Вариант 4
Прочитайте текст и выполните задания 6—14.
(1) Василий Никитьевич вот уже несколько дней стучал ногтями по барометру и шёпотом чертыхался — стрелка стояла: «сухо, очень сухо». (2) За две недели не упало ни капли дождя, а хлебам было время зреть. (3) Земля растрескалась, от зноя выцвело небо, и вдали, над горизонтом, висела мгла, будто пыль от стада. (4) Погорели луга, потускнели, стали свёртываться листья на деревьях. (5) Когда домашние собирались за столом, они уже не шутили, как прежде: лица у отца и матушки были озабоченные.
(6) За обедом Василий Никитьевич, выбивая пальцами дробь по краю тарелки, сказал:
— (7)Если завтра не будет дождя, урожай погиб.
(8) Матушка, вздрогнув, опустила голову. (9) Слышно было, как глухо, точно в бреду, звенела муха в огромном окне. (Ю)Стеклянная дверь на балкон была закрыта, чтобы из сада не несло жаром.
(Н)Неужели—опять голодный год, — проговорила матушка, — боже, как ужасно!
(12)Да, вот так: сиди и жди казни, — отец подошёл к окну и глядел на небо, засунув руки в карманы брюк. — (13) Ещё один день этого окаянного пекла, и — вот тебе голодная зима, тиф, падает скот, мрут дети... (14)Непостижимо.
(15)Обед кончился в молчании.
(16)Когда все разошлись и дом погрузился в послеобеденный сон, Никита остался в столовой один. (17)В полуденной зловещей тишине только звенели мухи, все вещи были словно подёрнуты пылью. (18)Никита не знал, куда приткнуться, и, вздыхая, примостился в углу на старый диванчик, который стоял возле стола. (19)Поневоле взгляд его остановился на злосчастном барометре. (20) И в эту минуту Никита увидел, что синяя стрелка на циферблате далеко отделилась от золотой стрелки и дрожит между «переменчиво» и «бурей». (21)Никита забарабанил пальцами в стекло — стрелка ещё передвинулась на деление к «буре».
(22)Никита побежал в библиотеку, где спал отец. (23)Постучал. (24)Сон-ный, измятый голос отца спросил поспешно:
— (25)А, что? (26)Что такое?..
(27)Папа, поди — посмотри барометр...
(28)Не мешай, Никита, я сплю.
(29)Посмотри, что с барометром делается, папа...
(30)В библиотеке было тихо. (31)Отец, очевидно, никак не мог проснуться. Наконец зашлёпали его босые ноги, повернулся ключ, и в приоткрытую дверь просунулась всклоченная борода.
(32)3ачем меня разбудил?.. (ЗЗ)Что стряслось?..
(34)Барометр показывает бурю.
(35)Врёшь, — взволнованным шёпотом проговорил отец, и побежал в залу, и сейчас же оттуда закричал на весь дом: — Саша, Саша, буря!.. (Зб)Будет дождь! (37)Ура!.. (38)Спасены!
(39)Томление и зной усиливались. (40)3амолкли птицы, мухи осоловели на окнах. (41)К вечеру низкое солнце скрылось в раскалённой мгле. (42)Но стрелка барометра твёрдо указывала—«буря». (43)Все домашние собрались у круглого обеденного стола. (44) Говорили шёпотом, оглядывались на раскрытые в невидимый сад балконные двери.
(45)И вот в мертвенной тишине глухо и важно зашумели ветлы на пруду, долетели испуганные крики грачей. (46) Шум становился всё крепче, торжественнее. (47)И наконец сильным порывом ветра примяло акации у балкона, пахнуло свежестью в дверь, внесло несколько сухих листьев, мигнул огонь в матовом шаре лампы, и налетевший ветер засвистел, завывая в трубах и в углах дома. (48)Весь сад теперь шумел, скрипели стволы, качались невидимые вершины. (49) И вот — бело-синим ослепительным светом раскрылась ночь. (50)На мгновение чёрными очертаниями появились деревья, низко склонившиеся над землёй. (51)И—: снова тьма. (52)И грохнуло, обрушилось всё небо. (53)3а шумом никто не услышал, как упали и потекли капли дождя на стёклах. (54)Хлынул дождь — сильный, обильный, потоком. (55)Матушка стала рядом с отцом в балконных дверях, глаза её были полны слёз. (56)3апах влаги, прели,
дождя и травы наполнил зал.
(no A. H. Толстому)
6. Замените разговорное слово «стряслось» в предложении 33 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
7. Замените словосочетание «балконные двери» (предложение 44), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
8. Выпишите грамматическую основу предложения 46.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
9. Среди предложений 45—53 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) при вводном слове.
—Посмотри,(1) что с барометром делается,(2) папа...
В библиотеке было тихо. Отец,(3) очевидно,(4) никак не мог проснуться. Наконец зашлёпали его босые ноги,(5) повернулся ключ,(6) и в приоткрытую дверъ просунулась всклоченная борода.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 18. Ответ запишите цифрой.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––--
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Матушка,(1) вздрогнув,(2) опустила голову. Слышно было,(3) как глуха, (4) точно в бреду,(5) звенела муха в огромном окне. Стеклянная дверь на балкон была закрыта, (6) чтобы из сада не несло жаром.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
13| Среди предложений 16—21 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
14] Среди предложений 1—10 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––