Республиканская олимпиада по русскому языку 2021–2022 уч. г.
I (отборочный этап)
7 класс
Задание 1. В приведенном ниже тексте расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Глубокие к…леи дороги зар…сли травой с ж…лтыми и белыми цветами. У дороги стояла (бело)ствольная пл…кучая береза. Наступила зима. В долгую зиму ветер бе…пощадно тр…пал обн…ж…ые ветви березы. Но вот от туманов и дождей начинали ч…рнеть и дыми…ся крыши изб. Все снежное поле раст…плялось и бл…стело на весе…ем со...нце дрожа бе…числе…ыми руч…ями. Зеленели ветлы перед избами зеленела береза у дороги. Прот…кали жаркие июн…ские дни. Жизнь (не)стоит на месте. (Не)тем (ли) и хороша жизнь что она пр…бывает в(не)уста…ом обн…влении?
(И. Бунин)
Задание 2. Объясните значение слов.
Понятный - понятливый; песочная - песчаная.
Составьте словосочетания и запишите.
Задание3. Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова. Аргументируйте свой ответ.
1.Я люблю печь пироги. 2. В доме перекладывали печь.
Задание 4. Укажите предложения с грамматическими и речевыми недочеты в следующих предложениях:
-
Укажите номера предложений с грамматическими ошибками.
1. Онегин скучает в светских гостиницах.
2. Когда Онегин ушел, Татьяна пишет ему послание. Которое пышет жаром любви.
3. Пугачев сказал, что я проучу Швабрина.
4. Зеркальный карп разводится в прудах. Если пруд плохой, то его подкармливают.
5. Наш праздник начнется с чтения пасторали «Пастух и пастушка», написанного Астафьевым.
6. Родители Ильи Муромца были простыми колхозниками.
7. Игрок, который играет в команде «Зенита», получил замечание судьи.
8. Когда у него спросили, что какой твой любимый герой, он ответил, что еще не знает.
9. Если весной пойти в лес, то можно даже услышать, как лопаются почки и радостное чириканье птиц.
10. Печорин не раз проявлял бесстрашность.
11. Катерина рассказывает о своей жизни в доме матери Варваре.
12. Профилактика предупреждения преступлений – наша главная задача.
-
Укажите номера предложений с речевыми ошибками.
1. В двухтысячном десятом году лето было засушливым.
2. Пушкин рос и воспитывался няней Ариной Родионовной.
3. Надо устранить все причины, тормозящие подъему производства.
4. Из путешествия мы привезли много памятных сувениров.
5. Прошли те времена, когда капиталисты безнаказанно грабили другие народы, разыгрывали кровавые бойни.
6. Тяжелое впечатление на него оказала карикатура и разговор с Коваленко.
7. За использование этими сервисами не взимается никакой дополнительной платы.
8. Лосиха с лосенком побежали. За ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке.
9. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а только велел снять с него шкуру.
10. Однако вратарь ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию отказался.
11. Рассевшись по машинам, заработали моторы.
12. Никто из коллег не поддерживает его взглядов.
Задание 5. Узнайте морфемы по описанию:
1) из этой морфемы может состоять целое слово;
2) эта морфема может находиться после окончания;
3) эта морфема обязательна для всех слов;
4) эта морфема бывает только в сложных словах;
5) эта морфема служит для словоизменения;
6) эта морфема служит для образования слов только внутри одной части речи;
7) эти морфемы отличают производную основу от непроизводной;
8) эта морфема используется преимущественно для образования глаголов.
Задание 6. Что имел в виду М.В. Ломоносов, когда писал: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». О какой части речи говорится в высказывании? Докажите правильность своего ответа.
Задание 7. Какие глаголы, не изменяя, можно перевести из изъявительного наклонения в повелительное, переставив ударение?
Задание 8. В.И. Даль был против наводнения русского языка иноязычными словами, поэтому сочинял несуществующие русские слова в качестве замены иностранным. Догадайтесь, какие знакомые вам иностранные слова скрываются за придуманными В.И. Далем:
насыл, насылка –
колоземица –
ловкосилие –
небозем, глазоем –
рожекорча –
себятник –
живуля –
Задание 9. Какие фразеологизмы используются в русском языке для характеристики людей по их внешнему виду, свойствам, качествам характера:
1) Об очень умном человеке.
2) О человеке, который таит злобу против кого-либо.
3) О человеке, который действует безрассудно, не думая о последствиях.
4) О человеке, который судит о ком-либо или о чём-либо только по своим представлениям.
5) О равнодушном, безучастном человеке.
их внешнему виду, свойствам, качествам?
6) О волевом, целеустремлённом человеке.
Задание 10. «Ни прозванье, ни вероисповедание, ни сама кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Дух, душа человека – вот где надо искать принадлежность его к тому или иному народу. Чем же можно определить принадлежность духа?» - спрашивал В.И. Даль. Попробуйте ответить на вопрос
В.И. Даля.
Критерии оценивания
Задание 1.
Глубокие колеи дороги заросли травой с жёлтыми и белыми цветами. У дороги стояла белоствольная плакучая береза. Наступила зима. В долгую зиму ветер беспощадно трепал обнажённые ветви березы. Но вот от туманов и дождей начинали чернеть и дымиться крыши изб. Все снежное поле растоплялось и блестело на весеннем солнце, дрожа бесчисленными ручьями. Зеленели ветлы перед избами, зеленела береза у дороги. Протекали жаркие июньские дни. Жизнь не стоит на месте. Не тем ли и хороша жизнь, что она пребывает в неустанном обновлении?
(И. Бунин)
(всего 15 б.)
Задание 2.
Понятливый - быстро и легко схватывающий смысл, понимающий, усваивающий что-либо.
Понятный - доступный пониманию, восприятию, ясный, вразумительный; имеющий основание, справедливый, обоснованный.
Песочный - содержащий песок; предназначенный для песка; серовато-желтый, цвета песка; сделанный из сухого, рассыпчатого теста.
Песчаный - состоящий из песка, несущий песок, покрытый песком; о цвете: коричневато-жёлтый, песочный.
(8 баллов: 4 б. за каждое знач. 4 слов + по 1 б. за каждое правильно составленное словосочетание)
Задание3.
В первом предложении слово печь является глаголом, так как отвечает на вопрос (что делать?), в предложении выступает сказуемым.
Во втором предложении слово печь – существительное (что?), в предложении выступает дополнением.
(2 б.)
Задание 4.
1. | 2 | 3 | 5 | 8 | 9 | 10 | |
2. | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | 11 | 12 |
(по 1 б. за каждый правильный ответ; всего – 13б.)
Задание 5.
1. корень;
2. суффикс;
3. корень;
4. соединительная гласная;
5. окончание;
6. приставка;
7. суффикс и приставка;
8. приставка.
(по 1 б. за каждый правильный ответ; всего – 8 б.)
Задание 6.
Причастие.
(2 б. за правильный ответ + 3 б. за доказательство; всего – 5 б.)
Задание 7.
ХвАлите-хвалИте, нОсите-носИте, вОзите-возИте, прОсите-просИте, пИшите-пишИте, лИжите-лижИте, плАтите-платИте и др.
(по 2 б. за каждую правильно приведенную пару)
Задание 8.
насыл, насылка – адрес
колоземица – атмосфера
ловкосилие – гимнастика
небозем, глазоем – горизонт
рожекорча – гримаса
себятник – эгоист
живуля – автомат
(по 1 б. за каждый правильный ответ; всего – 7 б.)
Задание 9.
1) Семи пядей во лбу.
2) Держит (носит) камень за пазухой. Точит зуб.
3) Очертя голову. Сломя голову.
4) Меряет на свой аршин.
5) Моя хата с краю, я ничего не знаю.
6) Живёт своим умом.
(по 1 б. за каждый правильный ответ; всего – 6 б.)
Задание 10.
«Определить принадлежность духа можно проявлением духа – мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски». (10 б.)
Всего 84 балла