КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Вариант 2
Прочитайте текст и выполните задания 6—14.
(1) Немецкий лётчик отчётливо видел свою добычу: посреди похожего на зелёный пирог леса проходила узкая жёлтая полоса—железнодорожная насыпь. (2) По насыпи медленно полз длинный русский состав с военным грузом. (З)Надо только подождать, когда поезд приблизится к выходу на открытое пространство между двумя лесами, и тут, на открытом месте, разбомбить его спокойно, безошибочно, как на учениях.
(4) Самолёт развернулся, плавно сделал круг и, набрав высоту, нырнул в пике. (5) Два фонтана грязи и земли встали по обе стороны насыпи там, где полагалось быть поезду. (6) Но, когда лётчик посмотрел вниз, он увидел, что поезд, немного не дойдя до открытого пространства, резко притормозил. (7) Бомбы были сброшены зря.
(8)Лётчик сделал ещё круг, решив, что охота становится увлекательной. (9)Поезд выскочил тем временем на открытое пространство. (10)Русский машинист и не догадывался, что теперь ему приготовлена встреча с бомбами уже в лесу и тяжёлые сосны повалятся на вагоны, сброшенные со своих корней гремящими взрывами. (11)Но сосны упали впустую. (12)Поезд каким-то чудом успел проскочить это место. (13) Бомбы снова были потрачены без результата.
(14)Взгляд лётчика стал неприязненным. (15)Такой неповоротливый извозчичий состав дважды смог уйти от него безнаказанным. (16)Охоту пора было заканчивать: он безо всякой хитрости спикировал на самую середину состава и сбросил бомбы прямо на вагоны. (17)Возможно, он плохо рассчитал, возможно, тут произошла какая-то случайность. (18)Бомбы попали не в поезд, а в лес, а неуловимый состав только прибавлял ходу, упрямо продвигаясь вперёд.
— (19)Спокойствие! — сказал немецкий лётчик. — Теперь мы поговорим всерьёз.
(20) Он стал рассчитывать новый заход на цель, строго и внимательно озирая пространство. (21)Теперь неудачи не случится...
(22) Он прошёл на бреющем полёте там, где прозрачная полоска паровозного дыма дрожала в раскалённом воздухе. (23) Но кто-то будто вынул из-под него поезд в последнюю секунду. (24) Грохот взрыва жил ещё в ушах, но было ясное ощущение промаха. (25)Он посмотрел вниз: так и есть. (26)Поезд не пострадал ничуть.
(27)Поединок продолжился. (28)Несколько раз бомбы ложились рядом с поездом, но это чудовище, несмотря на все старания, прилагаемые немцем, оставалось невредимым, как будто его охраняли невидимые духи.
(29) Немец уже понял, что дело не в невезении, что чья-то не менее упорная воля не уступает ему, что у машиниста железный глаз, расчёт удивительный и точный, что не так-то легко его переиграть. (ЗО)Лётчик уже был в поту. (31)Он даже плевал вниз и снова и снова бросался в атаку. (32)Последний раз он угадал правильно. (ЗЗ)Поезду, как бы машинист снова ни схитрил, не спастись! (34)И тут проклятие сорвалось с обветренных губ фашиста: бомбы кончились...
(35)Лётчик откинулся в изнеможении. (Зб)Небо сияло, была хрустальная ровная осень, чем-то похожая на далёкий октябрь в родной Баварии. (37)Поединок было кончен. (38)Лётчик ни в чём не мог себя упрекнуть, но хитрый русский там, внизу, похоже, победил, несмотря на всё преимущество немца. (39)Лётчик снизился, затем в последний раз с досадой прошёлся над поездом, и самолёт развернулся в сторону аэродрома.
(40) Прощальное пике было совершено на малой скорости, но немец, конечно, не мог увидеть, что за ним следит пристальный глаз машиниста. (41)Машинист, проводив самолёт взглядом, сказал с расстановкой: «Что, гад, взял?»
(42)Паровоз как ни в чём не бывало продолжил свой путь...
(по К. М. Симонову)
6. Замените разговорное слово «зря» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
7. Замените словосочетание «потрачены без результата» (предложение 13), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
8. Выпишите грамматическую основу из главной части сложноподчинённого предложения 33.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
9. Среди предложений 33—40 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
10. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Лётчик ни в чём не мог себя упрекнуть, (1) но хитрый русский там, (2) внизу, (3) похоже,(4) победил, (5) несмотря на всё преимущество немца.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 3.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите циф-ру(-ы), обозначающую (-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Несколько раз бомбы ложились рядом с поездом,(1) но это чудовище,(2) несмотря на все старания, (3) прилагаемые немцем,(4) оставалось невредимым,(5) как будто его охраняли невидимые духи.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
13. Среди предложений 16—22 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение (-я). Напишите его (их) номер (-а).
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
14. Среди предложений 36—41 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––