II. Актуализация опорных знаний | - Прежде чем перейти к новой теме, нужно вспомнить, что мы проходили на прошлом. - Посмотрите на слайд, разгадайте ребус. - Что это? - Ребята, какая Земля по форме? - А какие вы можете привести доказательства в том, что Земля круглая? - Назовите основные стороны света. - Кто попробует написать на доске сокращение сторон света? - Какой предмет появился для точного определения сторон света? - Молодцы! - Ребята, что мы ещё узнали на прошлом уроке? - У вас было домашнее задание, какое? Учитель спрашивает у учеников д/з - Назовите промежуточные стороны горизонта. Как они расположены по отношению к основным сторонам? Покажите. Молодцы! | - Планета Земля - Круглая - Снимки из космоса, кругосветные путешествия, исчезновение удаляющихся предметов, например кораблей, за линией горизонта. - Север, Юг, Запад, Восток - Компас - Ориентирование по ориентирам - Рассказать свою дорогу от школы до дома Северо-Восток, Юго-Восток, Юго-Запад и Северо-Запад. | Фронтальная | Контроль |
III. Выявление проблемы. Решение проблемы. | - Вспомните сказку «Маша и медведь». «В лес пошла Маша за грибами, очень весело с подружками. Тут грибок и там грибок, положила в кузовок. Она и не заметила, как отстала от подружек. Оглянулась: кругом лес, и стоит Маша посередине поляны. «Ау!» - закричала она. Но никто не отозвался…» - Посоветуйте, что нужно было сделать Маше, чтобы выбраться из леса? - А как мы можем определить стороны горизонта? С помощью какого прибора? - Что такое компас? - Сегодня мы продолжим тему «Ориентирование на местности» - А если у вас нет компаса, как можно ориентироваться без него? - Как можно ориентироваться днём? - Как ориентироваться ночью? - Верно, днем мы сможем ориентироваться по Солнцу и по местным природным признакам, а ночью – по звёздам – или по-другому ориентирование по Полярной звезде. - Кто скажет, куда указывает Полярная звезда? - Верно, Полярная звезда указывает на север. А как же её найти на ночном небе среди сотни звёзд? - Полярная звезда – самая яркая звезда в созвездии Малой Медведицы. Ее можно найти в хвосте медведицы. (Древние греки, как и многие другие народы, считали, что у медведей длинные хвосты). Звезда называется Полярной потому, что она появляется в пределах градуса от звездного северного полюса, и поэтому кажется, что она недвижима на ночном небе. В наше время, из-за того, что семь звезд Малой Медведицы выглядят как маленький ковш, некоторые люди называют созвездие Малой Медведицы Маленьким ковшом. - Может кто-нибудь знает, как нужно ориентироваться по Солнцу? Утром (в 7 часов) солнце бывает на востоке, в полдень – на юге, вечером (в 19 часов) - на западе. Найдя по солнцу эти стороны горизонта, можно определить и другие. Например, если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет тень, которая указывает на север, слева – запад, справа – восток. - Где утром будет солнце? На какой стороне горизонта? - Где солнце будет вечером? - Если в полдень встать спиной к солнцу, какая сторона горизонта будет находиться впереди? Слева? Справа? - Другой вид ориентирования – ориентирование по местным природным признакам. - Кто-нибудь знает какие-то способы ориентирования по местным природным признакам? - Итак, найдем эту информацию в учебнике. Прочитаем. 1. У отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны длиннее и гуще, чем с северной. 2. У берёзы кора с южной стороны белее и чище, чем с северной. 3. Мхов и лишайников больше на северной стороне камней и деревьев. 4. Снег весной быстрее тает на склонах, обращённых к югу. - Мы с вами разобрали способы ориентирования по местным природным признакам, посмотрите в учебнике на рисунке, признаки соответствуют с рисунками? - Как вы думаете, почему у отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны длиннее и гуще, чем с северной? - Почему на северной стороне камней и деревьев больше мхов и лишайников? - Почему же весной быстрее тает снег на склонах, обращённых к югу? - Местные природные признаки не всегда бывают надежными, чтобы абсолютно правильно определить направление, что нужно сделать? Почему? - Какой способ ориентирования вам понравился больше всего? Почему? | Посмотреть, что находится вокруг, вспомнить, как она шла, ориентироваться, куда идти дальше. Компаса Компас - прибор для определения сторон горизонта, который поможет ориентироваться на местности. Это определение своего местоположения и направления пути по отношению к сторонам горизонта. По Солнцу, по звёздам, по природным признакам. Утром солнце на востоке, вечером на западе. В полдень, если встать спиной к солнцу, то впереди будет север, а за спиной – юг, слева – запад, справа – восток. Да. Причина всему солнце, ветви деревьев тянутся к нему, получают больше света и тепла на южной стороне, чем на северной. Среда лишайников и мхов – сырость, а сырости и холода больше на северной стороне горизонта, потому что солнечных лучей и тепла практически не попадает, либо мало. Весной солнце немного пригревает, но тепла, чтобы растаял весь снег – не хватает, поэтому быстрее тает снег на юге. Нужно одновременно использовать несколько местным природных признаков. Потому что местные природные признаки не всегда бывают надёжными. | Фронтальная | Контроль |
VIII. Подведение итогов урока | - Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока. Все ли мы выполнили? - Что называют ориентирами? - Для чего нужно уметь ориентироваться? - Почему нужно иметь компас? И уметь пользоваться им? - Какие способы ориентирования мы узнали сегодня? | Компас - прибор для определения сторон горизонта. Ориентиры - хорошо заметные, запоминающиеся предметы. Чтобы не заблудиться, определить расположение предмета, определить маршрут движения. Для того, чтобы уметь верно определить стороны горизонта. По компасу, по солнцу и по местным природным признакам. | Фронтальная | Контроль |