СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока на тему "Ориентирование на местности".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Формирование понятия «ориентирование».

Задачи:

1) Формировать представление о компасе: его устройстве и работе с ним

2) Формировать представления «ориентир», «ориентирование»

2) Ознакомить со способами ориентирования на местности разными способами

3) Актуализировать знания  о горизонте, линии горизонта, сторонах горизонта

4) Содействовать осознанию учащимися того, что умение ориентироваться на местности имеет важное практическое значение

Личностные результаты:

  • Будут уважать чужое мнение при высказывании своей позиции

Метапредметные результаты:

  • будут готовы признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • смогут аргументированно излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • будет развиваться познавательный интерес к изучению предмета «окружающий мир»;

Предметные результаты:

  • наличие  представлений «ориентир», «ориентирование», «компас», «горизонт», «линии горизонта», «стороны горизонта»,
  • будут установлены связи с изучаемым материалом
  • наличие представление о различных способах ориентирования на местности,

Оборудование: презентация, карточки для диктанта

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему "Ориентирование на местности".»

Тема урока: Ориентирование на местности.

Цель урока: Формирование понятия «ориентирование».

Задачи:

1) Формировать представление о компасе: его устройстве и работе с ним

2) Формировать представления «ориентир», «ориентирование»

2) Ознакомить со способами ориентирования на местности разными способами

3) Актуализировать знания о горизонте, линии горизонта, сторонах горизонта

4) Содействовать осознанию учащимися того, что умение ориентироваться на местности имеет важное практическое значение

Личностные результаты:

  • Будут уважать чужое мнение при высказывании своей позиции

Метапредметные результаты:

  • будут готовы признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • смогут аргументированно излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • будет развиваться познавательный интерес к изучению предмета «окружающий мир»;

Предметные результаты:

  • наличие представлений «ориентир», «ориентирование», «компас», «горизонт», «линии горизонта», «стороны горизонта»,

  • будут установлены связи с изучаемым материалом

  • наличие представление о различных способах ориентирования на местности,

Оборудование: презентация, карточки для диктанта

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Методич. обоснование

Орг момент.

Здравствуйте, проверьте готовность к окружающему миру. Садитесь!

Настраиваются на урок

Эмоциональный настрой перед работой

Актуализация знаний

- Давайте вспомним, что такое горизонт?

- Линия горизонта?



- Можно ли дойти до линии горизонта?

- Можно ли увидеть горизонт и линию горизонта в лесу?

- А в горах? Почему?


Диктант.

— Возьмите листочки. От цифры 3 пройдите 2 шага на запад, затем 3 шага на юг, затем 2 шага на восток, 2 шага на север и 2 шага на восток.



В какую цифру вы пришли? Верно, вы хорошо знаете стороны горизонта.

- Горизонт - это местность, которую мы видим вокруг себя.

- Видимая часть земной поверхности, где небо, как будто сходится с землёй, называется линией горизонта.

- дойти до линии горизонта нельзя.

- увидеть горизонт и линию горизонта в лесу невозможно, потому что в лесу мешают деревья.

- В горах линию горизонта видно очень хорошо. Потому что чем выше точка на Земле, тем шире горизонт.


- 10.

Актуализация знаний способствует дальнейшему изучению новой темы;




Учитель проверяет знания детей сторон горизонта. Игровой момент вызывает и развивает интерес к предмету у детей.


Изучение нового материала








































Определение темы урока








Разгадывание кроссворда


— Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие.

- Вы знаете, что существует Полярная звезда?

- А почему у неё такое название?

- Потому что Полярная звезда почти не меняет своего места положения и находится почти над Северным полюсом, поэтому Полярная звезда указывает направления на Север к полюсу Земли. На небосводе это еще и самая яркая звезда: ее всегда легко увидеть и практически невозможно спутать с другими. Эти особенности Полярной Звезды люди очень давно заметили и раньше, еще до изобретения компаса и всегда ориентировались по ней. В отличие от других звезд, которые в разное время суток видны с разных сторон. Откуда и берет свое название ПОЛЯРНАЯ.

- Соответственно, можно сказать, что Полярная звезда может быть ориентиром для нас.

- А что такое ориентир?





Все многообразие ориентиров можно свести к четырем группам.

Линейные ориентиры, представленные на местности в виде линий (дорога, река, просека, канава, опушка леса, водораздел, линии телефонной связи и электропередачи, железная дорога и т. д.).

Точечные ориентиры, представленные на местности в виде точек (отдельное строение, дерево, вершина горы, перекресток дорог, радиомачта, заводская труба и т. п.).

Площадные ориентиры, которые занимают значительные пространства местности (лесной колок, роща, болото, населенный пункт, сад, луг, пруд и т. д.).

Специальные ориентиры, имеющие особое значение для решения самых разных задач (детали рельефа местности, звук, свет, запах, дым, пыль, следы, поведение животных, названия и т. п.).


- Что значит «ориентироваться»?

- Тема нашего урока — ориентирование на местности.

Обратимся к словарю.

Ориентирование — определение своего местоположения относительно каких-либо предметов, а также сторон горизонта.

- Назовите основные стороны горизонта.

- Какие стороны, кроме основных, вы знаете?

1) Сторона восхода Солнца.
2) Вся местность, которую мы видим вокруг себя.
3) Это водное пространство с солёной водой больше озера, но меньше океана.
4) Противоположная сторона востоку.
5) Юг — это … горизонта.
6) Направление полуденной тени.

— Прочитайте получившееся слово.

Компас — одно из величайших изобретений китайцев. Без этого прибора просто не обойтись лётчикам, морякам и путешественникам, хотя в повседневной жизни используется очень редко. Прежде всего компас — это устройство, которое помогает ориентироваться на местности, указывает направления движения.

















- Давайте рассмотрим строение нашего компаса.

Компас состоит из таких частей как – корпус, магнитная стрелка, предохранитель.

Основная часть компаса — это намагниченная стрелка, она поставлена на остриё и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета. Когда стрелку не поддерживает предохранитель, то красный её конец повёрнут на юг, а синий показывает на север. Стрелка вращается в коробке — корпусе. На дне её находится круг с делениями, на котором написаны буквы С, Ю, З, В.

- Посмотрите видеофрагмент, как правильно нужно пользоваться компасом.

- Скажите, почему надо уметь ориентироваться?


- Какие существуют способы ориентирования?

Существуют различные способы ориентирования на местности: (составление кластера).

  • по Солнцу

  • с помощью компаса

  • по звездам

  • по местным признакам

Для того, чтобы найти дорогу назад, необходимо знать направление, в котором нужно будет возвращаться!

  • по Солнцу

Человек ориентировался по солнцу с древних времён: восток - там, где восходит Солнце, запад- там, где солнце заходит.

Происхождение от созвучия слов и смыслов: восход, восходить , подниматься -восток ,– западать, падать, опускаться – Запад.

В полдень солнце находится на юге, если встать к солнцу спиной в полдень, то тень укажет на север.

  • по звездам

Необходимо найти ковш Большой Медведицы из семи ярких звезд. Мысленно отложить на продолжении линии между крайними звездами ковша еще 5 таких отрезков. Здесь находится Полярная звезда. Полярная звезда всегда находится над северной стороной горизонта. Если встать лицом к Полярной звезде, то перед тобой будет направление на север.

  • по местным признакам

Попробуйте сами догадаться о признаках, изображенных на картинках?

Ю

С



С

Ю



- Да.















- Ориентиры - хорошо видимый на местности неподвижный предмет (естественный или искусственный) или элемент рельефа, помогающий ориентироваться на местности.




















- Значит определять своё местоположение относительно каких-либо предметов, а также сторон горизонта.




- Север, Юг, Запад, Восток.

- СЗ, СВ, ЮЗ, ЮВ














-КОМПАС







Из истории возникновения компаса (рассказывает ученик)

Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Его придумали в Китае. Древние мастера называли его «ведающий югом», так как вначале стрелка компаса показывала на юг. На колесницах китайских богачей устанавливали железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг. Первый компас был очень громоздок и не был похож на сегодняшний. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с водой. Первоначально в компасе было только четыре стороны горизонта. Потом добавились промежуточные. Компас поместили в круглую коробку, очень удобную для переноски в любых условиях.












(смотрят видеофрагмент).


- Чтобы в случае чего, можно было найти дорогу домой.

- По компасу, по Солнцу …



























- В большинстве муравейники расположены с южной стороны какого-либо дерева, пня, кустарника, так как муравьи – теплолюбивые насекомые. Южная сторона муравейника обычно отлогая, северная – значительно круче.



- На отдельно стоящих деревьях ветви, как правило, гуще и длиннее на южной стороне. Этим способом нельзя пользоваться там, где часто дуют сильные ветры одного направления.




- Годовые кольца на пнях деревьев шире с южной стороны.






- Мхи и лишайники не любят тепла и света, поэтому растут в теневой стороне. Значит, там, где мхи и лишайники, – север; на южной стороне мха меньше или совсем нет.





- Грибы предпочитают расти с северной стороны пня, дерева.




- Верхний конец наклонной перекладины православного креста направлен на север.

Учитель использует мотивацию к определению темы урока































Побуждение учащихся к мыслительной деятельности






Решение кроссворда с целью изменения формы работы, актуализации знаний














Вводится определение для дальнейшей работы.

История возникновения для расширения кругозора учащихся.



















Изучение строения компаса с целью возможного использования прибора на практике.










Видеофрагмент использован для наглядности.






Составление кластера используется для наглядности.



Учитель рассказывает учащимся о некоторых способах для того, чтобы пользоваться ими в жизни.











Активизация деятельности учащихся (смена формы работы).

Данные способы выбраны с целью использования на практике.

























Практическое применение знаний




Закрепление

- Сейчас, решите задачу.

Дети пошли в лес, чтобы собрать грибы. И взяли с собой компас. Как только они собрали грибы, захотели пойти домой. Куда идти не знают. Взяли компас, определили: где Север и все остальные стороны горизонта. И вопрос: куда им идти???

Игра «Верно-неверно».

Годовые кольца шире

С южной стороны берёз.

Это знают во всем мире —

Говорю я вам всерьёз.

Удалой молодец на тропинке стоит,

Но куда же пойти, он никак не решит.

Посредине тропы серый камень лежит,

Ты его рассмотри, с юга мхом он покрыт.

Рядом с камнем дубы на поляне шумят,

И прохожим они свою речь говорят:

«Наши ветви, ребята, укажут вам путь,

Вы гуляйте, не бойтесь, пусть покинет вас грусть.

С юга много ветвей, и длинней, и пышней,

В ту сторонку иди, будь смелей и умней».

Полдень летний, полдень жаркий,

Солнце светит за спиной.

Лето дарит нам подарки,

Справа — запад, юг — за мной.


- Если изначально дети с помощью компаса определили, в какую сторону они пошли, собирать грибы, то опять же с помощью компаса, домой пойдут в противоположную сторону.






- Верно.





- Неверно, мхом покрыт с севера.




- верно.



- Неверно, слева — запад.

Цель данного задания заключается в неординарном подходе проверки полученных знаний учащихся.

Итог

— Какие виды ориентирования вы знаете?

— Какое ориентирование будет самым точным?


Сколько раз нужно ориентироваться для того чтобы не заблудиться и найти дорогу обратно?

- Ориентирование по Солнцу, по звездам, по компасу, по местным признакам.

- по компасу будет самое точное.

Для того чтобы не заблудиться и найти дорогу обратно ориентироваться нужно 2 раза.

Первый раз для того чтобы определить направление движения от дома (туда) и второй раз чтобы определить направление движения к дому (обратно).

Подведение итогов урока.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!