СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Огонь - друг, огонь - враг!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного воспитательского часа - познакомить с историей возникновения огня, обучать навыкам безопасного поведения при пожаре.

Просмотр содержимого документа
«Огонь - друг, огонь - враг!»

Тема: « Огонь - друг, огонь - враг»

Цель: пропаганда и развитие противопожарной культуры безопасности обучающихся.

Задачи:

Обучающие: познакомить с историей возникновения огня; закрепить представление детей о причине возникновения пожара; обучать навыкам безопасного поведения при пожаре; формировать четкое представление о том, как выглядит опасность и почему она возникает.

Развивающие: развивать умения находить решение в сложных ситуациях; формировать умение реально оценивать возможную опасность.

Воспитательные: воспитывать осторожное обращения с огнём, бережное отношение к своей жизни, находчивость и сообразительность.

Ход воспитательского часа

I. Организационный момент

Отгадайте загадку

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злобы ест дрова,

Целый час, а может два.

Ты рукой его не тронь, искусает всю ладонь.

Как вы думаете, о чем мы будем с вами сегодня говорить на воспитательском часе?

(Ответы детей)

Правильно, мы будем,  говорит об огне, пожарах, о личной безопасности  при возникновении пожара.

II. Основная часть

Тема нашего воспитательского часа «Огонь – друг, огонь – враг!»

Сначала мы поговорим о значении огня и вспомним, как огонь попал к людям. (Дети говорят о том, что древние люди огонь добывали трением, высекали искры из камня. ) И немного поиграем. А знаете ли вы, кто такой Прометей?

Это легендарный древнегреческий герой, подаривший огонь людям.

В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага – люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием.

Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю.

С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.

Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь. Назовите сферы применения огня.

(Приготовление пищи, двигатели внутреннего сгорания (машины), плавка металлов, изготовление стекла и кирпича, обжиг керамических изделий, отопление жилища, теплоэлектростанции и др.) 

Можно еще долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту, и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем, шалости с огнем, могут привести к беде.

Послушайте стихотворение. 

Он всегда бывает разным, удивительный огонь

То буяном безобразным, то  тихоней из тихонь.

Да, огонь бывает разный-

Бледно- желтый,  ярко- красный, синий или золотой,

Очень добрый, очень злой

Вот таким разным бывает огонь

Огонь – давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит людям в повседневном быту и на производстве.

А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня. 
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак, 
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг. 
Всем огонь хороший нужен, 
И за то ему почет, 
Что ребятам греет ужин.
Режет сталь и хлеб печет.

А почему про огонь говорят, что он опасен? Чем опасен огонь?

Случается, что огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.

Посмотрите, ребята, вокруг.

Нам огонь - повседневный друг!

Но когда мы небрежны с огнем,

Он становится нашим врагом.

При неосторожном обращении начинается пожар. Слово “пожар” вам приходилось слышать и раньше. Что же такое пожар?

Пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Может быть, некоторым из вас приходилось наблюдать или видеть последствия разбушевавшейся стихии. Пожар, как огромный огненный дракон съедает все на своем пути. Случись пожар в природе - гибнут деревья, травы, животные. А если пожар в доме - горит мебель, пол, стены.

Огонь превращается в беспощадного недруга, уничтожающего все на своем пути.

Часто пожары возникают по вине человека. Серьезную опасность представляют костры, которые разводят ребята вблизи построек или строительных площадок. Увлекшись игрой, дети забывают потушить костер, и тогда развеянные ветром искры разлетаются на большие расстояния. Каждые 5 секунд – новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. А в результате колоссальные убытки. И самое главное – десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.

От чего же случаются пожары? И кто в этом виноват? Послушайте, что об этом говорит сам огонь:

Огонь: Я,- огонь

Я - друг ребят,

Но когда со мной шалят,

Становлюсь тогда врагом

И сжигаю все кругом.

Теперь понятно, от чего происходят пожары? Пожары часто происходят из-за шалости детей. Нередко ребята играют на чердаках или подвалах жилых домов. Не задумываясь о последствиях, зажигают свечи, разводят костры, пользуются спичками.

Не играй, дружок, со cпичкой, 
Помни ты, она сильна,
И от спички – невелички 
Может дом сгореть дотла.

Можно ли разжигать огонь в помещении, подходить близко к открытому огню, бросать в костер патроны, лить легковоспламеняющиеся вещества (бензин, керосин)?

Для человека в равной степени опасны огонь и дым, выделяющийся в процессе горения.

- Куда следует обращаться в случае пожара? Вспомните строчки из стихотворения С. Маршака:

Пусть помнит каждый гражданин:

Пожарный номер – сто один!

Давайте сейчас мы с вами проведём маленький опыт

«Экспериментальная лаборатория»

Ведущая на металлическом подносе зажигает свечи.

Когда мы зажгли свечи, что увидели? (Огоньки).

Они яркие, красивые, так и привлекают к себе внимание. Как вы считаете, можно ли к ним прикоснуться? (Нет.)

Объясните, почему? Можно обжечься, а если свеча упадёт на пол или ковёр, то может возникнуть пожар.

На самом деле, огонь — стихия яркая и привлекательная, но очень опасная.

Если огонь становится слишком опасным, то, как может с ним справиться человек(Его нужно потушить.)

Чем можно потушить огонь? (Водой, снегом, землей.) 

Теперь давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории есть разные материалы, которыми можно пользоваться при тушении огня.

Эксперимент первый

На горящую свечу прольём немного воды. Что происходит и почему? 

(Огонь погас, потому что он боится воды.)

Эксперимент второй

Аналогичный опыт проводится с песком.

Эксперимент третий

Аналогичный опыт проводится с колбой.

Горящую свечу плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнём? (Он гаснет.) Почему наш огонёк через некоторое время погас?

может помочь? Конечно, при пожаре на помощь приходят пожарные. Но чтобы они сумели приехать вам на помощь быстро, нужно уметь грамотно сообщить в пожарную часть о возникшем пожаре. Кто из вас, ребята, знает телефон пожарной службы?

Если вдруг пожар возник,

Ты звонить обязан вмиг:

Знает каждый гражданин:

Звать пожарных - …(01).

(101 или 112)

Но только знать номер пожарной службы недостаточно. Нужно быть собранным и внимательным при вызове пожарных. Подумайте и скажите, какие сведения нужно сообщить при вызове пожарных?

(Сообщить где горит, что горит и кто сообщил)

Сейчас я буду вам задавать вопросы, а вы подумайте и дайте ответ.

И так первое задание.

«Знатоки правил пожарной безопасности»

1. Почему при пожаре внутри помещения нельзя открывать окна и двери?

Ответ: поступает свежий воздух (кислород) и огонь разгорается сильнее.

2. Пожарный и пожарник. Чем отличаются эти понятия?

Ответ: пожарный – тушит пожар, пожарник – поджигатель.

3. Почему пожарных вызывают по телефону именно `01`?

Ответ: `01` самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер легко набрать даже в темноте и на ощупь.

4. Почему пожарная машина красная?  

Ответ: Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет - цвет огня.

5. От чего чаще страдают люди: от огня или дыма?

Ответ: от дыма чаще: 2-3 вдоха угарного газа – получишь сильное отравление.

6. Почему в старые времена пожар мог уничтожить целый город?  

Ответ: Раньше все дома строились из дерева, строили их близко друг к другу.

Молодцы, ребята!

Следующее задание это  «Шифровка». Вам надо найти среди букв средства тушения, которые есть дома. Слова могут быть расположены в любом порядке, по вертикали, диагонали, зигзагом.

П О К Л О М Л

Е С Р А Д Е Я

О П Ы В О З Ю

Р О Ш О К Ь Г

(песок, покрывало, порошок, земля, песок, вода, лом)

Вы нашли средства тушения прочитайте, что у вас получилось.

Следующее задание «Опасные ситуации»                

 1. Придя домой поздно вечером, вы почувствовали запах газа. Вы:

1) включите свет и позвоните по телефону «04»;

2) сообщите соседям и от них позвоните в газовую службу;

3) откроете окна, перекроете газ. Если запах газа не улетучится, позвоните от соседей по телефону «04».

2.  При приготовлении пищи загорелся жир на сковородке. Вы:

1)выключите газ. Сковородку накроете крышкой;

2) накинете на сковородку влажную ткань, предварительно отключив газ;

3) зальете сковородку водой.

3. Во время приготовления пищи (кипячения воды) на газовой плите вы отлучились с кухни. Вернувшись, обнаружили, что пламя залито водой Вы:

1) сразу же попытаетесь зажечь газ;

2) перекроете газ, а затем попытаетесь зажечь его;

3) перекроете газ. Откроете форточку (окно) и после проветривания вновь зажжете газ.

4. Во время просмотра телевизионных передач ваш телевизор задымил. Вы:

1) зальете телевизор водой;

2) немедленно отключите от сети, а затем начнете его тушить;

3) накинете на телевизор плотную влажную ткань.

Молодцы, хорошо справились с заданием. Переходим к следующему конкурсу. Игра «Опасные предметы»

На столе  предметы: кипятильник, расчёска, шкатулка, кастрюля, стакан,  петарды, ложка, фен, ваза, колечко, спички, свеча, подушка, утюг, телевизор, ведро, электрокофемолка, фломастер - ребёнок должен взять только один предмет.

Следующее задание «Коллаж»

У вас на столах лежат картинки, клей. Ваша задача создать коллаж по пожарной безопасности.

Пожар бывает из-за невнимательного, и небрежного обращения с огнем и с пожароопасными предметами.

Какие пожароопасные предметы вы знаете?

III. Заключительная часть

Молодцы, ребята, вы замечательно усвоили все правила противопожарной безопасности, и, я думаю, будете соблюдать их не только сами, но и научите других ребят.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!