РУССКИЙ ЯЗЫК
4 класс
Олимпиадные задания
Класс__________Фамилия___________________________________Имя_____________________
Задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Кол-во баллов | | | | | | | | | | | | | | | |
Всего баллов: | |
Задачи, оцениваемые в 1 балл
1. Прочитай стихотворение С. Маршака. Сколько раз встречается звук [а] ?
Подчеркни слова, в которых произносится этот звук.
Дорого вовремя время. Времени много и мало. | Долгое время – не время, Если оно миновало. |
Ответ:____________________________________________________________________
2. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один
целиком не поместился. В каком слове? Подчеркни. Какой зверь? Напиши.
1) палисадник 2) камыш | 4) посёлок 3) заслонка | 5) укротитель 6) коньки |
Ответ:____________________________________________________________________
3. Из букв каждых двух слов составь третье (имя существительное). Должны быть
использованы все буквы.
1) БОБ+УСТА= 2) ОХРА+ПОД= | 3) КОЖА+ВОРОН= 4) КАРП+ИВА= |
Ответ:____________________________________________________________________
4. Сколько всего звонких согласных звуков в скороговорке? Отметь правильный ответ.
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла?
1) 11 2) 10 | 3) 4 4) 8 | 5) 7 6) 5 |
5. Какие слова следует писать с большой буквы? Подчеркни их.
(М м)арина огурцы (М м)ариновала,
(М м)ила (М м)алину перебирала,
(М м)алина (М м)анила (М м)арину и (М м)илу,
(М м)арине и (М м)иле (М м)алина (М м)ила.
Задачи, оцениваемые в 2 балла
6. Замени данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.
1) Овладевать собой, успокаиваться - _____________________________________
2) Очень тесно - _________________________________________________________
3) Усиленно думать над трудным вопросом - _______________________________
4) Хорошо запомнить - ___________________________________________________
7. Отгадай слова. Запиши их.
Роли я играл на сцене,
Выступал я на арене.
Буквы, видно, подшутили,
В утварь взяли превратили.
И теперь на кухне ловко
Натираю я морковку.
Ответ:____________________________________________________________________
8. В данной группе слов найди лишнее. Запиши его и объясни, почему ты считаешь его
лишним. Найди несколько вариантов выполнения этого задания.
Синий, голубенький, синева, синенький
Ответ:____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
9. Какие слова любит ворона? Заполни таблицу.
К | А | Р | | | | | | | | |
К | А | Р | | | | | | | | |
К | А | Р | | | | | | | | |
К | А | Р | | | | | | | | |
К | А | Р | | | | | | | | |
К | А | Р | | | | | | | | |
К | А | Р | | | | | | | | |
К | А | Р | | | | | | | | |
10. Исправь речевые ошибки в предложениях:
1) В соревновании участвовали ученики обоих школ.
2) Скоро зажгётся фонарь и осветит улицу.
3) На картине художник изобразил время года осень.
4) Коллекционер охотился на редкую книгу.
Задачи, оцениваемые в 3 балла
11. Вставь в скобки слог из трёх букв. Он должен заканчивать первое слово и
начинать второе.
1) ко (_______) гарин 2) кара (_______) ная | 3) ка (_______) ка 4) до (_______) итель | 5) тун (_______) кон 6) бели (_______) мя |

12. Разгадай ребус, прочитай пословицу.
Напиши ее.
Ответ:______________________________
____________________________________
____________________________________
13. Строчка из известной песенки: Жил-был у бабушки серенький козлик в зашифрованном виде выглядит так: Шыр-пир ю пяпюжгы зэлэмъгый гёсрыг. А как с помощью этого же шифра записать Крокодил Гена? Отметь правильный ответ.
1) Клёкотыр Гэмя 2) Глёгётыр Кэня | 3) Клёкётыр Гэмя 4) Глёгёдыр Кэмя | 5) Глёгётыр Кэмя 6) Клёготыр Гэня |

14. Выбери, в каком порядке нужно
обойти все кружки, чтобы прочесть
пословицу. Запиши ее.
Ответ:______________________________
____________________________________
____________________________________
15. Многие годы русские люди в быту общались на русском языке, а в церкви слышали службы на церковно-славянском языке. Русский и церковно-славянский – родственные языки. Многие слова в этих языках похожи. Но слова из церковно-славянского языка можно отличить по некоторым признакам. Например, в церковно-славянском языке на месте русского полногласия –оро-, -оло-, -ере звучат неполногласные сочетания –ла-, -ле-, -ре-. Сравни русское слово сторож и церковно-славянское страж, русское слово ворота и церковно-славянское врата. Подбери к русским словам с полногласиями вариант церковно-славянских слов с неполногласием.
1) Сторона - _______________________ 2) Город - _________________________ 3) Хоромы - _______________________ | 4) Голова - _________________________ 5) Дерево - _________________________ 6) Молодой - _______________________ |