СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Охранительный педагогический режим

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной компонент сохранения здоровья воспитанников в школе -  это  соблюдение охранительно-педагогического режима. Охранительный педагогический режим – это деловой, спокойный и привычный для ребенка распорядок дня. Режим предусматривает тщательное планирование всех мероприятий, которые направляют деятельность учащихся, определяют их поведение.

Просмотр содержимого документа
«Охранительный педагогический режим»

Охранительный педагогический режим

Основной компонент сохранения здоровья воспитанников в школе - это соблюдение охранительно-педагогического режима. Охранительный педагогический режим – это деловой, спокойный и привычный для ребенка распорядок дня. Режим предусматривает тщательное планирование всех мероприятий, которые направляют деятельность учащихся, определяют их поведение.

ОПР включает:

- взвешенный распорядок дня и полноценное питание;

- правильное чередование труда и отдыха учащихся;

- создание благоприятного климата на уроке и во внеурочное время;

- культурный отдых;

- систематический режим двигательной активности;

- оздоровление среды воспитания;

- коррекционно-развивающую направленность уроков и воспитательных мероприятий…

Основные компоненты, способствующие социализации ребенка с ОВЗ - это развитие и коррекция психической сферы.

Развитие – закономерное изменение психической функции во времени, выражающееся в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Применяя термин «развитие», например, к мышлению конкретного ребенка, имеют в виду изменение мышления в сторону использования более совершенных форм и способов, что это свойственно предшествующему возрастному периоду.

Коррекция – это исправление тех или иных расстройств, дефектов, нарушений.

В практике школы часто коррекционное и развивающее направления работы совмещают.

Коррекционно-развивающая работа с детьми не сводится к обучению и тренировке в выполнении отдельных мыслительных операций и умственных действий. Она представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности ребенка и взрослого, проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными принципами.

Принципы построения коррекционных занятий определяют стратегию, тактику их разработки, т. е. определяют методы и средства психолого-педагогического воздействия. Составляя план мероприятия, включая в него коррекционные упражнения и задания, необходимо опираться на принципы:

  1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ученика. Т. о., цели и задачи любой коррекционно- развивающей работы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

  • коррекционного – исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;

  • профилактического – предупреждение отклонений и трудностей в развитии;

  • развивающего – оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающей работы.

  1. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Коррекционное воздействие осуществляется в контексте той или иной деятельности ребенка.

  2. Принцип учета возрастно-индивидуальных особенностей согласует требования соответствия психического и личностного развития ребенка возрастной норме. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, стадий онтогенетического развития. Учет индивидуальных особенностей ребенка позволяет наметить в пределах возрастной нормы программу оптимального развития для каждого отдельного ребенка. Коррекционная программа не может быть усредненной, обезличенной. Напротив, она должна создавать оптимальные возможности для индивидуального развития ребенка.

  3. Принцип комплексности методов психологического воздействия утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала педагога.

  4. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения и специальной помощи к участию в коррекционной работе.

  5. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) определяет необходимость опоры на более развитые психические процессы и использование активизирующих методов коррекции развития. Так, если развитие произвольных процессов недостаточно, то непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности в ее различных формах.

  6. Принцип возрастания сложности заключается в том, что каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к коррекционной работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

  7. Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной работы необходимо переходить к трудному материалу только после относительной сформированности того или иного умения. Разнообразить материал и увеличить его объем необходимо строго постепенно.

  8. Учет эмоциональной сложности материала. Этот принцип требует, чтобы проводимые игры, задания, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

Коррекционные занятия имеют цель: дать правильное, многогранное, полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ученика, его познавательной сферы и более эффективному обучению.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач:

  • обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений;

  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

  • коррекция и развитие познавательной деятельности, в т. ч. психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;

  • формирование пространственно-временных ориентировок, зрительно-моторных и слухоголосовых координаций;

  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

  • обогащение словарного запаса учащихся на основе использования соответствующей терминологии;

  • развитие и исправление недостатков моторики;

  • формирование психологических новообразований школьного возраста: внутреннего плана действий, умений выполнять задания по инструкции, произвольности в управлении двигательными и интеллектуальными процессами.

Коррекционные занятия проводятся с учащимся по мере выявления педагогом индивидуальных пробелов в их развитии. При изучении индивидуальных особенностей школьников с нарушениями интеллекта принимаются во внимание следующие показатели: физическое состояние и развитие ребенка; отношение к учебной деятельности, особенности мотивации; особенности эмоционально-личностной сферы; особенности усвоения знаний, умений и навыков, предусмотренных программой; особенности и уровень развития познавательной деятельности.

По своей структуре коррекционное занятие делится на вводную, основную и заключительную части.

Для оценки эффективности занятия можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, наоборот;

  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты уроков;

  • результаты выполнения контрольных заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учеником, но другие по своему внешнему оформлению и выявляется, справляется ли ученик с этими заданиями самостоятельно;

  • косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдение учителя за работой учащихся на других уроках.

Необходимо заметить, что коррекционно-развивающая работа с детьми не сводится только к формированию и тренировке отдельных мыслительных операций, интеллектуальных действий и речевых умений. Эта работа должна быть направлена на изменение личности ребенка в целом, и в первую очередь на формирование успешной социализации ребенка.

В организации коррекционно-развивающего процесса, с целью повышения уровня самостоятельности, предлагается разнообразить работу учащихся, а также постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности детей. Отыскание важнейших путей побуждения учащихся к развитию мыслителях процессов является необходимым условием успешной социализации детей. В этом плане предлагается:

1. постоянно усложнять познавательные задачи, по каждому предмету наметить систему усложненных задач, требующих овладения новыми, более совершенными познавательными умениями;

2. вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении;

3. ставить задачи, требующие исследовательского подхода, проверки опытным путем полученных знаний;

4. практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту;
5. развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, воображения, реконструкции опыта, самостоятельности мысли;

6. дифференцировать познавательные задачи для различных групп учащихся.


Литературные источник:.

  1. Локалова Н. П. «Как помочь слабоуспевающему школьнику.» М. 2005.

  2. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей.» М. 2000.

  3. Акимова М. К., Козлова В. Т. «Психологическая коррекция умственного развития школьников.» М. 2002.

  4. Коноваленко С. В. «Как научиться думать быстрее и запоминать лучше.» М. 2000.

  5. Нефедова Е. А., Узорова О. В. «Готовимся к школе.» М. 2002.

  6. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе.» М. 2001.

  7. Осипова А.А. «Диагностика и коррекция внимания.» М. 2000.

  8. Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей у младших школьников.» Ярославль. 2004.

6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!