СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Охрана почвенных ресурсов

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для использования на уроках географии при изучении темы Почвы. Можно применять в любой удобной последовательности.  

Просмотр содержимого документа
«Охрана почвенных ресурсов»


География 8 класс

Почвенные ресурсы России

  1. Основателем науки о почвах был:
    М.В.Ломоносов, В.В.Докучаев, В.А. Обручев, А.Е. Ферсман

  2. Установите соответствие:

Подзолистые Степь

Черноземы Полупустыня

Каштановые Широколиственные лес

Сероземы Тайга

  1. Определите о какой почве идёт речь в описании?

«Этот тип почвы занимает большую половину территории России. Такие почвы формируются преимущественно под хвойными лесами в условиях избыточного увлажнения. Из-за повышенной кислотности, данный тип почвы малопригоден для выращивания культурных растений, поэтому для нейтрализации кислотности при сельскохозяйственной обработке вносят известковую муку».

  1. Расположите регионы России по степени увеличения естественного плодородия почв на их территории.

1)  Новгородская область 2)  Краснодарский край 3)  Мурманская область

  1. Для какого субъекта в качестве основного вида мелиорации используют осушение земель?

1) Волгоградская область 2) Ставропольский край 3) ХМАО





География 8 класс


Задание Агроклиматическая карта

Используя агроклиматическую карту в атласе ответь на вопросы:

1. От чего зависит наличие влаги в почве?

2. Какие регионы расположены в зоне

Недостаточного увлажнения –

Избыточного увлажнения –

Чукотский АО, Астраханская область, Тюменская область, Республика Калмыкия, Оренбургская область, Приморский край.


3. Где в России возможно выращивать виноград, чай, цитрусовые, гранат и др.? Какие агроклиматические условия необходимы для таких культур?


4. Составь список сельскохозяйственных культур, способных вырасти в условиях центральной Якутии?


5. Какие агроклиматическое условия характерны для Центральной Якутии?

- сумма активных температур

- зона увлажнения


Задание Овраги


Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

«Есть местности на юге, где площадь под оврагами занимает 15-20% всей местности. Есть основание думать, что человек застал рельеф южнорусских степей уже в стадии покоя, то есть с залу́женными* или облесёнными бáлками, и только позднейшей распашкой склонов и сведением лесов довёл страну до того печального состояния, в каком она находится теперь.»

Из статьи Василия Киприянова
«Заметки о распространении оврагов в южной России», 1857 г
.

*Залужение - зарастание земельных участков травянистой растительностью


1. Назовите причины образования оврагов на юге нашей страны, описанные в тексте?

2. Для какой из перечисленных областей в настоящее время наиболее характерны процессы оврагообразования?

A) Калининградская Б) Ростовская

В) Новгородская Г) Архангельская

3. В пределах какого из участков, обозначенных на фрагменте карты цифрами, существует наибольшая опасность развития оврагов?

Объясните, почему другие два участка более защищены от образования оврагов.


Задание Стадии образования оврагов


«Овраги возникают на возвышенных равнинах или холмах, сложенных рыхлыми, легко размываемыми породами. Во время обильных дождей или таяния снега быстрый поток воды уносит и размывает почву под собой. На первой стадии появляется ры́ твина. Если причина не устраняется сразу, то наступает вторая стадия. Во время нее углубление в земле стремительно увеличивается в размерах, становится глубже, шире и длиннее. Образуется промо́ина. Склоны становятся более крутые и опасные.

После этого наступает третья стадия. В это время развивается молодой овраг. Склоны рытвины сильнее увлажняются, осыпаются и разрушаются. Обычно овраг развивается до тех пор, пока не достигнет грунтового слоя. На четвертой стадии, когда овраг достиг громадных размеров, его рост прекращается. Иногда длина зрелых оврагов достигает нескольких километров.

В результате такая форма рельефа портит любую местность. Здесь практически нет растительности, а животные могут попасть в природную ловушку, и далеко не все представители фауны смогут успешно из нее выбраться без травм. Овраги наносят большой вред сельскому хозяйству расчленяя и уничтожая поля. Также овраг помогает распространению засухи, так как он «высасывает» из земли воду, словно осушительная канава, да при этом еще уносит плодородную почву с полей».


  1. Определите стадии, описанные в тексте. Какой процесс НЕ показан на схеме?

Стадия_____ Стадия_____ Стадия ____


  1. Запишите в тетради схему, последовательно объясняющую процесс образования оврагов. Отметьте, что происходит на каждом из этапов оврагообразования:




  1. В чем состоит вред, приносимый оврагами?


  1. Какие из перечисленных мер могут помочь в борьбе с образованием оврагов?

1)  распашка склонов 4)  интенсивный выпас скота

2)  посадка деревьев и кустарников 5)  террасирование склонов

3)  вырубка зарослей кустарников в оврагах и балках





Кроссворд «Рациональное использование почв»

По горизонтали:

Термин 1. «Холм» появившийся в результате добычи полезных ископаемых и горных пород…

Термин 2: Восстановление земель после добычи полезных ископаемых…

Термин 3: Плодородный слой почвы…

Термин 5: Система земледелия в безлесной зоне, при которой главной целью становится получение максимального урожая сельскохозяйственной продукции при сохранении и наращивании плодородия почв…

По вертикали:

Термин 4: Если главной задачей системы земледелия становится стремление получить сельскохозяйственную продукцию как можно больше и быстрее, не заботясь о сохранении и восстановлении почвенного плодородного слоя, то такое земледелие называют …

Термин 6: Работы, направленные на улучшение качества почв и на повышение их производительности…

Термин 7: Разрушение почв из-за деятельности ветра, текучих вод, а также из-за деятельности человека…









































География 8 класс

Почвы России

1. Наилучшими по водопроницаемости почвами считаются:

Песчаные Глинистые Супесчаные Суглинистые


2. Главным почвообразующим фактором является

Рельеф Время Растения и животные Климат Всё перечисленное


3. Укажите вариант, где верно перечислены почвы в порядке увеличения их плодородия:

А) тундрово-глеевые – серые лесные – дерново-подзолистые

Б) Чернозёмы – Серые лесные – каштановые

В) Дерново-подзолистые – серые лесные – чернозёмы


4. Установите соответствие между типами почв и их особенностями.

ТИП ПОЧВ

А) Тундровые

Б) Серые лесные

В) Чернозёмы

Г) Каштановые

ОСОБЕННОСТИ

1) Формируются под лиственными лесами

2) Самый мощный гумусовый горизонт

3) Самые соленые почвы

4) наличие глеевого горизонта придает почвам голубовато-серый цвет

5) Самые кислые почвы

5. Какой тип почв является самым распространённым в России?

Чернозёмы Серые лесные Подзолистые


6. Совокупность мероприятий по улучшению почв называют…


7. Установите соответствие между типом почв и преобладающим типом мелиорации:

ТИП ПОЧВ

А) Тундровые

Б) Подзолистые

В) Каштановые

ТИП МЕЛИОРАЦИИ

1) Осушение

2) Орошение

3) Известкование


8. Антропогенной причиной эрозии почв является:

А) деятельность ветра

Б) деятельность текучих вод

В) уничтожение древесной растительности

Г) действие силы тяжести

География 8 класс



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!