СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1. Тип 1 №
На рисунке изображен процесс, в ходе которого псевдоподии клетки обволакивают твердую пищевую частицу, после чего происходит ее поглощение и переваривание внутри пищеварительной вакуоли.
Как называется такой способ поглощения веществ животной клеткой?
2. Тип 2 №
Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) люпин белый
Б) пеницилл
В) менингококк
Г) беззубка обыкновенная
ЦАРСТВА
1) Животные
2) Растения
3) Грибы
4) Бактерии
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
3. Тип 3 №
Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) семейство Псовые
2) класс Млекопитающие
3) вид Обыкновенная лисица
4) отряд Хищные
5) род Лисица
4. Тип 4 №
Изучите график зависимости объема легких животного от его веса тела (по оси х — масса тела (в кг), а по оси у отложен объем в л).
Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?
1) Зависимость объема легких от веса тела животного описывается параболой.
2) Объем легких увеличивается с увеличением массы тела животного.
3) У животных, объем легких которых равен 10 л, вес тела находится в пределах 10 кг.
4) Чем выше масса тела животного, тем больше жизненная емкость легкого животного.
5) Объем легких кита равен примерно 100 л.
5. Тип 5 №
Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию лягушки, начиная с образования половых клеток. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) замена жаберного дыхания легочным
2) откладка икры самкой в воду
3) развитие жабр, мускулатуры и скелета
4) оплодотворение икры самцами
5) появление личинки
6. Тип 6 №
Какой пример относят к биологическому эксперименту?
1) рассматривание под микроскопом клетки крови лягушки
2) слежение за миграцией косяка трески
3) изучение характера пульса после разных физических нагрузок
4) описание внешних признаков бобовых растений
7. Тип 7 №
Известно, что большой пестрый дятел – лесная птица, живущая на деревьях и питающаяся насекомыми, обитающими под корой. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Клюв у птиц крепкий, заостренный и долотовидный.
2) Яйца насиживают самец и самка поочередно в течение 12–13 дней.
3) Птицы имеют короткие ноги, с цепкими острыми когтями, два пальца ноги направлены вперед, а два назад.
4) Дятел не любит соседства своих родичей.
5) Перья хвоста упругие, их стержни загнуты в сторону ствола дерева.
6) Длина тела дятла составляет 23–26 см, а масса — 70–100 г.
8. Тип 8 №
Между позициями первого и второго столбцов приведенной ниже таблицы имеется определенная связь:
Целое | Часть |
---|---|
... | Трахеи |
Краб | Жабры |
Какой объект следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) улитка виноградная
2) планария белая
3) лягушка озерная
4) жук майский
9. Тип 9 №
Какие из перечисленных признаков характерны для костных рыб? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) один круг кровообращения
2) сухая, ороговевающая кожа
3) трехкамерное сердце
4) наличие боковой линии
5) органы дыхания — жабры
6) наличие пятипалых конечностей
10. Тип 10 №
Вставьте в текст «Световая фаза фотосинтеза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
СВЕТОВАЯ ФАЗА ФОТОСИНТЕЗА
В настоящее время установлено, что фотосинтез протекает в две фазы: световую и ___________ (А). В световую фазу благодаря солнечной энергии происходит возбуждение молекул ___________ (Б) и синтез молекул ___________ (В). Одновременно с этой реакцией под действием света разлагается вода с выделением свободного ___________ (Г). Этот процесс называется фотолиз.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) ДНК | 2) темновая | 3) кислород | 4) АТФ |
5) сумеречная | 6) гемоглобин | 7) хлорофилл | 8) углекислый газ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
11. Тип 11 №
Установите соответствие между признаком и организмом, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК
A) тело состоит из головогруди и нечленистого брюшка
Б) имеет четыре пары ходильных ног
В) передняя пара ходильных ног превращена в клешни
Г) всасывает при помощи сосательного желудка содержимое добычи
Д) дыхание происходит при помощи жабр
ОРГАНИЗМ
1) речной рак
2) паук-крестовик
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
12. Тип 12 №
Верны ли следующие суждения о признаках систематических групп рыб?
А. У хрящевых рыб отсутствует плавательный пузырь.
Б. Жаберные щели костных рыб покрыты жаберными крышками.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
13. Тип 13 №
Рассмотрите фотографию листа клена. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
А. Тип листа
1) черешковый | 2) сидячий |
Б. Жилкование листа
1) параллельное | 2) дуговидное |
3) пальчатое | 4) перистое |
В. Форма листа
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части
Д. Край листа (для выделенного фрагмента)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
14. Тип 14 №
Под каким номером изображен аппендикс человека?
15. Тип 15 №
Какую из перечисленных функций не выполняет спинной мозг?
1) проведение импульсов от головного мозга к скелетной мускулатуре
2) осуществление простейших двигательных рефлексов
3) проведение импульсов от скелетной мускулатуры к головному мозгу
4) управление произвольными движениями скелетных мышц
16. Тип 16 №
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку и запишите в таблицу цифры, которыми они указаны.
1) правый желудочек
2) левый желудочек
3) лёгочный ствол
4) аорта
5) нижняя полая вена
6) трехстворчатый клапан
17. Тип 17 №
Какие функции выполняет вегетативный отдел нервной системы человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) восприятие внешних раздражений
2) сокращение скелетной мускулатуры
3) сокращение гладкой мускулатуры сосудов
4) обеспечение работы сердца
5) сокращение стенок кишечника
6) обеспечение чувствительности
18. Тип 18 №
Установите соответствие между названием железы и типом, к которому эту железу относят: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
НАЗВАНИЕ ЖЕЛЕЗЫ
А) гипофиз
Б) щитовидная
В) печень
Г) половые
Д) поджелудочная
Е) слюнные
ТИП ЖЕЛЕЗ
1) железы внешней секреции
2) железы внутренней секреции
3) железы смешанной секреции
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
19. Тип 19 №
Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.
Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания лисы.
1) хищник
2) редуцент
3) консумент третьего порядка
4) плотоядное животное
5) детритофаг
6) паразит
20. Тип 20 №
Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит филин. В ответе запишите последовательность букв.
→ | → | → |
21. Тип 21 №
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность ястребов и куниц, если в течение нескольких лет шло уменьшение землероек? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Численность ястребов | Численность куниц |
---|---|
22. Тип 22 №
Рассмотрите схему совместимости групп крови. Как называется явление, возникающие при смешивании двух несовместимых групп крови? Почему происходит данное явление.
23. Тип 23 №
Ученые изучали влияние бактерий, поражающих клетки печени, на развитие гепатита у мышей. Одной группе мышей давали культуру бактерий с едой, а второй — контрольной — давали бактерии, предварительно убитые кипячением. Выяснилось, что количество измененных клеток в печени становится очень большим при заражении живыми бактериями, но не меняется у мышей, получавших убитую культуру.
Какой вывод можно сделать из этого исследования? Объясните, почему в качестве контроля использовались убитые кипячением бактерии, а не просто вода.
24. Тип 24 №
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ И ИХ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
Биологи Ж.-Б. Ламарк и Ч. Дарвин по-разному объясняли причины возникновения новых видов. Первый полагал, что новые признаки у животных и растений появляются в результате их внутреннего стремления к образованию новых приспособлений. Оно заставляет организмы упражняться в достижении своих целей и, таким образом, приобретать новые свойства. Так, по мнению Ламарка, у жирафа, добывающего пищу на высоких деревьях, появилась длинная шея, у уток и гусей – плавательные перепонки на ногах, а у оленей, вынужденных бодаться, появились рога. Кроме того, ученый считал, что приобретенные организмом в результате упражнений признаки всегда полезны и они обязательно наследуются.
Ч. Дарвин, пытаясь выяснить механизмы эволюции, предположил, что причинами появления различий между особями одного вида являются наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В результате изменчивости появляются новые признаки, некоторые из них наследуются. В природе между особями происходит борьба за пищу, воду, свет, территорию, полового партнера. Если новые признаки оказываются полезными для особи в определенных условиях среды и помогают выжить и оставить потомство, то они сохраняются естественным отбором и закрепляются в поколениях в процессе размножения. Особи с вредными признаками «отсеиваются». В результате естественного отбора возникают особи, обладающие новыми приспособлениями к условиям окружающей среды. Свои предположения ученый подтвердил, наблюдая за работой селекционеров. Он обнаружил, что в процессе искусственного отбора человек скрещивает особей с определенными, нужными селекционеру, признаками и получает разнообразные породы и сорта.
Все приспособления у организмов вырабатываются в конкретных условиях их среды обитания. Если условия среды меняются, приспособления могут утратить свое положительное значение; иными словами, они обладают относительной целесообразностью.
Существует множество доказательств относительной целесообразности приспособлений: так, защита организма от одних врагов оказывается неэффективной, полезный в одних условиях орган становится бесполезным в других. Приведем еще один пример: мухоловка благодаря родительскому инстинкту выкармливает кукушонка, вылупившегося из яйца, подброшенного в гнездо кукушкой. Она тратит свои силы на «чужака», а не на своих птенцов, что способствует выживанию кукушек в природе.
Используя содержание текста «Возникновение приспособлений у животных и их относительность» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Что является причиной появления длинной шеи у жирафа, по Ч. Дарвину?
2) Что, по Ламарку, происходит с полезными признаками?
3) В каком случае крылья стрижа, обеспечивающие ему очень быстрый и маневренный полет, будут относительно целесообразны? Приведите пример.
25. Тип 25 №
В таблице отражены данные изменения сухой массы насекомых(в миллиграммах) в течение года в экосистеме кустарников в Аргентине. Эти же данные отражены на графике. Изучите таблицу и ответьте на вопросы.
1. С какими процессами связаны колебания численности насекомых?
2. На какие месяцы приходятся пики размножения насекомых?
3. Объясните, почему именно так, как отражено в таблице и на графике, колеблется биомасса насекомых.
Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
1,3 | 0,8 | 1,7 | 1,6 | 0,7 | 1,2 |
Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь |
0,3 | 0,4 | 0,5 | 3 | 0,5 | 1,0 |
26. Тип 26 №
Алина занимается баскетболом. После полуторачасовой тренировки она решили зайти поесть в кафе.
1) Каковы энергозатраты Алины за время тренировки?
2) Будут ли покрыты энергозатраты на тренировку, если Алина закажет салат «Оливье», горбушу жареную в кляре с вареным рисом и пирожное «Кокетка»?
3) Нарушения в работе каких органов или систем органов вызывает недостаточное потребление жиров? Приведите один пример.
Таблица 1
Меню кафе и энергетическая ценность блюд
Продукты | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Калорийность, ккал
|
---|---|---|---|---|
Закуски | ||||
Салат «Оливье» | 5,4 | 16,7 | 7,0 | 198 |
Салат «Греческий» | 3,9 | 17,8 | 3,4 | 189 |
Салат «Цезарь» | 14,8 | 17,2 | 24,0 | 304 |
Первые блюда | ||||
Борщ | 4,4 | 3,6 | 5,5 | 63 |
Суп овощной | 1,7 | 1,8 | 6,2 | 43 |
Солянка мясная | 5,2 | 4,6 | 1,7 | 69 |
Вторые блюда
|
||||
Говядина жареная | 32,7 | 28,1 | 0,0 | 384 |
Свинина жареная | 11,4 | 49,3 | 0,0 | 489 |
Курица жареная | 26,0 | 12,0 | 0,0 | 210 |
Горбуша жареная в кляре | 17,1 | 16,4 | 15,2 | 281 |
Окунь речной жареный | 20,6 | 9,1 | 4,0 | 180 |
Гарниры и каши | ||||
Рис вареный | 2,2 | 0,5 | 24,9 | 116 |
Картофель жареный | 3,7 | 10,6 | 24,8 | 203 |
Картофельное пюре | 2,1 | 4,6 | 8,5 | 82 |
Десерты
|
||||
Апельсиновые корзиночки с кремом | 3,1 | 8,0 | 9,2 | 119 |
Желе ягодное | 2,7 | 0,1 | 18,9 | 82 |
Безе | 2,3 | 0,0 | 78,8 | 305 |
Десерт «Птичье молоко»
|
5,1 | 13,8 | 38,5 | 289 |
Лимонное пирожное | 5,3 | 12,2 | 23,8 | 220 |
Мармелад из абрикосов | 0,5 | 0,1 | 52,4 | 199 |
Мороженое с ягодами | 4,5 | 15,5 | 17,5 | 223 |
Пирожное «Кокетка» | 18,7 | 29,4 | 21,0 | 418 |
Пудинг из творога | 11,0 | 19,7 | 24,3 | 313 |
Сливки взбитые | 2,4 | 17,3 | 17,5 | 231 |
Торт «Медовый» | 3,7 | 16,6 | 42,4 | 323 |
Шоколадное мороженое | 4,4 | 15,8 | 29,1 | 269 |
Яблоки в желе | 3,0 | 3,4 | 18,3 | 111 |
Ягодный мусс | 1,2 | 0,8 | 41,2 | 167 |
Таблица 2
Энергозатраты при различных видах физической активности
Виды физической активности | Энергетическая стоимость |
---|---|
Прогулка - 5 км/ч;
езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля на байдарке |
4,5 ккал/мин |
Прогулка - 5,5 км/ч; езда на велосипеде - 13 км/ч; настольный теннис |
5,5 ккал/мин |
Ритмическая гимнастика;
прогулка - 6,5 км/ч; езда на велосипеде - 16 км/ч; каноэ - 6,5 км/ч; верховая езда - быстрая рысь |
6,5 ккал/мин |
Роликовые коньки - 15 км/ч;
прогулка - 8 км/ч; езда на велосипеде - 17,5 км/ч; бадминтон - соревнования; большой теннис - одиночный разряд; легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи |
7,5 ккал/мин |
Бег трусцой;
езда на велосипеде - 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой |
9,5 ккал/мин |
1. Тип 1 № 12138
На рисунке изображен процесс, в ходе которого псевдоподии клетки обволакивают твердую пищевую частицу, после чего происходит ее поглощение и переваривание внутри пищеварительной вакуоли.
Как называется такой способ поглощения веществ животной клеткой?
2. Тип 2 № 35145
Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) люпин белый
Б) пеницилл
В) менингококк
Г) беззубка обыкновенная
ЦАРСТВА
1) Животные
2) Растения
3) Грибы
4) Бактерии
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
3. Тип 3 № 35162
Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) семейство Псовые
2) класс Млекопитающие
3) вид Обыкновенная лисица
4) отряд Хищные
5) род Лисица
4. Тип 4 № 12465
Изучите график зависимости объема легких животного от его веса тела (по оси х — масса тела (в кг), а по оси у отложен объем в л).
Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?
1) Зависимость объема легких от веса тела животного описывается параболой.
2) Объем легких увеличивается с увеличением массы тела животного.
3) У животных, объем легких которых равен 10 л, вес тела находится в пределах 10 кг.
4) Чем выше масса тела животного, тем больше жизненная емкость легкого животного.
5) Объем легких кита равен примерно 100 л.
5. Тип 5 № 891
Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию лягушки, начиная с образования половых клеток. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) замена жаберного дыхания легочным
2) откладка икры самкой в воду
3) развитие жабр, мускулатуры и скелета
4) оплодотворение икры самцами
5) появление личинки
6. Тип 6 № 35108
Какой пример относят к биологическому эксперименту?
1) рассматривание под микроскопом клетки крови лягушки
2) слежение за миграцией косяка трески
3) изучение характера пульса после разных физических нагрузок
4) описание внешних признаков бобовых растений
7. Тип 7 № 2047
Известно, что большой пестрый дятел – лесная птица, живущая на деревьях и питающаяся насекомыми, обитающими под корой. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Клюв у птиц крепкий, заостренный и долотовидный.
2) Яйца насиживают самец и самка поочередно в течение 12–13 дней.
3) Птицы имеют короткие ноги, с цепкими острыми когтями, два пальца ноги направлены вперед, а два назад.
4) Дятел не любит соседства своих родичей.
5) Перья хвоста упругие, их стержни загнуты в сторону ствола дерева.
6) Длина тела дятла составляет 23–26 см, а масса — 70–100 г.
8. Тип 8 № 1111
Между позициями первого и второго столбцов приведенной ниже таблицы имеется определенная связь:
Целое | Часть |
---|---|
... | Трахеи |
Краб | Жабры |
Какой объект следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) улитка виноградная
2) планария белая
3) лягушка озерная
4) жук майский
9. Тип 9 № 2368
Какие из перечисленных признаков характерны для костных рыб? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) один круг кровообращения
2) сухая, ороговевающая кожа
3) трехкамерное сердце
4) наличие боковой линии
5) органы дыхания — жабры
6) наличие пятипалых конечностей
10. Тип 10 № 1276
Вставьте в текст «Световая фаза фотосинтеза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
СВЕТОВАЯ ФАЗА ФОТОСИНТЕЗА
В настоящее время установлено, что фотосинтез протекает в две фазы: световую и ___________ (А). В световую фазу благодаря солнечной энергии происходит возбуждение молекул ___________ (Б) и синтез молекул ___________ (В). Одновременно с этой реакцией под действием света разлагается вода с выделением свободного ___________ (Г). Этот процесс называется фотолиз.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) ДНК | 2) темновая | 3) кислород | 4) АТФ |
5) сумеречная | 6) гемоглобин | 7) хлорофилл | 8) углекислый газ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
11. Тип 11 № 666
Установите соответствие между признаком и организмом, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК
A) тело состоит из головогруди и нечленистого брюшка
Б) имеет четыре пары ходильных ног
В) передняя пара ходильных ног превращена в клешни
Г) всасывает при помощи сосательного желудка содержимое добычи
Д) дыхание происходит при помощи жабр
ОРГАНИЗМ
1) речной рак
2) паук-крестовик
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
12. Тип 12 № 952
Верны ли следующие суждения о признаках систематических групп рыб?
А. У хрящевых рыб отсутствует плавательный пузырь.
Б. Жаберные щели костных рыб покрыты жаберными крышками.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
13. Тип 13 № 285
Рассмотрите фотографию листа клена. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
А. Тип листа
1) черешковый | 2) сидячий |
Б. Жилкование листа
1) параллельное | 2) дуговидное |
3) пальчатое | 4) перистое |
В. Форма листа
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части
Д. Край листа (для выделенного фрагмента)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
14. Тип 14 № 35180
Под каким номером изображен аппендикс человека?
15. Тип 15 № 362
Какую из перечисленных функций не выполняет спинной мозг?
1) проведение импульсов от головного мозга к скелетной мускулатуре
2) осуществление простейших двигательных рефлексов
3) проведение импульсов от скелетной мускулатуры к головному мозгу
4) управление произвольными движениями скелетных мышц
16. Тип 16 № 35318
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку и запишите в таблицу цифры, которыми они указаны.
1) правый желудочек
2) левый желудочек
3) лёгочный ствол
4) аорта
5) нижняя полая вена
6) трехстворчатый клапан
17. Тип 17 № 281
Какие функции выполняет вегетативный отдел нервной системы человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) восприятие внешних раздражений
2) сокращение скелетной мускулатуры
3) сокращение гладкой мускулатуры сосудов
4) обеспечение работы сердца
5) сокращение стенок кишечника
6) обеспечение чувствительности
18. Тип 18 № 20776
Установите соответствие между названием железы и типом, к которому эту железу относят: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
НАЗВАНИЕ ЖЕЛЕЗЫ
А) гипофиз
Б) щитовидная
В) печень
Г) половые
Д) поджелудочная
Е) слюнные
ТИП ЖЕЛЕЗ
1) железы внешней секреции
2) железы внутренней секреции
3) железы смешанной секреции
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
19. Тип 19 № 35225
Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.
Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания лисы.
1) хищник
2) редуцент
3) консумент третьего порядка
4) плотоядное животное
5) детритофаг
6) паразит
20. Тип 20 № 35205
Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит филин. В ответе запишите последовательность букв.
→ | → | → |
21. Тип 21 № 35245
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность ястребов и куниц, если в течение нескольких лет шло уменьшение землероек? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Численность ястребов | Численность куниц |
---|---|
|
|
22. Тип 22 № 12488
Рассмотрите схему совместимости групп крови. Как называется явление, возникающие при смешивании двух несовместимых групп крови? Почему происходит данное явление.
23. Тип 23 № 21170
Ученые изучали влияние бактерий, поражающих клетки печени, на развитие гепатита у мышей. Одной группе мышей давали культуру бактерий с едой, а второй — контрольной — давали бактерии, предварительно убитые кипячением. Выяснилось, что количество измененных клеток в печени становится очень большим при заражении живыми бактериями, но не меняется у мышей, получавших убитую культуру.
Какой вывод можно сделать из этого исследования? Объясните, почему в качестве контроля использовались убитые кипячением бактерии, а не просто вода.
24. Тип 24 № 863
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ И ИХ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
Биологи Ж.-Б. Ламарк и Ч. Дарвин по-разному объясняли причины возникновения новых видов. Первый полагал, что новые признаки у животных и растений появляются в результате их внутреннего стремления к образованию новых приспособлений. Оно заставляет организмы упражняться в достижении своих целей и, таким образом, приобретать новые свойства. Так, по мнению Ламарка, у жирафа, добывающего пищу на высоких деревьях, появилась длинная шея, у уток и гусей – плавательные перепонки на ногах, а у оленей, вынужденных бодаться, появились рога. Кроме того, ученый считал, что приобретенные организмом в результате упражнений признаки всегда полезны и они обязательно наследуются.
Ч. Дарвин, пытаясь выяснить механизмы эволюции, предположил, что причинами появления различий между особями одного вида являются наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В результате изменчивости появляются новые признаки, некоторые из них наследуются. В природе между особями происходит борьба за пищу, воду, свет, территорию, полового партнера. Если новые признаки оказываются полезными для особи в определенных условиях среды и помогают выжить и оставить потомство, то они сохраняются естественным отбором и закрепляются в поколениях в процессе размножения. Особи с вредными признаками «отсеиваются». В результате естественного отбора возникают особи, обладающие новыми приспособлениями к условиям окружающей среды. Свои предположения ученый подтвердил, наблюдая за работой селекционеров. Он обнаружил, что в процессе искусственного отбора человек скрещивает особей с определенными, нужными селекционеру, признаками и получает разнообразные породы и сорта.
Все приспособления у организмов вырабатываются в конкретных условиях их среды обитания. Если условия среды меняются, приспособления могут утратить свое положительное значение; иными словами, они обладают относительной целесообразностью.
Существует множество доказательств относительной целесообразности приспособлений: так, защита организма от одних врагов оказывается неэффективной, полезный в одних условиях орган становится бесполезным в других. Приведем еще один пример: мухоловка благодаря родительскому инстинкту выкармливает кукушонка, вылупившегося из яйца, подброшенного в гнездо кукушкой. Она тратит свои силы на «чужака», а не на своих птенцов, что способствует выживанию кукушек в природе.
Используя содержание текста «Возникновение приспособлений у животных и их относительность» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Что является причиной появления длинной шеи у жирафа, по Ч. Дарвину?
2) Что, по Ламарку, происходит с полезными признаками?
3) В каком случае крылья стрижа, обеспечивающие ему очень быстрый и маневренный полет, будут относительно целесообразны? Приведите пример.
25. Тип 25 № 1628
В таблице отражены данные изменения сухой массы насекомых(в миллиграммах) в течение года в экосистеме кустарников в Аргентине. Эти же данные отражены на графике. Изучите таблицу и ответьте на вопросы.
1. С какими процессами связаны колебания численности насекомых?
2. На какие месяцы приходятся пики размножения насекомых?
3. Объясните, почему именно так, как отражено в таблице и на графике, колеблется биомасса насекомых.
Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
1,3 | 0,8 | 1,7 | 1,6 | 0,7 | 1,2 |
Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь |
0,3 | 0,4 | 0,5 | 3 | 0,5 | 1,0 |
26. Тип 26 № 12948
Алина занимается баскетболом. После полуторачасовой тренировки она решили зайти поесть в кафе.
1) Каковы энергозатраты Алины за время тренировки?
2) Будут ли покрыты энергозатраты на тренировку, если Алина закажет салат «Оливье», горбушу жареную в кляре с вареным рисом и пирожное «Кокетка»?
3) Нарушения в работе каких органов или систем органов вызывает недостаточное потребление жиров? Приведите один пример.
Таблица 1
Меню кафе и энергетическая ценность блюд
Продукты | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Калорийность, ккал |
---|---|---|---|---|
Закуски | ||||
Салат «Оливье» | 5,4 | 16,7 | 7,0 | 198 |
Салат «Греческий» | 3,9 | 17,8 | 3,4 | 189 |
Салат «Цезарь» | 14,8 | 17,2 | 24,0 | 304 |
Первые блюда | ||||
Борщ | 4,4 | 3,6 | 5,5 | 63 |
Суп овощной | 1,7 | 1,8 | 6,2 | 43 |
Солянка мясная | 5,2 | 4,6 | 1,7 | 69 |
Вторые блюда | ||||
Говядина жареная | 32,7 | 28,1 | 0,0 | 384 |
Свинина жареная | 11,4 | 49,3 | 0,0 | 489 |
Курица жареная | 26,0 | 12,0 | 0,0 | 210 |
Горбуша жареная в кляре | 17,1 | 16,4 | 15,2 | 281 |
Окунь речной жареный | 20,6 | 9,1 | 4,0 | 180 |
Гарниры и каши | ||||
Рис вареный | 2,2 | 0,5 | 24,9 | 116 |
Картофель жареный | 3,7 | 10,6 | 24,8 | 203 |
Картофельное пюре | 2,1 | 4,6 | 8,5 | 82 |
Десерты | ||||
Апельсиновые корзиночки с кремом | 3,1 | 8,0 | 9,2 | 119 |
Желе ягодное | 2,7 | 0,1 | 18,9 | 82 |
Безе | 2,3 | 0,0 | 78,8 | 305 |
Десерт «Птичье молоко» | 5,1 | 13,8 | 38,5 | 289 |
Лимонное пирожное | 5,3 | 12,2 | 23,8 | 220 |
Мармелад из абрикосов | 0,5 | 0,1 | 52,4 | 199 |
Мороженое с ягодами | 4,5 | 15,5 | 17,5 | 223 |
Пирожное «Кокетка» | 18,7 | 29,4 | 21,0 | 418 |
Пудинг из творога | 11,0 | 19,7 | 24,3 | 313 |
Сливки взбитые | 2,4 | 17,3 | 17,5 | 231 |
Торт «Медовый» | 3,7 | 16,6 | 42,4 | 323 |
Шоколадное мороженое | 4,4 | 15,8 | 29,1 | 269 |
Яблоки в желе | 3,0 | 3,4 | 18,3 | 111 |
Ягодный мусс | 1,2 | 0,8 | 41,2 | 167 |
Таблица 2
Энергозатраты при различных видах физической активности
Виды физической активности | Энергетическая стоимость |
---|---|
Прогулка - 5 км/ч; езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля на байдарке | 4,5 ккал/мин |
Прогулка - 5,5 км/ч; езда на велосипеде - 13 км/ч; настольный теннис | 5,5 ккал/мин |
Ритмическая гимнастика; прогулка - 6,5 км/ч; езда на велосипеде - 16 км/ч; каноэ - 6,5 км/ч; верховая езда - быстрая рысь | 6,5 ккал/мин |
Роликовые коньки - 15 км/ч; прогулка - 8 км/ч; езда на велосипеде - 17,5 км/ч; бадминтон - соревнования; большой теннис - одиночный разряд; легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи | 7,5 ккал/мин |
Бег трусцой; езда на велосипеде - 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой | 9,5 ккал/мин |
© 2025, Петриашвили Ирина Николаевна 181 0