СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по истории, 9 класс, ВОШ, 2021 год

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Олимпиада. Задания по истории для обучающихся 9 класса - ВОШ, 2021 год..

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по истории, 9 класс, ВОШ, 2021 год»

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. 9 КЛАСС

Задание 1. Установите соответствие между терминами и временем их появления. За полностью правильный ответ –2 балла.

ТЕРМИНЫ

ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ

  1. вира

  2. баскаки

  3. приказы

  4. стрельцы

1) XIII в.

2) XI в.

3) XVI в.

4) XV в.

5) XIV в.


Задание 2. Установите соответствие между терминами и их определениями. За ответ –2 балла.



  1. Вотчина

  2. наместник

  3. рада

  4. кормление

  5. пожилое

  1. система содержания должностных лиц за счет местного населения

  2. глава местного управления, назначенный центральной властью

  3. совет знати в Великом княжестве Литовском

  4. территория, выделенная во владение одному из младших членов княжеского рода

  5. плата крестьян при уходе от землевладельца

  6. земельное владение, которое передавалось от отца к сыну


Задание 3. По какому историческому критерию образованы ряды. По 2 б. за ряд, всего 8 б.

А) Дворянство, духовенство, мещане, крестьяне, купечество

Б) 1478, 1510, 1514, 1521

Г) Алексей Басманов, Малюта Скуратов, Афанасий Вяземский.

Д)  1772, 1793, 1795

Задание 4. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишняя характеристика. За правильный ответ –2 балла.

ИМЕНА

СО­БЫ­ТИЯ

А) Федор Алек­се­е­вич

Б) Ва­си­лий Шуй­ский

В) Ми­ха­ил Ро­ма­нов

Г) Иван IV

1) за­вер­ше­ние Смуты

2) вос­ста­ние Ивана Бо­лот­ни­ко­ва

3) от­ме­на мест­ни­че­ства

4) битва на реке Калке

5) Ли­вон­ская война

Задание 5. Определите хронологический порядок создания памятников архитектуры. Занесите буквенные обозначения событий в хронологическом порядке в приведенную таблицу. По 2 балла за каждое задание, всего за ответ 6 баллов.

А) Зим­ний дво­рец в Санкт-Пе­тер­бур­ге

Б) Успен­ский собор во Вла­ди­ми­ре

В) цер­ковь Воз­не­се­ния в Ко­ло­мен­ском

Г) Со­фий­ский собор в Киеве

Д) храм Ва­си­лия Бла­жен­но­го в Москве

5.2. Рас­по­ло­жи­те сле­ду­ю­щие тер­ри­то­рии в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти их вхож­де­ния в со­став Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны тер­ри­то­рии, в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти в ответ.

А) Нов­го­род­ская земля

Б) Ле­во­бе­реж­ная Укра­и­на

В) Эст­лян­дия

Г) Ка­зан­ское хан­ство

Д) Крым

5.3. Расположите в хронологической последовательности правление царей из династии Романовых.

А) Алексей Романов Тишайший

Б) Екатерина 2

В) Михаил Федорович Романов

Г) Петр 1

Д) Анна Ивановна

Задание 6. Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Вставляемые понятия (имена, даты, термины) занесите под соответствующими порядковыми номерами в таблицу. 1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл – 18.

Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 15).

В ___(1)___ г. при неясных обстоятельствах в __(2 – название города)______погиб, якобы напоровшись на нож в припадке эпилепсии, последний из прямых наследников престола царевич __(3 – имя)_. Со смертью бездетного царя _ (4 –имя и отчество)___ в __(5)__ г. прекратилась старая династия. На Земском соборе был избран новый царь. Преобладание на соборе сторонников боярина ______(6 – имя и фамилия)___ предопределило его победу. Это был энергичный и честолюбивый государственный деятель. При нем происходило дальнейшее продвижение в Сибирь, осваивались южные районы страны. После продолжительной войны со Швецией в __(7)__ г. был заключен __(8 – название мирного договора)__ мир. Россия вернула себе земли на берегу __________ (9) моря, утерянные в результате ___ (10 – название войны)___ войны: _____(11)___, __(12)___, _(13)____, (14)____. Крупным успехом было учреждение патриаршества в России. Первым русским патриархом в __(15)г. был избран _(16 – имя)_. Вскоре положение в стране обострилось из-за длительного неурожая. В центре страны в _____ ( 17, год) вспыхнуло восстание под предводительством __(18 – имя предводителя)_. Оно было жестоко подавлено, а его руководитель казнен в Москве.

Задание 7. Изучите карту, выполните задания

7.1. Укажите известные вам названия страны, находившейся в IIIXXI веках на территории, обозначенной на карте цифрой 7. По 2 балла за каждый ответ , всего – 8 баллов.

7.2. Укажите название союза восточнославянских племен, территория которого обозначена на карте цифрой 3 За полностью правильный ответ –2 балла.

7.3. Назовите князя, включившего в состав русского государства Червенскую Русь.За ответ 2 б

7.4. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? За полностью правильный ответ –2 балла.

1) В городе, обозначенном на схеме цифрой «1», крестился киевский князь Владимир.

2) Цифрой «2» на схеме обозначена территория восточнославянского племенного союза вятичей.

3) На схеме обозначен город, названный монголами «злым городом» за стойкость его защитников во время Батыева нашествия на Русь.

4) Город, обозначенный на схеме цифрой «5», расположен в том месте, где теперь находится Санкт-Петербург.

5) С середины XI в. половецкие племена кочевали в районе, обозначенном на схеме цифрой «8».

6) Территория, обозначенная в легенде схемы цифрой «4», вошла в состав Древнерусского государства при князе Олеге Вещем.

8. Определите место расположения памятников. Напишите, какому событию они посвящены

1 балл за каждый правильный город + 2 балла за повод, максимальный балл – 18 баллов.


1

2

3

4

5

6


9. Прочитайте отрывок из ра­бо­ты историка Н. И.Костомарова и выполните задания За правильный ответ – 20 баллов

Он был чрезвычайно благочестив, любил читать священные книги, ссылаться на них и руководиться ими; никто не мог превзойти его в соблюдении постов: в великую четыредесятницу этот Государь стоял каждый день часов по пяти в церкви и клал тысячами поклоны, а по понедельникам, средам и пятницам ел один ржаной хлеб. Даже в прочие дни года, когда церковный устав разрешал мясо или рыбу, Царь отличался трезвостью и умеренностью, хотя к столу его и подавалось до семидесяти блюд, которые он приказывал рассылать в виде царской подачи другим. Каждый день посещал он богослужение, хотя в этом случае и не был вовсе чужд ханжества, которое неизбежно проявится при сильной преданности букве благочестия; так, считая большим грехом пропустить обедню, Царь, однако, во время богослужения разговаривал о мирских делах со своими боярами. Чистота нравов его была безупречна: самый заклятый враг не смел бы заподозрить его в распущенности: он был примерный семьянин...

От природы он отличался самыми достохвальными личными свойствами, был добродушен в такой степени, что заслужил прозвище "тишайшего", хотя по вспыльчивости нрава позволял себе грубые выходки с придворными, сообразно веку и своему воспитанию, и однажды собственноручно оттаскал за бороду своего тестя Милославского. Впрочем, при тогдашней сравнительной простоте нравов при московском дворе, Царь вообще довольно бесцеремонно обращался со своими придворными. Будучи от природы веселого нрава, Царь (…) давал своим приближенным разные клички и в виде развлечения купал стольников в пруду в селе Коломенском. Но, (…) принадлежал к тем благодушным натурам, которые более всего хотят, чтоб у них на душе и вокруг них было светло; он неспособен был к затаенной злобе, продолжительной ненависти и потому, рассердившись на кого-нибудь, по вспыльчивости мог легко наделать ему оскорблений, но скоро успокаивался и старался примириться с тем, кого оскорбил в припадке гнева».

9.1.Назовите имя государя, о котором в нём говорится. К какому веку относится его правление?

9.2.Какую оценку дает государю автор текста? Чем был известен упомянутый в тексте Милославский?

9.3.О каких противоречиях в характере государя говорит автор? Как эти противоречия проявились в его политике?

10. Укажите название одного любого памятника культуры, находящегося в Вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В Вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов. – 10 баллов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!