СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Оксиды. Состав, классификация, номенклатура.»,

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок. Текст .

Просмотр содержимого документа
««Оксиды. Состав, классификация, номенклатура.»,»

Конспект урока по химии по теме «Оксиды. Состав, классификация, номенклатура.», 

8 класс


УМК «Химия. 8 класс» О. С. Габриеляна

Учитель химии Щенникова С.В.

МОУ "Осташевская СОШ".


Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока.


Образовательные

  • повторить понятие об оксидах

  • продолжить формирование умения составлять формулы веществ, используя валентность элементов, названия веществ.

  • закрепить знания химической номенклатуры для бинарных соединений

  • показать значение оксидов в природе и жизни человека.

Развивающие

  • Развивать речевые навыки, наблюдение и умение делать выводы

  • развивать умение работать коллективно

  • Развивать интерес к химической науке

Воспитательные

Воспитывать умение работать в атмосфере поиска, творчества, прививать чувство ответственности за выполненную работу, самостоятельность, общительность, коммуникабельность. Продолжить формирование у учащихся грамотной речи при ответах; воспитывать ответственность за результаты работы; формировать коммуникативные качества обучающихся при организации работы в парах; формировать самостоятельность,  познавательный интерес, ценностное отношение  к химии как науке и учебному предмету; прививать любовь к родному краю и к окружающей среде.

Задачи урока:

1) Изучить основные правила  химической номенклатуры оксидов и научиться давать им названия.

2) Познакомить учащихся с классификацией оксидов на основании их физических и химических свойств.

3)Сформировать понятия «кислотный оксид», «основный оксид», "амфотерный оксид" «солеобразующий оксид», «несолеобразующий оксид».

5) Расширить кругозор учащихся о значении оксидов в природе и деятельности человека.


Методы: словесно-наглядный (рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации по теме урока); выполнение заданий , заполнение таблиц и схем); контроль знаний.


План урока:

1. Понятие об оксидах.

2. Номенклатура оксидов.

3. Классификация оксидов по химическим свойствам.

7. Закрепление изученного материала.


Оборудование: ноутбук, проектор, экран, ПСХЭ Д.И. Менделеева, дидактический материал, учебник;, содержащих оксиды.


Ход урока:

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку

Актуализация знаний.

Мотивация учебной деятельности на успешную работу


Здравствуйте! Садитесь. Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной.

-Я бы хотела начать наш урок с загадки.

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Вначале урока вспоминаем все, что ученики уже знают об оксидах. Загадка.

С кислородом ходит парой,
то металл, то неметалл он.
Дружбу связями скрипит.
Всем известный класс
_____________
ОКСИД.

Выпишите формулы этих соединений

Al2O3 CaO CO2

Какой класс сложных веществ нам предстоит изучить?

 Назовите тему сегодняшнего урока? (учащиеся: оксиды)

- Верно. Вы правильно определили тему сегодняшнего урока

«Оксиды. Состав, классификация, номенклатура».

( Запись темы урока «Оксиды» в тетрадь)


Этап «открытия нового знания»

  1. Определение класса оксидов

Проанализируйте формулы. Что общего во всех этих веществах?

( Учащиеся выделяют общие признаки оксидов, )

- Сформулируем  определение оксидов, ответив на 3 вопроса.

В ходе анализа справа от формул учитель делает краткую запись на доске, а учащиеся в тетради:

а) какие вещества по составу?                                                     

б) сколько  элементов в составе?                              

в) какой элемент обязательно входит в состав оксидов, его валентность?        

  

Al2O3  1. Сложные вещества.

CaO 2. Состоят из 2 х.э.

CO3. О, II

(создание проблемной ситуации и ее решение)

А это оксид? H2O2

( учащиеся- это не оксид, т.к. валентность кислорода равна 1)

- Дайте определение оксидам (Оксиды - это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород c валентностью -2).

(учащиеся записывают определение в тетрадь).

Выведите общую формулу класса оксидов.

II

ЭxОy

Классификация оксидов (оксиды металлов, оксиды неметаллов).

Первичная проверка усвоения нового материала.

Составьте формулы оксидов: оксид бария, оксид алюминия, оксид калия, оксид углерода(IV), оксид серы(VI) , оксид железа(III)


2) Номенклатура (названия) оксидов.

Попробуйте правильно назвать оксиды, формулы которых записаны К2О, FeO, Fe2O3

Названия оксидов, в состав которых входят химические элементы с постоянной валентностью, даются без упоминания валентности.

Если же они образованны химическими элементами с переменной валентностью, то рядом с названием оксида ставится в скобках валентность

Алгоритм построения названий оксидов:

Оксид + название элемента в родительном падеже  (валентность в случае ее переменности) Учащиеся записывают алгоритм в тетрадь.


Первичная проверка усвоения нового материала.


3) Игра «Волшебный цветок»

Сорвать все лепестки с формулами оксидов.

(Учащиеся работают в группах, выбирают формулы оксидов, мотивируя свой выбор).

MgO, KOH, O3, SO3, SO2, Al2S3, CaCO3, Аl2O3,  Mg(OH)2, CO2, Na3N, HCl, CaO, H2CO3, P2O5, FeCl3, Na2O, H2SO4, СuО, Cu2O, HNO3 ,NH3












(создание проблемной ситуации и ее решение)

х, самоконтроль по шаблону) У вас на столах лежат карточки.

3) Многие оксиды встречаются в природе в виде полезных ископаемых, они находятся в окружающем нас воздухе, образуются в результате деятельности человека. Сейчас вы познакомитесь с образцами оксидов. (работа с коллекцией природных оксидов)

  • Н2О - вода - оксид водорода

  • Al2О3- оксид алюминия - глинозём

  • SiO2 - кварц, кремнезём, речной песок, яшма – оксид кремния

  • СаО - оксид кальция - негашеная известь

  • MnO2 - оксид марганца (IV) - пиролюзит

  • MgO - оксид магния - жженая магнезия

  • Fe2O3 - оксид железа (III) - красный железняк (гематит)

Те оксиды, с которыми вы познакомились используются человеком в строительстве, для производства металлов, стекла, как поделочные материалы.

5) Составьте формулы названных в тексте оксидов (работа с текстом в группе, самоконтроль по шаблону)

В земной коре – литосфере – находится оксид алюминия ________ (глина), оксид кремния (IV) _____ (песок), оксид железа (III) ______ (содержится в красном железняке). Водная оболочка Земли – гидросфера – оксид водорода _____. В воздухе есть оксид углерода (IV) ______ (углекислый газ). В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода (II) _____ (угарный газ), оксид серы (IV) ______ (сернистый газ), оксид азота (II) ____ и оксид азота (IV) ______.

Ответ: оксид алюминия - Al2O3, оксид кремния - SiO2, оксид железа (III) - Fe2O3, оксид водорода - Н2О, оксид углерода (IV) - СО2, оксид серы (IV) - SO2, оксид азота (II) – NO, оксид азота (IV) - NO2


Физминутка. Трудным оказался путь, надо бы передохнуть. (Зарядка для глаз)



6) Классификация оксидов - раздаем каждому ученику схемы.





Основные оксиды


Основными оксидами называются такие оксиды металлов, которым соответствуют гидроксиды, относящиеся к классу оснований.
К основным оксидам относятся, например:
Na2O, K2O, MgO, CaO и т.д.
Химические свойства основных оксидов
1. Растворимые в воде основные оксиды вступают в реакцию с водой, образуя основания:
Na2O + H2O = 2NaOH.

Запомните!

Каждому основному оксиду
соответствует определенное основание.
Например:

Na2O → NaOH
CaO → Ca(OH)2
Al2O3→ Al(OH)3
FeO → Fe(OH)2
Fe2O3 → Fe(OH)3


Кислотные оксиды

- это оксиды неметалллов

которым соответствуют гидроксиды, относящие к классу кислот. Это, например,

CO2, SO3, P2O5, N2O3, Cl2O5, Mn2O7 и т.д.

1. Взаимодействуют с водой, образуя кислоту:
SO3 + H2O = H2SO4.
Но не все кислотные оксиды непосредственно реагируют с водой (SiO2 и др.).

Запомните!


Каждому кислотному оксиду соответствует определенная кислота. Например:

СО2 → Н2СО3

SО2 → H2SО3

SО3 → Н2SО4

N2О5 → HNO3

P2О5 → H3PO4

Амфотерные оксиды.

В состав амфотерного оксида входит элемент, который обладает амфотерными свойствами. Под амфотерностью понимают способность соединений проявлять в зависимости от условий кислотные и основные свойства. Например, оксид цинка ZnO может быть как основанием, так и кислотой

(Zn(OH)2 и H2ZnO2).

Амфотерность выражается в том, что в зависимости от условий амфотерные оксиды проявляют либо осно́вные, либо кислотные свойства.

1. Взаимодействуют с кислотами, образуя соль и воду:

ZnO + 2HCl = ZnCl2 + H2O.

2. Реагируют с твёрдыми щелочами (при сплавлении), образуя в результате реакции соль и воду:

ZnO + 2NaOH = Na2 ZnO2 + H2O.


Силу уму придают упражнения:

IV. Контроль знаний, обратная связь

( самостоятельная работа учащихся, оценка своей работы по ключу)

Тест по теме: «Оксиды».

1.Общая формула оксидов.

А) ЭxОy       Б) ЭхНу      В) ЭхНуО

2.  Ряд формул, в котором все вещества оксиды:

            А) ZnO, ZnCl2, H2O         Б) CaO, NaOH, NH3        В)SO3, MgO, CuO    

3. Оксид марганца (IV) имеет формулу

              А)Mn2O7       Б) MnO2             В) MnF4

4. Установите соответствие между формулой оксида и названием

       Формула оксида                                           Название оксида

1.NO                                            А) оксид азота  (II)

2.N2O3                                         Б) оксид азота (IV)

3.NO2                                             В) оксид азота (III)

   Г) оксид азота (V)   

5.  Запишите формулы: оксид натрия, оксид углерода (IV), оксид фосфора (V)



V.Подведение итогов. Рефлексия.

(Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия)

Молодцы, вы сегодня хорошо работали. Мы все вместе узнали что-то новое и всё же каждый для себя совершил какое- то открытие. Поделитесь этим открытием, закончите предложение:

Сегодня на уроке 

  • Мне удалось...

  • Я узнал(а) много нового …

  • Я научился …

  • Мне необходимо …

Запишите продолжение этого предложения в тетрадях. Итак, озвучьте свои записи.

(мы сегодня научились находить формулы оксидов среди других веществ, называть оксиды и составлять формулы по названиям, познакомились с отдельными представителями оксидов.)


Позвольте и мне продолжить эту фразу.

Сегодня на уроке мне удалось пообщаться с замечательными молодыми людьми, которые станут украшением нашего общества.


Так как, урок необычный, я разрешаю вам поставить каждому из вас себе оценку.

Оцените себя.


  1. Домашнее задание: § 18 упр. 1

Используя дополнительную литературу подготовить сообщение на тему: «Применение оксидов».




Приложение


I. Составьте формулы оксидов: 


оксид бария,

оксид алюминия,

оксид калия,

оксид углерода(IV)

оксид серы(VI)

оксид железа(III)


Составьте формулы оксидов: 


оксид бария,

оксид алюминия,

оксид калия,

оксид углерода(IV)

оксид серы(VI)

оксид железа(III)


II.


III








IV3) Игра «Волшебный цветок»

Сорвать все лепестки с формулами оксидов.

(Учащиеся работают в группах, выбирают формулы оксидов, мотивируя свой выбор).

MgO, KOH, O3, SO3, SO2, Al2S3, CaCO3, Аl2O3,  Mg(OH)2, CO2, Na3N, HCl, CaO, H2CO3, P2O5, FeCl3, Na2O, H2SO4, СuО, Cu2O, HNO3 ,NH3












(создание проблемной ситуации и ее решение)

х, самоконтроль по шаблону) У вас на столах лежат карточки.