СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Охрана птиц зимой

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Охрана птиц зимой»

МКОУ «Русановская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Шатохина» Черемисиновского района Курской области









ПРОЕКТ

«Покормите птиц зимой»



















Руководитель проекта:

учитель Головина Г.Д.





















































Введение

Осенью, во время одной из прогулок по селу мы увидели, как маленькие птички перелетали с ветки на ветку, с одного репейника на другой. Мы решили, что они играли, но Елена Викторовна сказала, что они заняты поиском корма. Действительно, совсем скоро наступит зима. Пушистым снегом покроются поля и леса. Уже не слышно весёлых птичьих голосов, ещё раньше многие птицы улетели от нас в тёплые страны. Когда у нас зима, там цветут сады. Иволги улетели в Китай, в далёком Египте на большой реке Нил кормятся наши утки и цапли, скворцы улетели во Францию, Италию. Но не все птицы покидают родные края. Многие из них не улетают и остаются с нами зимовать. Нам стало интересно:

Почему птицы зимой перебираются ближе к жилью человека?

Как ведут себя птицы во время морозов?

Какой корм едят птицы зимой?

Мы узнали, что птицам очень трудно прокормиться зимой. От холода и голода из каждой сотни мелких птичек гибнет приблизительно девяносто.

А что можем сделать мы, первоклассники, чтобы как-то помочь птицам?

Тогда Елена Викторовна предложила объединить наши предложения, реализовав проект о помощи птицам и привлечь к работе родителей.



Актуальность данного проекта состоит в том, что большое количество пернатых погибает в зимнее холодное время года. Некоторые из них остаются у нас зимовать. Птицы сильно страдают зимой от холода и голода. Ледяной ветер гуляет, носится между домами и деревьями, забирается и под тугие перышки. Не усидеть маленьким птичкам ни на земле, ни на ветке: все покрыто снегом, стынут лапки. Надо прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться. Ох, как трудно им приходится! Ищут они, где бы укрыться от холода, от страшного зимнего ветра.

А человек может помочь им пережить стужу, тем самым сохранить их численность. К тому же покормить птиц – несложный и приятный способ проявить человечность и стать добрее. Вот почему так важна зимняя подкормка птиц! Она помогает сохранить как обычные, так и редкие виды птиц, ведь многие из них остаются на зимовку в нашем регионе. Следовательно, нужно решить проблему с подкормкой и сделать доброй традицией развешивание кормушек в садах, возле домов в нашем селе Борки.

Тема нашего проекта: «Покормите птиц зимой!»

Гипотеза: помогая зимой птицам, мы не даем им погибнуть от холода и голода, а они, запоминая места кормления, возвращаются к нам весной и оберегают наши сады. Если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.



Цель проекта: 

-привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности,

- оказание помощи птицам в зимний период для сохранения количества особей и видового разнообразия птиц Черемисиновского района,

- развитие интереса к живой природе, воспитание  экологической культуры, бережного отношения ко всему живому.  

- Изучение образа жизни и поведения птиц зимой.

      

Задачи проекта:

Изучить видовое разнообразие зимующих и кочующих птиц фауны.

Ознакомиться с биологическими основами зимней подкормки птиц, правилами изготовления и размещения кормушек, составом кормов.

Изготовить и разместить кормушки на пришкольном участке.

До конца зимы ухаживать за кормушками и добавлять в них корм.

расширить представления о жизни зимующих птиц нашего посёлка;
провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;
сделать анализ и обобщить результат.

В ходе работы над проектом, мы распределили работу, и  каждый работал над своим заданием. Задания были таковы:

Поиск информации о том, почему птицы называются зимующими.

Сбор загадок о зимующих птицах.

Изучение информации о том, чем можно кормить птиц.

Изготовление: кормушек, листовки, эмблемы



Основные методы:

-визуальное наблюдение за живыми объектами,

-анализ статистических данных,

-работа с разнообразными источниками информации,

-практическая работа по изготовлению кормушек, подкормке птиц.

Тип проекта:  практико - ориентированный.

Продолжительность проекта: декабрь – апрель 2019 г.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта: фотоаппарат,  компьютер, принтер, материалы для изготовления кормушек, разные виды корма, учебники, методические пособия, справочный материал, интернет-ресурсы.

Результатом нашего труда должна быть помощь зимующим птицам и сбор информации о них. Работая над проектом, мы так же хотели, быть примером для всех жителей села и других учеников нашей школы.

Эмблема проекта:



Местообитание птиц: сады и огороды п. Красное поле.

Методы и приёмы:

1. наблюдения;
2. сбор информации;
3. работа с литературой;
4. экскурсии;
5. обработка собранной информации;
6. творческая работа.



Этапы работы:

1. Теоретический

Задачи: расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях сельской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания.

На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Пруд покрыт льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают.

Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.

Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.

На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.

Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Мы составили презентацию “Зимующие птицы нашего Черемисиновского района” и листовку – обращение к ребятам (приложение №1).

Вывод: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в нашей местности.

Результаты работы:

Теоретическая часть:

1 задание

Зимующие птицы – птицы, переносящие зимние холода, приспособившиеся находить корм под снегом и благодаря оперению не боящиеся холодов.
Зимующих птиц много, это поползни, свиристели, синицы, галки, голуби, вороны, воробьи, сойки, сороки, щеглы, дятлы, клесты и многие другие.
Мы постарались собрать информацию о птицах, которых видим на улицах наиболее часто.
Все они – часть окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.

1 группа. Полностью зависимые от человека. К этой группе относятся осёдлые птицы: городские голуби, воробьи. Эти птицы придерживаются определённой небольшой территории и  не перемещаются за её пределы. 

Эти птицы без помощи человека не смогут существовать, количество естественных кормов, которые они в состоянии найти в природе настолько мало, что не позволит пережить им зиму.

2 группа. Могут пережить зиму без нашей помощи, но не откажутся, если предложить. К этой группе относятся мелкие лесные птицы, регулярно зимующие в наших лесах и вполне приспособленные к этому: синицы, поползни, дятлы, сойки.

3 группа. Чаще всего добывают корм самостоятельно. К этой группе относятся снегири, дрозды рябинники, свиристели, щеглы, овсянки, чижи и чечётки, пищухи и корольки. Эти птицы настоящие кочевники, нигде подолгу не останавливающиеся.

Дрозды и свиристели зимой питаются исключительно мягкими плодами деревьев и кустарников – рябины, боярышника. Кормушки они не посещают, полностью зависят от наличия ягод на ветвях (обрывая плоды рябины, мы тем самым сокращаем количество доступного для них корма, так что лучше рябину не заготавливать для зимней подкормки). 
Снегири питаются семенами рябины, сирени. Они изредка посещают кормушки, с удовольствием поедая семечки, но из-за кочевого образа жизни никогда не остаются у кормушек подолгу.

4 группа. Подкормка крайне нежелательна

К последней группе относятся серая ворона и сорока. Этих птиц лучше не подкармливать. Особенно это касается ворон, чья численность в городах превышает все разумные пределы.
Ворона всеядна, в её рацион входят как растительные корма, так и животные. При этом город даёт воронам защиту от естественных хищников, здесь они успешнее выращивают своих птенцов, быстро увеличиваясь в числе.

2. Практический

Задачи: сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.

Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.

Мы составили памятку “Как подкармливать птиц” (приложение №2) и раздали ребятам начальных классов.

Вывод: зимующие птицы постоянные гости кормушек. (Приложение №3)


3. Наблюдение

Задачи: отмечать в дневниках наблюдений температуру воздуха; подсчитывать число птиц, прилетающих к кормушке в течение одного часа, наблюдать за поведением птиц.


Пример из таблицы наблюдений за погодой и птицами Амелиной Сабины




Выводы: в холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.

Загадки про птиц.

Отгадывая загадки, найденные ребятами, мы лучше узнали птиц.

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Кошки не боится –
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей)

Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Вот опять гнездо себе мастерит в печной трубе.
И туда, на крышу дома, тащит ветки и солому.
Натаскает ваты, пуха – хорошо птенцам и сухо.
И в колодец-дымоход ни за что не влезет кот!
Вот смекалка так смекалка! Это что за птица?.. (Галка)

Ей на месте не сидится; всё летает целый день,
Суетится, суетится, целый день звенит: «Тень-тень!»
Угадай-ка, что за птица? то весёлая … (Синица)

Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её… (Ворона)

Кто летает, кто стрекочет –
Рассказать нам новость хочет? (Сорока)

– Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
– Облетел я всю Сибирь.
– Как зовут тебя? (Снегирь)

Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки! (Свиристели)

Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом. (Клёст)

3 задание:

Узнали мы и об основных зимних кормах. Птиц можно подкармливать:

– семенами подсолнечника, тыквы, арбуза;
– пшеничными отрубями;
– овсяными хлопьями, пшеном;
– птицам можно давать крошки белого хлеба (чёрный хлеб давать нельзя!);
– дятлы и синицы любят несолёное сало.

Мы запомнили, что подготовку к кормлению птиц зимой  необходимо начинать еще с лета, заготавливая корм. Иногда просто достаточно не выбрасывать то, что нам не надо. Когда кушаете арбузы и дыни, соберите и высушите семена. Зимой ими будут с удовольствием лакомиться синицы. 

Конкурс кормушек.

Одним из интересных этапов нашего проекта был конкурс кормушек. Многие из ребят вместе с родителями изготовили кормушки и принесли в класс. 27 ноября у нас прошёл классный час на тему «Покормите птиц зимой!», на котором уважаемое жюри в лице Морозовой Галины Анатольевны и Калашниковой Натальи Анатольевны отметили самые удобные, оригинальные, необычные кормушки.

Кормушки были разные, но все, на взгляд жюри, удобные для птиц. Ни одна из кормушек не осталась незамеченной. А Галина Анатольевна даже сочинила небольшое стихотворение:

Скворечники, скворечники!

Да будем человечнее!

Построим домики пернатым

И пусть живут они богато.

Богато все мы заживём.

Природу точно мы спасём.

Развешивание кормушек.

Перед нами встал вопрос, а где развесим кормушки? Ведь их надо развешивать в местах, спокойных для птиц  и доступных для того,  чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм.

Было решено повесить их в саду с южной стороны школы.



Вывод:

Зимние лишения, конечно, не угрожают вымиранию всех синиц или снегирей. Они смогут прокормиться и в природе. Но значительная часть зимующих птиц погибает. Особенно опасны для них обледенение и налипание мокрого снега. Естественный корм для многих видов становится практически недоступным. А пару дней совсем без корма, да еще в холода, даже для здоровой птицы означают верную гибель, не говоря уже об ослабленной.

Подкармливая птиц, мы не спасаем их от полного вымирания, но благодаря нашей помощи до весны их доживет намного больше. Богаче будут наши леса и парки. Помощь птицам в тяжелую минуту помогает воспитывать у людей доброту, душевную щедрость.

В ходе реализации нашего проекта были выполнены такие мероприятия:

План мероприятий проекта «Покормите птиц зимой!»

Заслушивание сообщений:

1)зимующие птицы

2)чем можно кормить зимующих птиц

Сбор загадок о зимующих птицах нашего края.

Заготовка корма

Учащиеся класса, родители

Изготовление кормушек

родители

Классный час «Покормите птиц!»

Классный руководитель

Конкурс на самую лучшую кормушку

Родительский комитет

Развешивание кормушек

Классный руководитель, родители, учащиеся класса

Подкормка птиц

Декабрь-апрель

Учащиеся класса

Заключение:

В результате работы над нашим проектом мы узнали много нового и интересного о зимующих птицах. Узнали, каких птиц нужно кормить обязательно и каких нежелательно.
Для нас было важно  разобраться в разнообразии кормов, теперь мы точно не будем кормить птиц ржаным хлебом и солёной пищей!
Мы проверили свои возможности при изготовлении кормушек и теперь стараемся регулярно их пополнять.
Мы считаем, что работа над этим проектом завершена, но подкормку птиц будем вести до наступления теплых весенних дней и появления привычного корма для наших пернатых друзей.

«Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна, 
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.          
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песни не пришлось
Нам встречать весну!
                        А.Яшин

Литература

1. Экологическое воспитание в начальной школе. Авт.-сост.  Н.В. Лободина. – Волгоград, 2007 г.
2. Окружающий мир. 2-4 классы: внеклассные занятия на тему «Времена года» / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград, 2007 г.
3. Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» – Москва, 2002 г.
4. Растительный и животный мир: сборник загадок. / сост. Е.М. Тихомирова. Москва, 2008 г.
5. Материалы из сети Интернет.
6. Для презентации использовались картинки из сети Интернет.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!