СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по русскому языку для учащихся 9 класса с ответами

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиада по русскому языку для учащихся 9 класса поможет учителю организовать подготовку учеников к муниципальному туру ВОШ.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку для учащихся 9 класса с ответами»

Всероссийская олимпиада по русскому языку

9 класс


Код участника ________________


Время выполнения работы –



Задание 1. Расставьте ударение в словах:

Балованный, вероисповедание, воспринять, иконопись, каталог, пережитое, приданое, свекла, сливовый, украинский, ходатайство, апостроф, опошлить, облегчить, намерение, завидно, еретик, петелька, кухонный, цемент. (по 1 б. за правильный ответ, максим. – 20 б.)


Задание 2. Определите, какими частями речи являются выделенные слова:

а) Об этом событии студенты узнали после.

б) Раз мы отправились на экскурсию.

в) После урока дети отправились на прогулку.

г) Раз назвался груздём, полезай в кузов.

д) Мы голосуем за.

е) Лётчики молча следили за маленьким крестиком истребителя, летевшего мимо аэродрома.

ж) Все с облегчением перевели дух: враг прошёл мимо.


(по 1 б. за правильный ответ, максим. – 7 б.)



Задание 3. Предложите вариант(ы) раскрытия скобок при написании слова                                              ( с, сс ) у ( ж , жж ) е ( н , нн ) ы й.
(по 3 б. за каждый вариант, максим. – 9 б.)

Задание 4. Угадайте слово по толкованию его лексического значения:

а) стремление какой- либо общественной группы к главенствующей роли в чём-нибудь;

б) краткий перерыв между действиями спектакля;

в) изображение чего-либо в фантастическом, уродливо- комическом виде;

г) определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.

(по 2 б. за правильный ответ, максим. – 8 б.)


Задание 5. Объясните значение данных выражений, попробуйте определить их происхождение.

Счастливые часов не наблюдают.

Во всех ты, душенька, нарядах хороша!

Со щитом или на щите.

Перекуём мечи на орала.

(по 2 б. за правильный ответ, максим. – 8 б.)


Задание 6. Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля? Передайте в научном стиле любую другую русскую пословицу.

Информация, сохранённая на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента с лезвием и обухом. (7 баллов)



Задание 7. Сколько звуков [с] в предложении:
Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи? 
Свой ответ аргументируйте.
(по 1,5 б. за правильный ответ, максим. – 3 б.)


Задание 8. Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки:

Коса- камень, брод- вода, свет- тьма, перья- уменье, лес- щепка, шило- мешок, журавль – синица, слово- воробей, серо- бело, глаза- рука.

(по 2 б. за правильный ответ, максим. – 20 б.)


Задание 9. При создании литературных (чаще всего поэтических) произведений их авторы иногда обращаются к травестии – приему, основанному на гротескно-комическом «переиначивании» классических текстов. В современной литературе травестийный прием может реализоваться в виде имитации обратного перевода: редактор или переводчик переводит произведение иноязычного автора на свой язык, а затем вновь переводит на исходный.

Перед вами отрывок из русской народной сказки в таком «обратном переводе».
Что это за сказка? С какого языка она вновь переведена на русский язык?
Восстановите её исходный текст, стараясь отразить национальный (народный) колорит языка сказки.

Как-то раз уехали братья в таун, а их герлфренды говорят:

- (Имя), организуй доставку воды с реки!

- Не в кайф!

Тогда герлфренды и говорят:

- Если ты не выполнишь наше поручение, братья вернутся и не привезут тебе презента с распродажи.

- О? кей! – сказал (имя), спустился с камина, на котором обычно лежал часами, взял тару и направился организовывать доставку воды.


(по 2 б. за правильный ответ, максим. – 6 б.)

Задание 10. Вставьте пропущенные орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания.

1. На реках всеро(сс,с)ийских – о, вспомним как там мы сидели и удили! 2. (Не)широкая реч(..)ка с быстринками заводями с камышами и зар(..)слями водя(н,нн)ой лилии с наклонё(нн,н)ыми над водой деревьями. 3. И ра(сс,с)вет первый ра(сс,)веет когда на поверхности реки кури(т,ть)ся туман. 4. Лодка б(..)ртами ра(з,с)двинула камыш(..). 5. Л(..)ниво уходящая ноч(..). 6. Молчанье или то что называют молчаньем но что для нас, рыб(..)ловов звучит тихой пр(е,и)людией просыпающ(..)ся жизни. 7. Розовеющий восток и первый в(с,з)плеск на рек(..).

8. Река н(е,и)когда (не)спит – только зам(..)рает, только пр(и,е)тв(..)ряется спящей. 9. Струйка бежит (не)уста(н,нно) и морщи(т,ть)ся задев за попл..вок. 10. Синяя стр..коза та действительно спит, намокнув от р..сы; можно взять её за крылышки – она не пош..вели(т,ть)ся. 11. К жизни её во(з,с)враща..т только солнце; где оно пригрело там обсыхают и просыпаются синие стр..козы цветочками т..рчащие на пр(е,и)брежной травке. 12. И сразу стрелкой в воздух: и замрёт на месте, (не,ни) вверх, (не,ни) вниз, (не,ни) в сторону; н(е,и) чета (не)уклюжему самолёту.

(По М. Осоргину)

Максимально 12 баллов









Ответы.

9 класс

Задание 1. балОванный, вероисповЕдование, воспринЯть, Иконопись, каталОг, пережитОе, придАное, свёкла, слИвовый, украИнский, ходАтайство, апострОф, опОшлить, облегчИть, намЕрение, завИдно, еретИк, пЕтелька, кУхонный, цемЕнт.


(по 1 б. за правильный ответ, максим. – 20 б.)


Задание 2. а)наречие; б)наречие; в)предлог; г)союз; д)наречие; е)предлоги; ж)наречие. (по 1 б. за правильный ответ, максим. – 7 б.)


Задание 3. Выбор написания зависит от  значения // происхождения  и грамматических признаков слова, а именно:

-  образованное от  глагола совершенного вида сузить страдательное причастие

пишется как  суженный;

- образованное от глагола совершенного вида ссудить страдательное причасти пишется как ссуженный;

- существительное, образованное  путем перехода   в разряд существительных отглагольного прилагательного, в свою очередь образованного от глагола несовершенного вида судить,  пишется как суженый.

(по 3 б. за каждый вариант, максим. – 9 б.)

Задание 4.

А) авантюризм, б) антракт, в) гротеск, г) эпитет.

(по 2 б. за правильный ответ, максим. – 8 б.)



Задание 5. 1.Счастливые люди обычно не замечают течения времени. Литературный источник – А.С.Грибоедов «Горе от ума»

2.Снисходительность к женским слабостям, к стремлению нарядно одеться, украсить себя. Литературный источник – поэма И.Ф.Богдановича «Душенька»

3.Оказаться победителем, идти на риск, биться героически и погибнуть в бою. В Древней Греции павшего в бою воина выносили с поля боя на его щите .

4.Сменить войну на мир. «Орало» - соха

(по 2 б. за правильный ответ, максим. – 8 б.)



Задание 6. Что написано пером, не вырубишь топором. (7 б.)

Задание 7. [С]коро мы [з] друзьями будем ра[ш ]ифровывать [с]тарые рукопи[с]и.
Звук [с ] повторяется в предложении два раза: в словах «скоро» и «старые».
Звук в предлоге с перед звонким д (с друзьями) обозначает звук [з]. В слове «расшифровывать» мы слышим долгий звук [ш ], который образовался в результате соединения звуков [с ] и [ш ], а в слове «рукописи» звук [с ] мягкий.

(по 1,5 б. за правильный ответ, максим. – 3 б.)



Задание 8. Нашла коса на камень. Не зная броду, не суйся в воду. Ученье – свет, неученье- тьма. Красна птица перьями, а человек уменьем. Лес рубят- щепки летят. Шила в мешке не утаишь. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Мыло серо, да моет бело. Глаза боятся, руки делают.

(по 2 б. за правильный ответ, максим. – 20 б.)


Задание 9.

  1. Сказка «По щучьему велению».

  2. Перевод с английского языка.

  3. Возможный вариант: Один раз // однажды // как-то раз уехали братья на базар, а бабы // их жены // невестки давай посылать его:

- Сходи, Емеля , за водой.

А он им с печки:

- Неохота!

- Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

- Ну ладно.

Слез Емеля с печи, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.

(по 2 б. за правильный ответ, максим. – 6 б.)



Задание 10.

1. На реках всероссийских – о, вспомним, как там мы сидели и удили!

2. Неширокая речка с быстринками, заводями, с камышами и зарослями водяной лилии, с наклонёнными над водой деревьями. 3. И рассвет – первый рассвет, когда на поверхности реки курится туман. 4. Лодка бортами раздвинула камыш. 5. Лениво уходящая ночь. 6. Молчанье или то, что называют молчаньем, но что для нас, рыболовов, звучит тихой прелюдией просыпающейся жизни. 7. Розовеющий восток – и первый всплеск на реке.

8. Река никогда не спит – только замирает, только притворяется спящей. 9. Струйка бежит неустанно и морщится, задев за поплавок. 10. Синяя стрекоза – та действительно спит, намокнув от росы; можно взять её за крылышки – она не пошевелится. 11. К жизни её возвращает только солнце; где оно пригрело – там обсыхают и просыпаются синие стрекозы, цветочками торчащие на прибрежной травке. 12. И сразу – стрелкой в воздух: и замрёт на месте, ни вверх, ни вниз, ни в сторону; не чета неуклюжему самолёту.

(По М. Осоргину)

За каждое предложение – 1 балл. /В случае либо орфографической, либо пунктуационной ошибки в одном предложении балл не засчитывать/.

Максимальное количество – 12 баллов.


Максимальное количество баллов за работу – 100


Вопрос

Максимальное количество баллов

20

7

9

8

8

7

3

20

6

12

ИТОГО:

100




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Посмотрите вебинар для учителей к началу учебного года

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!