4 класс Код №______________________________
1. Поставь ударение в словах.
Документ, квартал, единство, мельком, заговор, донельзя,
диспансер, взятый, статуя, шофер, изваяние.
2. Подчеркни лишнее слово и коротко обоснуй ответ:
шведка, болгарка, итальянка, корейка, японка.
____________________________________________________________________
3. Найди в стихотворении существительное, имеющее только форму единственного числа.
На сосне и на березе – бахрома:
Белой пряжей их запутала зима.
И оставила распутывать весне
Эту пряжу на березе и сосне.
4. Напиши ответы на задания одним словом:
Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные: падает снег - снегопад,
выжимать сок - ______________________, качать воду - ____________________,
сам сваливает - ____________________, колет лед - __________________,
5. Выполни задания:
Замени синонимами устаревшие слова: очи ____________, чело - _____________, ланиты - _______________, уста - _________________, перст - __________________.
6. Замени данные фразеологические обороты словами близкими по значению:
Водить за нос - ____________________________
Вешать нос – _____________________________
Клевать носом – ___________________________
Задирать нос – ____________________________
7. Исправьте ошибки в устойчивых словосочетаниях.
Гора луковая.___________________________
Мир Древней Греции. ___________________________
Давайте жить в тире.__________________________________
Игра не стоит встреч._____________________________________
Медвежья заслуга._________________________________________
8. Напиши жанры произведений:
Б.Заходер «Вредный кот» - это _____________________________________
Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот» - это __________________________
И.Крылов «Квартет» - это _________________________________________
М. Пришвин «Золотой луг» - это____________________________________
А. Толстой «Детство Никиты» - это _________________________________
9. У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу.
Прочитай несколько таких пословиц и запиши аналогичные русские:
1) Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. (Немецкая)
_______________________________________________________________________
2) У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская)
_______________________________________________________________________
10. Выбери и подчеркни правильный вариант из скобки:
Тюль (тонкий; тонкая). Кофе (сладкое; сладкий). Кенгуру (серый; серая). Мозоль (сухой; сухая). Какао (горячий; горячее). Какаду (красивый; красивая). Депо (новый; новое).
11. Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в загадке встречается звуки [а] и [о].
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все прекрасные пловцы. (______________________________ )
Ответ: [а] - __________ раз; [о] - __________ раз.
12 . Перед тобой фонетическая запись нескольких предложений. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.
[пашол йа в л'эс/ на йолку вл'эс// сижу на йэли/ штоб волки ни сйэли]
____________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Вот список существительных:
очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.
У каких из них нет формы единственного числа?
___________________________________________________________________________________
14. Проводник объявил пассажирам: «Поезд прибывает согласно...» Как ему надо закончить фразу? (подчеркни правильный вариант)
(А) с расписанием; (Б) расписания; (В) расписанию; (Г) расписаний; (Д) по расписанию.
15. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:
чулки - _____________________
туфли - _____________________
носки - _____________________
килограммы - ________________
ботинки - __________________
16. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - это слова, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.
Логика – _______________________________________________________
Ракета – ________________________________________________________
Каприз – ________________________________________________________
Мольба – _______________________________________________________
Каратист –________________________________________________________
17. Отгадайте слова.
а) Его корень в слове писать
Приставка в слове рассказать,
Суффикс в слове книжка,
Окончание в слове вода. ________________________
б) Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове сказка,
Окончание в слове рыба.____________________________
в) Его корень в слове снежинка,
Приставка в слове подъехал,
Суффикс в слове лесник,
Окончание в слове ученики.________________________
18. Получи из слова “год” слово “вес”, изменяя по одной букве в каждом слове.
Имей в виду, что выполняя каждый ход, у тебя должны получиться слова, а не наборы букв. Используй подсказки за чертой. 5б.
Г О Д
________________ Бывает у живых существ
________________ Окружает замок
________________ Синоним слова “рыбалка”
________________ Животное семейства кошачьих
________________ Природное сообщество
В Е С
19 .В Москве — москвичи, а в Киеве — ?
Продолжи строчку до конца.
Москва — москвич — москвичка — москвичи.
Киев — ___________________,_____________________,______________________.