БИОЛОГИЯ
ОГЭ 2017
Характеристика структуры и содержания КИМ
Работа включает в себя 32 задания и состоит из двух частей.
Часть 1 содержит 28 заданий с кратким ответом:
- 22 задания базового уровня сложности с ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа;
- 6 заданий повышенного уровня сложности , из которых
- 2 с выбором и записью трех верных ответов из шести,
- 3 на установление соответствия элементов двух информационных рядов (в том числе задание на включение пропущенных в тексте терминов и понятий, на соотнесение морфологических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму),
- 1 на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов.
Характеристика структуры и содержания КИМ
- Часть 2 содержит 4 задания с развернутым ответом, из них:
- 1 повышенного уровня сложности
- 1 на работу с текстом: ответы на поставленные вопросы после прочтения текста;
- остальные высокого уровня сложности:
- 1 на анализ статистических данных , представленных в табличной форме (умение работать с таблицей и делать определённые выводы из статистических данных);
Характеристика структуры и содержания КИМ
- - 2 на применение биологических знаний для решения практических задач :
а) 1 задание проверяет умение составить меню определённой калорийности для спортсменов, туристов, обычных школьников;
б) 1 задание – вопрос со свободным ответом.
- По уровню сложности все задания распределены следующим образом:
- Базовый уровень (Б) – 22 задания;
- Повышенный уровень (П) – 8 заданий;
- Высокий уровень (В) – 2 задания.
Задания имеют сквозную нумерацию с 1 по 32 и разделены на 2 части – часть 1 и часть 2.
Общее время выполнения работы – 180 минут.
Первый блок «Биология как наука»
Проверяет знания:
- О научных методах, применяемых в биологии (наблюдение, моделирование, эксперимент, описание, измерение), о роли биологии в жизни общества, о понимании биологической картины мира.
- Чем занимается каждая из биологических наук: ботаника, зоология, экология, генетика, эволюционное учение и т.д. (напр. анатомия – это наука о строении организма).
Второй блок «Признаки живых организмов»
Проверяет знания:
- О клеточном строении организмов, функциях клеток и тканей, о строении органов и систем органов.
- Признаков живых систем: рост, развитие, способность к обмену веществ, раздражимость, саморегуляция, приспособленность к окружающей среде.
- Понятий: наследственность, изменчивость, размножение.
- О приёмах выращивания и разведения растений и животных.
Третий блок «Система, многообразие и эволюция живой природы»
- Проверяет знания:
- Об отличительных признаках основных царств живой природы, умения сравнивать эти царства друг с другом, давать их общую характеристику, классифицировать систематические группы растений и животных в соответствии с правилами систематики.
- О процессе эволюции органического мира и биологическом разнообразии, которое является основой устойчивости биосферы и результатом эволюции.
Четвёртый блок «Человек и его здоровье»
Проверяет знания:
- О происхождении человека, его биосоциальной природе, строении и функциях его органов и систем органов.
- В этот блок входит практически всё содержание учебника «Биология человека»
Пятый блок «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»
Проверяет знания:
- О системной организации живой природы.
- Усвоение таких понятий как экосистема, популяция, вид, функциональные компоненты экосистемы (продуценты, консументы, редуценты), экологические факторы, экологические проблемы человечества, современная естественнонаучная картина мира.
Виды заданий
Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких.
- Ответ на экзамене к таким заданиям записывается в поле ответа: Ответ:
И.П.Павлов создал
- Теорию клеточного иммунитета
- Теорию эволюции
- Учение об условных рефлексов
- Учение о фотосинтезе
И.П.Павлова. Портрет работы Нестерова 1930
Группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям, называется
- Органом
- Корневым чехликом
- Камбием
- Тканью
Графические задания
Пример 3.
- Какой из показанных на рисунке объектов является видоизмененным побегом?
1
2
3
4
Графические задания
Пример 4.
- Какой цифрой обозначено оптимальное значение фактора?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
1
2
3
4
Интенсивность действия экологического фактора
Задания на обобщение понятий
Пример 5.
- В приведённой ниже таблице между понятиями первого и второго столбцов есть определенная связь. Выберите понятие, которое нужно вписать в четвёртый столбец вместо пропуска.
- Аминокислота
- Нуклеотид
- Глюкоза
- РНК
Белок
Крахмал
Аминокислота
… .
Задания с выбором нескольких правильных ответов
Пример 6.
- Какие из перечисленных особенностей характерны только для мхов?
- Размножение спорами
- Спорофит представлен коробочкой со спорами
- Гаметофит представлен зелёным растением
- Органы размножения развиваются на разных растениях
- В цикле развития есть заросток
- Спорофит представлен зелёным растением
Задания на сопоставление объекта с его свойствами, особенностями
Пример 7.
- Установите соответствие между системой органов и её функциями.
- Ответ :
ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
А) доставка кислорода к тканям
Б) доставка кислорода к лёгким
В) транспорт продуктов окисления в организме
Г) окисление питательных веществ
Д) выведение углекислого газа в атмосферу
Е) выведение углекислого газа из тканей
СИСТЕМА ОРГАНОВ
1) Дыхательная
2) Кровеносная
А
Б
В
Г
Д
Е
Задания на определение последовательности событий, процессов
Пример 8
- Расставьте буквы в соответствии с последовательностью расположения слоёв стебля берёзы, начиная с наружного слоя.
А) пробка Г) луб
Б) кожица Д) сердцевина
В) камбий Е) древесина
Ответ:
Задания на вставку пропущенных терминов в текст
Пример 9.
- Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного списка.
Клеточные органоиды выполняют различные функции, обеспечивающие жизнедеятельность клетки. Так, например, в хлоропластах растительных клеток происходит ____(А), а на рибосомах синтезируются ____(Б). В митохондриях вырабатывается и накапливается ____(В), а наследственная информация о клетке хранится в _____(Г).
1 – транспорт веществ 4 – АТФ 7 - хромосомы
2 – наследственная информация 5 – фотосинтез 8 – крахмал
3 – аппарат Гольджи 6 – белок
Задание – практическая работа
Пример 10
- Классифицируйте приведенное на рисунке соцветие Болиголова пятнистого по всем пяти вариантам классификации, пользуясь схематическими рисунками соцветий
- С простым околоцветником (имеются только лепестки),
- Со сложным околоцветником (имеют четко выраженные чашечку и венчик).
- Б. По степени разветвления соцветий:
- Простые (на главной оси располагаются одиночные цветки),
- Сложные (на главной оси располагаются частные соцветия)
- В. По наличию цветоножки у каждого цветка:
- С сидячими цветками (цветки непосредственно на стебле)
- С цветками, имеющими цветонос.
- Г. По наличию цветка на верхушке:
- Открытые (нет цветка на верхушке)
- Закрытые (есть цветок на верхушке)
- Сложный зонтик
- Кисть
- Щиток
- Корзинка
Ответ:
Задание на извлечение информации из текста
- Прочитайте текст «Гены и хромосомы». Заполните в таблице «Сравнительная характеристика генов и хромосом» графы, обозначенные цифрами 1,2,3.
Признак для сравнения
Ген
Функция
Хромосома
1
Строение
Часть молекулы ДНК. Состоит из нуклеотидов
Кодирование структуры множества генов, а у бактерий всей наследственной информации организма
3
2
Генная
Геномная
- Используя содержание текста «Гены и хромосомы», ответьте на вопрос: в чём проявляется связь между строением и функциями у ДНК и РНК?
- Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- ДНК и РНК состоят из чередующихся нуклеотидов.
- ДНК хранит информацию обо всех белках (признаках) организма в виде последовательности нуклеотидов.
- РНК переводит информацию, хранящуюся в ДНК, в белки в соответствии с последовательностью нуклеотидов ДНК.
Или переводит код ДНК в белки.
Анализ статистических данных. Работа с таблицей.
Наименование продукта
Концентрация нитрат - ионов, в мг/кг
Колбаса вареная «Успенская»
28,2
Ветчина «Экстра»
37,2
Колбаса вареная «Сытая»
28,2
Окорок копченый
210
Сыр пошехонский
260
Сыр «Эдам», г. Владимир
300
Сыр «Колбасный»
280
Сыр «Гауда», Литва
310
- Изучите таблицу «Содержание нитратов в мясных и молочных продуктах» и ответьте на вопросы.
- Если ваше дневное меню содержит 50г сыра «Эдам» российского производства, 50г окорока копченого, то сколько нитрат- ионов вы получите в день? Будет ли это вредным для организма, при условии, что дневная допустимая норма не превышает 80 мг нитрат – ионов в день?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
- Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Можно привести расчеты: 1) «Эдам» – если в 1000г продукта – 300мг нитрат – ионов, то в 50г продукта будет 15 мг нитрат – ионов; 2) окорок копченый: в 1000г продукта – 210мг нитрат – ионов, значит в 50г продукта будет 11мг нитрат – ионов; 3)суммарная цифра составляет 26 мг нитрат- ионов, что не превышает допустимой нормы.