

Рассмотрите фотографии собаки породы бигль. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 35175

Под каким номером изображена поджелудочная железа человека?

15.  Тип 15 № 48

Что воспримут изображенные на рисунке рецепторные клетки?

 

1)  свет

2)  прикосновение

3)  растворенное вещество

4)  звук

16.  Тип 16 № 35313

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение скелета передней конечности человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  плечевая кость

2)  таранная кость

3)  лучевая кость

4)  локтевая кость

5)  кость пясти

6)  фаланги пальцев

17.  Тип 17 № 825

Какие виды деятельности человека осуществляются при участии мозжечка? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  чихание

2)  письмо

3)  мигание

4)  ходьба

5)  мышление

6)  подводное плавание

18.  Тип 18 № 35331

Установите соответствие между особенностями ткани человека и её видом.

ОСОБЕННОСТЬ

A)  клетки плотно прилегают друг к другу

Б)  клетки могут быть плоскими, кубическими, цилиндрическими

B)  ткань бывает реснитчатой, железистой, ороговевающей

Г)  ткань имеет мезодермальное происхождение

Д)  ткань бывает жидкой и твёрдой

Е)  межклеточное вещество хорошо развито

ВИД ТКАНИ

1)  эпителиальная

2)  соединительная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е

19.  Тип 19 № 35265

Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания фитопланктона.

 

1)  образует первичную биологическую продукцию

2)  консумент I порядка

3)  продуцент

4)  образует вторичную биологическую продукцию

5)  растительные микроскопические организмы

6)  животные микроскопические организмы

20.  Тип 20 № 35215

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит пингвин Адели, начиная с продуцентов. В ответе запишите последовательность букв.

 

21.  Тип 21 № 35275

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность криля и пингвинов Адели, если в течение нескольких лет шло увеличение численности кальмаров? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  уменьшится

2)  не изменится

3)  увеличится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность криля

Численность пингвинов Адели

22.  Тип 22 № 12485

Рассмотрите рисунок с изображением мозга человека. Какая доля мозга окрашена голубым цветом? Назовите пример действия, за которое отвечает данная доля мозга?

23.  Тип 23 № 20977

Ученые сравнивали состав крови альпиниста и человека, который не имеет опыта подъема на горные вершины. В ходе исследования выяснилось, что содержание гемоглобина и количество эритроцитов у этих людей разное. Эритроцитов в одинаковом объеме крови больше у альпиниста, нежели у обычного человека без опыта восхождений. Анализ эритроцитов показал, что гемоглобина в их составе также значительно выше у альпиниста.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? По какой причине возникает разница в составе крови этих людей?

24.  Тип 24 № 1055

ОПАСНОСТЬ ДОПИНГА

 

Спортивные рекорды достигли границ человеческих возможностей. Поэтому некоторые спортсмены для достижения своих целей, невзирая на правовые и медицинские последствия, прибегают к недозволенным фармацевтическим средствам – допингу. Данный термин имеет употребление в спорте не только по отношению к наркотическим веществам, но и к любым веществам природного или синтетического происхождения, позволяющим в результате их приема добиться улучшения спортивных результатов.

 

Международный Олимпийский комитет запретил спортсменам использовать следующие группы препаратов: стимуляторы, наркотические обезболивающие средства, анаболические препараты, мочегонные средства и др.

 

Некоторые вещества действуют на нервную систему как стимуляторы. К ним относят амфетамин, эфедрин, кофеин и стрихнин. Хотя их действие кратковременно (выводятся с мочой), они часто используются спортсменами. Часть этих веществ входит в состав лекарств, применяемых при простуде, поэтому спортсмены должны заранее уточнить, содержит ли банальное лекарство запрещенные вещества. Стимуляторы, применяемые при максимальных физических нагрузках, даже в малых дозах, могут приводить к стойкому повышению давления крови и учащению сердцебиения, к нарушению терморегуляции и тепловому удару, к лекарственной зависимости и психическим расстройствам.

 

Одну из наиболее популярных групп допинговых средств составляют стероидные гормоны – анаболики – синтетические аналоги натурального мужского полового гормона тестостерона. Они стимулируют усвоение белков, увеличивая мышечную массу, формируя мужской тип телосложения с характерным рельефом скелетных мышц, который поддерживается за счет мочегонных средств.

 

Бесконтрольное применение анаболиков может вызвать психические расстройства, печеночную недостаточность, опухоли печени и легких, нарушение функций половых органов. Кроме того, увеличение мышечной массы не способствует повышению прочности связок, в связи с чем повышается вероятность травм сухожилий. Типичные андрогенные анаболики – нандролон, станозолол, метанабол и др.

Используя содержание текста «Опасность допинга» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

1)  С какой целью спортсмены применяют допинг?

2)  Какое действие оказывают стимуляторы на состояние сердечно-сосудистой системы человека?

3)  Почему после принятия запрещенных препаратов спортсмены употребляют мочегонные средства?

25.  Тип 25 № 2322

Пользуясь таблицей «Суточная потребность энергии для людей разных категорий труда», ответьте на вопросы и выполните задание.

Суточная потребность энергии для людей разных категорий труда

 

Группы профессий

Средние затраты энергии в сутки (в кДж)

1

Работники интеллектуального труда (ученые, врачи, педагоги)

До 12 600

2

Работники, выполняющие работу средней интенсивности (водители, токари, фрезеровщики)

От 12 600 до 14 700

3

Работники тяжелого механизированного труда (шахтеры, кузнецы, сельскохозяйственные рабочие)

От 14 700 до 16 800

4

Работники тяжелого физического труда (грузчики, землекопы, лесорубы)

От 18 900 и выше

 

1)  Сколько энергии в (кДж) в среднем тратит за сутки учитель биологии?

2)  От чего зависит расход энергии у людей разных профессий?

26.  Тип 26 № 12952

По утрам Эвелина занимается ритмической гимнастикой в течение одного часа. После этого она завтракает тем, что ей положила в сумку мама: сложный горячий бутерброд с курицей и чай с сахаром. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на вопрос.

1)  Каковы энергозатраты на тренировки?

2)  Превышает ли калорийность завтрака Эвелины затраты на тренировку?

3)  Какое вещество, вырабатываемое печенью, участвует в расщеплении жиров?

 

Таблица 1

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафетерия

 

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Сложный горячий бутерброд со свининой (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)

425

39

33

41

Сложный горячий бутерброд с ветчиной (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

380

19

18

35

Сложный горячий бутерброд с курицей (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

355

13

15

42

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат Цезарь (курица, салат, майонез, гренки)

250

14

12

15

Картофель по-деревенски

315

5

16

38

Маленькая порция картофеля фри

225

3

12

29

Мороженое с шоколадным наполнителем

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

Сладкий газированный напиток

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

 

Таблица 2

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

Виды физической активности

Энергетическая стоимость

Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин

Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин

Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин

Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!