Олимпиада
по литературному чтению.
4 класс
Из жизни писателей.
Борис Степанович Житков (1882—1938)
Валентин
Петрович
Катаев
Крылов Иван Андреевич
Евгений
Иванович
Чарушин
Барто Агния Львовна (1906-1981) родилась 17 февраля в Москве в семье ветеринарного врача. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где и начала писать стихи. Одновременно занималась в хореографическом училище, куда на выпускные зачеты приехал А. Луначарский и, прослушав стихи Барто, посоветовал ей продолжать писать.
ТОЛСТОЙ Лев Николаевич - граф, русский писатель, родился 28 августа (9 сентября) 1828 года, в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе "ее духовный облик": некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии) и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской ("Война и мир"). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство".
1887 — 1964 Русский поэт, переводчик. Стихи, сказки, пьесы для детей. Переводы Р. Бернса, сонетов У. Шекспира, сказок разных народов и др. Философические миниатюры ("Избранная лирика", 1962; Ленинская премия, 1963), лирические эпиграммы. Литературная критика (кн. "Воспитание словом", 1961). Книга воспоминаний "В начале жизни" (1960). Государственные премии СССР (1942, 1946, 1949, 1951).
Михаил Михайлович Пришвин [23 января (4 февраля) 1873, с. Хрущево Елецкого уезда Орловской губ., ныне в Липецкой обл. — 16 января 1954, Москва], русский писатель, автор произведений о природе, явивший в них особую художественную натурфилософию, охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни.
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного статистика, 19 (31) мая 1892 года. Как вспоминал Паустовский, отец его был протестантом и неисправимым мечтателем, по причине чего часто менял место работы. После череды переездов семья Паустовских поселяется в Киеве. Константин Паустовский в Киеве учился в Первой Киевской классической гимназии. Когда он учился в 6 классе, отец оставляет семью, и юному Косте пришлось зарабатывать на жизнь и учебу самостоятельно, занимаясь репетиторством.
Аркадий Петрович Гайдар
Александр
Сергеевич
Пушкин
1799-1837
1.Какое из слов устаревшее: 1-изображать, 2-наблюдать, 3-молвить, 4-копать?
2.Кто из перечисленных авторов писал о природе: 1-Михалков, 2-Сутеев, 3-Бианки, 4-Барто?
3.Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде: 1-Жар-птицу, 2-северного оленя, 3-Конька-Горбунка, 4-Сивку Бурку?
4.Какому литературному жанру присуще наличие морали? (1-Сказке,
2-стихотворению, 3-рассказу, 4-басне)
5.Какой жанр не является русским народным творчеством? (1. Сказка. 2. Статья.
3. Легенда. 4. Рассказ. 5. Басня.)
6.Какое предложение является скороговоркой? (1.Свой огонёк скорей горит. 2.Что это за дорога: кто по ней идёт – тот хромает? 3.Два щенка к щеке щиплют щётку в уголке.)
7.С чего начинается сказка? (1-с концовки, 2-с зачина. 3-с присказки, 4-с намёка)
8.Какая из этих сказок является литературной? (1- «Лиса и волк», 2- «Мороз Иванович», 3- «Волк и семеро козлят», 4- «Сивка – Бурка»)
9.Кто автор литературного произведения «Мангуста»? (1- Д. Мамин – Сибиряк.
2- А. Куприн, 3- В. Одоевский)
10.У какого произведения может быть такое начало: «Не летая, соловей, у окошечка»? (1- у песни, 2- у рассказа, 3- у сказки, 4- у былины)
Твой друг начал пересказывать прочитанный рассказ. Рассказ получился путанным. Он перепутал порядок предложений. Расставь предложения в правильном порядке.
- Здравствуй!
- Привет! Что это ты несёшь?
- Несу разные вещи.
4. Почему они несуразные – то?
5. Сам ты несуразный! Разные вещи я несу!
Ниже перечисленные фразеологизмы имеют один и тот же смысл. Каким словом их можно заменить?
Сломя голову.
Во все лопатки.
Со всех ног.
Во весь дух.
Высунув язык.
Выбери из приведённых фразеологизмов те, которые содержат слова – антонимы.
А. Ум за разум заходит.
Б. От мала до велика.
В. И млад и стар.
Г. Ни конца ни краю.
Д. Нет худа Без добра.
«Крокодильи слёзы». В каком словаре можно поместить данное выражение?
А. Орфографическом.
Б. Этимологическом.
В. Фразеологическом.
Г. Толковом.
Д. Словарь иностранных слов.
Расставь соответствие (Подбери каждому слову соответствующее ему слово)
1 . 2 - . 3 - .
4 - . 5 - .
А . Б - . В - .
Г - . Д -
Что означает слово «идти» в разных случаях?
- Идёт пешком.
- Идёт против воли родителей.
- Идёт фильм.
- Идёт дым из трубы.
- Идут часы.
А. Исполняется, ставится.
Б. Двигается, переступая ногами.
В. Распространяется, исходит откуда-либо.
Г. Находятся в действии, действуют.
Д. Поступает по-своему.
Подбери пару (слова – синонимы)
- Вокруг. А. Холодно.
- Быстро. Б. Правильно .
- Морозно. В. Кругом.
4. Верно. Г. Близко.
5. Рядом. Д. Скоро.
Игра – «Буриме».
… ЩЕНКА
… ПОКА
… ПОМОГИТЕ
… НАЙДИТЕ