1. Познакомиться с морями России.
Научиться находить и показывать их на физической карте России.
2. Познакомиться с крупнейшими озерами России.
Научиться находить и показывать их на физической карте России.
3. Познакомиться с крупнейшими реками России.
Научиться находить и показывать их на физической карте России.
Этап/время | Цель этапа (планируемый результат) | Деятельность учителя (прямая речь + действия) | Сопровождение (методические материалы) | Деятельность обучающихся (действия +примерные ответы) |
Организационный Этап. | | -«Здравствуйте. Меня зовут Яна Денисовна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира». | | Приветствуют учителя. |
Актуализация знаний. | | -«Скажите, какую тему вы изучали на прошлом уроке окружающего мира?» -«Кто готов выйти к физической карте и показать на ней Восточно-Европейскую равнину?» Учитель просит показать следующие равнины(отвечает тот же ученик): Западно – Сибирскую, Среднесибирское плоскогорье. -«Кто готов выйти и показать на карте Уральские и Кавказские горы?» -«Скажите, что обозначено на карте коричневым и желтым цветом?» | | -«На прошлом уроке мы изучали «Равнины и горы России». Ученик выходит к карте, показывает Восточно-Европейскую равнину. Ученик выходит к карте, показывает Уральские и Кавказские горы. -«Коричневым цветом отмечены горы, а желтым – равнины». |
Постановка темы, цели урока. | Строит речевое высказывание в соответствие с поставленной задачей. | -«А что обозначается синим цветом?». -«Вы правы, синим цветом на карте обозначаются все водные объекты. Что относится к водным объектам?». -«Самые крупные водные объекты – это моря, озера и реки. Кто догадался, как звучит тема нашего урока?» -«Верно, только мы будем рассматривать моря, озера и реки, которые находятся на территории России». -«Как думаете, какова цель нашего урока?» | | -«Синим цветом обозначается вода». -«Моря, озера, реки». -«Моря, озера и реки». -«Узнать какие моря, реки и озера есть на территории нашей страны». |
Мотивация к учебной деятельности | К: строит речевое высказывание в соответствие с поставленной задачей. | -«Как вы думаете, можно ли по реке Иртыш доплыть до моря?» -«Если вы будете внимательно меня слушать, то вы узнаете, правда это или вымысел. Поднимите руку, кто готов приступать к изучению новой темы!» | | Предлагают свои варианты ответа. Слушают учителя. Поднимают руки. |
Построение проекта. | К: строит речевое высказывание в соответствие с поставленной задачей. Р: планирует действия по решению учебной задачи для получения результата. | -«Давайте построим план урока. У меня есть карточки с пунктами плана. Но в пунктах есть пропуски, давайте попытаемся их заполнить» Познакомиться с … Научиться находить и показывать их на физической карте России -«С чем мы должны познакомиться и что должны научиться находить по физической карте?» -«Верно, а что еще? -«Таким образом, наш план состоит из 3-х пунктов». Учитель вешает план на доску | План урока (карточки): 1. Познакомиться с морями России. Научиться находить и показывать их на физической карте России. 2. Познакомиться с крупнейшими озерами России. Научиться находить и показывать их на физической карте России. 3. Познакомиться с крупнейшими реками России. Научиться находить и показывать их на физической карте России. | Слушают учителя. -«Мы должны познакомиться с морями России. Должны научиться находить и показывать их на карте». -«Реки и озера». |
Реализация проекта №1. | Знает о крупнейших морях России. | -«Море – часть океана, окруженная сушей или выступающим водным рельефом». -«Берега России омывают моря 3 океанов: Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического. Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Круглый год они практически полностью покрыты льдом. К морям Северного Ледовитого океана относятся: Баренцево, Карское, море Лаптевых, Восточно – Сибирское и Чукотское. Все эти моря омывают берега России». (Параллельно учитель показывает моря на физ.карте) -«Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют холодные ветры. К морям Тихого океана относятся: Берингово, Охотское, Японское.» (Параллельно учитель показывает моря на физ.карте) -«Балтийское, Черное и Азовское моря – это моря Атлантического океана». (Параллельно учитель показывает моря на физ.карте) -«Черное море теплое, его большая часть никогда не замерзает» -«А кто из вас был на море, поднимите руку?» -«Можете сейчас сказать, на море какого океана вы были?». -«Я думаю, что большинство ребят были именно на морях Атлантического океана, ведь это теплые моря, на которых летом очень много туристов.» | Слайд 2. | Читают определение, что такое море. Слушают учителя. Следят за объектами, которые показывает учитель на физической карте России. |
Первичное закрепление №1 | Знает о морях, России. Умеет находить моря на физической карте России. | -«А сейчас я проверю, как вы меня слушали. Посмотрите на доску: ваша задача определить верно это утверждение или нет. Ответы принимаются только при поднятой руке!» -Моря России омывают берега четырех океанов. - Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. -Море Лаптевых относится морям Атлантического океана. -«Молодцы. Вы справились с заданием». Учитель просит выйти к карте и показать следующие моря: Баренцево, Охотское, Черное». | Слайд 3. Слайд 4. Слайд 5. | -«Неверно. Моря России омывают берега трех океанов». -«Верно». -«Неверно. Море Лаптевых относится к морям Северного Ледовитого океана». |
Реализация проекта № 2. | Знает о крупнейших озерах России. К: строит речевое высказывание в соответствие с поставленной задачей. | -«Следующий пункт плана – знакомство с озерами России». -«Озеро – это замкнутое углубление на суше, заполненное водой» -«В России множество озер, свыше двух миллионов. Самое большое озеро в России – Каспийское. Из – за своих размеров его называют морем. Вода в озере соленая, как и в море. В других озерах вода пресная. А самое глубокое озеро в России и в мире – Байкал, его наибольшая глубина 1643 метра. Крупнейшие озера европейской части – Ладожское и Онежское. Ладожское озеро – самое крупное в Европе, а Онежское – второе по величине в Европе. В народе их называют Онего-батюшко и Ладога-матушка. Они словно не могут жить друг без друга». (Параллельно учитель показывает озера на физ.карте) -«Ребята, а кто был на озере? Поднимите руку» -«Скажите, а можно ли мусорить возле водоемов, можно ли бросать мусор вокруг озера или в само озеро?» -«Конечно, ни в коем случае нельзя загрязнять природу, в том числе и водоемы: моря, озера, реки! Мы не должны наносить вред природе, мы должны заботиться о ней! Куда нужно выбрасывать мусор?» | Слайд 6. | Читают определение, что такое озеро. Слушают учителя. Следят за объектами, которые показывает учитель на физической карте России. Поднимают руки. -«Нет, нельзя, это негативно скажется на нашей природе!» -«Да, мы согласны. Мы должны беречь нашу природу. Мусор нужно выбрасывать в урну, а не куда попало!» |
Первичное закрепление № 2. | Знает о крупнейших озерах России. Умеет находить крупнейшие озера на физической карте России. П: распознавать достоверную и недостоверную информацию. | -«Снова проверим, как вы меня слушали. Работа в группах. Объединяемся в 4-ки с сзади стоящими партами. У вас на партах есть текст. Он называется «Лови ошибку». Ваша задача найти ошибки в тексте и исправить их.» -«Кто хочет прочитать то, что получилось?» -«Сверим получившийся текст с тексом на слайде. Все верно, молодцы!» Учитель просит выйти к карте и показать следующие озера: Каспийское, Байкал. | Текст «Лови ошибку» В России менее одного миллиона озер. Самое большое озеро - Ладожское. Из – за своих огромных размеров его назвали океаном. Байкал – самое глубокое озеро в мире. Вода в Байкале соленая. Крупнейшие озера азиатской части России – Ладожское и Онежское. В народе эти озера называют Онего-матушка и Ладога – батюшко. Слайд 7. | Работают в группах. Исправляют ошибки в тексте. Ученик читает исправленный текст. -«В России свыше двух миллионов озер. Самое большое озеро – Каспийское. Из- за своих огромных размеров его назвали морем. Байкал – самое глубокое озеро в мире. Вода в Байкале пресная. Крупнейшие озера европейской части России – Ладожское и Онежское. В народе эти озера называют Онего-батюшко и Ладога-матушка». |
Реализация проекта № 3. | | -«Переходим к последнему пункту нашего плана. Знакомство с реками. Река – естественный поток пресной воды, протекающий в углублении на поверхности суши». -«В нашей стране около 120 тысяч рек длинной более 10 километров. А если посчитать и самые маленькие реки, то получится более двух миллионов. Самые крупные реки нашей страны – Волга, Обь, Енисей, Лена. Амур». (Параллельно учитель показывает реки на физ.карте) -«В нашем городе самая крупная река Иртыш. Как раз таки по нему можно добраться до моря! Именно вместе с водами реки Оби воды Иртыша заканчивают свой неторопливый бег в Обской губе, а Обская губа впадает в Карское море, которое относится к Северному Ледовитому океану». | Слайд 8. | Читают определение, что такое река. Слушают учителя. Следят за объектами, которые показывает учитель на физической карте России. |
Первичное закрепление № 3. | Знает о крупнейших реках России. Умеет находить крупнейшие реки на физической карте России. | -«Сейчас проверим, насколько вы были внимательны на этот раз. Снова работа в группах. Объединяемся так же в 4-ки с сзади стоящими партами. У вас на партах лежит текст, которые называется «Вставь пропущенное слово». Ваша задача записать пропущенные слова в тексте. -«Кто готов прочитать текст полностью?» -«Можем свериться с текстом на слайде. Молодцы!». Учитель просит выйти к карте и показать следующие реки: Лена, Волга, Обь. | Текст «Вставь пропущенное слово» В нашей стране около 120 ____ рек длинной ____ 10 километров. Самые ____ реки нашей страны – Волга, Обь, ____, Енисей, Амур. С лайд 9. | Слушают учителя. Работают в группах, заполняют пропуски в тексте. Ученик читает текст: -«В нашей стране около 120 тысяч рек длинной более 10 километров. Самые длинные реки нашей страны – Волга, Обь, Лена, Енисей, Амур». |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Знает о крупнейших морях, озерах и реках России. | -«Сейчас вы выполните небольшую проверочную работу по теме нашего урока. Поверим, как хорошо вы усвоили эту тему. У вас на партах лежат листы с самостоятельной работой, возьмите их. Можете приступать к выполнению, на это у вас есть 5 минут». -«Взгляните на доску. На слайде мы видим правильные варианты ответа. Поднимите руку, кто справился со всеми заданиями» | Самостоятельная работа: 1. Укажи океан, к которому относится Чёрное море. 1) Тихий 2) Атлантический 3) Северный Ледовитый 4) Индийский 2. Выбери самое большое озеро. 1) Байкал 2) Ладожское 3) Каспийское 4) Онежское 3. Отметь самое глубокое озеро. 1) Каспийское 2) Онежское 3) Ладожское 4) Байкал 4. Назовите 2 крупнейших озера европейской части России. 5. Какие озера в народе называют «Онего – батюшка и Ладога – матушка?» ____________________________ | Выполняют самостоятельную работу. 1. 1 2. 3 3. 4 4. Ладожское и Онежское. 5. Ладожское и Онежское. Поднимают руки. |
Рефлексия. | К: строит речевое высказывание в соответствие с поставленной задачей. | -«Ребята, наш урок подходит к концу. Время подводить итоги урока. Как звучала тема нашего урока?» - «Какую цель мы ставили?» -«Достигли ли мы этой цели?» -«Я подготовила несколько предложений, которые вы должны закончить» Учитель вешает незаконченные предложения на доску. -«Урок окончен. Спасибо за работу!» | Мне было интересно… Больше всего мне понравилось… | -«Моря, озера и реки России». - -«Да, мы достигли поставленной цели. Заканчивают предложения. |