2. Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует актуализацию знаний. -На прошлом уроке вы проходили тему «Из книжной сокровищницы Древней Руси». -Давайте вспомним, что вы изучили, ответив на вопросы. Тест: 1) Летопись-это: запись важнейших событий первая рукописная книга славянская азбука 2) Славянскую азбуку создали: Минин и Пожарский Кирилл и Мефодий Нестор и Геродот 3) Как звали монаха, который написал «Повесть временных лет»? Нестор Геродот Кирилл 4) Киноварь-это краска: зеленого цвета красно-оранжевого цвета синего цвета 5) Чем писали на Руси? ручками корой дерева перьями и писалами -Молодцы вы отлично усвоили пройденный материал. | -Запись важнейших событий -Кирилл и Мефодий -Нестор -Красно-оранжевого цвета -Перьями и писалами | | П: - устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы. | Познавательный интерес к изучению трудных времен на Русской земле, активность и самостоятельность в его познании; ; |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | -Давайте посмотрим на слайд. Ребята, что изменилось? -Как вы думаете, что поменялось? Какие произошли перемены? Это говорит о силе или о слабости нашего государства? Феодальная раздробленность- распад единого государства на отдельные части. -Раздробленность характеризуется раздроблением единого государства на отдельные княжества. Каждое из них имело свою систему управления, свою экономику, свою армию, законодательство. Однако, при этом сохранялись и признаки единого государства: формальная зависимость от Киева, общность культуры и языка. -Последствия раздробленности Руси. Давайте подумаем, в чем они заключались? -Молодцы. А теперь посмотрите на доску и давайте сравним ваши ответы с последствиями раздробленности: 1. Феодальная раздробленность привела к военному ослаблению Руси. Разъединённые княжества не могли в одиночку противостоять врагу. Русские земли стали уязвимы. 2. Возникали междоусобицы. Князья пытались расширить свою территорию, начинали войны с соседними правителями. Эти раздоры ослабляли военную мощь и снижали темпы экономического развития. 3. Государство раздробилось на мелкие княжества. Изначально образовалось 15 владений, позже они раскололись на 50, со временем — на 250. Русь теряла политическое единство. -Русь разбилась на самостоятельные княжества, независимые друг от друга. Как вы думаете, способствовало это усилению нашего государства в предстоящей борьбе с захватчиками? -А почему нет? -Верно. Организует работу с учебником. -Ребята откройте учебник на 59-ой странице. Кто прочитает 2 абзац сверху? (один ученик читает) Это кочевы́е наро́ды живущие за счёт скотоводства. Они кочевали "куренЯми", т.е. родовыми или племенными объединениями, насчитывавшими от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. С постепенным распадом родового строя из "курЕней" выделялись отдельные семьи, "аилы". Сам образ жизни и среда обитания воспитывали в монголах выносливость, стойкость, способность легко переносить дальние походы. К верховой езде и владению оружием мальчиков-монголов приучали в раннем детстве. Уже подростки были отличными наездниками и охотниками. Не удивительно, что повзрослев, они становились и великолепными воинами. Основу их войска составляли конница и лучники. -Посмотрите на 60-ую страницу в учебнике. Сравните вооружение русского и монгольского воина. У кого были преимущества и в чем? -Почему? -Верно. Теперь откройте 61-ую страницу. Посмотрите на карту. -Первое столкновение русских и татаро-монголов произошло в 1223 году на реке Калке. (показ на карте) В результате битва на реке Калке как вы думаете она была проиграна и выиграна русскими князьями? -Как вы думаете почему? Разногласия и бесконечные войны сильно ослабили русские княжества. Из-за гордыни и уверенности в победе русские князья не захотели объединяться. Они недооценили сил монгольского войска Однако, русские князья, к сожалению не сделали выводов из этого поражения. Распад Руси только усиливался, потому что русские князья посчитала, что кочевники. А теперь давайте разберемся- кто же были эти захватчики? -Только в 1237 году монголы подошли к границам Руси. Русские люди ошибочно полагали, что могут легко справиться с ними. Во главе монгольских войск встал хан Батый. (Показ захвата русских городов на карте.) Работа с учебником. -Какие города были захвачены? -Первым русским городом на пути оказалась Рязань, которая долго сопротивлялась врагу, но пала в 1237 году, была полностью уничтожена. В феврале 1238 года полчища Батыя осадили, а затем сожгли Владимир. Тогда же захватчики разгромили и другие города. Батыю открылась дорога на богатый Новгород. Однако он повернул назад. Из-за распутицы. На обратном пути в южные степи Батыева рать семь недель провела под небольшим городом Козельском, жители которого стойко и упорно сопротивлялись. Монголы прозвали Козельск злым городом. Захватив его, они полностью уничтожили город с его населением. Такая же печальная участь ожидала и Киев. В 1240 году он был захвачен и разрушен. -После завоевания Руси, монголами было создано новое государство- Золотая Орда. -На Руси установилось монголо-татарское иго- система зависимости Руси от Золотой орды. (на слайде) Отныне Руси пришлось выплачивать дань Орде. Дань собирали наместники монгольского хана- баскаки. -Дань это - натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. -Князья должны были ездить к хану – правителю Золотой Орды – за разрешением на владение княжеством. Это право они получали в виде ярлыка- грамоты на великое княжение. В борьбе с Русью силы монголов ослабили. Подчинить себе всю Европу они не смогли. Большое число народу было уничтожены, многие проданы в рабство. - Но это еще не все беды, которые обрушились на русские земли. В 1240 году на западную Русь обрушились крестоносцы (шведские и немецкие рыцари). (Крестоносцы-люди, участвовавшие в так называемых крестовых походах. Название «крестоносцы» появилось потому, что участники крестовых походов нашивали себе на одежду кресты. Главная их цель – распространение католичества по всему миру.) -Как вы думаете, почему для нападения они выбрали именно это время? | -Русь была поделена на многие княжества. Отвечают. -Нет. -Потому, что у нашего государства не было единства. -У монгольского войска. -Так как он сидит на коне и имеет оружие дальнего боя. -Проиграна. -Феодальная раздробленность. -Чтобы завоевать русские территории, считая, что после нашествия Хана Батыя княжества не смогут дать достойный отпор. | Научатся оценивать характер влияния монголо-татарского ига на развитие Древней Руси. Учащиеся научатся находить на карте места сражений с иноземными захватчиками. Получат возможность ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах. | П: - устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; П: прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; К: проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; П: объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; | Познавательный интерес к изучению трудных времен на Русской земле, активность и самостоятельность в его познании; |
6. Первичное закрепление нового материала и способов действий. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи. -Как мы помним, полчище Хана Батыя не пошло в какой город? -Верно, а шведы, не учли этого и напали именно на Новгород, где успешный отпор дал им новгородский князь Александр. - Первая Битва проходила на реке Неве. Откройте страницу 63-ую и посмотрите как прозвали князя Александра? -А почему его так прозвали? -Верно. Молодой князь Александр, которому к 15 июля 1240 было всего девятнадцать лет. Александр рассчитывал на фактор внезапности. Для этого, пройдя за несколько дней более 150 верст, русские воины отдохнули на некотором расстоянии от шведского лагеря, а ночью с 14 на 15 июля, ведомые проводниками из местного населения, вышли к устью Ижоры. И в 6 часов утра напали на спавших шведов. План молодого князя заключался в следующем: Ополченцы должны были отрезать шведам путь к отступлению к кораблям. Внезапный и мощный удар конницы должен был нанести решающее поражение противнику. Русское войско нанесло внезапный удар по разработанному плану. Шведы не ожидали такого поворота событий, вследствие чего в их рядах началась паника, ополченцы уничтожили 3 шведских корабля. Внезапность удара, а также крупные успехи русского войска, вынудили шведов отступить. Невская битва продолжалась до наступления вечера. -Спустя 2 года, т.е в 1242 году на нас нападают немецкие рыцари-крестоносцы. В истории нашего Отечества эта битва называлась Ледовым побоищем. (Работа с картой.) Обычно немецкие воины строились перед боем клином. Его острие составляли с ног до головы закованные в железо рыцари на конях. Конные рыцари находились и по бокам клина. А внутри его стояли пешие воины. Зная повадки врага, Александр Невский решил построить свои полки следующим образом: в центре поставил срединный полк. Он состоял из горожан, крестьян, вооруженных копьями, луками, боевыми топорами, а то и просто ножами. Справа и слева от срединного полка сосредоточились основные силы — пехота и конница. А поодаль находились два засадных полка, готовых по команде вступить в бой. И вот битва началась. Прикрывшись щитами, крестоносцы двигались как таран. Они пробили срединный полк, но вдруг русские отступили за специально сделанную преграду из саней. За ними устремились и крестоносцы. За санями начинался берег, усыпанный большими камнями. Путь вражеской коннице отрезан. Крестоносцы оказались в западне. Местами подтаявший весенний лед, не выдержав тяжести сражающихся, начал трещать и ломаться. Рыцари в железных доспехах камнем шли ко дну. Оставшиеся в живых спасались бегством. Но их добивали свежие силы засадного полка. Вскоре после сражения крестоносцы отправили своих послов в Новгород просить мира. Александр согласился на мир, но предупредил: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» | -Новгород. -Александр Невский -За победу на реке Неве. | Получат возможность ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах. Научатся находить на карте места сражений с иноземными захватчиками. | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; | Познавательный интерес к изучению трудных времен на Русской земле, активность и самостоятельность в его познании; ; |
7.Самостоятельная работа. | Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) Практический (упражнение) | Организует самостоятельную работу обучающихся. - А теперь проведем небольшой тест по тому, о чем мы с вами говорили. Задание №1 ___________________________________- распад единого государства на отдельные части. Задание №2 Какой город не смогло захватить монгольское войско во главе с ханом Батыем? _________________ Задание №3 У какого войска было преимущество? ________________________ Задание №4 _______________________________-государство, созданное монголами после завоевания Руси. Задание №5 Почему князя Александра прозвали Невским? ________________________________________________ Задание №6 А) 1223 год | | Б) 1237 год | | В) 15 июля 1240 год | | Г) 1242 год | | 1) Ледовое побоище | 2) Монгольское нашествие на Русь | 3) Битва на реке Калка | 4) Невская битва | | Выполняют задание самостоятельной работы (вставляют пропущенные слова в текст). | Получат возможность научиться соотносить изученные исторические события с датами. | П: объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; Р: корректировать учебные действия для преодоления ошибок; | |