РЕШУ ОГЭ — биология
Вариант № 3602859
1. Тип 1 № 20784
В изображенном на рисунке опыте экспериментатор ударяет пациента неврологическим молоточком чуть ниже коленной чашечки.
Какое свойство живых систем он иллюстрирует?
2. Тип 2 № 35131
Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) сине-зеленая водоросль
Б) мукор
В) мятлик обыкновенный
Г) аскарида лошадиная
ЦАРСТВА
1) Бактерии
2) Грибы
3) Животные
4) Растения
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
3. Тип 3 № 35165
Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) семейство Беличьи
2) отряд Грызуны
3) класс Млекопитающие
4) род Белка
5) вид Обыкновенная белка
4. Тип 4 № 12470
Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза у растений от концентрации углекислого газа в атмосфере (по оси х отложена концентрация углекислого газа (в %), а по оси у — относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.)).
Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?
1) Понижение относительной скорости фотосинтеза начинается после достижения концентрация углекислого газа 0,20%.
2) Скорость фотосинтеза зависит от количества солнечного света.
3) После достижения концентрации углекислого газа в 0,12%, относительная скорость фотосинтеза выходит на плато.
4) При концентрации углекислого газа равной 0,04% относительная скорость фотосинтеза составляет 30 у.ед.
5) Увеличение относительной скорости фотосинтеза происходит в диапазоне концентраций углекислого газа от 0 до 0,16%.
5. Тип 5 № 443
Расположите в правильном порядке события, происходящие в процессе развития сумчатых, на примере кенгуру. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) захватывание детенышем набухшего соска
2) выпрыгивание детеныша из сумки и переход к самостоятельной жизни
3) перемещение детеныша в сумку матери
4) рождение самкой детеныша величиной с грецкий орех
5) впрыскивание матерью в рот детеныша молока путем сокращения особых мышц
6. Тип 6 № 35112
Для нового эксперимента Вите нужно было отмерить 70 мл воды, для чего из лабораторного оборудования он выбрал
1) пипетку
2) мерный цилиндр
3) чашку Петри
4) воронку
7. Тип 7 № 8388
Известно, что серая жаба − позвоночное земноводное, питающееся различными беспозвоночными животными.
Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
| 1) | Серая жаба − самая крупная жаба Европы. |
| 2) | Питается серая жаба мелкими насекомыми, пауками, дождевыми червями, слизнями, многоножками. |
| 3) | Серая жаба постоянно живет на суше, а в воду входит только для размножения. |
| 4) | Зимует серая жаба под опавшими листьями, бревнами, в норах, иногда закапывается в прибрежный ил. |
| 5) | Серая жаба − долгожитель, обычно живет 10−18 лет. |
| 6) | Шейный отдел позвоночника серой жабы состоит из одного позвонка, который обеспечивает подвижность головы в вертикальной плоскости. |
8. Тип 8 № 1915
Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь.
Объект | Процесс |
нервная клетка | передача возбуждения |
мышечная клетка | ... |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) газообмен
2) движение
3) сокращение
4) защита
9. Тип 9 № 953
Что относят к глобальным экологическим проблемам современности? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) строительство новых городов
2) истощение озонового слоя Земли
3) низкая рождаемость в развитых странах Европы
4) старение населения Земли
5) загрязнение атмосферы продуктами различных производств
6) сокращение видового разнообразия биосферы
10. Тип 10 № 20778
Вставьте в текст «Семя фасоли» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
Семя фасоли
В сформированном зародыше фасоли хорошо различаются первые настоящие листья, корешок и верхушка побега —___________(А). В состав зародыша входят ___________(Б) толстые семядоли, в которых отложены ___________(В) вещества, необходимые для прорастания семени. Семядоли – это первые ___________(Г) растения.
Перечень терминов:
1) три
2) цветок
3) почечка
4) минеральные
5) плоды
6) две
7) органические
8) листья
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
11. Тип 11 № 1082
Установите соответствие между характеристикой организма и функциональной группой, к которой его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКА
A) образуют органические вещества из неорганических
Б) потребляют готовые органические вещества
В) используют солнечную энергию для синтеза органических веществ
Г) принадлежит к растительноядным животным
Д) являются первым звеном цепи питания
ГРУППА
1) производители
2) потребители
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
12. Тип 12 № 1499
Укажите, какие из приведенных суждений верны.
A. Транспорт минеральных веществ в растении происходит по ксилеме.
B. Запасание питательных веществ у растений происходит только в корнях.
1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
13. Тип 13 № 2095
Рассмотрите фотографии собаки породы бигль. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
14. Тип 14 № 35175
Под каким номером изображена поджелудочная железа человека?
15. Тип 15 № 48
Что воспримут изображенные на рисунке рецепторные клетки?
1) свет
2) прикосновение
3) растворенное вещество
4) звук
16. Тип 16 № 35313
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение скелета передней конечности человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) плечевая кость
2) таранная кость
3) лучевая кость
4) локтевая кость
5) кость пясти
6) фаланги пальцев
17. Тип 17 № 825
Какие виды деятельности человека осуществляются при участии мозжечка? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) чихание
2) письмо
3) мигание
4) ходьба
5) мышление
6) подводное плавание
18. Тип 18 № 35331
Установите соответствие между особенностями ткани человека и её видом.
ОСОБЕННОСТЬ
A) клетки плотно прилегают друг к другу
Б) клетки могут быть плоскими, кубическими, цилиндрическими
B) ткань бывает реснитчатой, железистой, ороговевающей
Г) ткань имеет мезодермальное происхождение
Д) ткань бывает жидкой и твёрдой
Е) межклеточное вещество хорошо развито
ВИД ТКАНИ
1) эпителиальная
2) соединительная
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
19. Тип 19 № 35265
Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задание.
Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания фитопланктона.
1) образует первичную биологическую продукцию
2) консумент I порядка
3) продуцент
4) образует вторичную биологическую продукцию
5) растительные микроскопические организмы
6) животные микроскопические организмы
20. Тип 20 № 35215
Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит пингвин Адели, начиная с продуцентов. В ответе запишите последовательность букв.
21. Тип 21 № 35275
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность криля и пингвинов Адели, если в течение нескольких лет шло увеличение численности кальмаров? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) уменьшится
2) не изменится
3) увеличится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Численность криля | Численность пингвинов Адели |
| |
22. Тип 22 № 12485
Рассмотрите рисунок с изображением мозга человека. Какая доля мозга окрашена голубым цветом? Назовите пример действия, за которое отвечает данная доля мозга?
23. Тип 23 № 20977
Ученые сравнивали состав крови альпиниста и человека, который не имеет опыта подъема на горные вершины. В ходе исследования выяснилось, что содержание гемоглобина и количество эритроцитов у этих людей разное. Эритроцитов в одинаковом объеме крови больше у альпиниста, нежели у обычного человека без опыта восхождений. Анализ эритроцитов показал, что гемоглобина в их составе также значительно выше у альпиниста.
Какой вывод можно сделать из этого исследования? По какой причине возникает разница в составе крови этих людей?
24. Тип 24 № 1055
ОПАСНОСТЬ ДОПИНГА
Спортивные рекорды достигли границ человеческих возможностей. Поэтому некоторые спортсмены для достижения своих целей, невзирая на правовые и медицинские последствия, прибегают к недозволенным фармацевтическим средствам – допингу. Данный термин имеет употребление в спорте не только по отношению к наркотическим веществам, но и к любым веществам природного или синтетического происхождения, позволяющим в результате их приема добиться улучшения спортивных результатов.
Международный Олимпийский комитет запретил спортсменам использовать следующие группы препаратов: стимуляторы, наркотические обезболивающие средства, анаболические препараты, мочегонные средства и др.
Некоторые вещества действуют на нервную систему как стимуляторы. К ним относят амфетамин, эфедрин, кофеин и стрихнин. Хотя их действие кратковременно (выводятся с мочой), они часто используются спортсменами. Часть этих веществ входит в состав лекарств, применяемых при простуде, поэтому спортсмены должны заранее уточнить, содержит ли банальное лекарство запрещенные вещества. Стимуляторы, применяемые при максимальных физических нагрузках, даже в малых дозах, могут приводить к стойкому повышению давления крови и учащению сердцебиения, к нарушению терморегуляции и тепловому удару, к лекарственной зависимости и психическим расстройствам.
Одну из наиболее популярных групп допинговых средств составляют стероидные гормоны – анаболики – синтетические аналоги натурального мужского полового гормона тестостерона. Они стимулируют усвоение белков, увеличивая мышечную массу, формируя мужской тип телосложения с характерным рельефом скелетных мышц, который поддерживается за счет мочегонных средств.
Бесконтрольное применение анаболиков может вызвать психические расстройства, печеночную недостаточность, опухоли печени и легких, нарушение функций половых органов. Кроме того, увеличение мышечной массы не способствует повышению прочности связок, в связи с чем повышается вероятность травм сухожилий. Типичные андрогенные анаболики – нандролон, станозолол, метанабол и др.
Используя содержание текста «Опасность допинга» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) С какой целью спортсмены применяют допинг?
2) Какое действие оказывают стимуляторы на состояние сердечно-сосудистой системы человека?
3) Почему после принятия запрещенных препаратов спортсмены употребляют мочегонные средства?
25. Тип 25 № 2322
Пользуясь таблицей «Суточная потребность энергии для людей разных категорий труда», ответьте на вопросы и выполните задание.
Суточная потребность энергии для людей разных категорий труда
Группы профессий | Средние затраты энергии в сутки (в кДж) |
1 | Работники интеллектуального труда (ученые, врачи, педагоги) | До 12 600 |
2 | Работники, выполняющие работу средней интенсивности (водители, токари, фрезеровщики) | От 12 600 до 14 700 |
3 | Работники тяжелого механизированного труда (шахтеры, кузнецы, сельскохозяйственные рабочие) | От 14 700 до 16 800 |
4 | Работники тяжелого физического труда (грузчики, землекопы, лесорубы) | От 18 900 и выше |
1) Сколько энергии в (кДж) в среднем тратит за сутки учитель биологии?
2) От чего зависит расход энергии у людей разных профессий?
26. Тип 26 № 12952
По утрам Эвелина занимается ритмической гимнастикой в течение одного часа. После этого она завтракает тем, что ей положила в сумку мама: сложный горячий бутерброд с курицей и чай с сахаром. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на вопрос.
1) Каковы энергозатраты на тренировки?
2) Превышает ли калорийность завтрака Эвелины затраты на тренировку?
3) Какое вещество, вырабатываемое печенью, участвует в расщеплении жиров?
Таблица 1
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафетерия
Блюда и напитки | Энергетическая ценность (ккал) | Белки (г) | Жиры (г) | Углеводы (г) |
Сложный горячий бутерброд со свининой (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина) | 425 | 39 | 33 | 41 |
Сложный горячий бутерброд с ветчиной (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина) | 380 | 19 | 18 | 35 |
Сложный горячий бутерброд с курицей (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица) | 355 | 13 | 15 | 42 |
Омлет с ветчиной | 350 | 21 | 14 | 35 |
Салат овощной | 60 | 3 | 0 | 10 |
Салат Цезарь (курица, салат, майонез, гренки) | 250 | 14 | 12 | 15 |
Картофель по-деревенски | 315 | 5 | 16 | 38 |
Маленькая порция картофеля фри | 225 | 3 | 12 | 29 |
Мороженое с шоколадным наполнителем | 325 | 6 | 11 | 50 |
Вафельный рожок | 135 | 3 | 4 | 22 |
Сладкий газированный напиток | 170 | 0 | 0 | 42 |
Апельсиновый сок | 225 | 2 | 0 | 35 |
Чай без сахара | 0 | 0 | 0 | 0 |
Чай с сахаром (две чайные ложки) | 68 | 0 | 0 | 14 |
Таблица 2
Энергозатраты при различных видах физической активности
Виды физической активности | Энергетическая стоимость |
Прогулка - 5 км/ч; езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля на байдарке | 4,5 ккал/мин |
Прогулка - 5,5 км/ч; езда на велосипеде - 13 км/ч; настольный теннис | 5,5 ккал/мин |
Ритмическая гимнастика; прогулка - 6,5 км/ч; езда на велосипеде - 16 км/ч; каноэ - 6,5 км/ч; верховая езда - быстрая рысь | 6,5 ккал/мин |
Роликовые коньки - 15 км/ч; прогулка - 8 км/ч; езда на велосипеде - 17,5 км/ч; бадминтон - соревнования; большой теннис - одиночный разряд; легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи | 7,5 ккал/мин |
Бег трусцой; езда на велосипеде - 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой | 9,5 ккал/мин |