I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | (Сл. 1) Здравствуйте ребята. Уроки истории - это путешествия во времени, возможность хоть на мгновение окунуться в события прошлых лет, почерпнуть из них мудрость и достойные примеры для подражания. -Ребята, что такое подвиг? - Кто такой патриот? -Какие люди способны совершить подвиг? Когда человек готов на подвиг ради Родины? - Как Вы думаете, в начале XVII века Россия нуждалась в героях? Почему? Какое время было? | Отвечают на вопросы (примерные ответы): Подвиг – действие человека, совершенное во имя других Патриот – это человек, горячо любящий свой народ и своё Отечество. Люди, наделенные такими качествами, как мужество, сила воли, любовь к людям и способность к самопожертвованию. Если Родине угрожает опасность. Если он любит свою Отчизну. Смутное время. |
II. Актуализация знаний | 7 | | Смутное время занимает в истории России серьезное место. Это время исторических альтернатив, период, который затронул и изменил государственное устройство в самих его основах. - Как на прошлом уроке мы охарактеризовали понятие Смута? -Сколько же она могла уже продолжаться? Должен же когда-нибудь наступить ей конец. Как вы думаете, какая сегодня будет тема нашего урока? (Сл. 2) Вы правы, тема нашего урока: Окончание Смутного времени. - Какой праздник, связанный с событиями Смутного времени мы отмечаем 4 ноября? - Какую цель мы поставим на уроке? Неурожаи и голод в начале VII века резко ухудшили внутреннее положение России. Россия погрузилась в Смуту. Одним из признаков Смутного времени стало самозванство. Измученные налогами посадские люди, беглые крестьяне и холопы, казаки, часть дворянства и бояр поддержали Лжедмитрия I. С восшествием на престол Василия Шуйского Смута стала разрастаться, центральная власть все больше ослабевала. Появились новые самозванцы. Этим воспользовались соседи - Речь Посполитая и Швеция, вмешавшись в российские дела. Русская государственность оказалась под угрозой. - Какой выход из создавшегося положения вы видите? формулирование проблемного вопроса (Сл. 3) - Что нам сегодня предстоит выяснить? Какова роль народа в ликвидации Смутного времени, изгнании иностранных интервентов и восстановлении русской государственности? | Смута - период в отечественной истории (1604 - 1618), когда в стране до предела обострились экономические и политические проблемы, разгорелась первая в истории России гражданская война. Формулируют тему урока: Окончание Смутного времени. Записывают тему в тетрадь Отвечают на вопрос: День народного единства Формулируют цели урока: Что заставило русский народ объединиться во имя спасения Отечества? Слушают краткую характеристику изученного ранее материала Отвечают на вопрос: Объединение всего народа для сохранения единства и независимости страны Формулируют проблемный вопрос урока |
III. Формирова-ние новых знаний и способов действий. | 17 | | (Сл. 4) Неудачи в боях со Скопиным - Шуйским привели к конфликтам в тушинском лагере. Польский король Сигизмунд III вторгся в пределы России и больше не нуждался в помощи Лжедмитрия II. В 1609 году "Тушинский" лагерь развалился, а сам самозванец бежал в Калугу, где наспех собрав отряды, двинулся на Москву. У стен Новодевичьего монастыря стали лагерем войска польского королевича Владислава. Гетман Жолкевский, выступавший от имени Владислава, которому было всего 15 лет, послал московским боярам письмо: «Желаю не крови вашей,— писал он,— а блага России, предлагаю вам державство и гибель Самозванца». - Что предлагал гетман московским боярам от имени Владислава? - Что в этом предложении могло показаться привлекательным для московского боярства? - А что в предложении поляков могло их насторожить? - Есть ли способы разрешить возникшую проблему? (Сл. 5) В июле 1610 года дворяне при поддержке посадского населения Москвы свергли Василия Шуйского с престола и насильно постригли его в монахи. К власти пришло правительство состоявшее из семи знатных бояр во главе с князем Ф. И. Мстиславским. (Сл. 6) Семибоярщина - боярское правительство во главе с Ф. И. Мстиславским В августе 1610 г., когда польские войска подступили к Москве, боярское правительство заключило договор о приглашении на русский престол Владислава, с условием принятия им православной веры. (Сл. 7) Против этого договора резко выступил патриарх Гермоген. В Москве назревало восстание, и, чтобы предотвратить его, бояре тайно впустили в столицу польские войска. Гермоген же был заключен в темницу. (Сл. 8) В 1610 г. под Смоленск к польскому королю Сигизмунду, по настоянию Жолкевского, отправилось посольство от русских бояр во главе с тушинским патриархом Филаретом. Сигизмунд заявил, что сам хочет занять русский престол, но категорически отверг условие принятия будущим царем православия. - Что мог означать данный факт? Посольство было арестовано и отправлено в Речь Посполитую. А в декабре 1610 года в результате разногласий в собственном стане был убит Лжедмитрий II. Польские отряды захватывали города и монастыри, продолжали осаду Смоленска. Шведы удерживали Новгород. Польские войска вели себя в Москве как завоеватели. Русское государство оказалось на краю гибели. Осознание этого факта привело к пробуждению патриотических чувств российского народа. Он поднялся на борьбу за освобождение своего Отечества. - Как вы думаете, какие силы могли положить конец Смутному времени? (Сл. 9) В начале января 1611 г. Патриарх Гермоген начал рассылать по русским городам грамоты: "Вы видите, как ваше отечество расхищается, как ругаются над святыми иконами и храмами, как проливают кровь невинную..." И его грамота нашла отклик... (Сл. 10) На основе текста учебника стр. 23 - 25 определите вклад в освобождение страны сил первого и второго ополчений. Ваша задача записать характеристику ополчений по плану. Работа в группах. 1. Первое ополчение 2. Второе ополчение Линии сравнения | Первое ополчение | Второе ополчение | время формирование | | | место формирования | | | цели | | руководители | | | социальный состав | | | результаты деятельности | | | Физминутка "Солнышко" (Сл. 11) Сравните характеристики первого и второго ополчений. Что между ними общего, что отличает друг от друга? (Сл. 12) - Назовите дату освобождения Москвы от поляков? - С какого года в нашей стране отмечается этот праздник? - Считаете ли вы что название праздника День народного единства, соответствует историческим событиям 1612 года? Освобождение Москвы вызвало мощный подъем всенародной борьбы против оставшихся на территории России захватчиков. Местные ополчения с помощью воинов Пожарского истребляли и изгоняли иноземные отряды. Героический подвиг совершил костромской крестьянин Иван Сусанин. (Сл. 13) О нем вы прослушаете краткий доклад (Сл. 14) На Красной площади в Москве находится памятник Минину и Пожарскому, город Кострома украшает памятник Ивану Сусанину. Считаете ли вы, что эти люди заслужили того, чтобы быть увековечены в истории нашего государства? Почему? (Сл. 15) С освобождение Москвы стал вопрос о восстановлении государственности и избрании нового царя. В январе 1613 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялся Земский собор. На русский престол после долгих уговоров и просьб был избран сын «тушинского» патриарха Филарета 16-летний Михаил Романов. В России начинает своё существование новая царская династия – династия Романовых. - Давайте вспомним проблемный вопрос нашего урока. (Сл. 16) - Можете ли вы сейчас дать на него ответ?- | Отвечают на вопросы: Прекратить кровопролитие, избрать русским царем сына Сигизмунда III Владислава. Возможность остановить войну. Речь Посполитая католическая страна, а Россия православная. Владислав по вероисповеданию был католиком. Владислав мог принять православную веру. Записывают понятие в тетрадь Отвечают на вопрос: Включение Российского государства в состав Речи Посполитой и попытку распространения католицизма среди русского населения. Отвечают на вопрос: Объединение всего русского народа Работая с текстом учебника заполняют таблицу в рабочей тетради. 1 группа. Первое ополчение 2 группв. Второе ополчение Линии сравнения | Первое ополчение | Второе ополчение | время формирование | 1611 | 1611 - 1612 | место формирования | Рязань | Нижний Новгород | цели | Освобождение Москвы от польских захватчиков | руководители | П. Ляпунов И. Заруцкий Д. Трубецкой | К. Минин Д. Пожарский | социальный состав | Казаки, дворяне, жители Москвы | Дворяне, горожане, крестьяне центральных и северных районов России, нерусские народы Поволжья | результаты деятельности | Разлад среди ополченцев и распад ополчения | Освобождение Москвы, изгнание захватчиков | Отвечают на вопросы, проводят сравнительный анализ: Общее: цели, примерно одинаковый социальный состав. Различия: время и место формирования, руководители, итоги деятельности. 4 ноября 1612 года С 2005 г. Да, народ сплотился в борьбе с общим врагом Отвечают на вопрос, аргументируют Слушают сообщение про подвиг Ивана Сусанина заранее подготовленное учеником. Отвечают на вопрос, рассуждают. Записывают в тетрадь: 1613 г . - окончание Смутного времени, установление новой правящей династии Романовых. Вспоминают и озвучивают проблемный вопрос урока: Какова роль народа в ликвидации Смутного времени, изгнании иностранных интервентов и восстановлении русской государственности? Отвечают на вопрос: Благодаря героической борьбе русского народа против иностранных захватчиков была восстановлена российская государственность. Смутное время закончилось. |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | | 1.Кого из исторических персонажей можно назвать патриотами в этот сложный период? 2. Как удалось выйти из Смуты и предотвратить распад страны? 3. Задание "Историческая ситуация" Представьте, ситуацию если бы народному ополчению не удалось освободить Москву от поляков, что бы произошло, с Россией и как бы она могла развиваться дальше? | Отвечают на вопросы: Патриот-это человек горячо любящий свой народ и своё Отечество. Гермоген, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин. Лишь благодаря героическим усилиям народа, патриотическому подъёму всего российского народа. Только единый народ мог отстоять независимость страны. Потеря национальной независимости, протекторатство Польши. Делёж земель. Вторжение шведов. |
V. Закрепление. Самостоятельная работа и самоконтроль | | | (Сл. 17) Игра "Крестики - нолики" с последующей взаимопроверкой 1. Тушинцы приглашали королевича Владислава занять престол Российского государства при условии передачи России Варшавы и нескольких других польских городов. 2. Самозванец Лжедмитрий II собирал людей под свое покровительство в то время, когда страной еще официально правил Василий Шуйский. 3. Патриарха, выступившего против приглашения Владислава на российский престол звали Филарет. 4. В 1610 году Лжедмитрий II был пострижен в монахи. 5. Второе ополчение, собранное в Нижнем Новгороде возглавил Пожарский. 6. День сдачи остатков войск польского гарнизона, засевших в Кремле пришелся на 28 октября. 7. Героя, заведшего поляков в непроходимые болота звали Иван Болотников. 8. Михаил Романов был избран на престол в 1613 году. 9. На момент избрания Михаилу Романову было 20 лет. | Отвечают на вопросы: "+" да "0" нет Обмениваются работами с соседом по парте, проверяют правильность выполнения. 1. 0 | 2. + | 3. 0 | 4. 0 | 5. + | 6. 0 | 7. 0 | 8. + | 9. + | |