Окружающий мир
УМК «Гармония» 2 класс
Составитель: Щукина Е.М.
Тема: Разнообразие естественных водоёмов.
Цель: познакомить детей с понятием «водоём», с общей классификацией естественных водоёмов: океанами, морями, реками, озёрами, болотами; выявить их отличительные признаки; сформировать представление о море и его значении для человека; обратить внимание на проблему загрязнение водоёмов.
I .Орг. момент.
Каждый день – всегда, везде,
На занятии, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
II. Сообщение темы урока
- Мы продолжаем говорить о воде.
- Посмотрите внимательно на глобус. Какого цвета больше на глобусе, каким кажется глобус? Голубой краской изображена на глобусе вода. Она занимает в два раза больше места, чем суша.
2 слайд
III. Классификация водоёмов
Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)
Как не петляет, где не бродит –
Всё ж к морю синему приходит.
Пускай дорога далека,
Но не заблудится … (река)
Не проедешь, не пройдёшь –
Объедешь сторонкой.
И водицы не попьёшь
С синеватой плёнкой. (Болото)
Шириною широко, глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся,
Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона. (Море)
3 слайд
Все водоёмы делятся на два вида: искусственные и естественные. 4 слайд
Пресные водоёмы, что вы о них знаете?
- Первый водоём, о котором мы будем говорить – это река. Прочитайте текст в учебнике на стр. 40.
- А какая река есть в вашей местности? Откуда берёт она своё начало? Куда она впадает?
Схема частей реки. 5 слайд
- О каких добрых делах реки говорится в стихотворении? 6 -7 слайд,
Издревле реки кормили и поили человека. Поэтому реки часто обожествляли, им поклонялись, приносили им жертвы. Но, случалось, их наказывали. По территории современного Ирака протекала река Диала. В одном из походов персидского царя Кира II в ней утонул царский конь. Тогда повелитель приказал казнить реку. Было вырыто 360 каналов, и Диалы не стало. 8 слайд
Солёные водоёмы, что вы о них знаете?
- Какие моря вы знаете? От чего зависит цвет моря? Прочитайте текст на стр. 38. 9 слайд
- А какие богатства дарит нам море? 10-11 слайд
- Как человек «благодарит» моря за те богатства, они нам дарят?
- Как избавится от того мусора, нефти, которое выбрасывается в моря? (задание 26) 12 слайд
Искусственные водоёмы. Стр. 41 чтение текста. 13-15 слайд
Задание 11 Водяной из каждого водоёма взял по одной капельке. Как вы думаете, в каких водоёмах они жили? Подпиши каждую из них. Обратите внимание, что некоторые капли бегут, а некоторые стоят на месте. О чём это говорит?
IV Подведение итогов.
- О каких водоёмах мы говорили на уроке7
- Назовите части реки.
- Какие богатства дарит нам море?
- Когда море опасно для человека?
- Всегда ли люди бережно относятся к водоёмам? 16 слайд