1. Тип 1 № 12123
Какое свойство живых организмов изображено на рисунке?
2. Тип 2 № 35137
Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) волнушка розовая
Б) венерин башмачок
В) полевка водяная
Г) клостридия
ЦАРСТВА
1) Бактерии
2) Растения
3) Животные
4) Грибы
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
3. Тип 3 № 827
Расположите в правильном порядке систематические группы растений, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) класс Двудольные
2) отдел Покрытосеменные
3) род Шиповник
4) царство Растения
5) семейство Розоцветные
4. Тип 4 № 12241
Изучите график зависимости прорастания семян пшеницы от продолжительности нахождения их в почве (по оси х отложено время (в днях), а по оси у — доля проросших семян (в %)).
Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?
1) Для успешного прорастания семена пшеницы перед посадкой замачивают.
2) На 16 день семена не перестают прорастать.
3) Наибольшая эффективность прорастания семян пшеницы на 9 и 10 дни.
4) Первый проросток пшеницы появляется на 5 день после посадки.
5) 25% процентов посаженных семя прорастают на 10 день.
5. Тип 5 № 411
Расположите в правильном порядке процессы пищеварения, происходящие у большинства млекопитающих после попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) всасывание аминокислот в кровь
2) переваривание пищи в кишечнике под влиянием кишечного сока, поджелудочного сока и желчи
3) измельчение пищи зубами и ее изменение под влиянием слюны
4) поступление питательных веществ в органы и ткани тела
5) переход пищи в желудок и ее переваривание желудочным соком
6. Тип 6 № 35113
В экспериментах по изучению микроорганизмов используются питательные среды, которые разливают в (см. рисунок)
1) воронки
2) чашки Петри
3) мерные стаканы
4) мерные цилиндры
7. Тип 7 № 2979
Какие из приведенных признаков характерны для большинства представителей класса Костные рыбы? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
| 1) | скелет хрящевой |
| 2) | плавательного пузыря нет |
| 3) | есть жаберные крышки |
| 4) | встречаются преимущественно в морях и океанах |
| 5) | хорда имеется только у зародышей |
| 6) | очень плодовиты, икра мелкая |
8. Тип 8 № 631
Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь:
Объект | Процесс |
Рецептор | Преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс |
... | Непосредственное выполнение команды |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) рабочий орган
2) чувствительный нейрон
3) нервный центр
4) двигательный нейрон
9. Тип 9 № 1500
Какие из приведенных характеристик характерны для двудольных растений? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) проводящие пучки содержат камбий
2) одна семядоля
3) стержневая корневая система
4) всегда травянистые
5) параллельное жилкование листьев
6) число частей цветка кратно четырем или пяти
10. Тип 10 № 1681
Вставьте в текст «Первые организмы на Земле» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в ответ.
Первые организмы на Земле
Согласно самой распространенной на сегодняшний момент теории, первыми в ходе эволюции на Земле возникли гетеротрофные _________ (А) организмы, питавшиеся _________ (Б) веществами «первичного бульона». По мере истощения «первичного бульона» возникла необходимость в дополнительном источнике органических веществ. Тогда стали появляться _________ (В) организмы. Первые из таких организмов использовали энергию _________ (Г) реакций, энергию солнечного света автотрофы стали использовать позднее.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) гетеротрофный
2) автотрофный
3) прокариотический
4) эукариотический
5) неорганический
6) органический
7) окислительно-восстановительный
8) ионно-обменный
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
11. Тип 11 № 1114
Установите соответствие между характеристикой ткани растения и характерным для нее видом. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТКАНИ
A) состоит из клеток, содержащих хлоропласты
Б) образована клетками с толстыми прочными стенками
В) входит в состав древесины
Г) обеспечивает синтез органических веществ из неорганических на свету
Д) заполняет внутреннее пространство листовой пластинки
Е) образована в основном мертвыми клетками
ВИД
1) механическая
2) фотосинтезирующая
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
12. Тип 12 № 2045
Верны ли следующие суждения об особенностях строения хордовых животных?
А. Центральная нервная система хордовых состоит из брюшной нервной цепочки, надглоточных и подглоточных нервных узлов.
Б. Хордовые имеют внутренний скелет.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
13. Тип 13 № 989
Рассмотрите фотографии собаки породы джек рассел терьер. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
А. Окрас
Б. Форма головы
В. Форма ушей
Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)
Д. Форма хвоста
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
14. Тип 14 № 35188
Под каким номером изображено внутреннее ухо человека?
15. Тип 15 № 2110
Процесс свертывания крови начинается с
1) разрушения тромбоцитов
2) понижения давления крови в сосуде
3) накопления в сосуде венозной крови
4) превращения фибрина в фибриноген
16. Тип 16 № 35326
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение уха. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Слуховая труба.
2. Среднее ухо.
3. Вестибулярный аппарат.
4. Зрительный нерв.
5. Внутреннее ухо.
6. Наружное ухо.
17. Тип 17 № 1403
Какие из перечисленных симптомов характерны для заражения гельминтами? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) худоба
2) воспаленные глаза
3) кашель
4) выпадение волос
5) повышенный аппетит
6) диарея
18. Тип 18 № 314
Установите соответствие между признаком и типом авитаминоза, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК
A) снижение иммунитета
Б) выпадение зубов
В) размягчение и деформация костей черепа и конечностей
Г) кровоточивость десен
Д) нарушение мышечной и нервной деятельности
ТИП АВИТАМИНОЗА
1) недостаток витамина С
2) недостаток витамина D
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
19. Тип 19 № 35221
Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.
Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания дафний .
Список характеристик:
1) фильтратор
2) редуцент
3) продуцент
4) планктонное животное
5) детритофаг
6) консумент
20. Тип 20 № 35201
Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит личинка комара. В ответе запишите последовательность букв.
21. Тип 21 № 35241
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность моллюсков и личинок поденок, если в течение нескольких лет шло увеличение детрита? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Численность моллюсков | Численность личинок поденок |
| |
22. Тип 22 № 12245
Рассмотрите рентгенограмму с изображением кисти человека. Как называют повреждение, которое на ней изображено? Зачем при оказании первой помощи к месту повреждения приложили лед? Назовите одну из причин.
23. Тип 23 № 20959
Ученые изучали регуляцию секреции слюны в полость рта собаки. В ходе первой части эксперимента сравнили действие двух раздражителей. В ответ на первый раздражитель — пищу — у собаки выделяется слюна. В ответ на второй — звуковой сигнал — слюна не выделяется. Во второй части эксперимента кормлению предшествовал звуковой сигнал. Спустя время слюна выделялась на звуковой сигнал, после которого не следовало кормления.
Какой физиологический процесс изучали ученые? Как называется ответ на естественные (пищу) и нейтральные (звуковой сигнал) раздражители?
24. Тип 24 № 1151
ГЕНЫ И ХРОМОСОМЫ
Клетки живых организмов содержат генетический материал в виде гигантских молекул, которые называются нуклеиновыми кислотами. С их помощью генетическая информация передается из поколения в поколение. Кроме того, они регулируют большинство клеточных процессов, управляя синтезом белков.
Существует два типа нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Они состоят из нуклеотидов, чередование которых позволяет кодировать наследственную информацию о самых различных признаках организмов разных видов. ДНК «упакована» в хромосомы. Она несет информацию о структуре всех белков, которые функционируют в клетке. РНК управляет процессами, которые переводят генетический код ДНК, представляющий собой определенную последовательность нуклеотидов, в белки.
Ген – это участок молекулы ДНК, которая кодирует один определенный белок. Наследственные изменения генов, выражающиеся в замене, выпадении или перестановке нуклеотидов, называются генными мутациями. В результате мутаций могут возникнуть как полезные, так и вредные изменения признаков организма.
Хромосомы – нитевидные структуры, находящиеся в ядрах всех клеток. Они состоят из молекулы ДНК и белка. У каждого вида организмов свое определенное число и своя форма хромосом. Набор хромосом, характерный для конкретного вида, называют кариотипом.
Исследования кариотипов различных организмов показали, что в их клетках может содержаться двойной и одинарный наборы хромосом. Двойной набор хромосом состоит всегда из парных хромосом, одинаковых по величине, форме и характеру наследственной информации. Парные хромосомы называют гомологичными. Так, все неполовые клетки человека содержат 23 пары хромосом, т. е. 46 хромосом представлены в виде 23 пар.
В некоторых клетках может быть одинарный набор хромосом. Например, в половых клетках животных парные хромосомы отсутствуют, гомологичных хромосом нет, а есть негомологичные.
Каждая хромосома содержит тысячи генов, в ней хранится определенная часть наследственной информации. Мутации, изменяющие структуру хромосомы, называют хромосомными. Неправильное расхождение хромосом при образовании половых клеток может привести к серьезным наследственным заболеваниям. Так, например, в результате такой геномной мутации, как появление в каждой клетке человека 47 хромосом вместо 46, возникает болезнь Дауна.
Используя содержание текста «Гены и хромосомы» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Какие функции выполняет хромосома?
2) Что представляет собой ген?
3) В кариотипе дрозофилы насчитывают 8 хромосом. Сколько хромосом находится у насекомого в половых и сколько – в неполовых клетках?
25. Тип 25 № 1591
Пользуясь таблицей «Дыхательная поверхность жабр у рыб» и знаниями курса биологии ответьте, на следующие вопросы:
Виды рыб | Масса, г | Дыхательная поверхность жабр, см2 |
серебряный карась | 10,0 | 16,96 |
камбала | 135,0 | 889,00 |
окунь | 73,0 | 1173,8 |
1) Какая связь существует между образом жизни рыбы и дыхательной поверхностью ее жабр?
2) У какой из рыб отношение дыхательной поверхности к массе тела больше?
3) Чем объясняется то, что у камбалы меньшая площадь поверхности жабр, чем у окуня, хотя масса камбалы больше?
26. Тип 26 № 12943
Наталья съела на второй завтрак омлет с ветчиной и чай с сахаром.
1) Какова энергетическая ценность завтрака?
2) Соответствует ли энергетическая ценность завтрака Натальи нормам для 15-летнего подростка, если за весь день с 4 приемами пиши она получила 2900 ккал?
3) Какие питательные вещества начинают расщепляться в желудке?
Таблица 1
Энергетическая и пищевая ценность продуктов
Блюда и напитки | Энергетическая ценность (ккал) | Белки (г) | Жиры (г) | Углеводы (г) |
Бутерброд с мясом | 425 | 39 | 33 | 41 |
Бутерброд с курицей | 355 | 13 | 15 | 42 |
Бутерброд с ветчиной | 380 | 19 | 18 | 35 |
Жареный картофель | 225 | 3 | 12 | 29 |
Омлет с ветчиной | 350 | 21 | 14 | 35 |
Салат овощной | 60 | 3 | 0 | 10 |
Салат с курицей | 250 | 14 | 12 | 15 |
Мороженое шоколадное | 325 | 6 | 11 | 50 |
Вафельный рожок | 135 | 3 | 4 | 22 |
Лимонад | 170 | 0 | 0 | 42 |
Апельсиновый сок | 225 | 2 | 0 | 35 |
Чай без сахара | 0 | 0 | 0 | 0 |
Чай с сахаром (две чайные ложки) | 68 | 0 | 0 | 14 |
Таблица 2
Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков
Возраст, лет | Белки, г/кг | Жиры г/кг | Углеводы, г | Энергетическая потребность, ккал |
7−10 | 2,3 | 1,7 | 330 | 2550 |
11−15 | 2,0 | 1,7 | 375 | 2900 |
Старше 16 | 1,9 | 1,0 | 475 | 3100 |
Таблица 3
Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)
Первый завтрак | Второй завтрак | Обед | Ужин |
14% | 18% | 50% | 18% |