СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2025. Апрель. Биология. Вариант 14

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.  Тип 1 № 12117

Студент наблюдал за поведением амебы в микроскоп. Он заметил, что иногда на теле амебы образуются выросты, обхватывающие чужеродные частицы. Какое свойство живых организмов иллюстрирует эта фотография?

2.  Тип 2 № 35135

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  хеликобактер пилори

Б)  василиск шлемоносный

В)  лапчатка гусиная

Г)  груздь черный

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Животные

2)  Грибы

3)  Бактерии

4)  Растения

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

3.  Тип 3 № 35166

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  семейство Люди

2)  класс Млекопитающие

3)  отряд Приматы

4)  род Человек

5)  вид Человек разумный

4.  Тип 4 № 12470

Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза у растений от концентрации углекислого газа в атмосфере (по оси х отложена концентрация углекислого газа (в %), а по оси у — относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.)).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Понижение относительной скорости фотосинтеза начинается после достижения концентрация углекислого газа 0,20%.

2)  Скорость фотосинтеза зависит от количества солнечного света.

3)  После достижения концентрации углекислого газа в 0,12%, относительная скорость фотосинтеза выходит на плато.

4)  При концентрации углекислого газа равной 0,04% относительная скорость фотосинтеза составляет 30 у.ед.

5)  Увеличение относительной скорости фотосинтеза происходит в диапазоне концентраций углекислого газа от 0 до 0,16%.

5.  Тип 5 № 1147

Расположите в правильном порядке кости верхней конечности, начиная от плечевого пояса. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  кости пясти

2)  плечевая кость

3)  фаланги пальцев

4)  лучевая кость

5)  кости запястья

6.  Тип 6 № 35288

Как называют лабораторную посуду, изображенную на рисунке?

 

1)  спиртовка

2)  чашка Петри

3)  пробирка

4)  колба

7.  Тип 7 № 14746

Известно, что пырей ползучий  — многолетнее сорное растение с хорошо развитым корневищем.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого растения.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1)  Это дикорастущее растение обитает на землях, используемых в качестве сельскохозяйственных угодий.

2)  Питательные вещества у пырея откладываются в хорошо развитые подземные побеги.

3)  Фрагменты корневища пырея не отмирают в почве в течение двух–трех лет.

4)  Растение служит кормом для домашнего скота.

5)  Растение относят к семейству Злаковые (Мятликовые).

6)  Сок свежих листьев в народной медицине используют для лечения простуды, бронхита и пневмонии.

8.  Тип 8 № 14772

В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

 

 

Объект Классификация
зеркальный карп порода
балтийский шпрот

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1)  класс

2)  рыба

3)  вид

4)  род

9.  Тип 9 № 1081

Какие структуры относят к форменным элементам крови человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  эритроциты

2)  плазма

3)  лейкоциты

4)  лимфа

5)  тромбоциты

6)  миоциты

10.  Тип 10 № 2126

Вставьте в текст «Процессы жизнедеятельности листа» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

Процессы жизнедеятельности листа

 

В процессе дыхания растения, как и все прочие организмы, потребляют ___________ (А), а выделяют ___________ (Б) и пары воды. Одновременно в листьях осуществляется процесс ___________ (В), при котором также образуется газообразное вещество. Все газы удаляются через ___________ (Г) листьев. Листья обеспечивают испарение. Они препятствуют перегреванию листовой пластинки.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  жилка

2)  кислород

3)  кожица

4)  поглощение

5)  углекислый газ

6)  устьица

7)  фотосинтез

8)  чечевичка

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

11.  Тип 11 № 570

Установите соответствие между организмом и типом животных, к которому его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ОРГАНИЗМ

 

A)  белая планария

Б)  дождевой червь

В)  печеночный сосальщик

Г)  человеческая аскарида

Д)  свиной цепень

 

 

 

ТИП ЖИВОТНЫХ

 

1)  плоские черви

2)  круглые черви

3)  кольчатые черви

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

12.  Тип 12 № 760

Верны ли следующие суждения о паразитических червях?

 

А.  Паразитические черви обладают высокоразвитой нервной системой и органами чувств.

Б.  При помощи присосок, крючков некоторые паразитические черви прикрепляются к органам животных, в которых они живут.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 509

Рассмотрите фотографию собаки породы той-терьер. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.А.  Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

14.  Тип 14 № 35178

Под каким номером изображена почка человека?

15.  Тип 15 № 1667

На рисунке представлена формула вещества. В каком отделе пищеварительной системы человека всасывается это вещество?

 

1)  тонкий кишечник

2)  толстый кишечник

3)  желудок

4)  ротовая полость

16.  Тип 16 № 35315

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение скелета верхней конечности. Запишите в таблицу цифры, которыми они обозначены.

 

1)  лучевая кость

2)  лопатка

3)  плечевая кость

4)  ключица

5)  запястье

6)  кости пясти

17.  Тип 17 № 441

Какие функции выполняет слюна человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  облегчение глотания

2)  расщепление жиров

3)  расщепление крахмала

4)  механическое измельчение пищи

5)  обезвреживание бактерий

6)  расщепление белков

18.  Тип 18 № 39095

Установите соответствие между примерами костей и их типами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

КОСТИ

 

А)  бедренная

Б)  грудина

В)  лучевая

Г)  фаланга пальца

Д)  лопатка

 

 

 

ТИПЫ

 

1)  трубчатая

2)  плоская

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

19.  Тип 19 № 35218

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания личинок веснянок.

Список характеристик:

 

1)  паразит

2)  редуцент

3)  консумент

4)  планктонный ораганизм

5)  детритофаг

6)  бентосный организм

20.  Тип 20 № 35198

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входят древесные растения. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

21.  Тип 21 № 35238

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы леса. Как изменится численность жуков плавунцов и крупных рыб, если в течение нескольких лет шло увеличение численности мелких рыб? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность жуков плавунцов Численность крупных рыб

22.  Тип 22 № 12482

Рассмотрите схему строения нервной системы речного рака. Какие элементы нервной системы рака соответсвуют головному мозгу. Приведите подтверждающий аргумент.

23.  Тип 23 № 20955

Ученые изучали взаимодействие колоний бактерий (E. coli) и плесневого гриба пеницилла (Penicillium). На питательную среду в двух чашках Петри посеяли культуру бактерий E. coli. В одну из чашек, куда посеяли бактерий, также заселили пеницилл. Вторая чашка  — контрольная. В результате, в контрольной чашке развились обширные колонии E. coli, в то время как в другой чашке колония бактерий угнетена, а основную площадь питательной среды занимает пеницилл.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Объясните в результате чего в чашке с пенициллом не развивается колония бактерий?

24.  Тип 24 № 1442

 

Жан Батист Ламарк

 

Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк  — французский ученый- естествоиспытатель. Ламарк стал первым биологом, который попытался создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира, известную в наше время как одна из исторических эволюционных концепций, называемая «ламаркизм».

Ламарк был большим знатоком как в области зоологии, так и в области ботаники. С 1815 по 1822 год выходил в свет капитальный семитомный труд Ламарка «Естественная история беспозвоночных». В нем он описал все известные в то время роды и виды беспозвоночных. Линней разделил их только на два класса (червей и насекомых), Ламарк же выделил среди них 10 классов. Современные ученые, заметим, выделяют среди беспозвоночных более 30 типов.

Помимо термина «беспозвоночные», Ламарк ввел в обращение и еще один термин, ставший общепринятым,  — «биология» (в 1802 году). Он сделал это одновременно с немецким ученым F.P. Тревиранусом и независимо от него. Но самым важным трудом Ламарка стала книга «Философия зоологии», вышедшая в 1809 году. В ней он изложил свою теорию эволюции живого мира.

Ламаркисты (ученики Ламарка) создали целую научную школу, дополняя дарвиновскую идею отбора и «выживания наиболее приспособленного» более благородным, с человеческой точки зрения, «стремлением к прогрессу» в живой природе.

 

Прочитайте текст «Жан Батист Ламарк» и ответьте на вопросы.

1.  Что Ламарк предложил первым в истории науки?

2.  Какие термины первым ввел Ламарк?

3.  Каково принципиальное отличие «ламаркизма» от «дарвинизма»?

25.  Тип 25 № 1634

Учащиеся одной из школ оценивали способность школьников 6,7  — 10 классов понимать и приобщаться к переживаниям другого человека. Эта способность называется эмпатией. В таблице представлены результаты исследования. Изучите таблицу и ответьте на вопросы.

Пояснения:

1 уровень  — полное непонимание переживаний другого человека

2 уровень  — иногда понимает переживания другого человека

3 уровень  — способен сопереживать, хорошо понимает чувства другого человека

% отражает кол-во учащихся (в %) с данным уровнем развития эмпатии

 

 

Класс Кол-во учащихся (мальчики, девочки) Процент учащихся с определенным уровнем развития эмпатии (в %)
первый второй

 

третий

 

6 15 м. 85,1 14,9 нет
  15 д. 40 46,4 13,3
7 15 м. 93,3 6,7 нет
  15 д. 53,3 40,1 6,6
10 15 м. 33,3 46,6 20,1
  15 д. 26,6 53,3 20,1

 

Ответьте на следующие вопросы:

1)  Существует ли связь между возрастом и уровнем эмпатии. Подтвердите ответ данными таблицы.

2)  Существует ли связь между полом и уровнем эмпатии. Подтвердите ответ данными таблицы.

3)  Учащиеся какого класса обладают наименьшим уровнем эмпатии? Мальчики или девочки?

26.  Тип 26 № 12947

Тринадцатилетний Николай вместе со своими родителями вечером посетил кафе быстрого питания. Масса тела Николая составляет 56 кг.

1)  Какова рекомендуемая калорийность ужина Николая с учетом того, что подросток питается 4 раза в день?

2)  Какова суточная потребность Николая в белках?

3)  Чем определяется энергетическая ценность продуктов?

 

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

 

 

Возраст, лет Белки, г/кг Жиры г/кг Углеводы, г Энергетическая потребность,

ккал

7–10 2,3 1,7 330 2550
11–15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

 

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

 

 

Первый

завтрак

Второй

завтрак

Обед Ужин
14% 18% 50% 18%

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2025. Апрель. Биология. Вариант 14»

1.  Тип 1 № 12117

Студент наблюдал за поведением амебы в микроскоп. Он заметил, что иногда на теле амебы образуются выросты, обхватывающие чужеродные частицы. Какое свойство живых организмов иллюстрирует эта фотография?



2.  Тип 2 № 35135

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  хеликобактер пилори

Б)  василиск шлемоносный

В)  лапчатка гусиная

Г)  груздь черный

ЦАРСТВА

1)  Животные

2)  Грибы

3)  Бактерии

4)  Растения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 35166

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  семейство Люди

2)  класс Млекопитающие

3)  отряд Приматы

4)  род Человек

5)  вид Человек разумный

4.  Тип 4 № 12470

Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза у растений от концентрации углекислого газа в атмосфере (по оси х отложена концентрация углекислого газа (в %), а по оси у — относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.)).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Понижение относительной скорости фотосинтеза начинается после достижения концентрация углекислого газа 0,20%.

2)  Скорость фотосинтеза зависит от количества солнечного света.

3)  После достижения концентрации углекислого газа в 0,12%, относительная скорость фотосинтеза выходит на плато.

4)  При концентрации углекислого газа равной 0,04% относительная скорость фотосинтеза составляет 30 у.ед.

5)  Увеличение относительной скорости фотосинтеза происходит в диапазоне концентраций углекислого газа от 0 до 0,16%.

5.  Тип 5 № 1147

Расположите в правильном порядке кости верхней конечности, начиная от плечевого пояса. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  кости пясти

2)  плечевая кость

3)  фаланги пальцев

4)  лучевая кость

5)  кости запястья

6.  Тип 6 № 35288

Как называют лабораторную посуду, изображенную на рисунке?

 

1)  спиртовка

2)  чашка Петри

3)  пробирка

4)  колба

7.  Тип 7 № 14746

Известно, что пырей ползучий  — многолетнее сорное растение с хорошо развитым корневищем.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого растения.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1)  Это дикорастущее растение обитает на землях, используемых в качестве сельскохозяйственных угодий.

2)  Питательные вещества у пырея откладываются в хорошо развитые подземные побеги.

3)  Фрагменты корневища пырея не отмирают в почве в течение двух–трех лет.

4)  Растение служит кормом для домашнего скота.

5)  Растение относят к семейству Злаковые (Мятликовые).

6)  Сок свежих листьев в народной медицине используют для лечения простуды, бронхита и пневмонии.

8.  Тип 8 № 14772

В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

 

Объект

Классификация

зеркальный карп

порода

балтийский шпрот

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1)  класс

2)  рыба

3)  вид

4)  род

9.  Тип 9 № 1081

Какие структуры относят к форменным элементам крови человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  эритроциты

2)  плазма

3)  лейкоциты

4)  лимфа

5)  тромбоциты

6)  миоциты

10.  Тип 10 № 2126

Вставьте в текст «Процессы жизнедеятельности листа» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Процессы жизнедеятельности листа

В процессе дыхания растения, как и все прочие организмы, потребляют ___________ (А), а выделяют ___________ (Б) и пары воды. Одновременно в листьях осуществляется процесс ___________ (В), при котором также образуется газообразное вещество. Все газы удаляются через ___________ (Г) листьев. Листья обеспечивают испарение. Они препятствуют перегреванию листовой пластинки.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  жилка

2)  кислород

3)  кожица

4)  поглощение

5)  углекислый газ

6)  устьица

7)  фотосинтез

8)  чечевичка

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11.  Тип 11 № 570

Установите соответствие между организмом и типом животных, к которому его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ОРГАНИЗМ

A)  белая планария

Б)  дождевой червь

В)  печеночный сосальщик

Г)  человеческая аскарида

Д)  свиной цепень

ТИП ЖИВОТНЫХ

1)  плоские черви

2)  круглые черви

3)  кольчатые черви

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

12.  Тип 12 № 760

Верны ли следующие суждения о паразитических червях?

 

А.  Паразитические черви обладают высокоразвитой нервной системой и органами чувств.

Б.  При помощи присосок, крючков некоторые паразитические черви прикрепляются к органам животных, в которых они живут.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 509

Рассмотрите фотографию собаки породы той-терьер. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш. А.  Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 35178

Под каким номером изображена почка человека?

15.  Тип 15 № 1667

На рисунке представлена формула вещества. В каком отделе пищеварительной системы человека всасывается это вещество?

 

1)  тонкий кишечник

2)  толстый кишечник

3)  желудок

4)  ротовая полость

16.  Тип 16 № 35315

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение скелета верхней конечности. Запишите в таблицу цифры, которыми они обозначены.

 

1)  лучевая кость

2)  лопатка

3)  плечевая кость

4)  ключица

5)  запястье

6)  кости пясти

17.  Тип 17 № 441

Какие функции выполняет слюна человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  облегчение глотания

2)  расщепление жиров

3)  расщепление крахмала

4)  механическое измельчение пищи

5)  обезвреживание бактерий

6)  расщепление белков

18.  Тип 18 № 39095

Установите соответствие между примерами костей и их типами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

КОСТИ

А)  бедренная

Б)  грудина

В)  лучевая

Г)  фаланга пальца

Д)  лопатка

ТИПЫ

1)  трубчатая

2)  плоская

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

19.  Тип 19 № 35218

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания личинок веснянок.

Список характеристик:

 

1)  паразит

2)  редуцент

3)  консумент

4)  планктонный ораганизм

5)  детритофаг

6)  бентосный организм

20.  Тип 20 № 35198

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входят древесные растения. В ответе запишите последовательность букв.

 

21.  Тип 21 № 35238

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы леса. Как изменится численность жуков плавунцов и крупных рыб, если в течение нескольких лет шло увеличение численности мелких рыб? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность жуков плавунцов

Численность крупных рыб

22.  Тип 22 № 12482

Рассмотрите схему строения нервной системы речного рака. Какие элементы нервной системы рака соответсвуют головному мозгу. Приведите подтверждающий аргумент.

23.  Тип 23 № 20955

Ученые изучали взаимодействие колоний бактерий (E. coli) и плесневого гриба пеницилла (Penicillium). На питательную среду в двух чашках Петри посеяли культуру бактерий E. coli. В одну из чашек, куда посеяли бактерий, также заселили пеницилл. Вторая чашка  — контрольная. В результате, в контрольной чашке развились обширные колонии E. coli, в то время как в другой чашке колония бактерий угнетена, а основную площадь питательной среды занимает пеницилл.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Объясните в результате чего в чашке с пенициллом не развивается колония бактерий?

24.  Тип 24 № 1442

Жан Батист Ламарк

 

Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк  — французский ученый- естествоиспытатель. Ламарк стал первым биологом, который попытался создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира, известную в наше время как одна из исторических эволюционных концепций, называемая «ламаркизм».

Ламарк был большим знатоком как в области зоологии, так и в области ботаники. С 1815 по 1822 год выходил в свет капитальный семитомный труд Ламарка «Естественная история беспозвоночных». В нем он описал все известные в то время роды и виды беспозвоночных. Линней разделил их только на два класса (червей и насекомых), Ламарк же выделил среди них 10 классов. Современные ученые, заметим, выделяют среди беспозвоночных более 30 типов.

Помимо термина «беспозвоночные», Ламарк ввел в обращение и еще один термин, ставший общепринятым,  — «биология» (в 1802 году). Он сделал это одновременно с немецким ученым F.P. Тревиранусом и независимо от него. Но самым важным трудом Ламарка стала книга «Философия зоологии», вышедшая в 1809 году. В ней он изложил свою теорию эволюции живого мира.

Ламаркисты (ученики Ламарка) создали целую научную школу, дополняя дарвиновскую идею отбора и «выживания наиболее приспособленного» более благородным, с человеческой точки зрения, «стремлением к прогрессу» в живой природе.

Прочитайте текст «Жан Батист Ламарк» и ответьте на вопросы.

1.  Что Ламарк предложил первым в истории науки?

2.  Какие термины первым ввел Ламарк?

3.  Каково принципиальное отличие «ламаркизма» от «дарвинизма»?

25.  Тип 25 № 1634

Учащиеся одной из школ оценивали способность школьников 6,7  — 10 классов понимать и приобщаться к переживаниям другого человека. Эта способность называется эмпатией. В таблице представлены результаты исследования. Изучите таблицу и ответьте на вопросы.

Пояснения:

1 уровень  — полное непонимание переживаний другого человека

2 уровень  — иногда понимает переживания другого человека

3 уровень  — способен сопереживать, хорошо понимает чувства другого человека

% отражает кол-во учащихся (в %) с данным уровнем развития эмпатии

 

Класс

Кол-во учащихся (мальчики, девочки)

Процент учащихся с определенным уровнем развития эмпатии (в %)

первый

второй

третий

6

15 м.

85,1

14,9

нет

15 д.

40

46,4

13,3

7

15 м.

93,3

6,7

нет

15 д.

53,3

40,1

6,6

10

15 м.

33,3

46,6

20,1

15 д.

26,6

53,3

20,1

 

Ответьте на следующие вопросы:

1)  Существует ли связь между возрастом и уровнем эмпатии. Подтвердите ответ данными таблицы.

2)  Существует ли связь между полом и уровнем эмпатии. Подтвердите ответ данными таблицы.

3)  Учащиеся какого класса обладают наименьшим уровнем эмпатии? Мальчики или девочки?

26.  Тип 26 № 12947

Тринадцатилетний Николай вместе со своими родителями вечером посетил кафе быстрого питания. Масса тела Николая составляет 56 кг.

1)  Какова рекомендуемая калорийность ужина Николая с учетом того, что подросток питается 4 раза в день?

2)  Какова суточная потребность Николая в белках?

3)  Чем определяется энергетическая ценность продуктов?

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст, лет

Белки, г/кг

Жиры г/кг

Углеводы, г

Энергетическая потребность,

ккал

7–10

2,3

1,7

330

2550

11–15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

 

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

Первый

завтрак

Второй

завтрак

Обед

Ужин

14%

18%

50%

18%