На рисунке изображены сизый голубь (1) и полученные от него путем продолжительных скрещиваний и отбора голуби домашних пород (2–6).
Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление?
2. Тип 2 № 35143
Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) пижма обыкновенная
Б) риккетсия Провачека
В) рядовка скученная
Г) планария белая
ЦАРСТВА
1) Грибы
2) Бактерии
3) Растения
4) Животные
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
3. Тип 3 № 1374
Установите последовательность таксономических единиц в классификации ржи, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) отдел Цветковые
2) царство Растения
3) порядок Злаковые
4) семейство Злаки
5) класс Однодольные
6) род Рожь
4. Тип 4 № 12466
Изучите график зависимости продолжительности жизни (отложено по оси у в годах) от массы тела (по оси х в кг).
Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?
1) Длительности жизни в 50 лет достигают животные с массой тела больше 10000 кг.
2) У животных, вес которых превышает 500 кг, продолжительности жизни снижается.
3) До определенного предела чем ниже масса тела, тем меньше продолжительность жизни.
4) Самые долгоживущие животные весят в пределах от 10 кг до 100 кг.
5) Продолжительность жизни резко повышается у животных с массой тела больше 100 кг.
5. Тип 5 № 795
Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги рефлекса чихания у человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) чувствительный нейрон
2) рецепторы носовой полости
3) центр продолговатого мозга
4) двигательный нейрон
5) дыхательные мышцы
6. Тип 6 № 35116
Витя получил от учителя задание рассмотреть под микроскопом строение кожицы лука. Он при помощи пинцета снял с чешуи лука кожицу, а затем приготовил микропрепарат, используя
1) чашку Петри и колбу
2) мерный цилиндр и воронку
3) предметное стекло и воронку
4) препаровальную иглу, предметное и покровное стекла
7. Тип 7 № 39325
Известно, что свекла обыкновенная является овощным культурным растением, у которого в пищу используется корнеплод.Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Листья используются в медицине.
2) В корнеплоде содержатся питательные вещества.
3) Опыление перекрестное, осуществляется насекомыми.
4) В результате селекции выведено много разнообразных сортов свеклы.
5) Плод — сжатая односемянка, при созревании срастающаяся с околоцветником.
6) Свекла входит в состав салатов, винегретов, супов.
8. Тип 8 № 8410
В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Объект | Процесс |
Ядро | Хранение информации |
... | Деление клетки |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) митохондрия
2) клеточный центр
3) рибосома
4) вакуоль
9. Тип 9 № 2014
Какие явления служат примерами бесполого размножения? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) развитие вороны из яйца
2) почкование гидры
3) деление амебы
4) размножение тюльпана луковицами
5) размножение сосны семенами
6) развитие тли из неоплодотворенной яйцеклетки
10. Тип 10 № 348
Вставьте в текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
Орган — это ___________ (А), имеющая определенную форму, строение, место и выполняющая одну или несколько функций. В каждом органе обязательно есть кровеносные сосуды и ___________ (Б). Органы, совместно выполняющие общие функции, составляют системы органов. В организме человека имеется выделительная система, главным органом которой являются ___________ (В). Через выделительную систему во внешнюю среду удаляются вредные ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) ткань | 2) часть тела | 3) нервы | 4) кишечник |
5) желудок | 6) почки | 7) продукт обмена | 8) непереваренные остатки пищи |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
11. Тип 11 № 602
Установите соответствие между признаком и видом клетки, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК
A) наличие клеточной стенки из хитина
Б) наличие пластид
В) наличие клеточной стенки из целлюлозы
Г) наличие запасного вещества в виде крахмала
Д) наличие запасного вещества в виде гликогена
ВИД КЛЕТКИ
1) растительная клетка
2) грибная клетка
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
12. Тип 12 № 856
Верны ли следующие суждения о пресмыкающихся?
А. Самки пресмыкающихся откладывают оплодотворенные яйца с большим содержанием желтка.
Б. Развитие пресмыкающихся происходит с превращением.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
13. Тип 13 № 2308
Рассмотрите изображение сокола-дербника. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению дербника, по следующему плану: форма клюва, длина клюва, длина нижних конечностей (цевки), форма когтей, оперенность ног.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
14. Тип 14 № 35185
Под каким номером изображена печень человека?
15. Тип 15 № 906
У человека при активации работы парасимпатического отдела вегетативной нервной системы
1) учащается пульс
2) увеличивается концентрация сахара в крови
3) повышается тонус скелетной мускулатуры
4) усиливается работа кишечника
16. Тип 16 № 35306
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение дыхательной системы человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) гортань
2) надгортанный хрящ
3) носоглотка
4) трахея
5) бронх
6) альвеолы
17. Тип 17 № 39335
Какие признаки могут служить подтверждением воспалительного процесса в организме человека? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) покраснение кожных покровов
2) колебания температуры тела в течение дня в интервале от 36,2 °C до 36,9 °C
3) увеличение количества лейкоцитов до 12–14 тыс. в 1 мм3 крови
4) увеличение количества эритроцитов с 4–5 млн до 5–6 млн в 1 мм3 крови
5) появление пота, не вызванное физической нагрузкой
6) нарушение концентрации солей в плазме крови
18. Тип 18 № 2048
Установите соответствие между характеристикой и отделом кишечника человека, для которого она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) заканчивается переваривание белков, углеводов и липидов
Б) всасываются органические вещества в кровь и лимфу
В) всасывается основная часть воды
Г) расщепляется клетчатка
Д) внутренняя поверхность имеет микроворсинки
Е) формирование каловых масс
ОТДЕЛ КИШЕЧНИКА
1) тонкий
2) толстый
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
19. Тип 19 № 35224
Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задание.
Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания мыши.
Список характеристик:
1) плотоядное животное
2) консумент первого порядка
3) фитофаг
4) детритофаг
5) космополит
6) паразит
20. Тип 20 № 35204
Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входят растения. В ответе запишите последовательность букв.
21. Тип 21 № 35244
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность лесных диких кошек и растительности, если в течение нескольких лет шло уменьшение численности кроликов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Численность лесных диких кошек | Численность растительности |
| |
22. Тип 22 № 12252
Рассмотрите рентгенограмму с изображением плечевого сустава человека. Как называют повреждение, которое на ней изображено? Зачем при оказании первой помощи к месту повреждения приложили холод? Назовите одну из причин.
23. Тип 23 № 20966
Ученые изучали влияние химического состава пищи на животных. Для этого было отобрано две группы мышей. Одну группу кормили искусственной смесью белков, жиров и углеводов, а также минеральных солей и воды. Вторая группа мышей питалась молоком. По результатам эксперимента мыши из первой группы с каждым днем слабели и в конце концов погибли. Мыши из второй группы оставались здоровыми.
Какой вывод можно сделать о питании мышей из первой группы? Какой компонент содержится в молоке, который отсутствовал в рационе мышей из первой группы?
24. Тип 24 № 2921
РАЗМНОЖЕНИЕ
Размножение − это воспроизведение генетически сходных особей данного вида, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни. Бесполое размножение осуществляется следующими способами: непрямым делением ядер материнской и каждой из последующих клеток надвое; вегетативно − отдельными органами или частями тела (растения, кишечнополостные); почкованием (например, дрожжи и гидра); спорообразованием.
В результате бесполого размножения возникает генетически однородное потомство. Только в тех случаях, когда споры образуются в результате мейоза, потомство, выросшее из этих спор, будет генетически разным.
При половом размножении объединяется генетическая информация от двух особей. Особи растений или животных разного пола образуют гаметы − яйцеклетки и сперматозоиды (или спермии), содержащие по одинарному (гаплоидному) набору хромосом. При слиянии гамет происходит оплодотворение и образование диплоидной зиготы. Зигота развивается в новую особь, все соматические клетки которой содержат диплоидный (двойной) набор хромосом. Все вышеперечисленное справедливо только для эукариотических клеток. Таким образом, при половом размножении происходит смешивание геномов двух разных особей одного вида. Существуют организмы-гермафродиты, у которых развитие женских и мужских половых клеток происходит в теле одной особи.
Используя содержание текста «Размножение», ответьте на следующие вопросы.
1) О каких двух способах размножения организмов идет речь в тексте?
2) Что происходит в процессе полового размножения?
3) Какой недостаток характерен для полового размножения? Свой ответ аргументируйте.
25. Тип 25 № 1636
Пользуясь таблицей «Дыхательная поверхность жабр у рыб» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:
1) К какому классу относятся перечисленные в таблице виды рыб?
2) Для чего нужны жаберные лепестки в жабрах?
3) Чем объясняется то, что у камбалы меньшая поверхность жабр, чем у окуня, хотя масса камбалы больше?
Дыхательная поверхность жабр у рыб
Виды рыб | Масса в граммах | Дыхательная поверхность жабр в см2 |
Серебряный карась | 10,0 | 16,96 |
Окунь | 73,0 | 1173,8 |
Камбала | 135,0 | 889,00 |
26. Тип 26 № 12944
17-летняя Татьяна обедала в кафе быстрого питания. Девушка заказала себе следующие блюда и напитки: маленькую порцию картофеля фри, Фреш МакМаффин, салат «Цезарь» и апельсиновый сок.
1) Каково количество углеводов в заказанном обеде?
2) Какова рекомендуемая калорийность обеда, если Татьяна питается четыре раза в день?
3) Как называется биосинтез гликогена из глюкозы?
Таблица 1
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания
Блюда и напитки | Энергетическая ценность (ккал) | Белки (г) | Жиры (г) | Углеводы (г) |
Двойной МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина) | 425 | 39 | 33 | 41 |
Фреш МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина) | 380 | 19 | 18 | 35 |
Чикен Фреш Маффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица) | 355 | 13 | 15 | 42 |
Омлет с ветчиной | 350 | 21 | 14 | 35 |
Салат овощной | 60 | 3 | 0 | 10 |
Салат «Цезарь» (курица, салат, майонез, гренки) | 250 | 14 | 12 | 15 |
Картофель по-деревенски | 315 | 5 | 16 | 38 |
Маленькая порция картофеля фри | 225 | 3 | 12 | 29 |
Мороженое с шоколадным наполнителем | 325 | 6 | 11 | 50 |
Вафельный рожок | 135 | 3 | 4 | 22 |
«Кока-Кола» | 170 | 0 | 0 | 42 |
Апельсиновый сок | 225 | 2 | 0 | 35 |
Чай без сахара | 0 | 0 | 0 | 0 |
Чай с сахаром (две чайные ложки) | 68 | 0 | 0 | 14 |
Таблица 2
Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков
Возраст, лет | Белки, г/кг | Жиры г/кг | Углеводы, г | Энергетическая потребность, ккал |
7−10 | 2,3 | 1,7 | 330 | 2550 |
11−15 | 2,0 | 1,7 | 375 | 2900 |
Старше 16 | 1,9 | 1,0 | 475 | 3100 |
Таблица 3
Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)
Первый завтрак | Второй завтрак | Обед | Ужин |
14% | 18% | 50% | 18% |