СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по истории 9 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания школьного этапа олимпиады 9 класс, ключи к заданиям, 2017 год

Просмотр содержимого документа
«+История_задания_9»

Школьный (I) этап Всероссийской олимпиады школьников по истории

Кострома 2016 - 2017 учебный год

Олимпиадные задания 9 класс

Задание 1. Выберите правильные ответы (9 баллов). Ответы занесите в таблицу.

1) Какое из этих путешествий нельзя было совершить по железной дороге?

А. Из Москвы в Петербург в 1855 г.

Б. Из Москвы в Варшаву в 1865 г.

В. Из Москвы в Казань в 1871 г.

Г. Из Москвы во Владивосток в 1903 г.

2) Кто из этих исследователей не состоял на русской службе?

А. Баренц

Б. Беринг

В. Крузенштерн

Г. Стеллер

3) Какой из перечисленных городов в домонгольский период не был центром самостоятельного княжения?

А. Туров

Б. Путивль

В. Нижний Новгород

Г. Теребовль

4) Где никогда не командовал войсками А.В. Суворов?

А. В Крыму

Б. В Польше

В. Во Франции

Г. В Италии

5) У кого из этих государственных деятелей не было такого ордена?

А. Орден Андрея Первозванного - А.Д. Меншиков

Б. Орден Победы – А.М. Василевский

В. Орден Св. Александра Невского – М.А. Милорадович

Г. Орден Суворова – П.А. Румянцев

6) Какой из этих товаров Россия в XVII в. не экспортировала в Западную Европу?

А. Коксующийся уголь Б. Поташ

В. Строевой лес Г. Пенька

7) В Наваринском сражении на корабле «Азов», уничтожившем пять турецких судов,

офицерами были сразу несколько знаменитых флотоводцев. Определите, кто не

относится к их числу:

А. М.П. Лазарев Б. Ф.Ф. Ушаков

В. В.А. Корнилов Г. П.С. Нахимов

8) Кто из героев войны 1812 г. не участвовал в обороне Смоленска?

А. Д.П. Неверовский Б. И. Ф. Паскевич

В. Д. С. Дохтуров Г. С. К. Вязмитинов

9) Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть в России в начале XIX века принадлежала:

А) Государственному совету; В) Сенату;

Б) императору; Г) Синоду.

10. К характерным чертам экономического развития России в первой половине XIXв. не относится:

А) начало промышленного переворота; В) развитие внутреннего рынка;

Б) расцвет крестьянских хозяйств; Г) кризис крепостнических отношений.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10












2. Перед Вами выдержки из законодательных актов, в которых отразилась история закрепощения крестьян в России на протяжении нескольких столетий. Запишите в таблицу цифру, под которой указан законодательный акт в соответствии с датой его принятия. Запишите также имя правителя, при котором вступил в действие соответствующий законодательный акт. (5 баллов)

1. «Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу, то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам; и если последует от нас решение желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в Гражданской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин».

2. «Кто из помещиков пожелает своих людей и крестьян, также и женск пол, которые вместо должных по своим знаниям услуг, воровством, пьянством и прочими непристойными предерзостными поступками, многие вред, разорения, убытки и беспокойства приключают ˂…˂ таковых за оные непотребства, однако ж годных к крестьянской и другой работе, летами не старее 45 лет, отдавать к объявленному поселению, коих для помянутого отправления в Сибирь, принимать по заручным доношениям, от самих помещиков или от их поверенных, а помещикам или их поверенным давать для зачета в будущие наборы в рекруты надлежащие квитанции…».

3. «А христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина…».

4. «...Правительствующий Сенат ˂…˂ за нужное почел сим е. и. в. указом еще обнародовать, чтоб помещичьи люди и крестьяне ˂…˂ имели бы к помещикам своим должное повиновение и беспрекословное во всем послушание; как о том издревле от самодержавных предков е. и. в. узаконено, без всякой отмены, повелевая таковых, кто отважился возмущать людей и крестьян к неповиновению их помещикам, тотчас брать под караул ˂…˂ А буде и по обнародовании сего е. и. в. указа, которые люди и крестьяне в должном у помещиков своих послушании не останутся и ˂…˂ на помещиков своих челобитные, а наипаче е. и. в. в собственныя руки подавать отважатся, так как челобитчики, так и сочинители сих челобитен наказаны будут кнутом, и прямо сошлются в вечную работу в Нерчинск, с зачетом их помещикам в рекруты».

5. «Будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянех и о бобылях ˂…˂ и тех крестьян и бобылей по суду и по сыску отдавати по писцовым книгам, которыя книги писцы в Поместной приказ отдали после московского пожару прошлого 134-го году (1625 г.) ˂…˂ А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет».

Правители государства:

А) Михаил Федорович

Б) Алексей Михайлович

В) Елизавета Петровна

Г) Иван III

Д) Екатерина II

Е) Александр I

Дата принятия законодательного акта

Выдержки из законодательного акта

Имя правителя

1490-е годы



1640-е годы



1760 г.



1767 год



1803 г.




3. Кто лишний? Что лишнее?

Укажите, что является лишним в каждом ряду. Свой ответ поясните (до 2 баллов за каждый правильный ответ, максимально – 8).

1) Софья Палеолог - Соломония Сабурова – Елена Глинская.

2) Голицыны – Куракины – Стапицкие.

3) Макарий – Сильвестр – А.Ф.А дашев – Ермак – А.М. Курбский.

4) Крещение – миропомазание – исповедь – причащение – брак – венчание на царство –священство – елеосвящение.

5) Отмена жестоких телесных наказаний, введение всесословной воинской повинности, увеличение числа военных учебных заведений

4. В приведенном ниже тексте содержатся намеренные ошибки. Найдите их и исправьте. (Максимальный балл – 15).

«Народничество базируется на концепции «крестьянского социализма», родоначальниками которой были А.И. Герцен и Н.П. Огарев. Основные положения этой концепции – возможность России через крестьянскую общину сразу, минуя капитализм, перейти к социалистическому обществу.

Первая организация народников – «Черный передел» - возникла в 1876 году. Постепенно в народничестве оформились два направления: революционное и реформаторское. Образуются новые организации народников: партия анархистов (руководитель М.А. Бакунин), пропагандистская партия (руководитель П.Л. Лавров), заговорщическая партия (руководитель П.Н. Ткачев)

Отдельно оформляется террористическая организация народников – «Народная воля», во главе которой стояли Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, А.И. Желябов, С.Л. Перовская. Народовольцы все силы отдали подготовке и проведению в жизнь покушения на царя. 1 марта 1881 года Александр III был убит. Но надежды народников на подъем массовой освободительной борьбы не оправдались».


5. Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

  1. Редакционные комиссии для составления проекта крестьянской реформы возглавил Я.И. Ростовцев.

  2. 19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права.

  3. Тильзитский мирный договор был заключен зимой 1807 г.

  4. Главным идеологом «Теории официальной народности» стал граф Уваров.

  5. Первую русскую кругосветную экспедицию возглавил И.Ф. Крузенштерн.

  6. Воспитателем Александра II был Ф. Лагарп, выписанный из Швейцарии.

  7. Программным документом Северного общества стала «Конституция» П. Пестеля.

  8. Автором картины «Явление Христа народу» является А.А. Иванов.

  9. Категория крестьян, появившаяся после отмены крепостного права, в которую включались те, кто должен был отбывать барщину или платить оброк, назывались временнообязанными.

  10. В конце XIX века Россия вошла в Тройственный союз.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10












12 . ИСТОРИЧЕСКОЕ ЭССЕ

Максимальная оценка – 20 баллов

Перед Вами высказывания историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).

2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).

3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.

4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.


Имейте в виду, что Жюри, оценивая Вашу работу, будет руководствоваться следующими критериями:

1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.

4. Четкость и доказательность основных положений работы.

5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.


Темы эссе:

1. «Жестоко расправляясь со своими противниками из числа других русских князей, не брезгуя для этого татарской помощью, Калита добился значительного усиления могущества Московского княжества» (Л.В. Черепнин).


2. «В конечном выводе изучение военного и гражданского управления России при Павле заставляет признать, что этот государь имел трезвый и практический ум и способность к системе; что мероприятия его направлены были против глубоких язв и злоупотреблений» (Ф.В. Растопчин).


3. «Коренной из всех его (Наполеона) ошибок была ошибка, происшедшая от полного незнания и непонимания русского народа. Не только он, но и буквально никто в Европе не предвидел, до каких высот героизма способен подняться русский народ, когда дело идет о защите родины» (Е.В. Тарле).


4. «Об императоре Александре III все знали, что, не желая никаких завоеваний, приобретений, никаких военных лавров, император никогда, ни в коем случае не поступится честью и достоинством вверенной ему Богом России» (С.Ю. Витте).




3

Муниципальное бюджетное учреждение города Костромы

«Городской центр обеспечения качества образования»



Просмотр содержимого документа
«+История_ключи_9»

Школьный (I) этап Всероссийской олимпиады школьников по истории

Кострома 2016 - 2017 учебный год

Ключи к олимпиадным заданиям по истории 9 класс

(максимальное количество баллов – 100)

1. Выберите верные варианты ответов (10 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

г

а

в

в

г

а

б

г

б

б


2. Перед Вами выдержки из законодательных актов, в которых отразилась история закрепощения крестьян в России на протяжении нескольких столетий. Запишите в таблицу цифру, под которой указан законодательный акт в соответствии с датой его принятия. Запишите также имя правителя, при котором вступил в действие соответствующий законодательный акт. (10 баллов)

Дата принятия законодательного акта


Выдержки из законодательного акта

Имя правителя

1490-е годы

3

г

1640 годы

5

б

1760 г.

2

в

1767 г

4

д

1803 г

1

е


3. Кто лишний? Что лишнее? Укажите, что является лишним в каждом ряду. Свой ответ поясните (до 2 баллов за каждый правильный ответ, максимально – 10).

1. Софья Палолог, остальные – жены Василия I

2. Старицкие, остальные – из рода Гедиминовичей.

3. Ермак; остальные – члены Избранной Рады.

4. Венчание на царство; остальное – церковные таинства

5. Мероприятия военных реформ 1860-х – 1870-х гг.


4. В приведенном ниже тексте содержатся намеренные ошибки. Найдите их и исправьте.

Максимальный балл – 10, по 2 балла за каждую верно найденную ошибку.

Ошибки в тексте:

1. Авторами концепции «крестьянского социализма» были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский, а не Н.П. Огарев;

2. Первая организация народников называлась «Земля и воля»;

3. Анархизм, пропагандисты, заговорщики – это идейные течения, а не организации, соответственно перечисленные лица были их идеологами, а не руководителями партий;

4. Плеханов и Засулич не были руководителями «Народной воли», они возглавили «Черный передел» после раскола «Земли и воли» в 1879 г.

5. 1 марта 1881 года было совершено покушение на Александра II, а не на Александра III.


5. Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». Внесите свои ответы в таблицу. По 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально 10 баллов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Да

Да

Нет

Да

Да

Нет

Нет

Да

Да

Нет


12 . ИСТОРИЧЕСКОЕ ЭССЕ

Максимальная оценка – 50 баллов

Перед Вами высказывания историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).

2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).

3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.

4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

Имейте в виду, что Жюри, оценивая Вашу работу, будет руководствоваться следующими критериями:

1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.

4. Четкость и доказательность основных положений работы.

5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.


2

Муниципальное бюджетное учреждение города Костромы

«Городской центр обеспечения качества образования»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!