Изучение нового материала Определение темы урока Разгадывание кроссворда | — Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. - Вы знаете, что существует Полярная звезда? - А почему у неё такое название? - Потому что Полярная звезда почти не меняет своего места положения и находится почти над Северным полюсом, поэтому Полярная звезда указывает направления на Север к полюсу Земли. На небосводе это еще и самая яркая звезда: ее всегда легко увидеть и практически невозможно спутать с другими. Эти особенности Полярной Звезды люди очень давно заметили и раньше, еще до изобретения компаса и всегда ориентировались по ней. В отличие от других звезд, которые в разное время суток видны с разных сторон. Откуда и берет свое название ПОЛЯРНАЯ. - Соответственно, можно сказать, что Полярная звезда может быть ориентиром для нас. - А что такое ориентир? Все многообразие ориентиров можно свести к четырем группам. Линейные ориентиры, представленные на местности в виде линий (дорога, река, просека, канава, опушка леса, водораздел, линии телефонной связи и электропередачи, железная дорога и т. д.). Точечные ориентиры, представленные на местности в виде точек (отдельное строение, дерево, вершина горы, перекресток дорог, радиомачта, заводская труба и т. п.). Площадные ориентиры, которые занимают значительные пространства местности (лесной колок, роща, болото, населенный пункт, сад, луг, пруд и т. д.). Специальные ориентиры, имеющие особое значение для решения самых разных задач (детали рельефа местности, звук, свет, запах, дым, пыль, следы, поведение животных, названия и т. п.). - Что значит «ориентироваться»? - Тема нашего урока — ориентирование на местности. Обратимся к словарю. Ориентирование — определение своего местоположения относительно каких-либо предметов, а также сторон горизонта. - Назовите основные стороны горизонта. - Какие стороны, кроме основных, вы знаете? 1) Сторона восхода Солнца. 2) Вся местность, которую мы видим вокруг себя. 3) Это водное пространство с солёной водой больше озера, но меньше океана. 4) Противоположная сторона востоку. 5) Юг — это … горизонта. 6) Направление полуденной тени. — Прочитайте получившееся слово. Компас — одно из величайших изобретений китайцев. Без этого прибора просто не обойтись лётчикам, морякам и путешественникам, хотя в повседневной жизни используется очень редко. Прежде всего компас — это устройство, которое помогает ориентироваться на местности, указывает направления движения. - Давайте рассмотрим строение нашего компаса. Компас состоит из таких частей как – корпус, магнитная стрелка, предохранитель. Основная часть компаса — это намагниченная стрелка, она поставлена на остриё и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета. Когда стрелку не поддерживает предохранитель, то красный её конец повёрнут на юг, а синий показывает на север. Стрелка вращается в коробке — корпусе. На дне её находится круг с делениями, на котором написаны буквы С, Ю, З, В. - Посмотрите видеофрагмент, как правильно нужно пользоваться компасом. - Скажите, почему надо уметь ориентироваться? - Какие существуют способы ориентирования? Существуют различные способы ориентирования на местности: (составление кластера).
по Солнцу с помощью компаса по звездам по местным признакам Для того, чтобы найти дорогу назад, необходимо знать направление, в котором нужно будет возвращаться! Человек ориентировался по солнцу с древних времён: восток - там, где восходит Солнце, запад- там, где солнце заходит. Происхождение от созвучия слов и смыслов: восход, восходить , подниматься -восток ,– западать, падать, опускаться – Запад. В полдень солнце находится на юге, если встать к солнцу спиной в полдень, то тень укажет на север. Необходимо найти ковш Большой Медведицы из семи ярких звезд. Мысленно отложить на продолжении линии между крайними звездами ковша еще 5 таких отрезков. Здесь находится Полярная звезда. Полярная звезда всегда находится над северной стороной горизонта. Если встать лицом к Полярной звезде, то перед тобой будет направление на север. Попробуйте сами догадаться о признаках, изображенных на картинках? Ю С
С Ю | - Да. - Ориентиры - хорошо видимый на местности неподвижный предмет (естественный или искусственный) или элемент рельефа, помогающий ориентироваться на местности. - Значит определять своё местоположение относительно каких-либо предметов, а также сторон горизонта. - Север, Юг, Запад, Восток. - СЗ, СВ, ЮЗ, ЮВ -КОМПАС Из истории возникновения компаса (рассказывает ученик) Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Его придумали в Китае. Древние мастера называли его «ведающий югом», так как вначале стрелка компаса показывала на юг. На колесницах китайских богачей устанавливали железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг. Первый компас был очень громоздок и не был похож на сегодняшний. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с водой. Первоначально в компасе было только четыре стороны горизонта. Потом добавились промежуточные. Компас поместили в круглую коробку, очень удобную для переноски в любых условиях. (смотрят видеофрагмент). - Чтобы в случае чего, можно было найти дорогу домой. - По компасу, по Солнцу … - В большинстве муравейники расположены с южной стороны какого-либо дерева, пня, кустарника, так как муравьи – теплолюбивые насекомые. Южная сторона муравейника обычно отлогая, северная – значительно круче. - На отдельно стоящих деревьях ветви, как правило, гуще и длиннее на южной стороне. Этим способом нельзя пользоваться там, где часто дуют сильные ветры одного направления. - Годовые кольца на пнях деревьев шире с южной стороны. - Мхи и лишайники не любят тепла и света, поэтому растут в теневой стороне. Значит, там, где мхи и лишайники, – север; на южной стороне мха меньше или совсем нет. - Грибы предпочитают расти с северной стороны пня, дерева. - Верхний конец наклонной перекладины православного креста направлен на север. | Учитель использует мотивацию к определению темы урока Побуждение учащихся к мыслительной деятельности Решение кроссворда с целью изменения формы работы, актуализации знаний Вводится определение для дальнейшей работы. История возникновения для расширения кругозора учащихся. Изучение строения компаса с целью возможного использования прибора на практике. Видеофрагмент использован для наглядности. Составление кластера используется для наглядности. Учитель рассказывает учащимся о некоторых способах для того, чтобы пользоваться ими в жизни. Активизация деятельности учащихся (смена формы работы). Данные способы выбраны с целью использования на практике. |
Практическое применение знаний Закрепление | - Сейчас, решите задачу. Дети пошли в лес, чтобы собрать грибы. И взяли с собой компас. Как только они собрали грибы, захотели пойти домой. Куда идти не знают. Взяли компас, определили: где Север и все остальные стороны горизонта. И вопрос: куда им идти??? Игра «Верно-неверно». Годовые кольца шире С южной стороны берёз. Это знают во всем мире — Говорю я вам всерьёз. Удалой молодец на тропинке стоит, Но куда же пойти, он никак не решит. Посредине тропы серый камень лежит, Ты его рассмотри, с юга мхом он покрыт. Рядом с камнем дубы на поляне шумят, И прохожим они свою речь говорят: «Наши ветви, ребята, укажут вам путь, Вы гуляйте, не бойтесь, пусть покинет вас грусть. С юга много ветвей, и длинней, и пышней, В ту сторонку иди, будь смелей и умней». Полдень летний, полдень жаркий, Солнце светит за спиной. Лето дарит нам подарки, Справа — запад, юг — за мной. | - Если изначально дети с помощью компаса определили, в какую сторону они пошли, собирать грибы, то опять же с помощью компаса, домой пойдут в противоположную сторону. - Верно. - Неверно, мхом покрыт с севера. - верно. - Неверно, слева — запад. | Цель данного задания заключается в неординарном подходе проверки полученных знаний учащихся. |