Олимпиада по русскому языку, 3 класс
(школьный этап)
2024 – 2025 уч. год
Сделай фонетическую транскрипцию слов и произнеси слова в обратном порядке. Запиши полученные наоборот слова.
Например: ЛЁН - [Л'ОН] – [НОЛ'] - НОЛЬ
шёл - __________________________________________________
яр - ____________________________________________________
люк - __________________________________________________
Выпиши слова, в которых есть звук [Й].
И вскользь мне бросила змея:
«У каждого своя судьба!»
Но я-то знал, что так нельзя –
Жить, извиваясь и скользя…
Что означают слова вена, даль, десна, клин, роман? Какой новый смысл они приобретут, если их написать с большой буквы. Запиши и объясни.
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Какое слово получится, если взять
корень из слова РАССКАЗ,
окончание из слова ЗИМА,
приставку из слова ПРИЛЁТ,
суффикс из слова ДОЧКА.
Запиши. ______________________________________________
Запиши предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов.
На субботнике наш класс хорошо работал сложа руки.
_____________________________________________________________
Коля написал предложение красиво ка курица лапой.
_____________________________________________________________
От моего дома до школы очень близко, за тридевять земель.
_____________________________________________________________
Добавьте к каждому слову по одной букве так, чтобы получилось новое слово
Рубка - ____________
Дар - _____________
Стол - _____________
Клад - ____________
Шар - _____________
Ответ: Трубка, удар, столб, склад, шарф
Какое из данных слов по смыслу выпадает из общего списка? Подчеркни.
Автопортрет, автогонщик, автодорога, автослесарь, автолюбитель.
Определи части речи и посчитай, сколько здесь слов.
три - _________________________________
учительская - __________________________
заводила - ____________________________
водяной- _____________________________
дали - ________________________________
гладь - _______________________________
В необычном предложении подчеркни главные члены предложения.
Штеная кузра бокро бодлачит бокрёнка. Штеко турнула бокра глокая кудра.
Вспомни и запиши русские пословицы похожие с данными по смыслу.
Верблюда под мостом не спрячешь.
________________________________________________________________
Обсуждать надо часто – решать однажды.
________________________________________________________________
Кто слишком спешит – позже справляется с делом.
________________________________________________________________
Когда стоит ясная погода, готовь зонт.
________________________________________________________________
Ответы
1. 1. Сделай фонетическую транскрипцию слов и произнеси слова в обратном порядке. Запиши полученные наоборот слова. (6 б.)
Например: ЛЁН - [Л'ОН] – [НОЛ'] - НОЛЬ
шёл - [шол] – [лош] - ложь
яр - [й'ар] – [рай'] - рай
люк - [л'ук] – [кул'] – куль
2. Выпиши слова, в которых есть звук [Й]. (4 б.)
И вскользь мне бросила змея:
«У каждого своя судьба!»
Но я-то знал, что так нельзя –
Жить, извиваясь и скользя…
3. Что означают слова вена, даль, десна, клин, роман? Какой новый смысл они приобретут, если их написать с большой буквы. Запиши и объясни. (5 б.)
Вена – город,
Даль – фамилия,
Десна – река,
Клин – город,
Роман – имя.
4. Какое слово получится, если взять (1 б.)
корень из слова РАССКАЗ,
окончание из слова ЗИМА,
приставку из слова ПРИЛЁТ,
суффикс из слова ДОЧКА.
Запиши. Присказка.
5. Запиши предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов. (3б.)
На субботнике наш класс хорошо работал сложа руки.
На субботнике наш класс хорошо работал (не покладая рук, засучив
рукава).
Коля написал предложение красиво ка курица лапой.
Коля написал предложение красиво (без сучка, без задоринки, комар
носа не подточит).
От моего дома до школы очень близко, за тридевять земель.
От моего дома до школы очень близко, (рукой подать).
6. Добавьте к каждому слову по одной букве так, чтобы получилось новое слово. (5 б.)
Рубка - трубка
Дар - удар
Стол - столб
Клад - склад
Шар – шарф
7. Какое из данных слов по смыслу выпадает из общего списка? Подчеркни. (1 б.)
Автопортрет, автогонщик, автодорога, автослесарь, автолюбитель.
8. Определи части речи и посчитай, сколько здесь слов. (12 б.)
три – числит., глагол
учительская – сущ., прил.
заводила – сущ., глагол
водяной- сущ., прил.
дали – сущ., глагол
гладь – сущ., глагол
9. В необычном предложении подчеркни главные члены предложения. (2 б.)
Штеная кузра бокро бодлачит бокрёнка. Штеко турнула бокра глокая кудра.
10. Вспомни и запиши русские пословицы похожие с данными по смыслу. (4 б.)
Верблюда под мостом не спрячешь.
Шила в мешке не утаишь.
Обсуждать надо часто – решать однажды.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Кто слишком спешит – позже справляется с делом.
Тише едешь – дальше будешь. Поспешишь – людей насмешишь.
Когда стоит ясная погода, готовь зонт.
Готовь сани летом , а телегу зимой.
Итого : 43 б.