Апрель 2021 год
г. Ростов – на – Дону
МБДОУ «Детский сад №175»
Группа «Радуга»
Подготовила воспитатель:
Городецкая Светлана Владимировна
Экологический проект «Огород на подоконнике»
Пояснительная записка
Актуальность проекта:
Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей разных возрастов, это помогает лучше познать им растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Разобраться поможет поисково – исследовательская деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта «Огород на подоконнике».
Срок реализации проекта: 2 недели.
Участники проекта:
Воспитатель, дети старшей группы, родители.
Этапы реализации проекта:
Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Задачи проекта:
Образовательные:
Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, горох, огурцы);
Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Развивающие:
Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
Развивать познавательные и творческие способности.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы для «огорода на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Формы организации работы 1 этапа:
Сбор информации, материалов по теме;
Организация предметно – развивающей среды
Разработка цикла наблюдений, занятий;
Беседы;
II этап – основной (практический).
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
Формы работы с детьми:
Реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).
Тематические беседы:
«Для чего растению семена?»,
«Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью»,
«Овощи»,
«Вода и земля – овощей лучшие друзья»;
Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок, песен о горохе, огурцах и луке;
Чтение художественной литературы;
Дидактические игры:
«Овощи и фрукты»,
«Чьё семечко»,
«Четвёртый лишний»,
«Чудесный мешочек»,
«Что сначала, что потом?»,
«Узнай на вкус»
Подвижные игры:
«Собери все предметы»,
«Собираем урожай»,
«Сад и огород»
Художественно – продуктивная деятельность:
Рисование на тему: «Овощной суп».
Лепка на тему: «Лучок»
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин»,
«Огород»,
«Мы помощники».
Экспериментирование:
Рассматривание сухих и пророщенных семян через лупу,
Ежедневные наблюдения за всходами: лука, гороха, огурцов.
Театрализованная деятельность: «Сказка о том, как овощи поссорились»
Конструирование: «Теплица для овощей».
Формы работы с родителями:
Беседа с родителями «Наш огород».
Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
Подбор стихов, загадок, пословиц, потешек про огурец, горох и лук для оформления альбома.
Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду».
III этап – заключительный.
Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной недели.
Ожидаемые результаты:
Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями. С помощью опытно – экспериментальной работы дети получат необходимые условия для роста растений.
С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
Создание в группе огорода на подоконнике. Активное участие родителей в реализации проекта.
Полученные результаты:
«Огород на подоконнике» дал предполагаемые результаты, нами было достигнуто:
Мы обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных методов и приемов;
Собрали богатый материал по темам «Культурные растения», изготовили дидактические игры «Собери картинку», «Третий лишний», обобщили опыт работы по данному проекту;
Пополнили словарный запас детей;
На протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию, научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи;
Дети стали различать и уверенно называть овощи и фрукты, их особенности и различия; привлечение родителей дал большой результат в социальном воспитании детей группы.
Методическая литература
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. «Опыты и эксперименты для дошкольников»
Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду.
Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»
Мереньянова О. Р. «Формирование у детей основ экологической культуры»
Павлова Л.Н. «Знакомим малыша с окружающим миром»
Сорокина А.И. «Театрализованные игры в детском саду»
Шорыгина Т.А. «Овощи. Какие они?»
А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
Клочкова Валерия «Витаминный огород зимой на подоконнике»