Тематический час-практикум на тему:
"Оказание первой медицинской помощи при травмах"
Цели: систематизация знаний умений и навыков по оказанию первичной (доврачебной) помощи при травмах; отработка практических навыков оказания ПМП.
Обучающие:
• Актуализация теоретических знаний, терминологии ПМП;
• Применение теоретических знаний в практической деятельности (умение
накладывать повязки, жгут, иммобилизация конечностей);
• Порядок и правила поведения в чрезвычайной ситуации
Воспитывающие:
• Воспитание общей культуры личности;
• Воспитание чувства товарищества у старших подростков;
• Формирование потребности бережного отношения к своему здоровью.
Развивающая:
• Формирование навыков анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в
экстремальной ситуации.
Задачи: создать условия для отработки навыков ПМП; обеспечить усвоение основных правил оказания первой доврачебной помощи пострадавшим; научить использованию полученных знаний в сложившейся экстренной ситуации; воспитывать культуру безопасности жизнедеятельности; формировать навыки: коллективной деятельности, навык само и взаимо-проверки, объективной само и взаимо-оценки.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Техническое оснащение: Аптечка ПМП; жгут кровоостанавливающий для остановки артериального кровотечения (жгут Эсмарха-Лангенбека) (1шт), жгут с дозированной компрессией (2шт), жгут «Альфа» (1шт), жгут Аполло силиконовый (1 шт), жгут-закрутка кровоостанавливающий Медплант (Россия) (3шт), ремень; бинт марлевый медицинский (5м х 10см), бинт марлевый медицинский (7м х 14см); салфетки марлевые медицинские стерильные (16 х 14см); бинт гемостатический (1шт), повязка гемостатическая (2шт), бинт тампонада (1шт). Тематические слайды (1-6) Приглашены: младший лейтенант Ермаков И.Ю, эксперт по оказанию ПМП.
Бинты;
жгуты;
подручные шины;
перевязочный материал;
карточки с заданиями;
опорные схемы;
аптечка первой помощи.
ХОД УРОКА:
Сегодня мы с вами проводим обобщающий урок по теме “Оказание ПМП при
различных видах повреждений”. Как вы думаете, для чего мы проводим этот урок?
Попробуйте сформулировать цель урока? (Учащиеся самостоятельно формулируют цель:
определение прочности усвоения полученных знаний, умение применить их на практике.
В случае неточности формулировки учитель подводит их к правильному пониманию цели
урока ).
Очень часто в жизни люди оказываются в таких ситуациях, в которых не знают как
себя вести, а от их действий порой зависит благополучие и даже жизнь человека. Вот для
того, чтобы быть полезным, а может быть и спасти человека мы и проводим этот урок.
Часть 1
Воспитатель: Ребята, сегодня мы проведем познавательное мероприятие, на котором полученные знания и умения сохранят жизнь вам и людям, находящимся рядом с вами, если случилась чрезвычайная ситуация.
Согласитесь, редко кто из нас задумывается о том, что с кем-то прямо сейчас (возможно) происходит несчастный случай. Никому из нас не верится, что это может произойти в любой момент с любым из нас. Но надо быть бдительным. Что бы не случилось в экстремальной ситуации человек должен знать, как себя вести и учиться этому надо с детства. Ведь от того, как поведет себя человек в той или иной ситуации, зависит его здоровье, а порой и жизнь.
Даже если вы полагаете, что владеете навыками оказания МПМ, нет уверенности, что в экстренной ситуации вам удастся применить свои знания на практике. К сожалению, обычно, пострадавшие и те, кто оказываются рядом, теряются, совершают ошибки, упускают драгоценное время. Поэтому важно, чтобы каждый человек, в том числе школьник, не только знал основные правила оказания первой медицинской помощи, но и обладал реальными практическими навыками.
Итак, сегодня мы с вами вспомним теоретический материал прошлых занятий, а так же будем упражняться на практике по оказанию ПМП. А поможет нам в этом наш гость, практикующий медик, младший лейтенант И.Ю. Ермаков. Он же будет нашим экспертом.
Ребята, сначала выясним, что вы усвоили из наших прошлых занятий.
НАШ ДЕВИЗ:
«Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда»
- Не паникуй!
- Не навреди!
- Страдания облегчи!
- Непременно спаси!
Первая медицинская помощь (ПМП) — это оказание комплекса экстренных медицинских мероприятий, проводимых лицу, с которым произошел несчастный случай, или у которого внезапно возникло тяжелое, угрожающее жизни заболевание, на месте происшествия и в период доставки его в медицинское учреждение.
Виды первой медицинской помощи (ПМП): 1) первая неквалифицированная (доврачебная) медицинская помощь — осуществляется немедицинским работником, часто не имеющим необходимых медикаментов и средств; первая доврачебная помощь (первая квалифицированная медицинская помощь) — проводится медицинским работником (фельдшер, медицинская сестра, лаборант, зубной техник и т. д.); 2) первая врачебная помощь — оказывается врачом, имеющим в своём распоряжении необходимое медицинское оборудование, инструментарий и медикаменты.
Собираясь оказать первую помощь человеку, помните о том, что перед этим обязательно нужно набрать 112 и вызвать скорую. Будьте сознательны, не проходите мимо пострадавшего!
Воспитатель: Дети, как вы думаете, оказание первой помощи — это ваше гражданское право или обязанность?
Ответы детей.
Воспитатель: За свои действия при оказании первой помощи человек несет ответственность, причем не только моральную, но и юридическую. Скоро вам исполнится 16 лет. С этого возраста, оставив человека в опасности, и не сообщив о случившемся, вы несёте юридическую ответственность в соответствии со статьёй «Оставление в опасности» гражданского кодекса. При оказании первой помощи пострадавшему следует помнить об этой составляющей своих действий. Оказание ПМП для вас является правом. Исключение составляют медицинские работники, спасатели, пожарные, милиция, для них это - обязанность.
Помните:
• Если пострадавший отказывается от вашей помощи и, находясь в сознании на вопрос «Могу я вам помочь?» отказывается от помощи, не следует навязывать помощь.
• В том случае если от пострадавшего исходят угрозы или опасность, то оказывать ему помощь не рекомендуется.
• Человеку без сознания можно оказывать помощь.
• Не нужно получать согласие при суицидальных попытках.
• Нельзя превышать свою квалификацию: нельзя давать (назначать) любые медикаменты, нельзя вправлять вывихи.
• Статьи «Крайняя необходимость» Уголовного, Административного и Гражданского Кодексов защищают человека, оказавшего первую помощь, даже если пострадавший умер или ему в процессе оказания первой помощи был нанесен неумышленный вред.
При оказании первой помощи следует руководствоваться следующими принципами:
1 правильность и целесообразность
2 быстрота
3 обдуманность, решительность и спокойствие
Порядок мероприятий по оказанию первой помощи (Слайд 1)
✓ Определить факторы, угрожающие собственной жизни и здоровью;
определить факторы, угрожающие жизни и здоровью пострадавшего;
устранить факторы, угрожающие жизни и здоровью
✓ Оценить тяжесть состояния пострадавшего
✓ Уменьшить боль с помощью обезболивающе го средства
✓ Определить, возможно ли перемещение пострадавшего
до прибытия медицинского персонала (при травмах позвоночника
передвигать больного нельзя!)
✓ Обеспечить раненому покой
✓ Дать обезболивающее средство
✓ Иммобилизировать поврежденный участок, используя шины (без особой необходимости одежду с поврежденной части тела не снимать)
✓ При наличии кровотечения остановить его известным способом
✓ Обработать рану
✓ Наложить бинтовую повязку на рану
✓ Провести иммобилизацию поврежденного участка
Работа с карточками
Заповеди оказания помощи знай,
Четко и грамотно их выполняй!
Устные ответы по опорной схеме:
1. Последовательность оказания ПМП, правовой аспект оказания ПМП.
2. Виды кровотечений, способы остановки кровотечений, правила наложения повязки и
жгута.
3.Ушиб, растяжение – определение, причины, симптомы и ПМП
Ребята, сейчас мы с вами разделимся на группы и выполним «задания – соответствия». Используйте знания, полученные ранее на занятиях.
Каждому виду повреждения соответствует прием ПМП, нужно восстановить эти соответствия (напротив каждого вида повреждения указать цифру, или несколько цифр, соответствующих приемам ПМП).
Задания – соответствия:
ПОВРЕЖДЕНИЯ
УШИБ
РАСТЯЖЕНИЕ
АРТЕРИАЛЬНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ
ВЕНОЗНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ
ПЕРЕЛОМЫ
СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА
ИНСУЛЬТ
ПРИЕМЫ ПМП
1 ЖГУТ
2 ДАВЯЩАЯ ПОВЯЗКА
3 ПОКОЙ
4 ИММОБИЛИЗАЦИЯ
5 ХОЛОД
6 ПРИПОДНЯТОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОВРЕЖДЕННОЙ ЧАСТИ ТЕЛА
7 МАКСИМАЛЬНОЕ СГИБАНИЕ КОНЕЧНОСТИ
8 ПОДДЕРЖАНИЕ СОЗНАНИЯ И ДЫХАНИЯ
9 ВОЗВЫШЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
10 ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ
12 НАЛОЖЕНИЕ ШИНЫ
11 РЕАНИМАЦИЯ
Карточки с выполненными заданиями сдаются эксперту и им оцениваются.
Часть 2 ПРАКТИКУМ
А теперь наш гость поможет нам применить свои знания на практике. Временные рамки урока не позволяют нам охватить все виды оказания ПМП, сегодня мы остановимся на ПМП при наружном кровотечении.
На столе перед вами Аптечка ПМП, разные виды перевязочного материала, жгутов, а так же обычный ремень.
Воспитатель: Ребята, скажите, как отличить характер кровотечения по внешним признакам?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, виды кровотечений: капиллярная, венозная, артериальная (Слайд 2)
Наш эксперт подробно остановится на каждом слайде, расскажет и покажет последовательность выполнения ПМП.
Правила наложения давящей повязки (Слайд 3)
- На кровоточащую рану накладывают стерильную ткань.
- Поверх нее кладут плотный валик из бинта или ваты, который туго прибинтовывают.
- Признаком правильно наложенной давящей повязки является прекращение кровотечения. При остановленном кровотечении ее можно не снимать до поступления пострадавшего в лечебное учреждение.
Остановка наружного кровотечения методами прямого давления на рану, пальцевого прижатия артерии и максимальное сгибание конечности в суставе. (Слайд 4)
Для более продолжительной временной остановки сильного артериального кровотечения может потребоваться наложение кровоостанавливающего жгута.
Жгут — средство временной остановки кровотечения из крупных сосудов, представляет собой прочную, относительно узкую и длинную полоску какого-либо материала, накладываемую с целью прижатия сосуда к костным выступам, уменьшения его просвета, и, как следствие, прекращения или значительного уменьшения кровотечения (демонстрация жгутов разного рода) (Слайд 5)
Оказание первой помощи при наружных кровотечениях Наложение кровоостанавливающего жгута
1Убедиться в наличии признаков жизни у пострадавшего.
2 Провести обзорный осмотр для определения наличия кровотечения.
3 Определить вид кровотечения.
4 Выполнить остановку кровотечения наиболее подходящим способом или их комбинацией:
- прямое давление на рану;
- пальцевое прижатие артерии;
- наложение давящей повязки;
- максимальное сгибание конечности в суставе;
- наложение кровоостанавливающего жгута (табельного или импровизированного).
5 Позвонить 103, 112.
6 Укрыть пострадавшего спасательным изотермическим покрывалом (серебристой стороной внутрь) или подручными средствами (одеждой, покрывалом и т.д.).
7 Наблюдать за состоянием пострадавшего до прибытия бригады скорой медицинской помощи, регулярно оценивая наличие у него сознания, дыхания, пульса.
8 Периодически выполнять внешний осмотр на предмет начавшегося или возобновившегося кровотечения и контроля наложенных повязок или жгутов.
9 Внимание: важно!!! Контролировать окружающую обстановку для своевременного устранения возможных опасностей для себя и пострадавшего.
• - передвижение пострадавшего должно осуществляться лишь в том случае, если
его жизни угрожает опасность;
• - прежде чем приступить к оказанию первой помощи, обеспечьте проходимость
дыхательных путей пострадавшего, проверьте наличие у него дыхания и
пульса;
• - вызовите «скорую помощь» для получения квалифицированной медицинской
помощи;
• - до прибытия «скорой помощи» не прекращайте оказание первой помощи
пострадавшему, если он находится в критическом состоянии;
• - если пострадавший находится в сознании, спросите его разрешение на
оказании первой помощи.
- проведение мероприятий по прекращению действия травмирующих факторов;
• - восстановление нарушенного дыхания и сердечной деятельности( проведение
сердечно-лёгочной реанимации);
• - борьба с болью;
• - временная остановка кровотечения;
• - закрытие ран стерильными повязками;
• - обездвиживание травмированных участков тела подручными средствами;
• - придание пострадавшему наиболее удобного положения;
• - обеспечение как можно более быстрой и бережной доставки пострадавшего в
лечебное учреждение либо вызов к месту происшествия «скорой помощи»
Правила наложения жгута (Слайд 6)
Внимание: по данным медицинской статистики, в 75% случаев жгут накладывается неправильно и даже иногда без соответствующих на то показаний!
- жгут следует накладывать только при артериальном кровотечении при ранении плеча и бедра.
- конечность перед наложением жгута поднимают вверх.
- на конечность выше и ближе к ране накладывается ткань (одежда).
- жгут на голое тело накладывать нельзя, только поверх одежды или тканевой (бинтовой) прокладки, т.е. на место наложения жгута предварительно накладывают какую-либо ткань;
записку с указанием времени его наложения;
- перед наложением жгута кровоточащий сосуд выше раны прижимают пальцем.
- жгут накладывают выше раны на расстоянии 5-7 см от ее верхнего края;
- жгут растягивают в средней трети двумя руками, подводят его под конечность и накладывают в растянутом состоянии один виток, затем еще 2 -3 витка до прекращения кровотечения накладывают туры жгута так, чтобы они располагались рядом друг с другом, не перекрещивались и не ущемляли кожу. Ребята, обратите внимание! Кровотечение останавливается первым (растянутым) туром жгута, все последующие (фиксирующие) туры накладываются так, чтобы каждый последующий тур примерно наполовину перекрывал предыдущий.
- жгут необходимо накладывать между раной и сердцем, максимально близко к ране. Если место наложения жгута приходится на среднюю треть плеча и на нижнюю треть бедра, следует наложить жгут выше.
позволяет без излишней спешки подготовиться к выполнению этой манипуляции;
- после наложения жгута конечность следует иммобилизировать (обездвижить) и термоизолировать (укутать) доступными способами. В теплое время года жгут можно не снимать в течении 2 ч, а в холодное время года - 1ч.
ч.
Задание: какое повреждение можно предположить? Перечислите объем и
продемонстрируйте очередность оказания первой доврачебной медицинской помощи,
выбрав среди имеющихся на столе необходимые средства помощи.
коленного сустава. При осмотре: припухлость, болезненность в области коленного
сустава, на его передней поверхности ссадина размером 3*7 см, отсутствует подвижность
пальцев.
Отлично, если в аптечке есть специальный жгут-закрутка для экстренной остановки кровотечения. Жгут-закрутка представляет собой ленту (шириной несколько сантиметров, как и обычный жгут) из плотного, как правило, синтетического материала с палочкой в середине, которая фиксируется после наложения жгута и закручивания.
Однако бываю случаи, когда чрезвычайная ситуация настигла вас далеко от дома и другого любого учреждения. Тогда вместо жгута можно использовать обычный ремень, ручку от сумки, полотенце, пояс, любой кусок плотной ткани и тому подобное.
Обратите внимание! Точное время наложения жгута следует указать в записке, записку поместить под жгут. Для медиков, которые будут предпринимать дальнейшие действия это очень важная информация.
Максимальное время нахождения жгута на конечности не должно превышать 60 минут. Жгут не должен быть закрыт повязкой или одеждой, т.е. должен быть на виду.
Если максимальное время наложения жгута истекло, а медицинская помощь недоступна, следует сделать следующее:
- осуществить пальцевое прижатие артерии выше жгута;
- снять жгут на 15 минут;
- по возможности выполнить лёгкий массаж конечности, на которую был наложен жгут;
- наложить жгут чуть выше предыдущего места наложения;
- максимальное время повторного наложения – 15 минут.
Воспитатель: Ребята, поднимите руки те, кто уверен, что сможет быстро и правильно оказать ПМП при наружном кровотечении?
Сейчас мы это проверим.
Задание: перечислите объем первой доврачебной медицинской помощи.
Продемонстрируйте очередность оказания первой доврачебной медицинской помощи,
выбрав среди имеющихся на столе необходимые средства помощи.
ри осмотре: по задней поверхности правого локтевого сустава рана размером 2, 5*1 см,
слегка кровоточащая, поверхностная. При пальпации определяется развитая
болезненность в области локтевого сустава.
лесообразно наложить пострадавшему (продемонстрируйте).
месте перелома рана, из которой вытекает пульсирующей струей кровь ярко-алого цвета.
Аптечки нет.
Каждой команде предлагается продемонстрировать:
✓Пальцевое прижатие;
✓Наложение давящей повязки;
✓ Наложение жгута-закрутки:
✓на голень,
✓на бедро,
✓на предплечье,
✓на плечо,
✓на паховую область при высоком ранении бедра.
Экспертом оценивается скорость и качество оказания ПМП.
Часть 3 Заключительная
Ребята, вы молодцы, освоили теоретический материал, попробовали свои возможности на практике. А теперь перейдем к заключительной части нашей встречи.
Часто нам кажется, что чрезвычайная ситуация может случиться где- то далеко, там, где нас нет, и мы никогда не можем оказаться. Но часто чрезвычайные ситуации происходят в обычной жизни: младший брат стянул на себя с плиты горячий чайник, ребенок упал с горки, ударился головой, кто-то поскользнулся, и если именно вы оказались рядом, то что же вы все-таки будете делать? Рассмотрим несколько таких жизненных ситуаций.
Группам раздаются ситуации из школьной жизни, и предлагается инсценировать их, оценить, принять решение.
Поскольку 2-я часть урока весьма насыщена, инсценировку можно заменить коллективным обсуждением. Количество ситуаций рассматривается в зависимости от времени.
Ситуация1: Мальчик, играющий на детской площадке, получил травму руки. При осмотре: рука вывернута неестественным образом, болезненность, невозможность шевелить пальцами, целостность кожи не нарушена.
Задание: обсудите сложившуюся ситуацию и предложите свой вариант действий по оказанию первой помощи товарищу (продемонстрируйте).
1Перечислите объем первой доврачебной медицинской помощи.
2Продемонстрируйте очередность оказания первой доврачебной медицинской помощи, выбрав среди имеющихся на столе необходимые средства помощи.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание! Экспертом не оценивается артистизм учащихся, в данном случае: рациональность действий. Оценивается: анализ ситуации (определение состояния, признаки возможных повреждений), действия по оказанию ПМП.
Ситуация 2.
«На спортивной площадке»
Играя в футбол, ученик получил удар мячом по голове.
Ситуация 3.
«В столовой»
Ученик поскользнулся на пролитом киселе. Вы наблюдаете кровотечение.
Ситуация 4.
«В классе»
Учащийся на уроке потерял сознание.
Ситуация 5.
«На перемене»
Сбегая по лестнице, ученик споткнулся и упал, почувствовав при этом острую боль в области тазобедренного сустава.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Рефлексия.
Воспитатель: Наш урок подходит к концу. Я думаю, что поставленные задачи мы с вами выполнили.
Ребята, что нового вы сегодня узнали? Какие теоретические знания были подкреплены практическими упражнениями? Что получилось, что вызвало наибольшие затруднения? Как вы думаете, почему?
Передаю слово нашему гостю и эксперту. Эксперт оценивает работу групп по таблице результатов, отмечает общую работу класса и выделяет отличившихся.
Теперь самое время задать эксперту интересующие вас вопросы.
Ребята, поблагодарим нашего гостя. Я думаю, что главным итогом занятия являются не оценки, которые вы заработали, а те умения, которые вы сможете при необходимости применить в сложной жизненной ситуации. Напомню наш девиз:
- Не паникуй!
- Не навреди!
- Страдания облегчи!
- Непременно спаси!
Всем спасибо, до свидания.
14