СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2024 Сентябрь Биология Вариант 11

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.  Тип 1 № 12112

Как называется свойство живых организмов, заключающееся во внешнем сходстве родителей и их потомков?

        2.  Тип 2 № 39320

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  венерина мухоловка

Б)  опенок летний

В)  клостридия ботулиновая

Г)  карась серебристый

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Животные

2)  Грибы

3)  Растения

4)  Бактерии

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        3.  Тип 3 № 35287

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  отряд Бесхвостые земноводные

2)  род Жабы

3)  вид Серая жаба

4)  класс Земноводные

5)  тип Хордовые

        4.  Тип 4 № 16409

Изучите график зависимости работоспособности человека от температуры окружающей среды (по оси х отложена температура воздуха (в °С), а по оси у  — относительная работоспособность (в %)).

 

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне температур?

 

1)  Работоспособность достигает своего максимума при температуре около 21 °C.

2)  При температуре от 27 до 33 °C работоспособность линейно снижается.

3)  При температуре от 19 до 21 °C работоспособность растет наиболее интенсивно, далее рост замедляется.

4)  В интервале температур от 25 до 27 °C имеется скачок работоспособности.

5)  В целом работоспособность человека снижается с ростом температуры.

        5.  Тип 5 № 539

Расположите в правильном порядке процессы выделения из организма рыб вредных растворенных в воде продуктов обмена, начиная с поступления крови в почки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  удаление мочи по мочеиспускательному каналу

2)  стекание из почек мочи по мочеточникам

3)  поступление мочи в мочевой пузырь

4)  прохождение крови по кровеносным сосудам почек

5)  фильтрация почками поступившей в нее жидкости и образование мочи

        6.  Тип 6 № 35094

Изображенный на фотографии прибор используется с целью измерения

 

1)  уровня глюкозы в крови

2)  силы упругости кожных покровов

3)  размеров мышц плеча

4)  давления крови

        7.  Тип 7 № 2047

Известно, что большой пестрый дятел – лесная птица, живущая на деревьях и питающаяся насекомыми, обитающими под корой. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Клюв у птиц крепкий, заостренный и долотовидный.

2)  Яйца насиживают самец и самка поочередно в течение 12–13 дней.

3)  Птицы имеют короткие ноги, с цепкими острыми когтями, два пальца ноги направлены вперед, а два назад.

4)  Дятел не любит соседства своих родичей.

5)  Перья хвоста упругие, их стержни загнуты в сторону ствола дерева.

6)  Длина тела дятла составляет 23–26 см, а масса  — 70–100 г.

        8.  Тип 8 № 1498

Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь.

 

 

ОБЪЕКТ ПРОЦЕСС
... выделение
желудок пищеварение

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  почка

2)  печень

3)  селезенка

4)  легкое

        9.  Тип 9 № 1145

Какие особенности развились у китообразных в связи с обитанием в водной среде? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  дыхание атмосферным кислородом

2)  преобразование конечностей в ласты

3)  наличие диафрагмы

4)  толстый слой подкожного жира

5)  обтекаемая форма тела

6)  выкармливание детенышей молоком

        10.  Тип 10 № 1889

Вставьте в текст «Кровообращение человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

Кровообращение человека

 

Кровеносная система человека состоит из двух кругов кровообращения. Малый круг кровообращения начинается в правом _____(А), откуда кровь по легочным артериям попадает в _____(Б) легких, где насыщается кислородом. Затем кровь поступает по легочным венам в левое _____(В), оттуда в левый желудочек, из которого поступает в аорту. Аорта распределяет кровь по всем крупным артериям организма, в результате чего богатая _____(Г) и питательными

веществами кровь омывает все органы. Из капилляров органов кровь собирается в верхнюю и нижнюю полые _____(Д), впадающие в правое предсердие сердца.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  кислород

2)  углекислый газ

3)  питательное вещество

4)  предсердие

5)  желудочек

6)  артерия

7)  вена

8)  капилляр

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        11.  Тип 11 № 2016

Установите соответствие между характеристикой и видом растительной ткани, к которому ее относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

А)  состоит из клеток, содержащих хлоропласты

Б)  образована клетками с толстыми прочными стенками

В)  входит в состав древесины

Г)  обеспечивает синтез органических веществ из неорганических на свету

Д)  заполняет внутреннее пространство листовой пластинки

Е)  образована в основном мертвыми клетками

 

 

 

ВИД РАСТИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ

 

1)  механическая

2)  фотосинтезирующая

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        12.  Тип 12 № 1048

Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

 

А.  В результате дыхания растений выделяется кислород.

Б.  Дыхание происходит на свету и в темноте.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

        13.  Тип 13 № 253

Рассмотрите фотографии собаки породы миттельшнауцер. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        14.  Тип 14 № 35181

Под каким номером изображена миндалина человека?

        15.  Тип 15 № 459

Какие вещества придают костям эластичность?

 

1)  соли кальция

2)  углеводы

3)  жиры

4)  белки

        16.  Тип 16 № 35314

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение кожи человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  подкожная жировая клетчатка

2)  волосяной фолликул

3)  нервное окончание

4)  эпидермис

5)  ростковый слой эпидермиса

6)  сальная железа

        17.  Тип 17 № 281

Какие функции выполняет вегетативный отдел нервной системы человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  восприятие внешних раздражений

2)  сокращение скелетной мускулатуры

3)  сокращение гладкой мускулатуры сосудов

4)  обеспечение работы сердца

5)  сокращение стенок кишечника

6)  обеспечение чувствительности

        18.  Тип 18 № 20806

Установите соответствие между признаком и типом нейрона, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

 

 

ПРИЗНАК

 

А)  тела и отростки расположены в сером веществе спинного мозга

Б)  осуществляет связь между чувствительным и исполнительным нейронами

В)  передает нервные импульсы к скелетной мышце

Г)  воспринимает нервные импульсы от чувствительного нейрона в трехнейронной рефлекторной дуге

Д)  передает нервные импульсы к железам

 

 

 

ТИП

 

1)  двигательный

2)  вставочный

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д

        19.  Тип 19 № 35257

 

Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания козы.

 

1)  продуцент

2)  консумент первого порядка

3)  фитофаг

4)  доминирующий вид

5)  одомашненный вид

6)  паразит

        20.  Тип 20 № 35207

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит шакал. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
        21.  Тип 21 № 35267

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность сов и растительности, если в течение нескольких лет шло увеличение численности мышей? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность сов Численность растительности
        22.  Тип 22 № 12486

Рассмотрите изображение голеностопа человека. Как называют повреждение, которое на нем изображено? Зачем при оказании первой помощи необходимо положить сустав на возвышение?

          23.  Тип 23 № 20992

Ученый изучал химический состав костей. Для этого он провел два эксперимента. В ходе первого он в течение долгого времени прокаливал кость, в результате чего та стала хрупкой и рассыпалась. В ходе второго эксперимента ученый поместил другую кость в раствор соляной кислоты на несколько дней. После этого кость стала гибкой до такой степени, что ее стало возможно закрутить в узел.

Почему после нахождения кости в растворе соляной кислоты кость стала гибкой? Какие вещества остались в кости после прокаливания?

          24.  Тип 24 № 575

 

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВИ

 

Переливанием крови лечат многие болезни. В случае ранений, ожогов, травм, связанных с опасностью для жизни, переливание крови является единственным средством спасения.

 

В начале ХХ столетия были открыты группы крови. С этого времени стало возможным правильно подбирать донора реципиенту. В результате практически удалось свести к нулю смертность при данной процедуре.

 

В настоящее время в медицинской практике используют следующие методики переливания крови: непрямое, прямое, обменное, аутогемотрансфузию.

 

Наиболее распространенный метод  — непрямое переливание цельной крови и ее компонентов. Кровь и ее компоненты обычно вводят внутривенно. Прямое переливание осуществляется с помощью специальной аппаратуры непосредственно от донора больному внутривенно. К прямым переливаниям крови прибегают при внезапной массовой кровопотере в случае отсутствия свежезамороженной плазмы, эритроцитной массы. В этом случае переливают только цельную кровь без консерванта.

 

Аутогемотрансфузия  — переливание собственной крови, заготовленной заблаговременно на консервирующем растворе. При этом методе обеспечивается лучшая функциональная активность и приживаемость эритроцитов в сосудистом русле реципиента; исключаются осложнения, связанные с несовместимостью крови, переносом инфекционных и вирусных заболеваний. Показаниями к аутогемотрансфузии являются наличие редкой группы крови и невозможность подбора доноров, оперативное вмешательство у больных с нарушениями функции печени и почек.

 

Переливание цельной крови представляет определенную опасность, так как помимо необходимых ему компонентов крови  — эритроцитов  — реципиент получает ненужные для его организма разрушенные лейкоциты, тромбоциты, белки плазмы, антитела, которые могут явиться причиной осложнений.

 

Кроме того, к концу срока хранения в консервированной крови остаются жизнеспособными 70–80% эритроцитов, а тромбоциты и лейкоциты теряют свои свойства в первый день после заготовки крови. В настоящее время переливание цельной крови ограничено внедрением компонентной гемотерапии, то есть переливания отдельных клеточных или белковых фракций крови в зависимости от дефицита.

Используя содержание текста «Современные методики переливания крови» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1)  Что позволило врачам успешно переливать кровь от донора к реципиенту?

2)  В каком случае прибегают к аутогемотрансфузионному переливанию крови?

3)  Дефицит каких элементов крови будет восполняться в первую очередь у пострадавшего при анемии, вызванной большой потерей крови?

          25.  Тип 25 № 1475

Группа учеников исследовала способность веществ из популярного сладкого напитка проникать через частично проницаемую мембрану. Напиток помещался в диализные трубки (трубки из частично проницаемого материала, аналогичные используемым в аппарате искусственной почки). Трубки завязывались с обоих концов и помещались в пробирку с дистиллированной водой. Через какое-то время несколько капель воды из пробирки бралось для проверки ее кислотности. Результаты ученики заносили в таблицу (эксперимент выполняло 5 групп учеников).

 

 

Время, мин кислотность воды, ед. рН
тест 1 тест 2 тест 3 тест 4 тест 5 среднее
0 7,2 7,2 7,6 7,3 7,4 7,34
4 6,4 6,2 6,7 6,4 6,6 6,46
8 5,6 5,6 5,9 5,9 5,7 5,74
16 5,2 5,0 5,4 5,3 5,2 5,22
32 4,5 4,3 4,7 4,7 4,5 4,54

 

Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы.

1.  Какая кислотность была у воды, которую взяли для эксперимента?

2.  Как изменялась pH в пробирке со временем?

3.  Для чего понадобилось делать 5 повторов эксперимента?

          26.  Тип 26 № 12951

На обеде в школьной столовой Василиса съела суп молочный с макаронными изделиями, мясные биточки, гарнир из отварного риса и кисель.

1)  Каково количество белков в школьном обеде Василисы?

2)  Какое еще количество белков должно быть в пищевом рационе Василисы в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если ее возраст 12 лет, а вес 40 кг?

3)  С заболеванием какой системы органов часто связано развитие ожирение?

 

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

 

 

Возраст,

лет

Белки,

г/кг

Жиры,

г/кг

Углеводы, г Энергетическая

потребность, ккал

7–10 2,3 1,7 330 2550
11–15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

 

 

Блюда Белки, г Жиры, г Углеводы, г Энергетическая

ценность, ккал

Борщ из свежей

капусты с картофелем

(1 порция)

1,8 4,0 11,6 92,3
Суп молочный

с макаронными

изделиями (1 порция)

8,3 11.3 25,8 233,8
Мясные биточки

(1 штука)

8,0 21,0 9,3 266,6
Котлета мясная

рубленная (1 штука)

9,2 9,9 6.5 155,6
Гарнир из отварного

риса (1 порция)

4,8 1,2 53,0 245,2
Гарнир из отварных

макарон (1 порция)

5,4 4,3 38,7 218,9
Кисель (1 стакан) 0 0 19,6 80
Чай с сахаром –

2 чайные ложки

(1 стакан)

0 0 14,0 68,0
Хлеб пшеничный

(1 кусок)

2,0 0,6 7,2 64,2
Хлеб ржаной

(1 кусок)

3,9 0,4 28,2 135,7

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2024 Сентябрь Биология Вариант 11»

1.  Тип 1 № 12112

Как называется свойство живых организмов, заключающееся во внешнем сходстве родителей и их потомков?

2.  Тип 2 № 39320

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  венерина мухоловка

Б)  опенок летний

В)  клостридия ботулиновая

Г)  карась серебристый

ЦАРСТВА

1)  Животные

2)  Грибы

3)  Растения

4)  Бактерии

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 35287

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  отряд Бесхвостые земноводные

2)  род Жабы

3)  вид Серая жаба

4)  класс Земноводные

5)  тип Хордовые

4.  Тип 4 № 16409

Изучите график зависимости работоспособности человека от температуры окружающей среды (по оси х отложена температура воздуха (в °С), а по оси у  — относительная работоспособность (в %)).

 

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне температур?

 

1)  Работоспособность достигает своего максимума при температуре около 21 °C.

2)  При температуре от 27 до 33 °C работоспособность линейно снижается.

3)  При температуре от 19 до 21 °C работоспособность растет наиболее интенсивно, далее рост замедляется.

4)  В интервале температур от 25 до 27 °C имеется скачок работоспособности.

5)  В целом работоспособность человека снижается с ростом температуры.

5.  Тип 5 № 539

Расположите в правильном порядке процессы выделения из организма рыб вредных растворенных в воде продуктов обмена, начиная с поступления крови в почки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  удаление мочи по мочеиспускательному каналу

2)  стекание из почек мочи по мочеточникам

3)  поступление мочи в мочевой пузырь

4)  прохождение крови по кровеносным сосудам почек

5)  фильтрация почками поступившей в нее жидкости и образование мочи

6.  Тип 6 № 35094

Изображенный на фотографии прибор используется с целью измерения

 

1)  уровня глюкозы в крови

2)  силы упругости кожных покровов

3)  размеров мышц плеча

4)  давления крови

7.  Тип 7 № 2047

Известно, что большой пестрый дятел – лесная птица, живущая на деревьях и питающаяся насекомыми, обитающими под корой. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Клюв у птиц крепкий, заостренный и долотовидный.

2)  Яйца насиживают самец и самка поочередно в течение 12–13 дней.

3)  Птицы имеют короткие ноги, с цепкими острыми когтями, два пальца ноги направлены вперед, а два назад.

4)  Дятел не любит соседства своих родичей.

5)  Перья хвоста упругие, их стержни загнуты в сторону ствола дерева.

6)  Длина тела дятла составляет 23–26 см, а масса  — 70–100 г.

8.  Тип 8 № 1498

Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь.

 

ОБЪЕКТ

ПРОЦЕСС

...

выделение

желудок

пищеварение

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  почка

2)  печень

3)  селезенка

4)  легкое

9.  Тип 9 № 1145

Какие особенности развились у китообразных в связи с обитанием в водной среде? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  дыхание атмосферным кислородом

2)  преобразование конечностей в ласты

3)  наличие диафрагмы

4)  толстый слой подкожного жира

5)  обтекаемая форма тела

6)  выкармливание детенышей молоком

10.  Тип 10 № 1889

Вставьте в текст «Кровообращение человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Кровообращение человека

Кровеносная система человека состоит из двух кругов кровообращения. Малый круг кровообращения начинается в правом _____(А), откуда кровь по легочным артериям попадает в _____(Б) легких, где насыщается кислородом. Затем кровь поступает по легочным венам в левое _____(В), оттуда в левый желудочек, из которого поступает в аорту. Аорта распределяет кровь по всем крупным артериям организма, в результате чего богатая _____(Г) и питательными

веществами кровь омывает все органы. Из капилляров органов кровь собирается в верхнюю и нижнюю полые _____(Д), впадающие в правое предсердие сердца.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  кислород

2)  углекислый газ

3)  питательное вещество

4)  предсердие

5)  желудочек

6)  артерия

7)  вена

8)  капилляр

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

11.  Тип 11 № 2016

Установите соответствие между характеристикой и видом растительной ткани, к которому ее относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А)  состоит из клеток, содержащих хлоропласты

Б)  образована клетками с толстыми прочными стенками

В)  входит в состав древесины

Г)  обеспечивает синтез органических веществ из неорганических на свету

Д)  заполняет внутреннее пространство листовой пластинки

Е)  образована в основном мертвыми клетками

ВИД РАСТИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ

1)  механическая

2)  фотосинтезирующая

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

12.  Тип 12 № 1048

Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

 

А.  В результате дыхания растений выделяется кислород.

Б.  Дыхание происходит на свету и в темноте.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 253

Рассмотрите фотографии собаки породы миттельшнауцер. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 35181

Под каким номером изображена миндалина человека?

15.  Тип 15 № 459

Какие вещества придают костям эластичность?

 

1)  соли кальция

2)  углеводы

3)  жиры

4)  белки

16.  Тип 16 № 35314

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение кожи человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  подкожная жировая клетчатка

2)  волосяной фолликул

3)  нервное окончание

4)  эпидермис

5)  ростковый слой эпидермиса

6)  сальная железа

17.  Тип 17 № 281

Какие функции выполняет вегетативный отдел нервной системы человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  восприятие внешних раздражений

2)  сокращение скелетной мускулатуры

3)  сокращение гладкой мускулатуры сосудов

4)  обеспечение работы сердца

5)  сокращение стенок кишечника

6)  обеспечение чувствительности

18.  Тип 18 № 20806

Установите соответствие между признаком и типом нейрона, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

ПРИЗНАК

А)  тела и отростки расположены в сером веществе спинного мозга

Б)  осуществляет связь между чувствительным и исполнительным нейронами

В)  передает нервные импульсы к скелетной мышце

Г)  воспринимает нервные импульсы от чувствительного нейрона в трехнейронной рефлекторной дуге

Д)  передает нервные импульсы к железам

ТИП

1)  двигательный

2)  вставочный

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

19.  Тип 19 № 35257

Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания козы.

 

1)  продуцент

2)  консумент первого порядка

3)  фитофаг

4)  доминирующий вид

5)  одомашненный вид

6)  паразит

20.  Тип 20 № 35207

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит шакал. В ответе запишите последовательность букв.

 

21.  Тип 21 № 35267

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность сов и растительности, если в течение нескольких лет шло увеличение численности мышей? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность сов

Численность растительности

22.  Тип 22 № 12486

Рассмотрите изображение голеностопа человека. Как называют повреждение, которое на нем изображено? Зачем при оказании первой помощи необходимо положить сустав на возвышение?

23.  Тип 23 № 20992

Ученый изучал химический состав костей. Для этого он провел два эксперимента. В ходе первого он в течение долгого времени прокаливал кость, в результате чего та стала хрупкой и рассыпалась. В ходе второго эксперимента ученый поместил другую кость в раствор соляной кислоты на несколько дней. После этого кость стала гибкой до такой степени, что ее стало возможно закрутить в узел.

Почему после нахождения кости в растворе соляной кислоты кость стала гибкой? Какие вещества остались в кости после прокаливания?

24.  Тип 24 № 575

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВИ

 

Переливанием крови лечат многие болезни. В случае ранений, ожогов, травм, связанных с опасностью для жизни, переливание крови является единственным средством спасения.

 

В начале ХХ столетия были открыты группы крови. С этого времени стало возможным правильно подбирать донора реципиенту. В результате практически удалось свести к нулю смертность при данной процедуре.

 

В настоящее время в медицинской практике используют следующие методики переливания крови: непрямое, прямое, обменное, аутогемотрансфузию.

 

Наиболее распространенный метод  — непрямое переливание цельной крови и ее компонентов. Кровь и ее компоненты обычно вводят внутривенно. Прямое переливание осуществляется с помощью специальной аппаратуры непосредственно от донора больному внутривенно. К прямым переливаниям крови прибегают при внезапной массовой кровопотере в случае отсутствия свежезамороженной плазмы, эритроцитной массы. В этом случае переливают только цельную кровь без консерванта.

 

Аутогемотрансфузия  — переливание собственной крови, заготовленной заблаговременно на консервирующем растворе. При этом методе обеспечивается лучшая функциональная активность и приживаемость эритроцитов в сосудистом русле реципиента; исключаются осложнения, связанные с несовместимостью крови, переносом инфекционных и вирусных заболеваний. Показаниями к аутогемотрансфузии являются наличие редкой группы крови и невозможность подбора доноров, оперативное вмешательство у больных с нарушениями функции печени и почек.

 

Переливание цельной крови представляет определенную опасность, так как помимо необходимых ему компонентов крови  — эритроцитов  — реципиент получает ненужные для его организма разрушенные лейкоциты, тромбоциты, белки плазмы, антитела, которые могут явиться причиной осложнений.

 

Кроме того, к концу срока хранения в консервированной крови остаются жизнеспособными 70–80% эритроцитов, а тромбоциты и лейкоциты теряют свои свойства в первый день после заготовки крови. В настоящее время переливание цельной крови ограничено внедрением компонентной гемотерапии, то есть переливания отдельных клеточных или белковых фракций крови в зависимости от дефицита.

Используя содержание текста «Современные методики переливания крови» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1)  Что позволило врачам успешно переливать кровь от донора к реципиенту?

2)  В каком случае прибегают к аутогемотрансфузионному переливанию крови?

3)  Дефицит каких элементов крови будет восполняться в первую очередь у пострадавшего при анемии, вызванной большой потерей крови?

25.  Тип 25 № 1475

Группа учеников исследовала способность веществ из популярного сладкого напитка проникать через частично проницаемую мембрану. Напиток помещался в диализные трубки (трубки из частично проницаемого материала, аналогичные используемым в аппарате искусственной почки). Трубки завязывались с обоих концов и помещались в пробирку с дистиллированной водой. Через какое-то время несколько капель воды из пробирки бралось для проверки ее кислотности. Результаты ученики заносили в таблицу (эксперимент выполняло 5 групп учеников).

 

Время,
мин

кислотность воды, ед. рН

тест 1

тест 2

тест 3

тест 4

тест 5

среднее

0

7,2

7,2

7,6

7,3

7,4

7,34

4

6,4

6,2

6,7

6,4

6,6

6,46

8

5,6

5,6

5,9

5,9

5,7

5,74

16

5,2

5,0

5,4

5,3

5,2

5,22

32

4,5

4,3

4,7

4,7

4,5

4,54

 

Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы.

1.  Какая кислотность была у воды, которую взяли для эксперимента?

2.  Как изменялась pH в пробирке со временем?

3.  Для чего понадобилось делать 5 повторов эксперимента?

26.  Тип 26 № 12951

На обеде в школьной столовой Василиса съела суп молочный с макаронными изделиями, мясные биточки, гарнир из отварного риса и кисель.

1)  Каково количество белков в школьном обеде Василисы?

2)  Какое еще количество белков должно быть в пищевом рационе Василисы в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если ее возраст 12 лет, а вес 40 кг?

3)  С заболеванием какой системы органов часто связано развитие ожирение?

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

Возраст,

лет

Белки,

г/кг

Жиры,

г/кг

Углеводы, г

Энергетическая

потребность, ккал

7–10

2,3

1,7

330

2550

11–15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

Блюда

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическая

ценность, ккал

Борщ из свежей

капусты с картофелем

(1 порция)

1,8

4,0

11,6

92,3

Суп молочный

с макаронными

изделиями (1 порция)

8,3

11.3

25,8

233,8

Мясные биточки

(1 штука)

8,0

21,0

9,3

266,6

Котлета мясная

рубленная (1 штука)

9,2

9,9

6.5

155,6

Гарнир из отварного

риса (1 порция)

4,8

1,2

53,0

245,2

Гарнир из отварных

макарон (1 порция)

5,4

4,3

38,7

218,9

Кисель (1 стакан)

0

0

19,6

80

Чай с сахаром –

2 чайные ложки

(1 стакан)

0

0

14,0

68,0

Хлеб пшеничный

(1 кусок)

2,0

0,6

7,2

64,2

Хлеб ржаной

(1 кусок)

3,9

0,4

28,2

135,7