-С сегодняшнего дня мы начинаем изучать природные зоны России и начинаем мы с севера – первая природная зона, с которой мы познакомимся: «Зона арктических пустынь». - Прежде чем начать изучение, послушайте внимательно вопросы и ответьте на них: - Как вы думаете, как называется наука изучающая: - географическое положение - погоду и климат - животных - растения ? На доске появляются критерии: - География - Метеорология - Зоология - Ботаника - Молодцы! Именно по этим критериям мы и будем изучать каждую природную зону России. Делит класс на 4 группы (по карточкам): - А теперь мы разделимся на 4 группы, каждая группа будет отвечать за свою науку. После деления на группы организует дальнейшую работу: - Ваша задача в группах изучить особенности природной зоны Арктических пустынь, но изучать будет каждая группа свою сферу (или критерий изучения). Я выдам карточки, на которых будет указан план, и по этому плану каждая группа будет представлять свой небольшой рассказ. Выдаёт каждой группе карточки с заданиями и соответствующею дополнительную литературу для поиска информации (+учебник), иллюстрации и карты. Карточки с заданиями: Группа «Гегорафия» Задание: Выявите особенности географического положения зоны арктических пустынь по плану: Где на карте расположена зона арктических пустынь? Назовите и покажите на карте острова, которые относятся к этой зоне. 2. Каким цветом обозначена зона арктических пустынь? 3. К северу или югу от нашего края расположена Арктика? Заполните пропуски в тексте: Арктика – это район Земли, примыкающий к … (Северному полюсу). Это огромное пространство …(Северного Ледовитого) океана, с (морями) и (островами). На карте Арктика обозначена … цветом. Острова, которые относятся к этой зоне: … (Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля). Арктика расположена …(к северу) от нашего края. Группа «Метеорологи» Задание: Выявите особенности климата зоны арктических пустынь по плану: Почему здесь царство снега и льда? Погодные условия зимой Погодные условия летом Почему здесь такие суровые условия? Заполните пропуски в тексте: Солнце направляет на эту зону … (косые) лучи. Оно светит, но не …(греет). Зимой в Арктике …(полярная ночь). Темноту освещает луна, звёзды и … (северное сияние). Дуют … ветры, бушуют … . Температура опускается до … (- 60) градусов. Летом в Арктике …(полярный день), но тепла тоже нет. Это зависит от географического (положения) арктической зоны. Температура лишь на … (несколько градусов) выше … (нуля). Группа «Ботаника» Задание: Выявить особенности растительного мира зоны арктических пустынь по плану: Какие растения прижились в Арктике? Почему живут только эти растения? Как они приспособились к таким условиям? Каково значение растений данной зоны? Заполните пропуски в тексте: На островах, прямо на голых … (камнях) встречаются … (лишайники), они очень … (малы). Также приспособились к жизни на камнях … (мхи) и … (полярные маки). В толще воды, не покрытой… (льдом), большое количество … (планктонных растений – водорослей). Группа «Зоологи» Задание: Выявить особенности животного мира зоны арктических пустынь по плану: Какие животные обитают в арктической зоне? Чем они питаются? Как приспособились к таким суровым условиям? Что такое птичьи базары? Заполните пропуски в тексте: Животных арктической зоны кормит … (море). Морскими водорослями питаются … (рачки), а ими - … (рыбы). Основная пища птиц и животных – это … (рыба). На скалистых берегах собираются … ( чайки, гагарки), здесь они выводят потомство. Птицы с необычными клювами … (тупики). Все звери – прекрасные …(пловцы). От холода их защищает … (слой жира). Это … (моржи) и … (тюлени). На тюленей охотятся … (белые медведи). У них длинная густая шерсть … (белого) цвета и … (широкие) лапы, чтобы удобнее было … (передвигаться по льду и снегу). Даёт время для выполнения работы (8 мин.) Ходит по классу и помогает ученикам. Проводит физминутку (вызывает ученика для проведения и выполняет вместе с ним и с классом) После проведения физминутки, даёт 1 мин для повторения и проверки подобранного материала и вызывает группы для представления рассказа с показом иллюстраций и работой с картой. Помогает и дополняет (если нужно) ответы учеников. После выступлений групп делает вместе с учениками выводы по всему материалу (на слайде появляется план) - Географическое расположение - Климат - Растения - Животные Предлагает посмотреть видеофрагмент про зону арктических пустынь и после просмотра ответить на вопрос: - Какова основная деятельность людей, проживающих в зоне арктических пустынь? - Возникают ли проблемы в данной природной зоне? Какие? После просмотра, спрашивает и слушает выводы учеников и дополняет ответы |