СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружность и круг

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен для учащихся 5 классов и знакомит детей с понятиями "окружность" и "круг". 

Просмотр содержимого документа
«открытый урок»

МБОУ СОШ №43

Предмет – математика

Класс – 5А

Учитель Решетникова А.Б.

Программно-методическое обеспечение:

  • планирование составлено на основе авторского планирования Зубаревой, Мордкович по учебнику «Математика» 5 класс;

  • Учебник «Математика» 5 класс Зубарева, Мордкович и др., М.: Мнемозина, 2014;

Тема урока: «Окружность и круг»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока:

Образовательные: получить возможность изучить такие геометрические фигуры, как окружность и круг, получить навыки построения окружности и круга по заданному радиусу;

Развивающие: развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы, расширять математический и общий кругозор, совершенствовать устную и письменную математическую речь; развивать пространственное воображение.

Воспитательные: формировать такие качества личности, как внимательность, аккуратность, любознательность, активность.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, раздаточный материал.







Добрый день, ребята. Надеюсь, вы пришли ко мне с хорошим настроением? И чтобы оно стало еще лучше, давайте улыбнемся всем вокруг, и своему соседу по парте. Молодцы, садитесь.

Как вы думаете, что самое ценное в этом мире?

- варианты учеников

Понятное дело, что ценности у всех разные. Но, объединяя все ценности, можно смело сказать, что самое ценное в мире – это знания. Ведь еще 150 лет назад люди ездили на лошадях и, чтобы преодолеть 100 километров пути, приходилось скакать на лошади 2-3 часа. А сегодня, например, на самолете, мы за это время можем пролететь расстояние в тысячи километров! В нашем мире знания стали самым ценным предметом, самым ценным ресурсом. А вот что говорил учёный Ал - Бируни:
«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».
Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

Как вы думаете, что мы будем сегодня делать?

- узнавать что-то новое

Слайд 1. Геометрические фигуры.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Какие фигуры вы видите. Давайте назовем фигуры

- ответы детей: точка, прямая, отрезок, луч, ломаная, прямоугольник, квадрат, ___ окружность (круг)___

Сформулируйте тему урока и запишите в тетрадь число, классная работа, и тему урока.

А теперь давайте посмотрим на экран. Я зашифровала тему урока в ребус. Проверьте, совпадает ли ваша тема, которую вы записали, с моей?

Слайд 2 тема: Молодцы! Тема: Окружность и круг

Пользуясь опорными словами, сформулируйте цель урока:

Слайд 3: Цели урока изучить свойства окружности и круга, научиться строить окружность по заданному радиусу с помощью циркуля

Задание №1. Возьмите, пожалуйста, в руки первый листочек, положите на него предмет, который вы видите перед собой (он имеет круглую форму), и обведите. А теперь голубой листочек мы отложим, а из желтого вырежем фигуру, которая получилась.

Посмотрите на фигуру соседа. Подумайте, чем отличаются теперь две фигуры перед вами? Как вы думаете, что это за фигуры?

- ответы детей

Итак, перед вами брат и сестра, два близнеца – круг и окружность. Рисовали мы с вами вместе окружность, а когда вырезали – получился круг.

обратимся к справочному материалу, который лежит перед вами. Лист №1. Найдите новую информацию – определения окружности и круга. Подчеркните их цветной ручкой. Кто сможет объяснить, что такое окружность? Круг?

- ответы детей

Давайте теперь возьмем в руки круг, и сложим его пополам. Линия, по которой мы сейчас согнули наш круг – это диаметр круга. А теперь давайте свернем нашу фигуру еще раз пополам. Получилось? А теперь разверните. Посмотрите внимательно, диаметры пересеклись в одной точке. Эта точка называется центром круга. Обычно ее обозначают -точка О. Возьмите карандаш. Давайте обозначим центр вашей фигуры – точкой О. А если от центра провести линию по сгибу – получим отрезок, который называется радиус круга. Покажите пальчиком радиус круга. А теперь диаметр круга. А теперь центр круга. Молодцы.

Теперь мы с вами поработаем с окружностью. Еще раз прочитайте, что такое окружность? Как можно нарисовать окружность, не используя специальных математических принадлежностей? (обвести, веревочкой…)


А какой математический предмет поможет нам начертить окружность?

- циркуль.

У вас на столах лежат циркули, но прежде, чем их использовать, нужно ознакомиться с некоторыми правилами.


-дети читают памятку-правила


Прежде чем выполнять следующее задание, давайте проведем разминку. (разминка-окружность)


Задание №3. С помощью циркуля можно построить окружность определенного радиуса. А какой еще предмет для этого нужен?


-линейка, циркуль


Итак, давайте в тетради постоим окружность с помощью циркуля. Тетрадь положите перед собой, обозначьте центр окружности – точку О.

в руки возьмите линейку и циркуль.


Молодцы. Линейку располагаем на столе, а циркуль прикладываем к линейке, ножки циркуля нужно развести на нужное расстояние. Пусть будет расстояние 3 см. Иголку циркуля ставим в центр окружности – точку О, и больше никуда ее не двигаем, как будто она приклеилась, а вторая ножка чертит линию. Мы получили окружность с центром в точке О. У всех получилось? Проверить у всех


Кто мне сможет рассказать алгоритм построения?


Давайте на окружности отметим точки А, В. Говорят, что Точки А, В принадлежат окружности. А теперь возьмем линейки, и соединим точки с центром. У нас получились отрезки, которые соединяют центр окружности с точкой, лежащей на окружности. Этот отрезок называется радиус окружности. Найдите определение в справочном материале и подчеркните определение радиуса. Какой буквой он обозначается?

РадиусОтрезок, соединяющий центр окружности с точкой, лежащей на окружности. Обозначают буквой r


r– радиус окружности. Подпишем на рисунке

Как вы думаете, сколько радиусов мы можем начертить? Что вы можете сказать про их длину?

Отрезки OAOB,— это радиусы, их длины равны (попробуйте измерить линейкой и проверить)

ОА=ОВ=r



А теперь продлим отрезок ОА до пересечения с окружностью. Обозначим точку пересечения прямой с окружность. (К). У нас получился отрезок АК, который соединяет две точки окружности и проходит через центр окружности. Этот отрезок называют диаметр окружности.

Найдите в справочном материале и подчеркните определение диаметра. Какой буквой он обозначается?

Диаметр - отрезок, проходящий через центр окружности (круга), обозначается буквой d.

АВ=d

d – диаметр окружности. Подпишем на рисунке

Теперь сравните радиус и диаметр окружности?

- в диаметре спрятались два радиуса

Вот мы с вами и вывели формулу d = 2r.



Теперь Соедините точки В и К, А и В

Отрезки ВК и АВ называются хордами окружности. Найдите в справочном материале и подчеркните определение хорды

Хорда – это отрезок, соединяющий две точки на окружности.

Попробуй провести пальцем по окружности от точки А до точки В, от точки В до точки К, от точки К до точки А

Эти части окружности называются дугами окружности.

Дуга – это часть окружности, заключенная между двумя ее точками.

Задание Перечислите все радиусы, диаметры и хорды окружности





А теперь попробуйте проверить свои знания. На экране вы видите тест, такой же тест лежит у вас на столе. вам нужно в тетради написать номер вопроса и номер ответа, а потом проверим

Выскажите свои впечатления об уроке закончив предложение:

  1. Спасибо за…..

  2. Я узнал…

  3. Хорошо, что…

  4. Мне понравилось…

  5. Меня удивило…

Не забудь нарисовать на полях «смайлику» улыбку, если у вас все получилось и у вас хорошее настроение, или огорчение, если возникли трудности и вы не смогли с ними справится!



Притча.

Шел мудрец, а я навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому. У первого спросил: «А что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу.» А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

- Кто работал как первый человек?

- Кто работал добросовестно?

- Кто принимал участие в строительстве храма?





Просмотр содержимого документа
«раздаточный материал»

Окружность и круг

В

К

В

К

О

А

О

А

хорда

хорда

диаметр d

диаметр d

радиус r

радиус r

Окружность Круг



ОКРУЖНОСТЬ – геометрическая фигура, состоящая из всех точек, расположенных на одинаковом расстоянии от заданной точки (центра окружности).

КРУГ – геометрическая фигура, которая состоит из всех точек плоскости, находящихся внутри окружности (включая саму окружность).


Центр окружности и круга – это точка, чаще всего её обозначают буквой O.

Говорят: Точка O — это центр и круга, и окружности.


Радиус – Отрезок, соединяющий центр окружности с точкой, лежащей на окружности. Обозначают буквой r



Отрезки OAOB, и  — это радиусы, их длины равны (попробуйте измерить линейкой и проверить)

ОА=ОВ=ОК=r


Диаметр - отрезок, проходящий через центр окружности (круга), обозначается буквой d.

АК=d


Длина диаметра равна длине двух радиусов d=2r. r = d:2


Хорда – это отрезок, который соединяет две точки окружности

Дуга – это часть окружности, заключенная между двумя ее точками.

Самоконтроль

Z



N

К

В

В

К

О

А

О

А







K





P











__________________ ____________



Радиус - отрезки____________________

Диаметр – отрезок ______

Хорда – отрезок ______


Есть точки, которые лежат на окружности, то есть принадлежат окружности:


___________________________________



И есть точки, которые не лежат на окружности, то есть не принадлежат окружности:


___________________________________





Радиус - отрезки____________________

Диаметр – отрезок ______

Хорда – отрезок ______


Есть точки, которые лежат на окружности или внутри круга, то есть принадлежат кругу:


____________________________________


И есть точки, которые лежат вне круга, то есть не принадлежат кругу:


____________________________________






Задание:

Подписать, какая фигура как называется

Подписать, где радиус, диаметр, хорда

Подписать, какие точки принадлежат окружности (кругу), а какие не принадлежат.



Техника безопасности при работе с циркулем

Циркуль – это чертежный инструмент.

С ним нужно работать осторожно.

Нельзя подносить иглой к лицу

нельзя передавать циркуль соседу “иглой вперед”.































Просмотр содержимого презентации
«Окружность и круг»

Знание – самое превосходное  из владений.  Все стремятся к нему,  само же оно  не приходит.  Ал-Бируни

Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит. Ал-Бируни

Назовите фигуры на рисунках Y К А О m В К L   N M C D   E F

Назовите фигуры на рисунках

Y

К

А

О

m

В

К L

N M

C D

E F

,, О К=Н и К О=У

,,

О

К=Н

и

К

О=У

Тема урока: окружность и круг 4.12.15 Учитель математики:Решетникова Александра борисовна мбоу «средняя общеобразовательная школа №43» ново-Савиновского района г. Казани

Тема урока:

окружность и круг

4.12.15

Учитель математики:Решетникова Александра борисовна

мбоу «средняя общеобразовательная школа №43»

ново-Савиновского района г. Казани

Цели урока:  Окружность и круг   строить циркуля   Изучить , их свойства Научиться окружность с помощью окружность круг окружность круг окружность

Цели урока:

Окружность и круг строить циркуля

Изучить , их свойства

Научиться окружность с помощью

окружность

круг

окружность

круг

окружность

опыт: Нарисовали окружность Вырезали круг

опыт:

Нарисовали окружность

Вырезали круг

Работа со справочным материалом: ОКРУЖНОСТЬ – геометрическая фигура, состоящая из всех точек, расположенных на одинаковом расстоянии от заданной точки (центра окружности).  О  КРУГ – геометрическая фигура, которая состоит из всех точек плоскости, находящихся внутри окружности (включая саму окружность).

Работа со справочным материалом:

ОКРУЖНОСТЬ – геометрическая фигура, состоящая из всех точек, расположенных на одинаковом расстоянии от заданной точки (центра окружности).

О

КРУГ – геометрическая фигура, которая состоит из всех точек плоскости, находящихся внутри окружности (включая саму окружность).

построение с помощью циркуля 1. Отметьте в тетради точку и назовите её буквой О (это будет центр). 2.  Возьмите циркуль и линейку, отмерьте нужное расстояние (например, 3 см) между «ножками» циркуля. 3. Поставьте иголку циркуля в точку О, а другой «ножкой» циркуля проведите замкнутую линию. 4. Если закрасим фигуру – получился круг. (подпишите)

построение с помощью циркуля

1. Отметьте в тетради точку и назовите её буквой О (это будет центр).

2. Возьмите циркуль и линейку, отмерьте нужное расстояние (например, 3 см) между «ножками» циркуля.

3. Поставьте иголку циркуля в точку О, а другой «ножкой» циркуля проведите замкнутую линию.

4. Если закрасим фигуру – получился круг. (подпишите)

построение с помощью циркуля О А теперь попробуйте самостоятельно начертить еще одну окружность. Оставим ее незакрашенной и подпишем «Окружность»

построение с помощью циркуля

О

А теперь попробуйте самостоятельно начертить еще одну окружность. Оставим ее незакрашенной и подпишем «Окружность»

В 1. т. О –называется центром окружности  r 2. Отметим на окружности две точки А и В. О 3. Соединим точки О и А, О и В. r А 4. Отрезки ОА и ОВ – называются радиусами окружности . Определение: Отрезок, соединяющий центр окружности с точкой, лежащей на окружности, называется радиусом . 8

В

1. т. О –называется центром окружности

r

2. Отметим на окружности две точки А и В.

О

3. Соединим точки О и А, О и В.

r

А

4. Отрезки ОА и ОВ – называются радиусами окружности .

Определение:

Отрезок, соединяющий центр окружности с точкой, лежащей на окружности, называется радиусом .

8

В 1. Сколько радиусов можно провести в окружности? r 2. Что можно сказать про их длину? О r 3. Запишите в тетради: ОА=ОВ=r А .

В

1. Сколько радиусов можно провести в окружности?

r

2. Что можно сказать про их длину?

О

r

3. Запишите в тетради:

ОА=ОВ=r

А

.

В К 1. Продлите отрезок АО до пересечения с окружностью. r 2. Обозначьте точку пересечения буквой К. О d r 3. Отрезок АК – называется диаметром окружности АК=d . А Определение: Диаметр – это отрезок, соединяющий две точки на окружности и проходящий через её центр. 8

В

К

1. Продлите отрезок АО до пересечения с окружностью.

r

2. Обозначьте точку пересечения буквой К.

О

d

r

3. Отрезок АК – называется диаметром окружности АК=d

.

А

Определение:

Диаметр – это отрезок, соединяющий две точки на окружности и проходящий через её центр.

8

В  Какие на рисунке вы видите радиусы? К ОА=ОВ=ОК=r О Сравните радиус окружности и её диаметр. Запишите в тетради: d=2r r=d:2  А 8

В

Какие на рисунке вы видите радиусы?

К

ОА=ОВ=ОК=r

О

Сравните радиус окружности и её диаметр.

Запишите в тетради:

d=2r

r=d:2

А

8

В К 1. Соедините точки В и К, А и В. О 2. Отрезки ВК и АВ называются хордами окружности.  А Определение: Хорда – это отрезок, соединяющий две точки на окружности. 8

В

К

1. Соедините точки

В и К, А и В.

О

2. Отрезки ВК и АВ называются хордами окружности.

А

Определение:

Хорда – это отрезок, соединяющий две точки на окружности.

8

В К 1. Попробуй провести пальцем по окружности от точки А до точки В  от точки В до точки К, О от точки К до точки А 2. Эти части окружности называются дугами окружности.  А Определение: Дуга – это часть окружности, заключенная между двумя ее точками. 8

В

К

1. Попробуй провести пальцем по окружности от точки А до точки В

от точки В до точки К,

О

от точки К до точки А

2. Эти части окружности называются дугами окружности.

А

Определение:

Дуга – это часть окружности, заключенная между двумя ее точками.

8

С  Перечислите все радиусы, диаметры и хорды окружности. В D O E А L F K 8

С

Перечислите все радиусы, диаметры и хорды окружности.

В

D

O

E

А

L

F

K

8

самоконтроль

самоконтроль

Иллюзия Дж. Фрейзера (1908)

Иллюзия Дж. Фрейзера (1908)

Круги воспринимаются как вращающиеся?

Круги воспринимаются как вращающиеся?

Наш Проект

Наш Проект

Подведем итоги Спасибо за ….  Я узнал …… Хорошо, что ….. Мне понравилось … Меня удивило ….

Подведем итоги

Спасибо за ….

Я узнал ……

Хорошо, что …..

Мне понравилось …

Меня удивило ….

Последнее задание на сегодня Откройте ваши конверты с сюрпризом . Подумайте, какие геометрические фигуры напоминают предметы, которые там находятся. Достаньте и покажите предмет, напоминающий круг.

Последнее задание на сегодня

Откройте ваши конверты

с сюрпризом .

Подумайте, какие геометрические фигуры напоминают предметы, которые там находятся. Достаньте и покажите предмет, напоминающий круг.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!