СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оксид углерода (iv)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОКСИД УГЛЕРОДА (IV)

Открытый урок в 9 классе является уроком изучения нового материала с элементами «Апгрейда», рассчитан на один учебный час. Урок включает в себя как теоретическую, так и практическую часть «Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств» и «Качественная реакция на углекислый газ», а также используются фрагменты из литературных произведений Ж. Верна, Г. Хаггарда.

Цель урока. 

  1. Сформировать знания о строении молекулы оксида углерода IV, его физических и химических свойствах, получении и применении,
  2. Углубить знания обучающихся, полученные из курса химии и биологии.
  3. Развить самостоятельность работы с художественными произведениями, материалами периодической печати.
  4. Развивать навыки обращения с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, совершенствовать навыки проведения эксперимента.
  5. Продолжить формирование умений наблюдать, сравнивать, делать выводы, развивать познавательную активность обучающихся в работе.

Просмотр содержимого документа
«Оксид углерода (iv)»

ОКСИД УГЛЕРОДА (IV)

Цель урока. 

  1. Сформировать знания о строении молекулы оксида углерода IV, его физических и химических свойствах, получении и применении,

  2. Углубить знания обучающихся, полученные из курса химии и биологии.

  3. Развить самостоятельность работы с художественными произведениями, материалами периодической печати.

  4. Развивать навыки обращения с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, совершенствовать навыки проведения эксперимента.

  5. Продолжить формирование умений наблюдать, сравнивать, делать выводы, развивать познавательную активность обучающихся в работе.



ХОД УРОКА.

День добрый, дорогие гости. Приветствую вас на нашем уроке. Ребята, поприветствуйте друг друга, повернитесь, улыбнитесь. Рада, у вас хорошее настроение. Начнем работу.



Давайте совершим небольшое путешествие на юг Италии, в крупный вулканический район Флегрейские поля, расположенный к западу от Неаполя на берегу залива Поццуоли.

Именно там находится небольшая пещера, которая была очень популярна среди туристов. Её также посещали известные люди: Гёте, Александр Дюма, Марк Твен и многие другие.

Что же могло привлекать туристов в этой пещере?

В этой пещере гиды устраивали следующий аттракцион. Вместе с посетителями в неё заводили небольшую собаку. Через некоторое время животное теряло сознание, при этом туристы в пещере не ощущали никакого дискомфорта. Собаку приводили в чувство погружением в холодные воды ближайшего озера Аньяно, которое было загрязнено и осушено в 1870 г.

Почему так происходило, в чем дело?

Что же так негативно действовало на собаку, что она задыхалась и могла погибнуть? Напомню, что пещера находится в вулканическом районе. Предположите, какой газ вулканического происхождения может выходить из фумаролы в этой пещере, если известно, что он представляет собой бинарное соединение, одним из элементов которого является кислород.

(Верно, высокая концентрация углекислого газа вызывает не только у собаки, но и у человека очень тяжёлое дыхание, усталость до изнеможения, головную боль. Длительное воздействие этого газа может вызвать необратимое влияние на здоровье, потерю сознания и смерть.)

Итак, речь идет об углекислом газе.



  1. А что вы о нем знаете?

(Заполнение учащимися таблицы «ДО И ПОСЛЕ»)


Что я знаю

(отметьте номер утверждения)

что узнал(а)

о чем мне нельзя забывать?

1

2

3

4

1

2

3

4

5


6


7

8

9

10


11


12

Формула СО2 -оксид углерода (VI)

Бесцветный газ

Без запаха

Растворяется в воде

Получается в результате гниения, горения

Выделяется при действии кислот на карбонаты (соли угольной кислоты)

Не поддерживает горение

Важен для живой природы

Вреден для здоровья человека

Используется в пищевой промышленности

Существует несколько способов поглощения углекислого газа

В промышленности получают обжигом известняка (СаСО3)





  1. Подытожим. Какая тема урока у нас сегодня?



Углекислый газ – оксид углерода (VI).

И что мы предполагаем делать на уроке? Что хотим узнать? (Ответы учащихся)

  • Физические свойства углекислого газа

  • Получение

  • Химические свойства углекислого газа

  • Применение углекислого газа

Запишем в тетради тему урока.



  1. Историческая справка (немного из истории)

Понятие «газ» впервые ввел в науку в 1609 г. голландский врач и алхимик Ян Баптист ванн Гельмонт. Проводя научные опыты, он сжег 62 фунта угля и получил один фунт золы. Тогда он сделал вывод: «Следовательно, остальной уголь (61 фунт) превратился в лесной дух . Этот дух я называю новым именем – «газ».

!!!!!!Раньше алхимики считали веществом не углекислый газ, а огонь

Герой сегодняшнего урока – УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ



  1. Формула углекислого газа и ее строение

(Записали в тетради)



  1. Физические свойства углекислого газа (Записать в тетрадь)

Первую подсказку об углекислом газе мы найдем в романе А. Конан Дойла «Маракотова бездна»

В романе А. Конан Дойла «Маракотова бездна» есть эпизод, когда исследователи морских глубин терпят катастрофу и их батискаф остается на дне океана.

«Жить нам оставалось совсем недолго. Воздух был тяжелый, спертый. Он был так пропитан углекислотой, что живительная струя сжатого кислорода с трудом выходила из баллона. Встав на диван, можно было глотнуть чистого воздуха, но отравленная зона поднималась все выше и выше. Доктор Маракот безнадежно сложил руки и опустил голову на грудь. Сканлэн, отравленный углекислотой, вдруг сполз на пол. У меня кружилась голова. Я закрыл глаза и стал терять сознание.»

Вопросы. О каком состоянии говорится в тексте? Назовите физические свойства углекислого газа, перечисленные в тексте.

(Записали в тетради.)
!!!!!! Не поддерживает дыхание, тяжелее воздуха.

  1. Вернемся к «Собачей пещере» и ответим на вопрос

Как вы думаете, почему в этой пещере человек стоя может находиться длительное время, а собака задыхается и может погибнуть? В каких ситуациях об этом нужно помнить?



  1. Какая первая помощь необходима при отравлении углекислым газом?

( Вынести пострадавших на свежий воздух.)



И Как бороться с излишней углекислотой?

Например, как очистить воздух в подводных лодках, космических станциях и противогазе. Еще писатель фантаст Жюль Верн пытался ее решить в романе ««С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут»». (собрание сочинений в 8 томах. Том 2. Глава 23. Стр145.)

Таким образом, вопрос сводился к следующему: во-первых, как заменять потребляемый кислород таким же количеством нового и, во-вторых, как удалять выдыхаемую углекислоту. Обе задачи легко разрешались с помощью хлорноватокислого калия и едкого натра.

Хлорноватокислый калий представляет собою вещество, состоящее из белых крупинок. При нагревании свыше четырехсот градусов он выделяет кислород и превращается в хлористый калий. Для получения семи фунтов кислорода, то есть количества, необходимого для суточного потребления путешественников, достаточно было взять восемнадцать фунтов хлорноватокислого калия. Вот каким путем восстанавливался запас кислорода.

Едкий натр – вещество, энергично поглощающее углекислоту, которая всегда находится в атмосфере. Стоит взболтать раствор едкого натра, и он тотчас начинает поглощать углекислоту, которая вместе с натром образует угленатровую соль. Вот каким образом устранялась углекислота.

Итак, одновременно добывая кислород и удаляя углекислоту, можно восстанавливать живительные свойства воздуха. Химики Реньо и Рейзе доказали это на целом ряде опытов. Однако эти опыты до сих пор производились только над животными. Поэтому, несмотря на весь авторитет упомянутых ученых, рискованно было подвергать подобному опыту людей при невозможности вовремя изменить его обстановку.



Ж.Верн предусмотрел для своих героев аппарат на основе хлорноватокислого калия и едкого натра, для регенерации воздуха, которым должны были дышать путешественники. Описание прибора весьма наивно, но сама идея правильна и позволяет очищать воздух для дыхания людей в замкнутом пространстве.

Какой выход нашли современные ученые?

(Именно гидроксид кальция был применен в кислородных аппаратах закрытого типа, используемый альпинистами в Гималайском высокогорье. Кроме того, изолирующие противогазы пожарных, шахтеров, военных обязательно имеют аналогичный поглотитель для отработанных продуктов дыхания.)


10.Следующая часть нашего урока – экспериментальная.

Получение углекислого газа и изучение его свойств.

  1. Установите признак, объединяющий указанные объекты



  1. Перед работой необходимо, как всегда, повторить правила ТБ. (Памятки перед вами, кто не помнит правила)

Проверка «Да» - «Нет» если «да» - встаем, если «нет»- сидим

В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.

Нюхать можно любые вещества, а пробовать нет.

Без указания учителя не смешивайте неизвестные вам веществ.

Если случайно кислота или щелочь попадет на руки или одежду, протрите их салфеткой.

Не наливайте и не перемешивайте реактивы вблизи лица.

Отверстие пробирки или колбы нужно направлять в сторону от себя и соседей, особенно при нагревании.

Остатки веществ следует высыпать и выливать обратно в сосуд с чистыми веществами.

Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус! 

Заполнение «Журнала инструктажа».





  1. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств.

Технологическая карта.

Цель работы: 1. Научиться получать оксид углерода и выполнять химические реакции, характеризующие его свойства.

2. Сделать выводы

3. Соблюдать правила техники безопасности при работе.


ХОД РАБОТЫ:

  1. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств


действие

наблюдение

Процесс (уравнение реакции)

1

Поместите в пробирку несколько кусочков мела (СаСО3) и прилейте немного разбавленной соляной кислоты (НСl). Пробирку быстро закройте пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки поместите в стакан.




2

Наполнение стакана проверяйте горящей спичкой или горящей свечей. (Свойство СО2)



Вывод: 1. (способ получения) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. (проявленное свойство) __________________________________________________________________________________________________________________________________________




ОБЩИЙ ВЫВОД ___________ (лабораторный способ получения СО2)

2.Качественная реакция на углекислый газ. (Поглощение углекислого газа известковой водой)


действие

наблюдение

Процесс (уравнение реакции)

1

Конец трубки поместите в пробирку, в которой находится 2-3 мл известковой воды (Са(ОН)2).


Несколько минут пропускайте выделяющийся газ через известковую воду.


Почему при пропускании образующегося газа через раствор известко­вой воды сначала происходит помутнение?

2

В пробирке 3 3 мл разбавленного раствора гидроксида натрия (NaOH).

Добавьте к нему несколько капель фенолфталеина.

Пропустите через раствор выделяющийся газ.


Почему исчезло малиновое окрашивание раствора?

Вывод: 1. Качественной реакцией на углекислый газ является: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Каким образом можно нейтрализовать углекислый газ? А)______________________________________________________________________________________б)______________________________________________________________________________________




При проведение эксперимента вы познакомились с лабораторным способом получения углекислого газа. Подумайте, что объединяет ваш эксперимент и следующий исторический факт из жизни Клеопатры (книга А.И. Ефремова «Клеопатра»):

 «Она вынула из шкатулки одну из жемчужин и бросила её в яблочный уксус. Потрясенные гости, наблюдали, как дорогая жемчужина медленно растворяется с выделением пузырьков бесцветного газа. Когда от нее не осталось и следа, Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая полученный эликсир, и выпила весь до последней капли».


В лабораторном опыте мы получали углекислый газ действием соляной кислоты на мел – карбонат кальция.

Клеопатра растворяла жемчужину, тот же карбонат кальция, в уксусной кислоте, при этой реакции выделялись пузырьки углекислого газа.

- Назовите общий лабораторный способ получения углекислого газа.

(Углекислый газ в лаборатории получают действием кислот на соли – карбонаты.)

А в промышленности? ( работа с учебником, ответы учащихся)



ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Вернемся к опросному листу. Пересмотрите ваши утверждения и заполните вторую и третью графу таблицы.

Ответьте на вопросы:

  1. Поменяли ли вы какой-либо из ваших ответов. Если да, то какой?

  2. Какое из этих утверждений наиболее важно для вас? Почему?



Мнения и высказывания гостей. Отметки учащимся.