СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир. "Растениеводство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир. "Растениеводство"»




Проект урока по теме: «Растениеводство». Окружающий мир

Выполнил учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа №9» Володарского района, п. Мулино

Терёшина Анастасия Александровна

























2019 год

Проект урока.

Образовательная область, учебный предмет: «Естествознание, обществознание», окружающий мир.

Класс: 3.

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) Программы общеобразовательных учреждений А.А. Плешаков «Окружающий мир». УМК «ШКОЛА РОССИИ».

Тема учебного занятия: «Растениеводство».

Тип урока: изучение нового материала.

Задача: познакомить с растениеводством как отраслью сельского хозяйства.

Планируемые результаты: учащиеся научатся сравнивать культурные растения и описывать их по плану, объяснять что такое растениеводство и для чего люди им занимаются, анализировать, делать вывод, обобщать полученные знания.

Оборудование:

  • Доска

  • Карточки

  • Компьютер

  • Мультимедийная доска

  • Листки с «лесенкой успеха»















п/п

Название этапа

Хронометраж

1.

Организационный этап.

2 мин.

2.

Актуализация знаний.

3 мин.

3.

Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала).

25 мин.

4.

Применение полученных знаний и умений (Закрепление изученного материала).

10 мин.

5.

Рефлексия. Итог урока.

5 мин.





Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Теоретическое основание: формируемые УУД (группа УУД и название конкретного УУД) , средства их формирования (формы, методы, приемы и т.п.)

Организационный этап.

Мотивация к учебной деятельности.

Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает детей на урок. Приветствует детей: «Здравствуйте ребята!»

А сейчас поздоровайтесь со своим соседом при помощи пальчиков.

Минутки создания хорошего настроения.













- Молодцы! А теперь тихо сядьте на свои места. Начинаем урок окружающего мира.

Дети приветствуют учителя: «Здравствуйте!»






Дети соприкасаются пальчиками с соседом по парте и говорят:

 - Желаю (большой палец)

 -Успеха (указательный палец)

 -Большого (средний палец)

 -Во всём (безымянный палец)

 - И везде (мизинец)

 -Здравствуй! (вся ладошка)


Личностные:

- эмоциональный настрой.





Коммуникативные:

-  умение совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им;

- умение слушать и вступать в диалог.


Актуализация знаний.


Отгадайте загадки.

С неба

Солнце золотое

Золотые льют лучи.

В поле дружною стеною –

Золотые усачи

(Пшеница)

Что за две недели зеленится,

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливается,

Две недели подсыхает?

(Рожь)

- Чем похожи рожь и пшеница? (это зерновые культуры)

- Какая отрасль сельского хозяйства занимается выращиванием зерновых культур? (Растениеводство)

- Итак, ребята тема нашего урока «Растениеводство»


Отвечают на вопросы:






1 ученик: «Пшеница».






2 ученик: «Рожь».

3 ученик: «Зерновые культуры»


4 ученик «Растениеводство»


Познавательные:

Общеучебные:

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-извлечение необходимой информации из прослушанного текста различных жанров;

Регулятивные:

-учиться высказывать своё предположение на основе имеющихся знаний и личного опыта;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала).

– Давайте рассмотрим отрасли растениеводства (слайд 2,3).

– К какой отрасли растениеводства можно отнести названные культуры? (Полеводство.)

– Какая зерновая культура даёт нам белый хлеб? (Пшеница.) (слайд 4).

Пшеницу в нашей стране выращивают озимую и яровую. Озимую пшеницу хлеборобы сеют осенью. Молодые растения зимуют под снегом, а весной продолжают развиваться. Яровую пшеницу сеют весной. В конце лета созревает сначала озимая пшеница, а потом и яровая (слайд 5,6).

– Отгадайте загадку.

Белая беляна
По полю гуляла,
Домой пришла,
В сусек легла. (Мука.) (слайд 7).

– Какая зерновая культура даёт нам тёмный хлеб? (Рожь.) (слайд 8).

– Ещё одной из самых признанных культурных растений является – гречиха. Гречневая каша – богатырская каша. Она вкусная и питательная. В древности гречневую кашу называли княгиней, её подавали даже к царскому столу, а также и к крестьянскому, и к солдатскому. На Руси говорили: «Матушка наша – гречневая каша, а хлебец ржаной – отец родной» (слайд 9,10).

– Следом за зерновыми культурами по своей важности стоит картофель. О картофеле поговорим подробнее. Он родом из Южной Америки. В 1697 году Царь Пётр I привёз первые клубни в Россию. Крестьяне долго отказывались разводить картофель. Были даже картофельные бунты. Петербургские модницы украшали цветами свои причёски (слайд 11).

– Ещё мы остановимся на одной из самых распространённых культур растениеводства в нашем краю – подсолнечнике, из семян которого получают замечательное подсолнечное масло. (Слайд 12,13)

– Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получать продукты питания, но и для обеспечения кормами домашних животных. Для этого выращивают кормовые культуры – тимофеевку, клевер, люцерну, кормовую свёклу (слайд 14,15).

– Для другой цели выращивают прядильные культуры – хлопчатник и лён. Из этих растений на специальных промышленных предприятиях получают волокно. Из волокна делают нити, а из нитей ткут ткани (слайд 16, 17).

– Следующая отрасль растениеводства – Овощеводство (слайд 18).

– Чем занимается эта отрасль?

– Какие овощные культуры вам известны?

– Где выращивают овощи?

– Что называют открытым и защищённым грунтом?

– У кого из вас есть садовый участок, дача или дом в деревне?

– Выращивают ли ваши родители что-то в теплицах?

– Для чего строят теплицы?

– Ещё одна отрасль растениеводства – плодоводство (слайд 19).

– Попробуйте с помощью словообразования объяснить смысл слова плодоводство. (Разведение плодов.)

– Какие растения дают плоды?

– Для чего люди выращивают плодовые культуры?

– А для чего выращивают цветы?

– Как называется отрасль растениеводства, занимающаяся разведением цветов? (Цветоводство.) (слайд 20).



Отвечать на вопросы:

1 ученик: «Полеводство»




2 ученик: «Пшеница»

















3 ученик: «Мука»



4 ученик: «Рожь»













Воспринимают информацию















































5 ученик: «Выращивает овощи»

6 ученик: «Огурец, помидор, капуста, морковь, перец, свекла»

7 ученик: «В огороде»

8 ученик: «На полях»

9 уч.: «Открытый – это под открытым небом, а закрытый значит прикрытый чем – либо»

10 уч.: «Теплицы строят для того, чтобы не повредить растение солнечными лучами, дождём и заморозками»


11 уч.: «Растить плоды»



12 уч.: «Яблоки, груши и т.д.»

13 уч.: «Для употребления в пищу»

14 уч.: «Для красоты»

15 уч.: «Цветоводство»

Регулятивные:

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

-учиться высказывать своё предположение на основе имеющихся знаний и личного опыта;

- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что, еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

Общеучебные:

- поиск и выделение необходимой информации;

-структурирование знаний;

-извлечение необходимой информации из прослушанного текста;



Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение слушать и вступать в диалог


















Применение полученных знаний и умений (Закрепление изученного материала)

Практический: выполнение заданий




























































Рефлексия. Итог урока



1. Работа по таблицам-карточкам.

Класс делится на три группы. Каждой группе выдаётся конверт с картинками культурных растений. Первая группа должна подобрать картинки с зерновыми культурами, вторая – с кормовыми, третья – с прядильными.

Зерновые: рожь, овёс, ячмень, пшеница.

Кормовые: тимофеевка, клевер, люцерна, кормовая свёкла.

Прядильные: лён, хлопчатник. (Приложение.1)

2. Представьте, что вы бригадиры в хозяйстве, где собирают большой урожай яблок и груш. Расскажите о своей работе.

- Что такое растениеводство?

-Какие растения люди выращивают для получения продуктов питания?

- Какие растения люди

выращивают на корм домашним животным, а какие – для получения волокна?




































-Итак, все пункты нашего плана мы выполнили, осталось только подвести итог урока.

-Напомните мне,

пожалуйста, какова была тема урока?

- Верно.

-А теперь ребята, оцените себя по лесенке успеха.






Домашнее задание:

ТПО с.32-33

Спасибо за работу! Урок окончен!




Фронтальная работа.











Выполняют задания









Отвечают на вопрос:

1 уч.: «Растениеводство – это отрасль сельского хозяйства, которая занимается выращиванием культурных растений»

2 уч.: «Рожь, пшеница, картофель и т.д.»

3 уч.: «Для домашних

животных выращивают – клевер, кормовую свёклу и т.д., а для получения волокна – лён и хлопчатник»






































1 уч.: «Растениеводство»




Каждый самостоятельно выполняет «лесенку успеха» на индивидуальных листках бумаги(сдать учителю).

Личностные:

- самоопределение;

- смыслообразование.

Регулятивные:

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом;
конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Познавательные:

 - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

-извлечение необходимой информации из прослушанного текста;

-самостоятельное создание   алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в  диалог;
учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -   определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;  строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.





Познавательные:

 - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Личностные:

- самоанализ;

- смыслообразование.

Коммуникативные:

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.














Приложение.1




Зерновые: рожь, овёс, ячмень, пшеница.




Кормовые: тимофеевка, клевер, люцерна, кормовая свёкла.




Прядильные: лён, хлопчатник




Оценка проекта урока

Бланк №1

п\п

Порядковый № в схеме, данной в ч. 3

Параметр оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка

учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

1

Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся

3


2

2

Реализация компетентностного подхода

1


3

3

Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность

2


4

4

Развивающая направленность заданий

2


5

6

Логика построения урока

2


6

7.

Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора

2


7

8

Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора

2


8

9

Характер используемой наглядности

3


9

10

Целесообразность и функциональность используемых средств обучения

3


10

12

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей

2


11

13

Формирование мотивационного компонента учебной деятельности

2


12

14

Постановка учебных задач. Организация целеполагания

2


13

15

Формирование познавательных УУД

3


14

16

Формирование регулятивных УУД

2


15

17

Формирование коммуникативных УУД

2


Всего баллов

33



Максимальная сумма – 45 баллов (разработанный урок полностью соответствует ФГОС), минимальная – 15 баллов (урок является традиционным).

Анализ соответствия структурных частей проекта урока

Бланк №2

№ п/п

Структурные части проекта и параметры их оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка

учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы

2


2

Качество блока ожидаемых результатов проекта

2


3

Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока

2


4

Соблюдение требований к плану урока

2


5

Качество теоретического обоснования

3


6

Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект)

2



Для оценивания используется следующая шкала: 3 – соответствует требованиям, 2 – частично соответствует, 1 - минимально соответствует, 0 – полностью не соответствует. Максимальная сумма – 18 баллов, минимальная – 6 баллов.

Таким образом, оценка проекта урока и структурных частей проекта урока в сумме может составить 63 балла максимально.

Критерии оценки зачетной работы преподавателем НИРО:

  • менее 31 балла – не зачтено

  • 32 – 45 – зачтено с замечаниями

  • 46 - 63 - зачтено.





Литература

  1. А.А.Плешаков «Окружающий мир», учебник 3 класс (2 часть), Москва «Просвещение» 2019г.

  2. Рабочая тетрадь по окружающему миру 3 класс (2 часть), Москва «Просвещение» 2019г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!