Окружающий мир. Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 70ч (35 учебные недели).
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Кол-во час
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Планируемые результаты
Вид контроля
Дата по плану
Дата факт.
Предметные
УУД
Личностные
1
Задавайте вопросы!
1
знакомство
Твои новые друзья: кто они, как их зовут, есть ли у них любимые занятия. Понятия:одноклассники, сверстник, классный коллектив
повторить основные признаки осени
Научиться задавать вопросы об окружающем мире.
Научиться работать с учебником, рабочей тетрадью, атласом-определителем.
Регулятивные УУД:
Принимать и сохранять учебную задачу, оценивать результат своих действий
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о новом изучаемом предмете.
Осуществлять поиск существенной информации.
Коммуникативные УУД:
Задавать вопросы, используя слова: кто?, что?, как?, откуда?, куда?, где?, когда?, почему?, зачем?
Обращаться за помощью к учителю.
Принятие внутренней
позиции школьника на
основе положительного
отношения к школе.
Мотивация учебной деятельности.
текущий
Раздел «Что и кто?» (20ч.)
2
Что такое Родина?
1
комбинированный
Малая Родина.
Повторить герб, флаг России
Научиться различать государственную символику.
Научиться разделять объекты живой и неживой природы и изделия.
Регулятивные УУД:
Уметь действовать по плану: алгоритм определения признаков разных объектов (природные объекты и изделия.
Познавательные УУД:
Распознавать объекты, выделяя существенные признаки.
Коммуникативные УУД:
Уметь работать в парах, обучаться сотрудничеству.
Начальные навыки адаптации
в динамично изменяющемся
мире.
текущий
3
Что мы знаем о народах России?
1
комбинированный
Религия, национальные праздники.
Научиться определять, какие народы населяют нашу страну, рассказывать об их национальных праздниках.
Научиться сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов.
Регулятивные УУД:
Удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения: составление и выполнение режима дня школьника, перечень правил безопасного поведения.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о Родине.
Осуществлять поиск существенной информации.
Коммуникативные УУД:
Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Мотивация учебной
деятельности.
текущий
4
Что мы знаем о Москве?
1
комбинированный
Столица, достопримечательности.
Научиться узнавать достопримечательности столицы.
Регулятивные УУД:
Составлять план и последовательность действий при разборе конкретных правил дорожного движения.
Адекватно использовать свою речь для регуляции своих действий.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о столице нашей Родины - Москве.
Осуществлять поиск существенной информации.
Коммуникативные УУД:
Задавать вопросы напарнику с целью проверки усвоения знаний, обращаться за помощью к учителю и напарнику.
Мотивация учебной деятельности,
начальные навыки адаптации в
динамично изменяющемся мире.
текущий
5
Проект «Моя малая Родина»
1
комбинированный
Достопримечательности.
Научиться составлять устный рассказ, находить соответствующую тематике информацию и фотоматериал художественно-творческой деятельности.
Научиться использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности, обсуждать коллективные результаты.
Регулятивные УУД:
Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные УУД:
Ставить вопросы, обращаться за помощью к работникам школы, формулировать свои затруднения.
Внутренняя позиция обучаемого на основе положительного отношения к школе.
текущий
6
Что у нас над головой?
1
комбинированный
Созвездие, светило.
Научиться наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём. Научиться находить на ночном небе ковш Большой Медведицы.
Регулятивные УУД:
Быть ответственным за свои поступки.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о дневном и ночном небе, созвездиях, солнце.
Осуществлять поиск существенной информации.
Коммуникативные УУД:
Ставить вопросы членам своей группы, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам.
Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика».
текущий
7
Что у нас под ногами?»
1
Комбинированный
Территория, окрестность.
Научиться группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; определять образцы камней по фотографиям и рисункам атласа-определителя; различать гранит, кремний, известняк.
Регулятивные УУД:
Быть ответственным за свои поступки.
Адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Познавательные УУД:
Узнавать и называть объекты неживой природы, выделять существенные признаки.
Коммуникативные УУД:
Ставить вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.
тест по теме
8
Что общего у разных растений?
1
Комбинированный
Части растений.
Научиться находить у растений их части, показывать и называть их.
Регулятивные УУД:
Формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения жизненных ситуаций.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о том, из каких частей состоит растение.
Осуществлять поиск существенной информации.
Коммуникативные УУД:
Задавать вопросы, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.
текущий
9
Что растет на подоконнике?
1
Комбинированный
Комнатные растения, уход, почва, горшок, поддон.
правила ухода за растениями
Научиться наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам.
Научиться определять комнатные растения с помощью атласа-определителя.
Регулятивные УУД:
Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о комнатных растениях.
Осуществлять поиск существенной информации.
Коммуникативные УУД:
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, принятие и освоение социальной роли обучающегося.
текущий
10
Что растет на клумбе?
1
Комбинированный
Клумба, цветник.
Научиться наблюдать за растениями клумбы и узнавать их по рисункам, определять растения с помощью атласа-определителя.
Регулятивные УУД:
Соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о том, какие цветы растут на клумбе около школы.
Осуществлять поиск существенной информации.
Коммуникативные УУД:
Работать в группах, ставить вопросы участникам группы.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
текущий
11
Что это за листья?
1
Комбинированный
Листовая пластина, черешок.
окраска листьев летом и осенью
Научиться наблюдать изменения окраски листьев на деревьях, сравнивать и группировать листья по различным признакам, определять названия деревьев по листьям.
Регулятивные УУД:
Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о том, какие изменения с листьями деревьев происходят в зависимости от времени года.
Коммуникативные УУД:
Формулировать свои затруднения, свою собственную позицию.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
текущий
12
Что такое хвоинки?
1
Комбинированный
Хвоя.
Научиться различать лиственные и хвойные деревья.
Научиться сравнивать ель и сосну.
Регулятивные УУД:
Формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме об отличии лиственных деревьев от хвойных.
Осуществление поиска существенной информации.
Коммуникативные УУД:
Ставить вопросы учителю и участникам рабочей группы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию.
Формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
текущий
13
Кто такие насекомые?
1
комбинированный
Насекомые.
Научиться сравнивать части тела различных насекомых, узнавать насекомых на рисунке, определять по атласу-определителю, приводить примеры насекомых.
Регулятивные УУД:
Формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о различных насекомых.
Коммуникативные УУД:
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
текущий
14
Кто такие рыбы?
1
изучение нового
Водные животные, речные и морские рыбы, среда обитания.
название насекомых и рыб известных детям
Научиться моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя.
Регулятивные УУД:
Формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о морских и речных рыбах.
Коммуникативные УУД:
Использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы собеседнику с целью более прочного усвоения материала.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
тест по теме
15
Кто такие птицы?
1
Комбинированный
Воздушное пространство, части тела птицы, перелётные птицы, нелетающие птицы.
название птиц
Научиться узнавать птиц на рисунке; определять их с помощью атласа-определителя; описывать птицу по плану.
Регулятивные УУД:
Применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о птицах и их отличительных признаках.
Коммуникативные УУД:
Задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
текущий
16
Кто такие звери?
1
Комбинированный
Животные. Жилища животных, детёныши животных, части тела животных, среда обитания.
название знакомых зверей
Научиться исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке; определять зверей с помощью атласа-определителя.
Регулятивные УУД:
Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о различных видах зверей.
Осуществление поиска существенной информации.
Коммуникативные УУД:
Задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения.
Мотивация учебной деятельности, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения, устойчивое следование в поведении социальным нормам.
текущий
17
Что окружает нас дома?
1
Комбинированный
Мебель, бытовая техника, одежда, посуда, электричество, водопровод, газопровод, безопасное поведение.
предметы домашнего обихода
Научиться характеризовать назначение бытовых приборов, находить на рисунке предметы определённых групп.
Регулятивные УУД:
Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о предметах быта.
Осуществлять поиск существенной информации.
Коммуникативные УУД:
Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
текущий
18
Что умеет компьютер?
1
Комбинированный
Компьютер, монитор, системный блок, клавиатура, мышь, ноутбук.
Научиться характеризовать назначение частей компьютера.
Регулятивные УУД:
Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о компьютере.
Осуществлять поиск существенной информации.
Коммуникативные УУД:
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Мотивация учебной деятельности.
Тест по теме
19
Что вокруг нас может быть опасным?
1
комбинированный
Опасные вещи, номера телефонов экстренной службы, пешеходный переход, светофор, проезжая часть, транспорт, пешеход.
правила перехода улицы
Научиться правильно и осторожно обращаться с домашними вещами; определять сигналы светофора; пользоваться правилами перехода через улицу.
Регулятивные УУД:
Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме об опасностях, подстерегающих человека в повседневной жизни.
Коммуникативные УУД:
Определять общую цель и пути её достижения, вести диалог, слушать собеседника.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
текущий
20
На что похожа наша планета?
1
изучение нового
Солнечная система, планеты, глобус, модель, форма шара, моря, океаны, материки, суша, день, ночь.
Научиться использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты, объяснять особенности движения Земли.
Регулятивные УУД:
Применять усвоенные правила в планировании способа решения.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о форме земного шара.
Коммуникативные УУД:
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
текущий
21
Презентация проекта «Моя малая Родина»
1
Урок - обобщения
Как публично выражать свои мысли; обсуждать выступления учащихся; раскрывать соответствующую тематике информацию и фотоматериал.
Научиться публично выражать свои мысли; обсуждать выступления учащихся; раскрывать соответствующую тематике информацию и фотоматериал.
Регулятивные УУД:
Предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме.
Осуществлять поиск существенной информации.
Коммуникативные УУД:
Ставить и задавать вопросы. Обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
текущий
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)
22
Как живёт семья? Проект «Моя семья»
1
Семья.
Научиться рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника, об интересных событиях в жизни своей семьи; называть по именам (отчеству и фамилии) членов своей семьи.
Регулятивные УУД:
Предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные УУД:
Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.
Осуществлять поиск существенной информации.
Коммуникативные УУД:
Ставить и задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, осуществлять взаимный контроль.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
текущий
23
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
1
изучение нового
Природные источники воды, очистка загрязнённой воды.
Научиться прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязнённой воды.
Регулятивные УУД:
Преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий.
Познавательные УУД:
Извлечение необходимой информации из прослушанной сказки. Дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений об окружающем мире.
Коммуникативные УУД:
При работе в группах: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; определять общую цель и пути её достижения.
Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
тест по теме
24
Откуда в наш дом приходит электричество?
1
Комбинированный
Электричество.
правила обращения с электроприборами
Научиться отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; правилам безопасности при обращении с электричеством и электроприборами.
Регулятивные УУД:
Формулировать и удерживать учебную задачу, различать способ и результат действия.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о значении электроприборов в жизни человека. Осуществление поиска существенной информации.
Коммуникативные УУД:
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, осуществлять взаимный контроль.
Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, навыки сотрудничества в разных ситуациях.
текущий
25
Как путешествует письмо?
1
Комбинированный
Почтовый работник, письмо, почта, отправитель, адресат, почтовые конверты, почтовая марка.
Научиться наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений.
Регулятивные УУД:
Предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о работе почты.
Осуществление поиска существенной информации.
Коммуникативные УУД:
Строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию.
Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности, эстетических потребностях, ценностях и чувствах.
текущий
26
Куда текут реки?
1
Комбинированный
Река, море, родник, речная вода, морская вода, Ока, осётр, Москва, Волга. Каспийское море, катер, теплоход, баржа, плотина.
Научиться прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду.
Регулятивные УУД:
Ориентироваться в учебнике и рабочей тетради; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Познавательные УУД:
Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; устанавливать взаимосвязь между объектом знаний, умений, навыков и исследовательских умений как интегративных, сложных умений.
Коммуникативные УУД:
Обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнёра по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнёром; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Осознание ответственности человека за общее благополучие: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
текущий
27
Откуда берутся снег и лед?
1
Комбинированный
Снег, лёд, опыт.
правила поведения на улице в зимнее время
Как проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями.
Как наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках.
Научиться наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках.
Научиться проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями.
Регулятивные УУД:
Составлять план и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о свойствах льда и снега; формулировать ответы на вопросы учителя; осуществлять поиск существенной информации.
Коммуникативные УУД:
Строить монологическое высказывание, слушать собеседника; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика».
тест по теме
28
Как живут растения?
1
Комбинированный
Животные вокруг нас: звери, птицы, млекопитающие. Разнообразие мира животных.
Птицы – наши друзья
Как наблюдать за ростом и развитием растений; рассказывать о своих наблюдениях.
Как ухаживать за комнатными растениями.
Научиться наблюдать за ростом и развитием растений; рассказывать о своих наблюдениях.
Регулятивные УУД:
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, предвосхищать результат, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о растениях как живом организме.
Коммуникативные УУД:
Формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения; определять общую цель и пути её достижения.
Осознание ответственности человека за общее благополучие; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
текущий
29
Как живут животные?
1
комбинированный
Как наблюдать за жизнью животных; рассказывать о своих наблюдениях.
Как ухаживать за животными.
Научиться наблюдать за жизнью животных; рассказывать о своих наблюдениях.
Научиться ухаживать за животными.
Регулятивные УУД:
Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о живых организмах. птицах, зимующих в наших краях.
Осуществлять поиск существенной информации.
Коммуникативные УУД:
Формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Осознание ответственности человека за общее благополучие, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
текущий
30
Как зимой помочь птицам?
1
изучение нового
Как различать зимующих птиц по рисункам и в природе.
Как изготавливать простейшие кормушки и подбирать корм для птиц.
Научиться различать зимующих птиц по рисункам и в природе; изготавливать простейшие кормушки и подбирать корм для птиц.
Регулятивные УУД:
Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о птицах, зимующих в наших краях.
Коммуникативные УУД:
Формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Осознание ответственности человека за общее благополучие, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
текущий
31
Откуда берётся и куда девается мусор?
1
изучение нового
Бытовой мусор, мусорные контейнеры, мусороперерабатывающий завод. вторичное сырьё, утилизация.
Как сортировать мусор по характеру материала; определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации.
Научиться сортировать мусор по характеру материала; определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации.
Регулятивные УУД:
Преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять план и последовательность действий.
Познавательные УУД:
Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.
Осуществлять поиск существенной информации.
Коммуникативные УУД:
Строить понятные для партнёра высказывания, определят общую цель и пути её достижения.
Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, навыки сотрудничества в разных ситуациях.
текущий
32
Откуда в снежках грязь?
1
изучение нового
правила поведения детей в природе
Как исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений.
Научиться исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений, определять источники загрязнений в снеге.
Регулятивные УУД:
Преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять план и последовательность действий.
Познавательные УУД:
Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.
Осуществлять поиск существенной информации.
Коммуникативные УУД:
Строить понятные для партнёра высказывания, определят общую цель и пути её достижения.
Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, навыки сотрудничества в разных ситуациях.
текущий
33
Как, откуда и куда? Презентация проекта «Моя семья»
1
Урок- обобщение
правила поведение в лесу
Как использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.
Научиться публично выражать свои мысли; обсуждать выступления учащихся; раскрывать соответствующую тематике информацию и фотоматериал.
Научиться использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.
Регулятивные УУД:
Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные УУД:
Извлечение необходимой информации из прослушанной сказки. Дополнение и расширение имеющихся знаний. представлений об окружающем мире.
Коммуникативные УУД:
Предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Формирование этических чувств, доброжелательности, и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания чувствам других людей, целостного, социальноориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению.
текущий
Раздел «Где и когда?» (11ч)
34
Когда учиться интересно?
1
изучение нового
Одноклассники.
Как определять наиболее значимые события в классе.
Научиться обсуждать условия интересной и успешной учёбы, определять наиболее значимые события в классе.
Регулятивные УУД:
Различать способ и результат действия: формирование условий, необходимых для организации успешной и интересной учёбы.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о своих одноклассниках, о значимых моментах в жизни класса, школы.
Осуществление поиска существенной информации.
Коммуникативные УУД:
Определять цели, функции участников, способы взаимодействия.
Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, мотивация учебной деятельности.
текущий
35
Проект «Мой класс и моя школа»
1
Как использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.
Научиться использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.
Регулятивные УУД:
Различать способ и результат действия: формирование условий, необходимых для организации успешной и интересной учёбы.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о своих одноклассниках, о значимых моментах в жизни класса, школы.
Осуществление поиска существенной информации.
Коммуникативные УУД:
Строить монологическое высказывание.
Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, мотивация учебной деятельности.
текущий
36
Когда придет суббота?
1
изучение нового
Прошлое, будущее, настоящее, дни недели.
Как различать прошлое, настоящее, будущее; называть дни недели в правильной последовательности.
Научиться различать прошлое, настоящее, будущее; называть дни недели в правильной последовательности; называть любимый день недели и объяснять, почему он любимый.
Регулятивные УУД:
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о времени и его течении.
Осуществление поиска существенной информации.
Коммуникативные УУД:
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы.
Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».
текущий
37
Когда наступит
лето?
1
изучение нового
Времена года, месяцы.
Как соотносить время года и месяцы, характеризовать природные явления в разные времена года.
Научиться соотносить время года и месяцы, характеризовать природные явления в разные времена года.
Регулятивные УУД:
Преобразовывать практическую задачу в познавательную, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о зависимости природных явлений от смены времён года.
Коммуникативные УУД:
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности4 аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, осознание ответственности человека за общее благополучие, устойчивое следование в поведении социальным нормам.
текущий
38
Где живут белые медведи?
1
изучение нового
Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный и Южный полюсы.
Как находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их; приводить примеры животных холодных районов.
Научиться находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их; приводить примеры животных холодных районов.
Регулятивные УУД :
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные УУД:
Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.
Осуществление поиска существенной информации.
Коммуникативные УУД:
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Осознание ответственности человека за общее благополучие, принятие образа «хорошего ученика».
текущий
39
Где живут слоны?
1
изучение нового
Африка, тропические леса и саванны, экватор.
Как находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их.
Научиться находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры животных жарких районов.
Регулятивные УУД:
Составлять план и последовательность действий, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о жарких районах Земли.
Осуществлять поиск существенной информации.
Коммуникативные УУД:
Ставить вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.
Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности; эстетические потребности, ценности, чувства.
текущий
40
Где зимуют птицы?
1
изучение нового
Зимующие птицы, перелётные птицы.
Как различать зимующих и перелётных птиц; группировать птиц по определённым признакам; объяснять причины отлёта птиц в тёплые края.
Научиться различать зимующих и перелётных птиц; группировать птиц по определённым признакам; объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; приводить примеры зимующих и перелётных птиц.
Регулятивные УУД:
Преобразовывать практическую задачу в познавательную, предвосхищать результат.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о зимующих видах птиц.
Коммуникативные УУД:
Формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание.
Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
текущий
41
Когда появилась одежда?
1
изучение нового
Деловая,
спортивная,
рабочая одежда,
одежда для дома
Как отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; различать типы одежды в зависимости от её назначения.
Научиться отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; различать типы одежды в зависимости от её назначения.
Регулятивные УУД:
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, выполнять учебные действия в материализованной форме.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме об истории появления одежды и типах одежды в зависимости от природных условий и её назначения.
Осуществлять поиск существенной информации.
Коммуникативные УУД:
Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Мотивация учебной деятельности.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
текущий
42
Когда изобрели
велосипед?
1
изучение нового
Велосипед
Как изобрели велосипед и как менялся он со временем.
Как устроен велосипед.
Научиться сравнивать старинные и современные велосипеды;
правилам безопасной езды на велосипеде
Регулятивные УУД:
Формировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме об истории появления и усовершенствования велосипеда.
Коммуникативные УУД:
Задавать вопросы, формировать собственное мнение
Принятие образа «хорошего ученика».
Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
текущий
43
Когда мы станем взрослыми?
1
изучение нового
Прошлое, настоящее, будущее.
Как отличать жизнь взрослого человека от жизни ребёнка.
Научиться определять отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка; думать о последствиях своих поступков.
Регулятивные УУД:
Формировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные УУД:
Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.
Осуществлять поиск существенной информации.
Коммуникативные УУД:
Строить понятные для партнера высказывания.
Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, осознание ответственности человека за общее благополучие.
текущий
44
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»
1
Урок повторения
Как использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.
Научиться использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.
Регулятивные УУД:
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.
Коммуникативные УУД:
Строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание.
Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, принятие «образа хорошего ученика».
текущий
Раздел «Почему и зачем?» (22 ч)
текущий
45
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
1
изучение нового
Солнце,
звёзда,
созвездие, размер звёзд, восход, заход солнца, день, ночь.
Как работать с атласом-определителем; наблюдать картину звёздного неба; выстраивать рассуждения на заданную тему.
Научиться работать с атласом-определителем; наблюдать картину звёздного неба; выстраивать рассуждения на заданную тему.
Регулятивные УУД:
Вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата в соответствии с темой урока.
Познавательные УУД:
Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.
Осуществлять поиск существенной информации.
Коммуникативные УУД:
Задавать вопросы, формировать собственное мнение и позицию.
Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
текущий
46
Почему Луна бывает разной?
1
изучение нового
Спутник Земли.
Как наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений.
Научиться наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений.
Регулятивные УУД:
Использовать установленные правила при контроле способа решения.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме об изменениях внешнего вида Луны.
Осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные УУД:
Строить понятные для партнёра высказывания
Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, целостный, социально ориентированный взгляд на мир.
текущий
47
Почему идёт дождь и дует ветер?
1
изучение нового
Дождь,
ветер, явления природы.
Как объяснять причины возникновения дождя и ветра.
Научиться объяснять причины возникновения дождя и ветра.
Регулятивные УУД:
Осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о причинах возникновения дождя и его значении для человека, растений и животных
Коммуникативные УУД:
Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Уважительное отношение к иному мнению, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
текущий
48
Почему звенит звонок?
1
изучение нового
Звук.
Как возникает и распространяется звук. Как возникает эхо.
Научиться исследовать возникновение и распространение звука; высказывать предположения о причине возникновения эха.
Регулятивные УУД:
Использовать установленные правила при контроле способа решения, составлять план и последовательность действий.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о разнообразии звуков в окружающем мире и причинах возникновения звука.
Коммуникативные УУД:
Формулировать собственное мнение и позицию.
Мотивация учебной деятельности.
опрос
49
Почему радуга разноцветная?
1
изучение нового
Радуга, цвета радуги.
Как называть цвета радуги в правильной последовательности. Как появляется радуга.
Научиться называть цвета радуги в правильной последовательности.
Регулятивные УУД:
Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Познавательные УУД:
Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.
Осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные УУД:
Осуществлять взаимный контроль, предлагать помощь и сотрудничество.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
текущий
50
Почему мы любим кошек и собак?
1
изучение нового
Домашние животные.
Как ухаживать за кошкой и собакой.
Научиться рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой.
Регулятивные УУД:
Предвосхищать результат, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.
Осуществлять поиск существенной информации.
Коммуникативные УУД:
Строить понятные для партнёра высказывания.
Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру.
текущий
51
Проект «Мои домашние питомцы»
1
Как описывать своего домашнего питомца по плану; наблюдать за домашними животными и фиксировать результаты наблюдений.
Научиться описывать своего домашнего питомца по плану; наблюдать за домашними животными и фиксировать результаты наблюдений.
Регулятивные УУД:
Предвосхищать результат, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.
Осуществлять поиск существенной информации.
Коммуникативные УУД:
Строить понятные для партнёра высказывания.
Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру.
текущий
52
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
1
изучение нового
Правила поведения в природе, луговые цветы, бабочки.
Как узнавать изученные природные объекты.
Научиться узнавать изученные природные объекты; некоторым важным правилам поведения в природе.
Регулятивные УУД:
Осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: последствия деятельности людей в природе, место и роль человека в биосфере.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о разнообразии цветов и бабочек. О необходимости сохранения природного окружения.
Коммуникативные УУД:
Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать собеседника.
Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру.
Готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
текущий
53
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
1
изучение нового
Правила поведения в природе, лес.
Как определять лесных жителей по звукам, которые они издают, передавать голосом звуки леса.
Научиться определять лесных жителей по звукам, которые они издают, передавать голосом звуки леса; объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину.
Регулятивные УУД:
Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о разнообразии лесных звуков.
Коммуникативные УУД:
Осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
текущий
54
Зачем мы спим ночью?
1
изучение нового
Сон.
Как правильно готовиться ко сну.
Научиться оценивать правильность своей подготовки ко сну; делать выводы о значении сна в жизни человека.
Регулятивные УУД:
Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Познавательные УУД:
Извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы.
Дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений об окружающем мире.
Коммуникативные УУД:
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Здоровьесберегающее поведение, установка на здоровый образ жизни.
текущий
55
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
1
Комбинированный
Овощи,
фрукты,
витамины.
Как различать овощи и фрукты, группировать их; выполнять правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.
Научиться различать овощи и фрукты, группировать их; выполнять правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.
Регулятивные УУД:
Предвосхищать результат; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о разнообразии и значении овощей и фруктов в питании человека.
Коммуникативные УУД:
Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимный контроль.
Уважительное отношение к иному мнению, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
тест по теме
56
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
1
Комбинированный
Гигиена.
Как правильно чистить зубы и мыть руки.
Научиться формулировать основные правила гигиены; обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук.
Регулятивные УУД:
Формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные УУД:
Извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы.
Дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений об окружающем мире.
Коммуникативные УУД:
Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Эстетические потребности, ценности и чувства; осознание ответственности человека за общее благополучие.
текущий
57
Зачем нам телефон и телевизор?
1
Комбинированный
Почта,
телеграф,
телефон,
радио,
телевидение,
пресса.
Как различать средства связи и средства массовой информации.
Научиться различать средства связи и средства массовой информации.
Регулятивные УУД:
Преобразовывать практическую задачу в познавательную
Познавательные УУД:
Извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о современных средствах связи.
Коммуникативные УУД:
Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, задавать вопросы.
Мотивация учебной деятельности.
текущий
58
Зачем нужны автомобили?
1
Комбинированный
Автомобиль.
Как классифицировать автомобили и объяснять их назначение.
Научиться классифицировать автомобили и объяснять их назначение.
Регулятивные УУД:
Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о видах наземного транспорта, об автомобиле и его назначении.
Коммуникативные УУД:
Строить понятные для партнера высказывания.
Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру.
текущий
59
Зачем нужны поезда?
1
Комбинированный
Товарный поезд,
электричка, пассажирский поезд,
поезд метро
Как классифицировать поезда в зависимости от их назначения.
Научиться классифицировать поезда в зависимости от их назначения; рассказывать об устройстве железной дороги
Регулятивные УУД:
Принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий.
Познавательные УУД:
Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.
Коммуникативные УУД:
Обмениваться мнениями, слушать другого ученика.
Осознание ответственности человека за общее благополучие.
текущий
60
Зачем строят корабли?
1
Комбинированный
Водный транспорт, виды водного транспорта.
Как классифицировать корабли в зависимости от их назначения.
Научиться классифицировать корабли в зависимости от их назначения.
Регулятивные УУД:
Прогнозировать результат уровня усвоения изучаемого материала.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о водном транспорте.
Коммуникативные УУД:
Обмениваться мнениями, слушать другого ученика.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях.
текущий
61
Зачем строят самолёты?
1
Комбинированный
Воздушный транспорт, виды воздушного транспорта.
Как классифицировать самолёты в зависимости от их назначения.
Научиться классифицировать самолёты в зависимости от их назначения.
Регулятивные УУД:
Принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий.
Познавательные УУД:
Извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы.
Коммуникативные УУД:
Обмениваться мнениями, слушать друг друга.
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.
текущий
62
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
1
Комбинированный
Правила безопасности.
Как правильно вести себя в автомобиле, поезде и на железной дороге.
Научиться правильно вести себя в автомобиле, поезде и на железной дороге.
Регулятивные УУД:
Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о соблюдении правил безопасности на различных видах транспорта.
Коммуникативные УУД:
Задавать вопросы, формулировать собственное мнение.
Здоровьесберегающее поведение, установка на здоровый образ жизни.
текущий
63
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?
1
изучение нового
Правила безопасности на водном и воздушном транспорте.
Как правильно вести себя на корабле и в самолёте.
Научиться правильно вести себя на корабле и в самолёте.
Регулятивные УУД:
Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о правилах безопасности на водном и воздушном транспорте.
Коммуникативные УУД:
Уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя; согласовывать свои действия с партнёром.
Здоровьесберегающее поведение, установка на здоровый образ жизни.
текущий
64
Зачем люди осваивают космос?
1
изучение нового
Космос, Ю. А. Гагарин – первый космонавт.
Искусственные спутники Земли, космические научные станции.
Как люди осваивают космос.
Научиться рассказывать об освоении космоса человеком; моделировать экипировку космонавта.
Регулятивные УУД:
Принимать и сохранять учебную задачу; Оценивать результат своих действий.
Познавательные УУД:
Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.
Осуществлять поиск существенной информации.
Коммуникативные УУД:
Уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика; строить понятные речевые высказывания.
Целостный социально ориентированный взгляд на мир, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
текущий
65
Почему мы часто слышим слово «экология»?
1
изучение нового
Экология, взаимосвязь между человеком и природой.
Как находить взаимосвязи между человеком и природой.
Научиться приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой.
Регулятивные УУД:
Принимать и сохранять учебную задачу; Оценивать результат своих действий.
Познавательные УУД:
Извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы.
Дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений об окружающем мире.
Коммуникативные УУД:
Строить понятные речевые высказывания; допускать существование различных точек зрения.
Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру
текущий
66
«Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы»
1
Урок - обобщение
Основные понятия за курс 1 класса.
Как использовать различные материалы и средства художественной выразительности
для передачи замысла в собственной деятельности.
Как оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
Научиться использовать различные материалы и средства художественной выразительности
для передачи замысла в собственной деятельности.
Научиться обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
Регулятивные УУД:
Принимать и сохранять учебную задачу; Оценивать результат своих действий.
Познавательные УУД:
Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.
Осуществлять поиск существенной информации.
Коммуникативные УУД:
Строить понятные речевые высказывания; допускать существование различных точек зрения.
Осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
текущий
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу периода обучения курса «Окружающий мир» в 1 классе обучающиеся должны:
Знать:
название нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где живут учащиеся, родного города
государственную символику России
государственные праздники
основные (легко определяемые) свойства воды
общие условия, необходимые для жизни живых организмов
правила сохранения и укрепления здоровья
основные правила поведения в окружающей среде
Уметь
различать части растения, отображать их на рисунке (схеме)
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе
оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература:
Основная:
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях. + СD, М.: Просвещение, 2011.
Примерная программа по математике для начального образования
Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение»,2011.
Дополнительная:
Алтынова Т.В., Юдина О.А. Приглашаем на урок. 1 класс. – Волгоград, 2008.
Атлас мира. Занятия с наклейками. 2006.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях.
М.: Просвещение, 2012.
Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение»,2011.
Тесты к учебнику для 1 класса «Окружающий мир» (авт. А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2011.
Дидактический материал:
Гербарий для начальной школы.
Глобус земли физический
Демонстрационный набор видов тканей.
Демонстрационный набор строительных материалов.
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Коллекция «Лен» для начальной школы
Коллекция «Промышленные образцы тканей и ниток» для начальной школы
Коллекция «Хлопок» для начальной школы
Комплект таблиц для начальной школы «Окружающий мир, 2 класс»
Комплект таблиц для начальной школы «Окружающий мир. Символы и понятия»
Настенный календарь природы
Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения
Оборудование и приборы:
1. Классная магнитная доска.
2. Проектор.
3. Ноутбук
4. Экран.
5. Универсальное печатное оборудование Canon
6. Микроскоп.
7. Пинцеты.
8. Лупа.
9. Компас школьный
Информационно-коммуникативные средства
Окружающий мир: электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова (CD)