СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир,

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 1 КЛАСС

Тема: Ты и твоя семья.

Вид урока: урок введения новых знаний.

Цель урока: сформировать целостное представление о семье и побудить к осмыслению общечеловеческой ценности семьи.

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир,»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 1 КЛАСС

Тема: Ты и твоя семья.

Вид урока: урок введения новых знаний.

Цель урока: сформировать целостное представление о семье и побудить к осмыслению общечеловеческой ценности семьи.

Задачи:

Образовательные:

1) уточнить элементарные представления о семье и понимание родственных отношений;

2)помочь усвоить основы взаимоотношений с членами семьи;

Развивающие:

1) развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность через выполнение заданий на установление родственных связей;

2)совершенствовать мыслительные операции: классификацию, обобщение во время работы со схемой.

Воспитательные:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки;

2) воспитание трудолюбия, содействовать формированию положительного восприятия ребёнком своей семьи и его места в ней; формировать умение проявлять внимание, любовь и уважение к близким.

Познавательные УУД:

1) формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;

2) формировать умение выявлять сущность, особенности объектов;

3) формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;

4) формировать умение устанавливать аналогии;

5) формировать умение обобщать.

Коммуникативные УУД:

1) формировать умение слушать и понимать других;

2) формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные УУД:

формировать умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Регулятивные УУД:

1) формировать умение определять цель деятельности на уроке;

2) формировать умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

3) формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



Оборудование: карточки для работы, фотографии семей животных, родословные (домашнее зедание)


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Самоопределение к деятельности


 

 

 

 

Определение темы урока

 

 

 

 

 

 

Сегодня наш урок, друзья,

Про удивительных семь "Я"!

Кто они мне подскажите?

Тему вы определите!


- Что означают эти удивительные семь Я?

- О чём мы будем говорить на уроке?

- Верно. Мы будем говорить о семье, о вашей семье.

- Тема нашего урока: "Ты и твоя семья"  

(учитель вывешивает табличку)

СЕМЬЯ

- Сегодня на уроке предстоит большая и интересная работа.

- Мы будем говорить о семье, о членах семьи, об отношениях между родителями и детьми.

- Выясним, что нужно делать, чтобы семья жила весело и счастливо.

- Помогать нам как всегда будут наши старые знакомые.

- Вы их узнали? Кто они? 

- А это их семья.

- Если вдруг возникнут затруднения, я вам обязательно помогу. У нас всё получится, потому что вы уже настоящие ученики, знаете, как надо работать на уроке, как важно быть внимательным и вдумчивым.







 

 

 

 

 

 Семья


Будем говорить о семье

 

 

 

 

 



Лена и Миша






II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

 


 

 

 

 

 

 

 






 

Физминутка

(пальчиковая гимнастика)

 

 

 

 





 








Работа в тетради

с. 29 № 4

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что для вас означает слово СЕМЬЯ?

- Сейчас вы перечислили членов семьи.

- Я хочу предложить вам проверить, насколько вы внимательны.

- Я прочитаю четверостишие, а вы запоминайте, какие члены семьи в нём упоминаются.


Очень люблю, когда все собираются. 
Белою скатертью стол накрывается.
 
Бабушка с мамой, папа и я,
 
Мы называемся вместе - ...


- Каких членов семьи перечислили в четверостишии?

- О ком не упомянули в этом стихотворении?

- Как вы думаете, у каждого из нас одинаковые семьи?

- Чем различаются семьи?

- Посчитайте, сколько членов в вашей семье, назовите.

- Давайте ещё раз вспомним всех членов семьи


Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
Этот пальчик - Я.
Вот и вся моя семья.


Итог: - Так, кто же является членами семьи?

(учитель вывешивает на доску карточки)

мама, папа, дети, бабушки и дедушки


- Итак,  семья - это близкие нам люди: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.

Родственные связи

- А все ли из вас знают, кто кому кем в семье доводится?

- Я предлагаю вам поиграть в игру "Кто кому кто?" и на примере семьи Лены определить родственные связи.

- Попробуйте догадаться, кто из членов семьи Лены изображён в вашей тетради на с. 29.№ 4

- Возьмите в руки карандаш. Нам нужно будет прочитать задание, назвать соответствующее имя и вписать его в пустой прямоугольник.

- Если кто-то затрудняется в написании имени, можно поставить только первую его букву.


Итог: - Молодцы! Справились, знаете, кто кому кем доводится.



Ответы детей.

 

 

 




Хором произносят СЕМЬЯ!

 


называют

О дедушке, братьях, сестрах, племянниках

Нет


Составом

Называют.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 








Дети читают, называют имена, подписывают портреты



Семья - это близкие родственники: мама, папа, братья, сестрёнки, бабушки и дедушки.

III. Первичное закрепление


 

 


 

 

 

 





 Работа в парах.

- Семьи есть не только у людей, но и у животных.

- Кто изображён на этих фотографиях?

- Можно ли назвать их семьёй?

- Кто изображён на этих фотографиях. 

- Что связывает членов семьи?

- Есть что-то общее, что их объединяет.

- Что ещё объединяет семьи и людей, и семьи животных?

Итог: Что же может объединять членов семьи?

- Выберите соответствующие таблички.


- Молодцы, действительно, матери заботятся о своих малышах, опекают их. И дети в свою очередь послушны родителям.

- Как вы можете выразить свою любовь к родителям?

Итог: -Давайте уточним, что мы уже знаем о семье?

- Значит, основой семьи является забота друг о друге, нежность, любовь и ласка.

 

Животные

Да, потому что изображены мамы и малыши.

Нежность, любовь, ласка.

Забота о детях, ласка, любовь.

Выбирают таблички "нежность, забота, любовь, ласка"

 

Семья - это близкие родственники: мама, папа, братья, сестрёнки, бабушки и дедушки, которых объединяет любовь, нежность, забота, ласка.

Физминутка


Раз, два, три, четыре
(хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире?
(повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять
(Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать;
(указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка , два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья!
 (загибают поочередно пальцы на руке)



 

 Работа с учебником с. 66

 

 

 

 

 

 

 

 

 






Работа в тетради

с.29 № 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Прослушивание заранее подготовленных рассказов о семье

- Итак, членов семьи объединяет забота друг о друге, любовь, нежность и ещё, что-то очень и очень важное:

- Понять это мы сможем, если проанализируем один день семьи Лены и Миши. 

- Внимательно рассмотрите картинки в учебнике на с. 66

- Это один из выходных дней.

- Чем заняты взрослые и дети?

- Кто готовит завтрак?

- Чем занимаются остальные члены семьи?

- Как проходил семейный вечер?

- Помогите распределить домашнюю работу между членами семьи так, чтобы они всё сделали и успели попасть в кино.

- Как вы думаете, почему им удалось, быстро справиться с этой работой?

- Можно эту семью назвать счастливой? Почему?

- Авторы учебника, имеющие богатый жизненный опыт вывели правило счастливой семьи и записали её в вашем учебнике в красной рамке. Что же у них получилось?

- Кто нам поможет прочитать?

- Что же у нас получилось? Мы с вами сформулировали то же правило, что и авторы учебника.


- Значит, рассуждали мы с вами верно.

- Итак, как должна быть устроена жизнь в счастливой семье?

(учитель вывешивает табличку)

помогают друг другу


- Очень важно не только быть хорошим полноправным членом семьи, но и помнить своих родственников. Для этого создают «Родословные деревья». И сейчас мы послушаем подготовленные рассказы о вашей семье.

- Можно назвать эту семью счастливой? Почему?


 







 

 









Все должны друг другу помогать


Да, потому что все члены семьи помогают друг другу.



 

 

 


IV. Итоги. Рефлексия.

- Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня мы с вами говорили о самом главном, что есть в жизни человека - о семье.

- Давайте, опираясь на нашу схему, вспомним:

- Что же мы узнали о семье, об отношениях между членами семьи?




- Что ещё, кроме родственных отношений объединяет людей в семье?

- Молодцы, вы отлично работали на уроке, справились со всеми заданиями.


- Мне было очень приятно работать с вами вместе и, конечно, хотелось бы узнать и ваше отношение.

- Отметьте ваше настроение.

  • было легко и интересно работать,

  • испытывал затруднения,

  • было очень сложно

 

- Это члены семьи(мама, папа, дети, дедушка, бабушка), связанные родственными отношениями.

- Забота, нежность. Ответственность, взаимопомощь.







Рефлексия.