МБОУ «Тюшинская СШ»
СОГЛАСОВАНО: | УТВЕРЖДАЮ: |
Зам. директора по УВР _________________________ «___» __________ 2022 г. | Директор школы _______________________ «___» __________ 2022 г. |
Рабочая программа
По Окружающему миру
4 класс
на 2020-2021 учебный год
(68 часов)
учитель начальных классов
Казакова Юлия Викторовна
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса, разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир», основной Общеобразовательной Программы (Москва «Просвещение» 2017 г.) с учетом принципов учебно-методического комплекта «Школа России».
Реализация учебной программы обеспечивается учебником А.А. Плешакова, «Окружающий мир» (учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях, Москва «Просвещение» 2012 год). Формой промежуточной аттестации обучающихся 4 класса по окружающему миру предполагается итоговая тестовая работа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе являются формирование следующих умений.
Обучающиеся должны :
·различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;
· использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
·оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников );
· использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
· соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
· проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
Содержание учебного предмета (68ч)
Где мы живём (4ч)
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (20ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звёздное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о задиокальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные : насекомые, птицы, звери, рыбы; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумереная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников и т. д.) Охрана растений и животных своего края. Правиола поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
| Содержание курса | Количество часов | Выполнение практической части программы |
1 | Земля и человечество | 9 | |
2 | Природа России | 10 | |
3 | Родной край-часть большой страны | 15 | |
4 | Страницы Всемирной истории | 5 | |
5 | Страницы истории России | 20 | |
6 | Современная Россия | 9 | |
| Итого | 68 | |
Календарно – тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Дата проведения |
План | Факт |
Земля и человечество (9ч) |
1 | Мир глазами астронома | | |
2 | Планеты Солнечной системы | | |
3 | Звёздное небо-Великая книга Природы | | |
4 | Мир глазами географа | | |
5 | Мир глазами историка | | |
6 | Когда и где? | | |
7 | Мир глазами эколога | | |
8,9 | Сокровища Земли под охраной человечества | | |
Природа России(10ч) |
10 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». Равнины и горы России | | |
11 | Моря, озёра и реки России | | |
12 | Природные зоны России | | |
13 | Зона арктических пустынь | | |
14 | Тундра | | |
15 | Леса России | | |
16 | Лес и человек | | |
17 | Зона степей | | |
18 | Пустыни | | |
19 | У Чёрного моря | | |
20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России | | |
Родной край-часть большой страны (15ч) |
21 | Наш край | | |
22 | Поверхность нашего края | | |
23 | Поверхность нашего края (экскурсия) | | |
24 | Водные богатства нашего края | | |
25 | Наши подземные богатства | | |
26 | Земля-кормилица | | |
27 | Экскурсия в лес и на луг | | |
28 | Жизнь леса | | |
29 | Жизнь луга | | |
30 | Жизнь в пресных водах | | |
31 | Экскурсия к водоёму | | |
32 | Растениеводство в нашем крае | | |
33 | Животноводство в нашем крае | | |
34 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край -часть большой страны». Презентация проектов. | | |
Страницы Всемирной истории (5ч) |
35 | Начало истории человечества | | |
36 | Мир древности: далёкий и близкий | | |
37 | Средние века: время рыцарей и замков | | |
38 | Новое время: встреча Европы и Америки | | |
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня | | |
Страницы истории России (20ч) |
40 | Проверим сенбя и оценим свои достижения по разделу «Страницы Всемирной истории». Жизнь древних славян | | |
41 | Во времена Древней Руси | | |
42 | Страна городов | | |
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | | |
44 | Трудные времена на Русской земле | | |
45 | Русь расправляет крылья | | |
46 | Куликовская битва | | |
47 | Иван Третий | | |
48 | Мастера печатных дел | | |
49 | Патриоты России | | |
50 | Пётр Великий | | |
51 | Михаил Васильевич Ломоносов | | |
52 | Екатерина Великая | | |
53 | Отечественная война 1812 года | | |
54 | Страницы истории 19 века | | |
55 | Россия вступает в 20 век | | |
56 | Страницы истории 1920-1930-х годов | | |
57,58 | Великая Отечественная война и Великая Победа | | |
59 | Страна, открывшая путь в космос | | |
Современная Россия (9ч) |
60 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека | | |
61 | Мы - граждане России | | |
62 | Славные символы России | | |
63 | Такие разные праздники | | |
64,65,66 | Путешествие по России | | |
67 | Итоговый тест | | |
68 | Проверим себя и оценим свои достижения за 2 полугодие. Презентация проектов | | |
10