Окружающий мир. 2 класс.
Тема. Реки.
Цель: – познакомить с особенностями рек (исток, устье, берега), с причинами течения
рек, их полноводности;
- формировать умение определять правый левый берег реки;
- научиться находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать;
- воспитывать бережное отношение и водоемам, экономное использование
пресной воды.
Оборудование: карта полушарий, глобус, рисунки рек, конверты с рисунком реки и слова с названиями частей реки, схема реки на доске.
Ход урока.
І. Организационный момент.
Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу, так как улыбается солнышко.
Пожелаем всем удачи,
За работу, в добрый час.
ІІ. Феноминутка.
- Какой сегодня день.
- Назовите приметы сегодняшнего дня.
- Постарайтесь найти самое яркое, самое точное слово для описания сегодняшнего дня.
- Вспомните приметы осени, которые составил народ.
ІІІ. Актуализация знаний.
- Без чего мы не можем, путешествуя, обойтись?
- На прошлых уроках мы изучали новые понятия. Давайте их прочитаем
(части света, материк, океан). Где их можно показать?
- Покажите на карте материки и части света.
- Что на карте обозначают, синим цветом?
- Что на карте обозначают, жёлтым, зелёным, коричневым цветом?
- Посмотрите на эти слова, прочитайте их ( холмы, океан, хребты, канал,
родник, равнина, ручей, река, овраги, озеро, горы, море, курган).
- На какие две группы их можно поделить. ( Поверхность и водоемы.)
( Дети выходят, берут карточку и прикрепляют на доску с объяснением.)
Поверхность | Водоемы |
Горы Холмы Овраг Равнина Хребет Курган | Родник Канал Ручей Река Озеро Море Океан |
- Найдите лишние слова.(Канал, курган)
Цифровой диктант. Записать цифры в тетрадь.
І. | | ІІ. |
1 2 3 4 5 | Родник Океан Река Озера Море | 5 3 4 2 1 |
Родник - место выхода воды на поверхность суши.
Море – большие водоемы с соленой водой.
Океан – огромные водоёмы, окружающие материки и острова. Вода в них солёная.
Река - сливание ручейков в постоянный поток.
Озеро - природное углубление, заполненное водой. Вода бывает пресная и соленая.
(І вариант – 1 5 2 3 4, ІІ вариант – 5 1 3 4 2)
ІV. Совместное «открытие» знаний.
- Как превратить воду в пар?
- Как сделать из воды лёд?
- Как и где рождаются капли дождя?
- Откуда они попадают на землю?
- Почему вода стекает вниз?
Течет, течет – не вытечет
Бежит, бежит – не выбежит.(Река.)
Сегодня на уроке мы будем изучать строение реки. Выучим новые понятия, научимся их определять.
А поможет нам учебник. С. 1-2.( При чтение текста в учебнике, наносятся новые понятия на схему на доске.)
(Работа по учебнику, с.2, №4,5,6)
.Давайте закрепим наши знания о строении реки. Закрыли учебник.
(Работа в парах). Выставить на схеме слова “понятия”. ( Конверты).
Самопроверка.
Физкультминутка. “ Точечный массаж ”.
VІ. Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику, с. 3, №7,8.
- Какая река протекает в нашей местности?
- По какой поверхности суши она течет?
- Значит она какая?
Я хочу рассказать о нашей Волге – матушке, где она начинается. ( Из книги “ Природа и люди ”).
2. Работа по карте (групповая работа).
- 1-я группа ищет реки Европы и Азии, а 2-я группа – реки Америки и Африки. Затем на общей карте показать эти реки.
3.Охрана рек.
- Почему люди всегда стремились поселиться по берегам рек?
- Как люди используют воду?
По берегам рек и с их дна добывают песок, на реках построены электростанции, плотины, которые образуют большие искусственные моря – водохранилища.
Во многие реки сбрасывается вода, использованная на заводах, причем часто недостаточно очищенная. Это промышленные стоки, загрязняют воду, отравляют рыбью икру. Многие люди сбрасывают мусор в реки, битое стекло.
Реки делают нам воду для питья и полива, служат водными дорогами, кормят нас рыбой, дают нам энергию, и песок, служит местами отдыха, но человек пока неразумно использует реки, загрязняет, изуродует дно и берега. Человек должен научиться беречь водоемы.
Задача.
Из неисправного крана постоянно течет вода. Школьники подсчитали, что за одну минуту вода
вытекает 8 л – целое ведро. А сколько, чистой воды вытечет за перемену, которая длится 10 минут.
Сделайте вывод.
Покрепче закрути кран,
Чтоб не вытек океан.
4. Сейчас мы проверим, как вы усвоили новый материал. Заполнив кроссворд.
П | Р | И | Т | О | К |
О | З | Е | Р | О |
И | С | Т | О | К |
Р | У | Ч | Е | Й |
М | О | Р | Е |
Р | О | Д | Н | И | К |
Р | Е | К | А |
Приток - реки, впадающие в главную реку.
Озеро - природное углубление, заполненное водой.
Исток – начало реки.
Ручей – берет начало из родника.
Море - огромный водоем с соленой водой.
Родник – место выхода воды на поверхность суши.
Река – сливание ручейков в постоянный поток.
- Какое слово прочитали. (Природа.)
- Летом и осенью, зимой и весной прекрасна, неповторима и многолика русская природа.
О люди, мыслю, у всех у вас
Есть мать одна
По имени Природа!
У ней на всех хватает доброты
И мы живем, запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты –
Поля, леса, луга, моря и реки.
VІІ. Итог.
- Как образуется река?
- Как называется место, где она начинается?
- Где может быть начало реки?
- Что называется истоком? Устьем?
- Как определить левый и правый берег реки?
- Какие реки вы знаете?
- Как используют реки? Почему нужно охранять реки от загрязнения? Какое участие вы можете принять в охране реки нашей местности.
Домашнее задание: с.4, №9,10.