СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2024 Сентябрь Биология Вариант 1

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какое явление из жизни растений изображено на рисунке?

        2.  Тип 2 № 35144

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  каракатица лекарственная

Б)  вешенка обыкновенная

В)  орляк обыкновенный

Г)  дифтерийная палочка

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Грибы

2)  Бактерии

3)  Растения

4)  Животные

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        3.  Тип 3 № 379

Расположите в правильном порядке систематические категории, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Пресмыкающиеся

2)  Гадюка

3)  Хордовые

4)  Гадюка обыкновенная

5)  Чешуйчатые

        4.  Тип 4 № 12238

Изучите график зависимости расхода глюкозы в мышцах человека от длительности физический нагрузки (по оси х отложена длительность физической нагрузки (в мин.), а по оси у  — запас глюкозы (в %)).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  В период с 10 по 30 минуту глюкоза расходуется интенсивнее всего.

2)  Запасы глюкозы в мышцах к 10-й минуте расходуются наполовину.

3)  При увеличении длительности физической нагрузки расход глюкозы происходит медленнее.

4)  На 30-й минуте запасы глюкозы исчерпываются.

5)  Чем длительнее физическая нагрузка, тем выше расход глюкозы.

        5.  Тип 5 № 1535

Установите последовательность стадий жизненного цикла мха сфагнума, начиная с оплодотворения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  оплодотворение

2)  развитие листостебельного растения

3)  развитие коробочки на ножке

4)  развитие половых органов и гамет

5)  развитие спор

6)  прорастание протонемы

        6.  Тип 6 № 8399

Чем метод эксперимента отличается от метода наблюдения?

 

1)  его осуществляют квалифицированные ученые

2)  в процессе его проведения собираются достоверные научные факты

3)  он проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях

4)  он более продолжителен по времени проведения

        7.  Тип 7 № 2939

Какие организмы являются паразитами? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  росянка

2)  божья коровка

3)  майский жук

4)  клещ

5)  бычий цепень

6)  малярийный плазмодий

        8.  Тип 8 № 1401

В таблице приведены ткани растений и их функции.

 

 

ТКАНЬ ФУНКЦИЯ
... проведение веществ к корням
эпидермис защита нижележащих тканей

 

Какой термин необходимо вписать на место пропуска?

 

1)  пробка

2)  ксилема

3)  флоэма

4)  камбий

        9.  Тип 9 № 1241

Какие признаки являются общими для голосеменных и папоротникообразных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  размножение зависит от воды

2)  имеют проводящие ткани

3)  имеют побеги с листьями

4)  имеют корни

5)  образуют семена

6)  образуют шишки

        10.  Тип 10 № 380

Вставьте в текст «Жизнедеятельность растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАСТЕНИЯ

 

Растение получает воду в виде почвенного раствора с помощью ___________ (А) корня. Наземные части растения, главным образом, ___________ (Б), напротив, через особые клетки  — ___________ (В)  — испаряют значительное количество воды. При этом вода используется не только для испарения, но и как исходный материал для образования органических веществ в ходе процесса ___________ (Г) .

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) дыхание 2) корневой чехлик 3) корневой волосок 4) лист
5) побег 6) стебель 7) устьица 8) фотосинтез

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        11.  Тип 11 № 1178

Установите соответствие между признаком и видом изменчивости, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ПРИЗНАК

 

A)  возникает под прямым влиянием внешней среды

Б)  изменяется генотип

В)  возникает у отдельной особи

Г)  может проявляться у всех особей вида одновременно

Д)  имеет случайный характер

 

 

 

ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ

 

1)  наследственная

2)  ненаследственная

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        12.  Тип 12 № 408

Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

 

А.  Все органы растений дышат.

Б.  Органические вещества в процессе дыхания синтезируются с поглощением световой энергии.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

        13.  Тип 13 № 2648

Рассмотрите фотографию лошади породы вестфальская. Выберите характеристики, соответствующие его (ее) внешнему строению, по следующему плану: постановка головы, форма головы, форма спины, расположение запястья передней конечности, постановка задних конечностей. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        14.  Тип 14 № 39332

Под каким номером изображена почка человека?

 

1)

2)

3)

4)

        15.  Тип 15 № 586

В какой доле коры головного мозга расположены центры, контролирующие произвольные движения?

 

1)  лобной

2)  височной

3)  затылочной

4)  теменной

        16.  Тип 16 № 39334

На рисунке изображено строение скелета руки человека. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)  фаланги пальцев

2)  кости запястья

3)  кости пясти

4)  лучевая

5)  малая берцовая

6)  плечевая

        17.  Тип 17 № 1561

Из предложенного списка химических элементов выберите макроэлементы.

 

1)  цинк

2)  селен

3)  магний

4)  хлор

5)  фосфор

6)  йод

        18.  Тип 18 № 282

Установите соответствие между признаком и слоем кожи, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ПРИЗНАК

 

A)  расположены рецепторы

Б)  расположены сальные и потовые железы

В)  при ультрафиолетовом облучении в клетках синтезируется меланин

Г)  клетки постоянно слущиваются и обновляются

Д)  слой пронизан многочисленными кровеносными и лимфатическими сосудами

 

 

 

СЛОЙ КОЖИ

 

1)  эпидермис

2)  дерма

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        19.  Тип 19 № 35256

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания гусеницы бабочки-пяденицы.

 

1)  редуцент

2)  детритофаг

3)  фитофаг

4)  консумент первого порядка

5)  паразит

6)  вредитель хвойных растений

        20.  Тип 20 № 35206

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит ель. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
        21.  Тип 21 № 35266

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность ястребов тетеревятников и ели, если в течение нескольких лет шло увеличение численности дятлов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность ястребов тетеревятников Численность ели
        22.  Тип 22 № 12478

Рассмотрите рисунок с изображением ног детей. Как называют заболевание, изображенное на рисунке?

Назовите одну из причин появления такого заболевания у детей.

          23.  Тип 23 № 20958

Ученые изучали влияние освещенности и температуры на скорость фотосинтеза. На первой стадии эксперимента исследователи, повышая уровень освещенности, заметили, что скорость фотосинтеза возрастала (при постоянной температуре). При этом при низкой освещенности повышение температуры не увеличивало скорость фотосинтеза. Из этого был сделан вывод, что реакции с участием света, протекающие во время фотосинтеза, не зависят от температуры. На второй стадии эксперимента исследователи заметили, что при высокой освещенности повышение температуры значительно ускоряло процессы фотосинтеза.

Какой общий вывод о влиянии освещенности и температуры на фотосинтез можно сделать из этого исследования? О существовании каких двух стадий фотосинтеза можно сделать предположение на основании данных наблюдений?

          24.  Тип 24 № 479

 

РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗМЕ ЧИСЛЕННОСТИ ФОРМЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КРОВИ

 

Численность форменных элементов крови должна быть оптимальной и соответствовать уровню обмена веществ, зависящему от характера и интенсивности работы органов и систем, условий существования организма. Так, при повышенной температуре воздуха, интенсивной мышечной работе и низком давлении количество клеток крови увеличивается. В этих условиях затрудняется образование оксигемоглобина, а обильное потоотделение приводит к увеличению вязкости крови, уменьшению ее текучести; организм испытывает недостаток кислорода.

 

На эти изменения наиболее быстро реагирует вегетативная система человека: из кровяного депо выбрасывается находящаяся в нем кровь; из-за повышенной активности органов дыхания и кровообращения возникает одышка, сердцебиение; возрастает давление крови; снижается уровень обмена веществ.

 

При продолжительном нахождении в таких условиях включаются нейрогуморальные механизмы регуляции, активизирующие процессы образования форменных элементов. Например, у жителей горных местностей число эритроцитов повышается до 6 млн в 1 мм3, а концентрация гемоглобина приближается к верхнему пределу. У людей, занятых тяжелым физическим трудом, отмечается хронический рост количества лейкоцитов: они активно утилизируют обломки поврежденных мышечных клеток.

 

Количество форменных элементов в крови контролируется рецепторами, которые располагаются во всех кроветворных и кроверазрушающих органах: красном костном мозге, селезенке, лимфатических узлах. От них информация поступает в нервные центры головного мозга, в основном гипоталамус. Возбуждение нервных центров рефлекторно включает механизмы саморегуляции, изменяет деятельность системы крови в соответствии с требованиями конкретной ситуации. В первую очередь увеличивается скорость движения и объем циркулируемой крови. В случае, если организму не удается быстро восстановить гомеостаз, в работу включаются железы внутренней секреции, например гипофиз.

 

Любое изменение характера нервных процессов в коре больших полушарий при всех видах деятельности организма отражается на клеточном составе крови. При этом включаются долгосрочные механизмы регуляции

кроветворения и кроверазрушения, ведущая роль в которых принадлежит гуморальным влияниям.

 

Специфическое действие на образование эритроцитов оказывают витамины. Так, витамин В12 стимулирует синтез глобина, витамин В6 – синтез гема, витамин В2 ускоряет образование мембраны эритроцита, а витамин А – всасывание в кишечнике железа.

Используя содержание текста «Регулирование в организме численности форменных элементов крови» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.

 

1)  Какая железа внутренней секреции участвует в регуляции количества форменных элементов в крови?

2)  К каким изменениям в крови приводит обильное потоотделение?

3)  Составьте рефлекторную дугу регуляции количества лейкоцитов человека.

          25.  Тип 25 № 832

Пользуясь таблицей «Соотношение компонентов к общей массе дерева (в %) в 19-летних сосновых посадках разной густоты» и знаниями, полученными на уроках биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Соотношение компонентов к общей массе дерева (в %)

в 19-летних сосновых посадках разной густоты

 

 

 

Густота насаждений

(в деревьях на гектар)

Ствол Хвоя Ветви
100 58,9 13,2 8,9
185 63,7 14,2 7,7
400 66,4 10,0 6,3
500 64,9 13,4 5,0
700 72,8 8,7 4,9

 

1)  В посадках какой густоты биомасса хвои по отношению к прочим компонентам наивысшая?

2)  Если сложить показатели компонентов в таблице, то 100% не получится. Биомасса какого органа не учтена?

3)  Почему лесоводы активно занимаются искусственным разведением хвойных лесов?

          26.  Тип 26 № 12960

Алексей ехал на дачу на велосипеде со скоростью 13 км/ч 2 часа. Используя данные таблиц 1 и 2, ответьте на вопросы.

1)  Каковы энергозатраты Алексея на поездку?

2)  В местном кафе он заказал бутерброд с ветчиной и жареный картофель. Какое напиток может заказать Алексей, чтобы количество калорий в его пище не превысило затраты на поездку.

3)  Приведите пример функции углеводов.

 

Таблица 1

 

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

 

 

 

Блюда и напитки Энергетическая ценность (ккал) Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г)
Бутерброд с мясом 425 39 33 41
Бутерброд с курицей 355 13 15 42
Бутерброд с ветчиной 380 19 18 35
Жареный картофель 225 3 12 29
Омлет с ветчиной 350 21 14 35
Салат овощной 60 3 0 10
Салат с курицей 250 14 12 15
Мороженое шоколадное 325 6 11 50
Вафельный рожок 135 3 4 22
Лимонад 170 0 0 42
Апельсиновый сок 225 2 0 35
Чай без сахара 0 0 0 0
Чай с сахаром (две чайные ложки) 68 0 0 14

 

Таблица 2

 

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

 

 

Виды физической активности Энергетическая стоимость
Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин
Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин
Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин
Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2024 Сентябрь Биология Вариант 1»



Какое явление из жизни растений изображено на рисунке?



2.  Тип 2 № 35144

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  каракатица лекарственная

Б)  вешенка обыкновенная

В)  орляк обыкновенный

Г)  дифтерийная палочка

ЦАРСТВА

1)  Грибы

2)  Бактерии

3)  Растения

4)  Животные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 379

Расположите в правильном порядке систематические категории, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Пресмыкающиеся

2)  Гадюка

3)  Хордовые

4)  Гадюка обыкновенная

5)  Чешуйчатые

4.  Тип 4 № 12238

Изучите график зависимости расхода глюкозы в мышцах человека от длительности физический нагрузки (по оси х отложена длительность физической нагрузки (в мин.), а по оси у  — запас глюкозы (в %)).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  В период с 10 по 30 минуту глюкоза расходуется интенсивнее всего.

2)  Запасы глюкозы в мышцах к 10-й минуте расходуются наполовину.

3)  При увеличении длительности физической нагрузки расход глюкозы происходит медленнее.

4)  На 30-й минуте запасы глюкозы исчерпываются.

5)  Чем длительнее физическая нагрузка, тем выше расход глюкозы.

5.  Тип 5 № 1535

Установите последовательность стадий жизненного цикла мха сфагнума, начиная с оплодотворения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  оплодотворение

2)  развитие листостебельного растения

3)  развитие коробочки на ножке

4)  развитие половых органов и гамет

5)  развитие спор

6)  прорастание протонемы

6.  Тип 6 № 8399

Чем метод эксперимента отличается от метода наблюдения?

 

1)  его осуществляют квалифицированные ученые

2)  в процессе его проведения собираются достоверные научные факты

3)  он проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях

4)  он более продолжителен по времени проведения

7.  Тип 7 № 2939

Какие организмы являются паразитами? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  росянка

2)  божья коровка

3)  майский жук

4)  клещ

5)  бычий цепень

6)  малярийный плазмодий

8.  Тип 8 № 1401

В таблице приведены ткани растений и их функции.

 

ТКАНЬ

ФУНКЦИЯ

...

проведение веществ к корням

эпидермис

защита нижележащих тканей

 

Какой термин необходимо вписать на место пропуска?

 

1)  пробка

2)  ксилема

3)  флоэма

4)  камбий

9.  Тип 9 № 1241

Какие признаки являются общими для голосеменных и папоротникообразных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  размножение зависит от воды

2)  имеют проводящие ткани

3)  имеют побеги с листьями

4)  имеют корни

5)  образуют семена

6)  образуют шишки

10.  Тип 10 № 380

Вставьте в текст «Жизнедеятельность растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАСТЕНИЯ

Растение получает воду в виде почвенного раствора с помощью ___________ (А) корня. Наземные части растения, главным образом, ___________ (Б), напротив, через особые клетки  — ___________ (В)  — испаряют значительное количество воды. При этом вода используется не только для испарения, но и как исходный материал для образования органических веществ в ходе процесса ___________ (Г) .

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) дыхание

2) корневой чехлик

3) корневой волосок

4) лист

5) побег

6) стебель

7) устьица

8) фотосинтез

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11.  Тип 11 № 1178

Установите соответствие между признаком и видом изменчивости, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК

A)  возникает под прямым влиянием внешней среды

Б)  изменяется генотип

В)  возникает у отдельной особи

Г)  может проявляться у всех особей вида одновременно

Д)  имеет случайный характер

ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ

1)  наследственная

2)  ненаследственная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

12.  Тип 12 № 408

Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

 

А.  Все органы растений дышат.

Б.  Органические вещества в процессе дыхания синтезируются с поглощением световой энергии.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 2648

Рассмотрите фотографию лошади породы вестфальская. Выберите характеристики, соответствующие его (ее) внешнему строению, по следующему плану: постановка головы, форма головы, форма спины, расположение запястья передней конечности, постановка задних конечностей. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 39332

Под каким номером изображена почка человека?

1)

2)

3)

4)

15.  Тип 15 № 586

В какой доле коры головного мозга расположены центры, контролирующие произвольные движения?

 

1)  лобной

2)  височной

3)  затылочной

4)  теменной

16.  Тип 16 № 39334

На рисунке изображено строение скелета руки человека. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)  фаланги пальцев

2)  кости запястья

3)  кости пясти

4)  лучевая

5)  малая берцовая

6)  плечевая

17.  Тип 17 № 1561

Из предложенного списка химических элементов выберите макроэлементы.

 

1)  цинк

2)  селен

3)  магний

4)  хлор

5)  фосфор

6)  йод

18.  Тип 18 № 282

Установите соответствие между признаком и слоем кожи, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК

A)  расположены рецепторы

Б)  расположены сальные и потовые железы

В)  при ультрафиолетовом облучении в клетках синтезируется меланин

Г)  клетки постоянно слущиваются и обновляются

Д)  слой пронизан многочисленными кровеносными и лимфатическими сосудами

СЛОЙ КОЖИ

1)  эпидермис

2)  дерма

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

19.  Тип 19 № 35256

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания гусеницы бабочки-пяденицы.

 

1)  редуцент

2)  детритофаг

3)  фитофаг

4)  консумент первого порядка

5)  паразит

6)  вредитель хвойных растений

20.  Тип 20 № 35206

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит ель. В ответе запишите последовательность букв.

 

21.  Тип 21 № 35266

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность ястребов тетеревятников и ели, если в течение нескольких лет шло увеличение численности дятлов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность ястребов тетеревятников

Численность ели

22.  Тип 22 № 12478

Рассмотрите рисунок с изображением ног детей. Как называют заболевание, изображенное на рисунке?

Назовите одну из причин появления такого заболевания у детей.

23.  Тип 23 № 20958

Ученые изучали влияние освещенности и температуры на скорость фотосинтеза. На первой стадии эксперимента исследователи, повышая уровень освещенности, заметили, что скорость фотосинтеза возрастала (при постоянной температуре). При этом при низкой освещенности повышение температуры не увеличивало скорость фотосинтеза. Из этого был сделан вывод, что реакции с участием света, протекающие во время фотосинтеза, не зависят от температуры. На второй стадии эксперимента исследователи заметили, что при высокой освещенности повышение температуры значительно ускоряло процессы фотосинтеза.

Какой общий вывод о влиянии освещенности и температуры на фотосинтез можно сделать из этого исследования? О существовании каких двух стадий фотосинтеза можно сделать предположение на основании данных наблюдений?

24.  Тип 24 № 479

РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗМЕ ЧИСЛЕННОСТИ ФОРМЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КРОВИ

 

Численность форменных элементов крови должна быть оптимальной и соответствовать уровню обмена веществ, зависящему от характера и интенсивности работы органов и систем, условий существования организма. Так, при повышенной температуре воздуха, интенсивной мышечной работе и низком давлении количество клеток крови увеличивается. В этих условиях затрудняется образование оксигемоглобина, а обильное потоотделение приводит к увеличению вязкости крови, уменьшению ее текучести; организм испытывает недостаток кислорода.

 

На эти изменения наиболее быстро реагирует вегетативная система человека: из кровяного депо выбрасывается находящаяся в нем кровь; из-за повышенной активности органов дыхания и кровообращения возникает одышка, сердцебиение; возрастает давление крови; снижается уровень обмена веществ.

 

При продолжительном нахождении в таких условиях включаются нейрогуморальные механизмы регуляции, активизирующие процессы образования форменных элементов. Например, у жителей горных местностей число эритроцитов повышается до 6 млн в 1 мм3, а концентрация гемоглобина приближается к верхнему пределу. У людей, занятых тяжелым физическим трудом, отмечается хронический рост количества лейкоцитов: они активно утилизируют обломки поврежденных мышечных клеток.

 

Количество форменных элементов в крови контролируется рецепторами, которые располагаются во всех кроветворных и кроверазрушающих органах: красном костном мозге, селезенке, лимфатических узлах. От них информация поступает в нервные центры головного мозга, в основном гипоталамус. Возбуждение нервных центров рефлекторно включает механизмы саморегуляции, изменяет деятельность системы крови в соответствии с требованиями конкретной ситуации. В первую очередь увеличивается скорость движения и объем циркулируемой крови. В случае, если организму не удается быстро восстановить гомеостаз, в работу включаются железы внутренней секреции, например гипофиз.

 

Любое изменение характера нервных процессов в коре больших полушарий при всех видах деятельности организма отражается на клеточном составе крови. При этом включаются долгосрочные механизмы регуляции

кроветворения и кроверазрушения, ведущая роль в которых принадлежит гуморальным влияниям.

 

Специфическое действие на образование эритроцитов оказывают витамины. Так, витамин В12 стимулирует синтез глобина, витамин В6 – синтез гема, витамин В2 ускоряет образование мембраны эритроцита, а витамин А – всасывание в кишечнике железа.

Используя содержание текста «Регулирование в организме численности форменных элементов крови» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.

 

1)  Какая железа внутренней секреции участвует в регуляции количества форменных элементов в крови?

2)  К каким изменениям в крови приводит обильное потоотделение?

3)  Составьте рефлекторную дугу регуляции количества лейкоцитов человека.

25.  Тип 25 № 832

Пользуясь таблицей «Соотношение компонентов к общей массе дерева (в %) в 19-летних сосновых посадках разной густоты» и знаниями, полученными на уроках биологии, ответьте на следующие вопросы.

Соотношение компонентов к общей массе дерева (в %)

в 19-летних сосновых посадках разной густоты

 

Густота насаждений

(в деревьях на гектар)

Ствол

Хвоя

Ветви

100

58,9

13,2

8,9

185

63,7

14,2

7,7

400

66,4

10,0

6,3

500

64,9

13,4

5,0

700

72,8

8,7

4,9

1)  В посадках какой густоты биомасса хвои по отношению к прочим компонентам наивысшая?

2)  Если сложить показатели компонентов в таблице, то 100% не получится. Биомасса какого органа не учтена?

3)  Почему лесоводы активно занимаются искусственным разведением хвойных лесов?

26.  Тип 26 № 12960

Алексей ехал на дачу на велосипеде со скоростью 13 км/ч 2 часа. Используя данные таблиц 1 и 2, ответьте на вопросы.

1)  Каковы энергозатраты Алексея на поездку?

2)  В местном кафе он заказал бутерброд с ветчиной и жареный картофель. Какое напиток может заказать Алексей, чтобы количество калорий в его пище не превысило затраты на поездку.

3)  Приведите пример функции углеводов.

 

Таблица 1

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

 

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Бутерброд с мясом

425

39

33

41

Бутерброд с курицей

355

13

15

42

Бутерброд с ветчиной

380

19

18

35

Жареный картофель

225

3

12

29

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат с курицей

250

14

12

15

Мороженое шоколадное

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

Лимонад

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

 

Таблица 2

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

Виды физической активности

Энергетическая стоимость

Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин

Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин

Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин

Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!