СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2024 Сентябрь Биология Вариант 7

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

На рисунке изображено дерево, выращенное в технике бонсай. Для того чтобы вырастить такое растение, его постоянно подрезают и отрезают лишние ветки. Какой процесс ограничивают таким образом?

        2.  Тип 2 № 35145

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  люпин белый

Б)  пеницилл

В)  менингококк

Г)  беззубка обыкновенная

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Животные

2)  Растения

3)  Грибы

4)  Бактерии

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        3.  Тип 3 № 35154

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)   род Сосна

2)   отдел Голосеменные

3)   порядок Сосновые

4)   класс Хвойные

5)   вид Сосна обыкновенная

        4.  Тип 4 № 12472

Изучите график, отражающий зависимость фиксации углекислого газа (отложено по оси у) от освещенности (отложено по оси х)

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Фиксация углекислого газа тенелюбивыми растениями почти не меняется в зависимости от освещенности.

2)  Светолюбивые растения фиксируют углекислый газ даже в темноте.

3)  При освещенности в 100 мкмоль квантов/мс светолюбивые растения и тенелюбивые имеют одинаковый уровень фиксации СО2.

4)  У светолюбивых растений уровень фиксации углекислого газа выходит на плато при 300 мкмоль квантов/мс.

5)  Фиксация углекислого газа зависит от типа источника освещения.

        5.  Тип 5 № 667

Расположите в правильной последовательности процессы, относящиеся к питанию пресноводной гидры, начиная с прикосновения жертвы к ее щупальцам. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  захватывание частиц пищи из кишечной полости пищеварительно- мускульными клетками и переваривание частиц в пищеварительных вакуолях

2)  доставка щупальцами парализованной добычи к ротовому отверстию

3)  прикосновение дафнии или другой мелкой живности к щупальцу гидры

4)  удаление непереваренных остатков пищи из кишечной полости

5)  переваривание пищи в кишечной полости под действием пищеварительного сока

        6.  Тип 6 № 35082

Как называют лабораторную посуду, изображенную на рисунке?

 

1)  спиртовка

2)  чашка Петри

3)  пробирка

4)  колба

        7.  Тип 7 № 2015

Известно, что песчанка обыкновенная – мелкий грызун, питающийся растительной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Песчанка является объектом добычи хищников.

2)  Жилой дом животного – глубокая, сложно устроенная нора со множеством ходов.

3)  Песчанки очень любопытны, ласковы, дружелюбны и общительны.

4)  Пищу песчанки отгрызают резцами и тщательно перетирают ее коренными зубами.

5)  Длина тела песчанки около 15 см, а масса 15−25 г.

6)  Питается песчанка пшеницей, овсом, кукурузой, зеленой травой и сеном.

        8.  Тип 8 № 2955

В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

 

 

Целое Часть
Биосфера Биоценоз
Вид

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1)  популяция

2)  ареал

3)  животные

4)  растения

        9.  Тип 9 № 1049

Чем животные отличаются от растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  активно передвигаются

2)  растут в течение всей жизни

3)  создают на свету органические вещества из неорганических

4)  не имеют плотных клеточных стенок из клетчатки

5)  потребляют готовые органические вещества

6)  являются производителями органических веществ

        10.  Тип 10 № 1116

Вставьте в текст «Сходство грибов с растениями и животными» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

СХОДСТВО ГРИБОВ С РАСТЕНИЯМИ И ЖИВОТНЫМИ

 

Грибы совмещают в себе признаки и растений, и животных. Как растения грибы неподвижны и постоянно растут. Снаружи их клетки, как и растительные, покрыты ___________(А). Внутри клетки у них отсутствуют зеленые ___________(Б). С животными грибы сходны тем, что у них в клетках не запасается ___________(В) и они питаются готовыми органическими веществами. В состав клеточной стенки у грибов входит ___________(Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) плазматическая мембрана 2) клеточная стенка 3) пластиды 4) комплекс Гольджи
5) митохондрия 6) крахмал 7) гликоген 8) хитин

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        11.  Тип 11 № 2092

Установите соответствие между характеристикой клетки и царством организмов, для которого она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу номера выбранных ответов.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

А)  ядерное вещество не отделено от цитоплазмы

Б)  имеются хлоропласты

В)  имеется ядро

Г)  клеточная оболочка образована клетчаткой

Д)  при неблагоприятных условиях образуют споры

Е)  рибосомам свойственны самые мелкие размеры

 

 

 

Царство

 

1)  Бактерии

2)  Растения

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        12.  Тип 12 № 2089

Верны ли суждения о приспособленности птиц к полету?

 

А.  У птиц в наибольшей степени развиты большие грудные мышцы, опускающие крылья.

Б.  Кисть птиц имеет три недоразвитых пальца, сокращением числа пальцев достигается компактность верхней конечности.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

        13.  Тип 13 № 1245

Рассмотрите фотографию листа монстеры. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Тип листа

 

1) черешковый 2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

 

1) параллельное 2) дуговидное
3) пальчатое 4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        14.  Тип 14 № 35187

Под каким номером изображены легкие человека?

        15.  Тип 15 № 465

Центры условных рефлексов, в отличие от центров безусловных рефлексов, расположены у человека в

 

1)  продолговатом мозге

2)  коре больших полушарий

3)  мосте

4)  промежуточном мозге

        16.  Тип 16 № 35324

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение уха. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1.  Наружный слуховой проход.

2.  Внутреннее ухо.

3.  Вестибулярный аппарат.

4.  Кортиев орган.

5.  Преддверно-⁠улитковый нерв.

6.  Слуховая труба.

        17.  Тип 17 № 1561

Из предложенного списка химических элементов выберите макроэлементы.

 

1)  цинк

2)  селен

3)  магний

4)  хлор

5)  фосфор

6)  йод

        18.  Тип 18 № 218

Установите соответствие между признаком и типом кровеносных сосудов, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ПРИЗНАК

 

A)  кровь движется к сердцу

Б)  кровь движется от сердца

В)  стенки образованы одним слоем плоских клеток

Г)  через стенки осуществляется газообмен

Д)  кровь в сосудах движется под самым высоким давлением

 

 

 

ТИП КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ

 

1)  артерия

2)  вена

3)  капилляр

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        19.  Тип 19 № 35256

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания гусеницы бабочки-пяденицы.

 

1)  редуцент

2)  детритофаг

3)  фитофаг

4)  консумент первого порядка

5)  паразит

6)  вредитель хвойных растений

        20.  Тип 20 № 35206

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит ель. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
        21.  Тип 21 № 35266

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность ястребов тетеревятников и ели, если в течение нескольких лет шло увеличение численности дятлов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность ястребов тетеревятников Численность ели
        22.  Тип 22 № 12248

Рассмотрите схему строения кровеносной системы пчелы. Имеют ли для пчелы смысл понятия «артериальной» и «венозной» крови? Приведите два аргумента своей точки зрения.

          23.  Тип 23 № 20970

Ученые изучали всасывание воды корнями. Для этого комнатное растение они срезали на высоте 10 сантиметров и на пенек надели резиновую трубку, которую соединили со стеклянной трубкой. При поливе почвы теплой водой, вода поднимается по трубке и выливается из нее. В случае, когда почву поливали холодной водой, то вода не вытекает из трубки.

Какой вывод можно сделать из результатов этого опыта? В результате какого явления вода поднимается по трубке?

          24.  Тип 24 № 927

 

КОНКУРЕНЦИЯ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ

 

Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие взаимоотношения.

 

Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Ученые различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.

 

Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов  — рыжий и черный  — конкурируют друг с другом за место обитания  — жилище человека. Это ведет к постепенному вытеснению черного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.

 

Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведет к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, березы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.

 

Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречается взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной  — от врéменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнера становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).

 

Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу  — раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает ее остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены ее щупальца.

 

Пример симбиоза  — взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами: подберезовиками, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и благодаря образующейся при этом микоризе получают из растений органические вещества. Микориза усиливает способность корневых систем у деревьев к всасыванию воды из почвы. Кроме того, деревья получают при помощи микоризы от шляпочных грибов необходимые минеральные вещества.

Используя содержание текста «Конкуренция, кооперация и симбиоз» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1)  Что согласно учению Ч. Дарвина предшествует естественному отбору в природе?

2)  Чем характер контактов между партнерами в симбиозе отличается от контактов в кооперации?

3)  Какое влияние на шляпочные грибы оказывает их сожительство с деревьями?

          25.  Тип 25 № 2320

Пользуясь таблицей «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на вопросы.

 

Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи человека

 

 

 

Название вещества Содержание, %
Плазма крови Первичная моча Вторичная моча
Мочевина 0,03 0,03 1,8–2,0
Мочевая кислота 0,004 0,004 0,05
Глюкоза 0,1 0,1 Отсутствуют
Белки 7 Отсутствуют Отсутствуют
Жиры 0,8 Отсутствуют Отсутствуют

 

1)  Во сколько раз возрастает концентрация мочевой кислоты во вторичной моче по сравнению с ее концентрацией в первичной моче?

2)  Какие вещества из плазмы крови полностью отсутствуют в составе первичной мочи?

3)  Какова причина этого явления?

          26.  Тип 26 № 12950

Алексей ехал на дачу на велосипеде со скоростью 16 км/ч 1 час 40 минут. Используя данные таблиц 1 и 2, ответьте на вопросы.

1)  Каковы энергозатраты Алексея на поездку?

2)  В местном кафе он заказал бутерброд с мясом и чай без сахара. Какое еще блюдо (не напиток) может заказать Алексей, чтобы количество калорий в его пище было равно затратам на поездку.

3)  Назовите пример простых углеводов?

 

Таблица 1

 

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

 

 

 

Блюда и напитки Энергетическая ценность (ккал) Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г)
Бутерброд с мясом 425 39 33 41
Бутерброд с курицей 355 13 15 42
Бутерброд с ветчиной 380 19 18 35
Жареный картофель 225 3 12 29
Омлет с ветчиной 350 21 14 35
Салат овощной 60 3 0 10
Салат с курицей 250 14 12 15
Мороженое шоколадное 325 6 11 50
Вафельный рожок 135 3 4 22
Лимонад 170 0 0 42
Апельсиновый сок 225 2 0 35
Чай без сахара 0 0 0 0
Чай с сахаром (две чайные ложки) 68 0 0 14

 

Таблица 2

 

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

 

 

Виды физической активности Энергетическая стоимость
Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин
Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин
Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин
Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2024 Сентябрь Биология Вариант 7»


На рисунке изображено дерево, выращенное в технике бонсай. Для того чтобы вырастить такое растение, его постоянно подрезают и отрезают лишние ветки. Какой процесс ограничивают таким образом?



2.  Тип 2 № 35145

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  люпин белый

Б)  пеницилл

В)  менингококк

Г)  беззубка обыкновенная

ЦАРСТВА

1)  Животные

2)  Растения

3)  Грибы

4)  Бактерии

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 35154

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)   род Сосна

2)   отдел Голосеменные

3)   порядок Сосновые

4)   класс Хвойные

5)   вид Сосна обыкновенная

4.  Тип 4 № 12472

Изучите график, отражающий зависимость фиксации углекислого газа (отложено по оси у) от освещенности (отложено по оси х)

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Фиксация углекислого газа тенелюбивыми растениями почти не меняется в зависимости от освещенности.

2)  Светолюбивые растения фиксируют углекислый газ даже в темноте.

3)  При освещенности в 100 мкмоль квантов/мс светолюбивые растения и тенелюбивые имеют одинаковый уровень фиксации СО2.

4)  У светолюбивых растений уровень фиксации углекислого газа выходит на плато при 300 мкмоль квантов/мс.

5)  Фиксация углекислого газа зависит от типа источника освещения.

5.  Тип 5 № 667

Расположите в правильной последовательности процессы, относящиеся к питанию пресноводной гидры, начиная с прикосновения жертвы к ее щупальцам. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  захватывание частиц пищи из кишечной полости пищеварительно- мускульными клетками и переваривание частиц в пищеварительных вакуолях

2)  доставка щупальцами парализованной добычи к ротовому отверстию

3)  прикосновение дафнии или другой мелкой живности к щупальцу гидры

4)  удаление непереваренных остатков пищи из кишечной полости

5)  переваривание пищи в кишечной полости под действием пищеварительного сока

6.  Тип 6 № 35082

Как называют лабораторную посуду, изображенную на рисунке?

 

1)  спиртовка

2)  чашка Петри

3)  пробирка

4)  колба

7.  Тип 7 № 2015

Известно, что песчанка обыкновенная – мелкий грызун, питающийся растительной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Песчанка является объектом добычи хищников.

2)  Жилой дом животного – глубокая, сложно устроенная нора со множеством ходов.

3)  Песчанки очень любопытны, ласковы, дружелюбны и общительны.

4)  Пищу песчанки отгрызают резцами и тщательно перетирают ее коренными зубами.

5)  Длина тела песчанки около 15 см, а масса 15−25 г.

6)  Питается песчанка пшеницей, овсом, кукурузой, зеленой травой и сеном.

8.  Тип 8 № 2955

В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

 

Целое

Часть

Биосфера

Биоценоз

Вид

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1)  популяция

2)  ареал

3)  животные

4)  растения

9.  Тип 9 № 1049

Чем животные отличаются от растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  активно передвигаются

2)  растут в течение всей жизни

3)  создают на свету органические вещества из неорганических

4)  не имеют плотных клеточных стенок из клетчатки

5)  потребляют готовые органические вещества

6)  являются производителями органических веществ

10.  Тип 10 № 1116

Вставьте в текст «Сходство грибов с растениями и животными» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

СХОДСТВО ГРИБОВ С РАСТЕНИЯМИ И ЖИВОТНЫМИ

Грибы совмещают в себе признаки и растений, и животных. Как растения грибы неподвижны и постоянно растут. Снаружи их клетки, как и растительные, покрыты ___________(А). Внутри клетки у них отсутствуют зеленые ___________(Б). С животными грибы сходны тем, что у них в клетках не запасается ___________(В) и они питаются готовыми органическими веществами. В состав клеточной стенки у грибов входит ___________(Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) плазматическая мембрана

2) клеточная стенка

3) пластиды

4) комплекс Гольджи

5) митохондрия

6) крахмал

7) гликоген

8) хитин

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11.  Тип 11 № 2092

Установите соответствие между характеристикой клетки и царством организмов, для которого она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу номера выбранных ответов.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А)  ядерное вещество не отделено от цитоплазмы

Б)  имеются хлоропласты

В)  имеется ядро

Г)  клеточная оболочка образована клетчаткой

Д)  при неблагоприятных условиях образуют споры

Е)  рибосомам свойственны самые мелкие размеры

Царство

1)  Бактерии

2)  Растения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

12.  Тип 12 № 2089

Верны ли суждения о приспособленности птиц к полету?

 

А.  У птиц в наибольшей степени развиты большие грудные мышцы, опускающие крылья.

Б.  Кисть птиц имеет три недоразвитых пальца, сокращением числа пальцев достигается компактность верхней конечности.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 1245

Рассмотрите фотографию листа монстеры. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

1) параллельное

2) дуговидное

3) пальчатое

4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 35187

Под каким номером изображены легкие человека?

15.  Тип 15 № 465

Центры условных рефлексов, в отличие от центров безусловных рефлексов, расположены у человека в

 

1)  продолговатом мозге

2)  коре больших полушарий

3)  мосте

4)  промежуточном мозге

16.  Тип 16 № 35324

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение уха. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1.  Наружный слуховой проход.

2.  Внутреннее ухо.

3.  Вестибулярный аппарат.

4.  Кортиев орган.

5.  Преддверно-⁠улитковый нерв.

6.  Слуховая труба.

17.  Тип 17 № 1561

Из предложенного списка химических элементов выберите макроэлементы.

 

1)  цинк

2)  селен

3)  магний

4)  хлор

5)  фосфор

6)  йод

18.  Тип 18 № 218

Установите соответствие между признаком и типом кровеносных сосудов, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК

A)  кровь движется к сердцу

Б)  кровь движется от сердца

В)  стенки образованы одним слоем плоских клеток

Г)  через стенки осуществляется газообмен

Д)  кровь в сосудах движется под самым высоким давлением

ТИП КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ

1)  артерия

2)  вена

3)  капилляр

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

19.  Тип 19 № 35256

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания гусеницы бабочки-пяденицы.

 

1)  редуцент

2)  детритофаг

3)  фитофаг

4)  консумент первого порядка

5)  паразит

6)  вредитель хвойных растений

20.  Тип 20 № 35206

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит ель. В ответе запишите последовательность букв.

 

21.  Тип 21 № 35266

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность ястребов тетеревятников и ели, если в течение нескольких лет шло увеличение численности дятлов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность ястребов тетеревятников

Численность ели

22.  Тип 22 № 12248

Рассмотрите схему строения кровеносной системы пчелы. Имеют ли для пчелы смысл понятия «артериальной» и «венозной» крови? Приведите два аргумента своей точки зрения.

23.  Тип 23 № 20970

Ученые изучали всасывание воды корнями. Для этого комнатное растение они срезали на высоте 10 сантиметров и на пенек надели резиновую трубку, которую соединили со стеклянной трубкой. При поливе почвы теплой водой, вода поднимается по трубке и выливается из нее. В случае, когда почву поливали холодной водой, то вода не вытекает из трубки.

Какой вывод можно сделать из результатов этого опыта? В результате какого явления вода поднимается по трубке?

24.  Тип 24 № 927

КОНКУРЕНЦИЯ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ

 

Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие взаимоотношения.

 

Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Ученые различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.

 

Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов  — рыжий и черный  — конкурируют друг с другом за место обитания  — жилище человека. Это ведет к постепенному вытеснению черного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.

 

Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведет к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, березы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.

 

Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречается взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной  — от врéменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнера становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).

 

Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу  — раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает ее остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены ее щупальца.

 

Пример симбиоза  — взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами: подберезовиками, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и благодаря образующейся при этом микоризе получают из растений органические вещества. Микориза усиливает способность корневых систем у деревьев к всасыванию воды из почвы. Кроме того, деревья получают при помощи микоризы от шляпочных грибов необходимые минеральные вещества.

Используя содержание текста «Конкуренция, кооперация и симбиоз» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1)  Что согласно учению Ч. Дарвина предшествует естественному отбору в природе?

2)  Чем характер контактов между партнерами в симбиозе отличается от контактов в кооперации?

3)  Какое влияние на шляпочные грибы оказывает их сожительство с деревьями?

25.  Тип 25 № 2320

Пользуясь таблицей «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на вопросы.

Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи человека

 

Название вещества

Содержание, %

Плазма крови

Первичная моча

Вторичная моча

Мочевина

0,03

0,03

1,8–2,0

Мочевая кислота

0,004

0,004

0,05

Глюкоза

0,1

0,1

Отсутствуют

Белки

7

Отсутствуют

Отсутствуют

Жиры

0,8

Отсутствуют

Отсутствуют

 

1)  Во сколько раз возрастает концентрация мочевой кислоты во вторичной моче по сравнению с ее концентрацией в первичной моче?

2)  Какие вещества из плазмы крови полностью отсутствуют в составе первичной мочи?

3)  Какова причина этого явления?

26.  Тип 26 № 12950

Алексей ехал на дачу на велосипеде со скоростью 16 км/ч 1 час 40 минут. Используя данные таблиц 1 и 2, ответьте на вопросы.

1)  Каковы энергозатраты Алексея на поездку?

2)  В местном кафе он заказал бутерброд с мясом и чай без сахара. Какое еще блюдо (не напиток) может заказать Алексей, чтобы количество калорий в его пище было равно затратам на поездку.

3)  Назовите пример простых углеводов?

 

Таблица 1

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

 

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Бутерброд с мясом

425

39

33

41

Бутерброд с курицей

355

13

15

42

Бутерброд с ветчиной

380

19

18

35

Жареный картофель

225

3

12

29

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат с курицей

250

14

12

15

Мороженое шоколадное

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

Лимонад

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

 

Таблица 2

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

Виды физической активности

Энергетическая стоимость

Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин

Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин

Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин

Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!