СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по литературному чтению 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиада

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по литературному чтению 4 класс»

Олимпиада по литературному чтению 4 класс

1. Расшифруйте пословицы.           

  1. идно аз хевс и вес за огодно. ____________________________________________________________________________

  2. аз вимот кзыяом ен гоуниьшся ксимобо. ____________________________________________________________________________

  3. мольбшоу барлюко – шоелобь еваналип. ____________________________________________________________________________

  4. яакадж укриац сойв анесст хлатив. ____________________________________________________________________________

  5. тосьг ан опрог – сачтсье в омд. ____________________________________________________________________________

  6. молб тынес не проишбшёь. ____________________________________________________________________________

2. Прочитайте зашифрованные фамилии писателей и поэтов.

  1. Выпишите фамилии поэтов.

  2. Выпишите фамилии писателей, в творчестве которых есть сказки.

  3. Фамилия какого писателя лишняя и почему?

ГАРШИНЕКРАСОВПРИШВИНПУШКИНБЛОКТОЛСТОЙФЕТ

  1. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. ____________________________________________________________________________

3.Прочитай текст. Выполните задания к тексту.


Издавна берёза считалась особо почитаемым деревом у российского народа, потому что с ней связано немало обычаев и преданий. Крестьянские девушки заплетали в косы берёзовые ветки, а затем следили: если заплетённые ветки не увядали быстро — жди хороших событий, а если увядали скоро — плохих. Другое поверье гласило, что если берёзу уважить, воздать ей почести, то она передаст свою буйную силу хлебному полю.

Век березы — 300 лет. Но столько она живёт редко. 100—150 лет — вот предел жизни современной берёзы. Основная причина её гибели — болезни, и главные их виновники — любители берёзового сока.

Берёза красива в любое время года. Ранней весной, когда ещё и снег не весь растаял, ветви берёз темнеют, тяжелеют, и берёзовая роща напоминает кружево, сплетённое из чёрных и белых нитей. В это время начинается сокодвижение. Птицы и звери любят лакомиться берёзовым соком. Проделает птица клювом дырку в стволе и пьёт сок. Берёзовуюсоковицу любит заяц: откусит кончик веточки и, став столбиком, слизывает вытекающие капельки. Медведь проделает когтём царапину в коре и тоже лижет сок. Но эта беда те так велика, как та, что приносят берёзе люди, собирающие сок.

Но вот распустились берёзовые листья, и будто лёгкой прозрачной зелёной дымкой покрылась берёзовая роща. Золотая осень своим названием во многом обязана берёзе, так как осенние листья дерева желты, как этот драгоценный металл.

Стройная белоствольная берёза — одно из самых распространённых деревьев средней полосы России, с которой связано много древних обычаев и поверий. Может быть, поэтому она — неофициальный символ России.

3.1. В какой из указанных ниже литературных сборников вы бы поместили прочитанное произведение:

1) рассказы;

2) сказки;

3) энциклопедия;

4) повести

Ответ: __________________________________________________________

 

3.2. Подбери и запиши синонимы к словам.

Предания — ______________________________________________________

Гласит - __________________________________________________________

 

3.3. Запиши, как ты понимаешь смысл выражений.

Воздать почести - __________________________________________________

Буйная сила - ______________________________________________________

 

3.4. Восстанови последовательность событий (расставь цифры):

 Берёза ранней весной.

 Век берёзы.

 Символ России.

 Берёза осенью.

 Берёза — особенное дерево

 

3.5. Берёзе посвящено много произведений литературного творчества. Определи их жанры.

1) Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли-люли, стояла.

Люли-люли, стояла. _________________________________________________________________

 

2) Берёза крик унимает, свет наставляет, больных исцеляет. _________________________________________________________________

3) Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве три угодья: первое - больным на здоровье, второе - от тьмы свет, третье - людям колодец. _________________________________________________________________

 

4) Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой. __________________________________________________________________

 

5) «…Володя скинул сандалии, прыгнул на высокий пень около дерева и полез кверху, обхватывая ствол руками и ногами. Алёша смотрел на него с нескрываемой завистью. Зелёные пышные ветки росли на берёзе только на самом верху, где-то под облаками. Ствол был почти гладкий, с редкими выступами и обломками старых сучьев. Высоко над землёй он разделялся на два ствола, и они поднимались к небу, прямые, белые, стройные. Володя уже добрался до развилки и сидел, болтая ногами». _______________________________________________________________


 

  1. Запиши под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты. Примеры какого литературного приема остались ? Напиши.            

   

     а) глядел из печки огонек _________________________

     б) лес точно терем расписной  _____________________    

     в) буре плач его подобен  _________________________        

     г) белоснежная лебедушка _________________________

     д) уж небо осенью дышало ________________________

     е) седые моря ____________________________________


  1. Сказки перевёртыши. Рядом напиши её правильное название.

Утки – селезни - __________________________

Прекрасный цыплёнок - __________________________

Редиска - __________________________

Стройная кобыла - __________________________

Жарилко - __________________________

Жаба – домоседка - __________________________

Белый платочек - __________________________



  1. Перед тобой имена и отчества известных детских писателей и поэтов. Напиши их фамилии.

Александр Сергеевич
 
Иван Андреевич

Сергей Владимирович

Виталий Валентинович
 
Николай Николаевич
 
Самуил Яковлевич



 



























Ответы

1 Расшифруйте пословицы.            (По 1б. - 6 баллов)

1.идно аз хевс и вес за огодно. ____________Один за всех и все за одного.

2. аз вимот кзыяом ен гоуниьшся ксимобо. __За твоим языком не угонишься босиком

3.мольбшоу барлюко – шоелобь еваналип. __Большому кораблю – большое плавание

4.яакадж укриац сойв анесст хлатив.----- Каждая курица свой насест хвалит.

5. тосьг ан опрог – сачтсье в омд. ---Гость на порог – счастье в дом

6. молб тынес не проишбшёь. ----Лбом стены не прошибёшь_


2 Прочитайте зашифрованные фамилии писателей и поэтов. (По 1б. – 7баллов)

1) Некрасов, Пушкин, Блок, Фет.

2) Гаршин, Толстой.

3) Пришвин, так как писал рассказы о природе.


    1. Критерии оценивания (максимально 11 баллов):

Ответы:

3.1. Ответ: энциклопедия (1б)

 

3.2. (2б)

Предания — легенда, миф, поверие, притча, рассказ, сказание

Гласит - говорит, сообщает, объявляет, извещает, уведомляет

 

3.3. (2б)

Воздать почести - показать кому-либо свое уважение;

Буйная сила - неконтролируемая сила

 

3.4. Восстанови последовательность событий (расставь цифры) – 1 балл:

3 Берёза ранней весной.

2 Век берёзы.

5 Символ России.

4 Берёза осенью.

1 Берёза — особенное дерево

 

3.5. (5б)

1) Песня

2) Пословица (поговорка)

3) Загадка

4) Стихотворение

5) Рассказ

 

4 Запиши под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты. Примеры  какого литературного приема остались ? Напиши.           (По 1б. - 6 баллов)


     а) глядел из печки огонек ________Олицетворение

     б) лес точно терем расписной  _____Сравненияе ___    

     в) буре плач его подобен  __________Сравнение______        

     г) белоснежная лебедушка ________Эпитет___

     д) уж небо осенью дышало ________Олицетворение

     е) седые моря ____________________Эпитет_____


    1. Сказки перевёртыши. (По 1б. - 6 баллов)

Утки – селезни - Гуси - лебеди.

Прекрасный цыплёнок - Гадкий утёнок.

Редиска - Репка.

Стройная кобыла - Конёк - горбунок.

Жарилко - Морозко.

Жаба – домоседка - Лягушка- путешественница

Белый платочек - Красная шапочка.


6 Напиши их фамилии. (По 1б. - 6 баллов)

Александр Сергеевич Пушкин
 
Иван Андреевич Крылов

Сергей Владимирович Михалков

Виталий Валентинович Бианки
 
Николай Николаевич Носов
 
Самуил Яковлевич Маршак





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!