СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир на тему "Ориентирование по местности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир на тему "Ориентирование по местности"»

Тема: Ориентирование на местности.

Цель урока: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориентироваться по компасу, солнцу и местным природным признакам.

Тип урока – урок открытия новых знаний

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

1. Способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности.

2. Адекватно воспринимать оценку учителя.

3. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные:

1. Описание изученных явлений природы.

2. Проводить несложные наблюдения.

Коммуникативные:

1. Допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

2. Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Планируемые результаты:

1. Предметные

- научатся ориентироваться на местности с помощью компаса и по местным признакам,

- делать выводы из изученного материала,

- умение определять стороны горизонта.

2. Личностные

- интерес к новому учебному материалу, способам решения задач,

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

3. Метапредметные:

- понимание информации, представленную в разных формах, в том числе изобразительной и схематической,

- переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную,

- желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия.

Ресурсы:

1. Основные: УМК «Школа России» - методические рекомендации, учебник «Окружающий мир» 2 кл. 2 ч. (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь.

2. Дополнительные: презентация, компьютер, проектор, раздаточный материал (зелёные и красные кружочки).



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Виды контроля, самоконтроля, взаимоконтроля

I. Организационный этап

1. Приветствие

2. Представление

3.Проверка готовности рабочего места

4. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

- Наведите порядок на рабочем месте, приготовьте все необходимое к уроку.



- С каким настроением вы пришли на урок?

- Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

Приветствие.



Наведение порядка на рабочем месте.

Фронтальная

Контроль

II. Актуализация опорных знаний


- Прежде чем перейти к новой теме, нужно вспомнить, что мы проходили на прошлом.

- Посмотрите на слайд, разгадайте ребус.

- Что это?

- Ребята, какая Земля по форме?

- А какие вы можете привести доказательства в том, что Земля круглая?



- Назовите основные стороны света.

- Кто попробует написать на доске сокращение сторон света?

- Какой предмет появился для точного определения сторон света?

- Молодцы!

- Ребята, что мы ещё узнали на прошлом уроке?

- У вас было домашнее задание, какое?

Учитель спрашивает у учеников д/з


- Назовите промежуточные стороны горизонта. Как они расположены по отношению к основным сторонам? Покажите.

Молодцы!




- Планета Земля

- Круглая

- Снимки из космоса, кругосветные путешествия, исчезновение удаляющихся предметов, например кораблей, за линией горизонта.

- Север, Юг, Запад, Восток




- Компас


- Ориентирование по ориентирам

- Рассказать свою дорогу от школы до дома


Северо-Восток, Юго-Восток, Юго-Запад и Северо-Запад.



Фронтальная

Контроль

III. Выявление проблемы. Решение проблемы.




















- Вспомните сказку «Маша и медведь».

«В лес пошла Маша за грибами, очень весело с подружками. Тут грибок и там грибок, положила в кузовок.

Она и не заметила, как отстала от подружек. Оглянулась: кругом лес, и стоит Маша посередине поляны. «Ау!» - закричала она. Но никто не отозвался…»

- Посоветуйте, что нужно было сделать Маше, чтобы выбраться из леса?



- А как мы можем определить стороны горизонта? С помощью какого прибора?

- Что такое компас?








- Сегодня мы продолжим тему «Ориентирование на местности»

- А если у вас нет компаса, как можно ориентироваться без него?

- Как можно ориентироваться днём?

- Как ориентироваться ночью?


- Верно, днем мы сможем ориентироваться по Солнцу и по местным природным признакам, а ночью – по звёздам – или по-другому ориентирование по Полярной звезде.

- Кто скажет, куда указывает Полярная звезда?

- Верно, Полярная звезда указывает на север. А как же её найти на ночном небе среди сотни звёзд?

- Полярная звезда – самая яркая звезда в созвездии Малой Медведицы. Ее можно найти в хвосте медведицы. (Древние греки, как и многие другие народы, считали, что у медведей длинные хвосты). Звезда называется Полярной потому, что она появляется в пределах градуса от звездного северного полюса, и поэтому кажется, что она недвижима на ночном небе.

В наше время, из-за того, что семь звезд Малой Медведицы выглядят как маленький ковш, некоторые люди называют созвездие Малой Медведицы Маленьким ковшом.


- Может кто-нибудь знает, как нужно ориентироваться по Солнцу?


Утром (в 7 часов) солнце бывает на востоке, в полдень – на юге, вечером (в 19 часов) - на западе. Найдя по солнцу эти стороны горизонта, можно определить и другие. Например, если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет тень, которая указывает на север, слева – запад, справа – восток.


- Где утром будет солнце? На какой стороне горизонта?

- Где солнце будет вечером?

- Если в полдень встать спиной к солнцу, какая сторона горизонта будет находиться впереди? Слева? Справа?



- Другой вид ориентирования – ориентирование по местным природным признакам.

- Кто-нибудь знает какие-то способы ориентирования по местным природным признакам?

- Итак, найдем эту информацию в учебнике. Прочитаем.

1. У отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны длиннее и гуще, чем с северной.

2. У берёзы кора с южной стороны белее и чище, чем с северной.

3. Мхов и лишайников больше на северной стороне камней и деревьев.

4. Снег весной быстрее тает на склонах, обращённых к югу.


- Мы с вами разобрали способы ориентирования по местным природным признакам, посмотрите в учебнике на рисунке, признаки соответствуют с рисунками?


- Как вы думаете, почему у отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны длиннее и гуще, чем с северной?



- Почему на северной стороне камней и деревьев больше мхов и лишайников?





- Почему же весной быстрее тает снег на склонах, обращённых к югу?




- Местные природные признаки не всегда бывают надежными, чтобы абсолютно правильно определить направление, что нужно сделать? Почему?



- Какой способ ориентирования вам понравился больше всего? Почему?








Посмотреть, что находится вокруг, вспомнить, как она шла, ориентироваться, куда идти дальше.

Компаса


Компас - прибор для определения сторон горизонта, который поможет ориентироваться на местности.

Это определение своего местоположения и направления пути по отношению к сторонам горизонта.



По Солнцу, по звёздам, по природным признакам.


































Утром солнце на востоке, вечером на западе.

В полдень, если встать спиной к солнцу, то впереди будет север, а за спиной – юг, слева – запад, справа – восток.
















Да.




Причина всему солнце, ветви деревьев тянутся к нему, получают больше света и тепла на южной стороне, чем на северной.

Среда лишайников и мхов – сырость, а сырости и холода больше на северной стороне горизонта, потому что солнечных лучей и тепла практически не попадает, либо мало.

Весной солнце немного пригревает, но тепла, чтобы растаял весь снег – не хватает, поэтому быстрее тает снег на юге.


Нужно одновременно использовать несколько местным природных признаков. Потому что местные природные признаки не всегда бывают надёжными.


Фронтальная

Контроль

VI. Закрепление изученного материала

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

1 (с. 45)

С помощью учебника допиши определения – ориентирования на местности, компас.

2 (с. 45)

- Зачем тебе нужно ориентироваться на местности?







Чтобы не заблудиться, определить расположение предмета, определить маршрут движения.

Фронтальная

Контроль

VII. Самопроверка по эталону

Проверяем.




VIII. Подведение итогов урока

- Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока. Все ли мы выполнили?


- Что называют ориентирами?


- Для чего нужно уметь ориентироваться?



- Почему нужно иметь компас? И уметь пользоваться им?

- Какие способы ориентирования мы узнали сегодня?



Компас - прибор для определения сторон горизонта.

Ориентиры - хорошо заметные, запоминающиеся предметы.

Чтобы не заблудиться, определить расположение предмета, определить маршрут движения.

Для того, чтобы уметь верно определить стороны горизонта.

По компасу, по солнцу и по местным природным признакам.

Фронтальная

Контроль

IX. Информация о домашнем задании

Рабочая тетрадь: № 4, 5 (с. 47)

(слайд 13)




X. Рефлексия учебной деятельности

У вас на партах сигналы – зелёные и красные (слайд 14)

Определите вашу работу на уроке.

Зелёный – было всё понятно, урок понравился.

Красный – мне понравился урок, я бы хотел ещё поработать.

Спасибо за урок.


Фронтальная

Контроль






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!