СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по биологии 5 класс»

ОБЛАСТНАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ

2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

5 КЛАСС

Длительность – 2 часа


Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в региональном этапе олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции.
Желаем удачи!


Часть 1.

Часть 1 включает 20 вопросов. К каждому из них предложено по несколько вариантов ответа. Вам необходимо выбрать только один ответ, который Вы считаете наиболее полным и правильным.

Ответы занесите в матрицу для ответов.

Максимальное количество баллов – 20.


1. На Земле жизнь зародилась

А. В океане

Б. На суше

В. В океане и на суше одновременно


2. Живым организмам, в отличие от тел неживой природы, свойственно

А. Движение

Б. Раздражимость

В. Рост


3. Хлоропласты есть в клетках

А. Корня моркови

Б. Гриба-трутовика

В. Листа красного перца


4. Основной источник энергии, необходимый для жизнедеятельности клетки?

А. Белки

Б. Углеводы

В. Жиры


5. Для какой группы живых существ характерно подобное строение клетки?

А. Растения

Б. Животные

В. Бактерии


6.Отдельным царством являются

А. Водоросли

Б. Лишайники

В. Грибы


7.Почему подберезовики часто можно найти в березовом лесу?

А. В березовом лесу много света

Б. Подберезовики с корнями берез образуют микоризу

В. У подберезовиков в березовом лесу нет конкурентов


8.Выберите из предложенного перечня название среды обитания:

А. Лес

Б. Болото

В. Почва


9.Головастик - это

А. Личинка лягушки

Б. Молодой лягушонок

В. Взрослая особь


10. Дерево как жизненная форма характерна для

А. Сирени

Б. Сосны

В. Можжевельника


11. Какое из этих растений многолетнее?

А) Огурец

Б) Капуста

В) Подсолнечник

Г) Щавель


12. У свободно плавающих в толще воды или у ее поверхности растений обычно недоразвиты:

А) Корни

Б) Стебли

В) Листья

Г) Корни


13. Антарктида-суровый материк. К каким условиям пришлось приспосабливаться живущим там животным?

А) Моржам к низким температурам

Б) Касаткам к сухости воздуха

В) Пингвинам к сухости воздуха

Г) Медведям к низким температурам


14. Кедровыми орешками называют семена:

А) Кедра ливанского

Б) Сосны сибирской

В) Ели европейской

Г) Пихты сибирской.


15. Какой лес, отличающийся высотой и прямизной деревьев, называют «мачтовым»?

А) Дубовый

Б) Сосновый

В) Березовый

Г) Осиновый


16. Флора – это:

А) совокупность животных, обитающих на данной территории

Б) минералы или горные породы данного региона.

В) погодные условия конкретного региона

Г) совокупность растений конкретной области


17.Из перечисленных инструментов в биологических исследованиях используют:

1- лупа

2- бинокль

3- телескоп

4- световой микроскоп

5- электронный микроскоп

А) 1,4

Б) 1,4,5

В) 1,2,4,5

Г)1,2,3,4,5


18.Антропогенным фактором являются:

1- извержение вулкана

2- выбросы предприятий

3- пахота земель

4- лавина

5- вырубка леса

А) 2,3,5

Б) 2,3,4

В) 1,3,5

Г) 1,4,5


19.Выберите несколько признаков, которые характерны для растительной клетки:

1- автотрофный способ питания
2- наличие хлорофилла
3- отсутствие вакуолей с клеточным соком
4- отсутствие целлюлозной клеточной стенки
5- способность к фотосинтезу

6- отсутствие ядра
А) 1,4,5
Б) 1,2,3,5 
В) 1,2,4 
Г) 4,5,6

Д) 1,2,5


20. Обычно в цитоплазме животной клетки можно обнаружить:

1- ядро
2- вакуоли
3- ядрышко
4-митохондрии
5- хромосомы

А) 1,5
Б) 1,2,3,5 
В) 1,4 
Г) 2,4,5

Д) 1,2,4


Часть 2

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить.

В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет».

Максимальное количество баллов– 15.


  1. Животные, обитающие в почве, как правило, слепые, но очень хорошо различают запахи.

  2. Дыхание в листьях растений происходит круглосуточно

  3. Все тела неживой природы и живые существа состоят из клеток.

  4. С помощью экспериментов можно изучать только объекты неживой природы.

  5. Клетка бактерии состоит из клеточной мембраны, цитоплазмы и ядра.

  6. Дрожжи – одноклеточные грибы.

  7. На Земле существует три среды жизни: наземно-воздушная, водная и почвенная.

  8. Все хвойные деревья и кустарники вечнозеленые.

  9. Из почвы растение получает воду, сахар и минеральные вещества.

  10. Планктон – это организмы, активно плавающие в толще воды.

  11. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и звери – это позвоночные животные.

  12. Тропический лес – самое бедное видами природное сообщество.

  13. Современные обезьяны – предки человека.

  14. Паук является представителем животных.

  15. Все живущие сейчас на Земле люди относятся к одному виду – человек разумный.


Часть 3

При выполнении заданий на соответствие к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите в матрицу ответов цифры под соответствующими буквами.

Максимальное количество баллов – 15.


1. Распределите изображенные организмы по царствам.

А

Б

В

Г

Д


Е

Ж

З

И

К

Л



М


1) Животные

2) Растения

3) Грибы

4) Бактерии


2. Вам предлагается тестовое задание, требующее установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6. Заполните матрицу ответов в соответствии с требованиями задания.

Установите соответствие между признаком и группой организмов, для которой он характерен — для простейших (1) или для животных (2).


ПРИЗНАК

ГРУППА

А) все представители многоклеточные

Б) все представители одноклеточные или колониальные

В) могут делиться пополам

Г) есть ткани и органы

Д) проходят стадию гаструлы при развитии

Е) встречаются способные к фотосинтезу виды


1) простейшие

2) животные



3. Соотнесите оборудование с методами изучения природы

Оборудование

Методы изучения

1. бинокль

2. лабораторные весы

3. микроскоп

4. линейка

5. спиртовка

6. пробирки

А) наблюдение

Б) измерение

В) эксперимент



4. Установите соответствие между организмом  и средой обитания. Ответ занесите в таблицу.


ОРГАНИЗМЫ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

А) Белка 1) Водная

Б) Ласточка 2) Почвенная

В) Акула 3) Наземно - воздушная

Г) Береза 4) Тела живых организмов

Д) Дождевой червь

Е) Блоха


Часть 4

Установите соответствия между животными, местами их обитания и перечисленными признаками. Ответы внесите в таблицу.

Задание 1.

1А. Перед Вами карта Евразии, на которой отмечены местообитания нижеперечисленных животных. Сопоставьте животных (А–Г) с местами их обитания (1–4).





Животные:



А. Белый медведь



Б. Бурый медведь



В. Малая панда

Г. Уссурийский (гималайский)

медведь










1Б. Сопоставьте животных (А–Г) с их признаками (1–4), перечисленными ниже.

Признаки:

    1. Образ жизни этого животного сильно зависит от сезона.

    2. Это животное ведёт практически полностью хищный образ жизни.

    3. Это животное не входит в семейство Медвежьи.

    4. У этого животного полудревесный образ жизни, кроме того, оно преимущественно питается растительной пищей, хищничает редко.

Бланк для записи ответов


Часть 1.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10











11-20











Часть 2











1

2


3


4


5

6


7


8

9

10
































«Да»
































«Нет»
















11

12

13


14


15







































«Да»
































«Нет»

















Часть 3

1)

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М













2)

Признаки

А

Б

В

Г

Д

Е

Группа







3)

1

2

3

4

5

6







4)

А

Б

В

Г

Д

Е







Часть 4

Задание


Животное

А

Б

В

Г

Цифра на карте





Задание

Животное

А

Б

В

Г

Признак






Ключи.


Часть 1.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

а

б

в

б

в

в

б

в

а

б

11-20

г

г

в

б

б

г

г

а

д

в


Часть 2











1

2


3


4


5

6


7


8

9

10


















Х

Х






Х







«Да»




















Х


Х


Х



Х


Х

Х

Х

«Нет»
















11

12

13


14


15

























Х




Х


Х








«Да»



















Х

Х












«Нет»
















Часть 3

1)

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

2

1

3

4

3

4

2

1

1

2

1

3

2)

Признаки

А

Б

В

Г

Д

Е

Группа

2

1

1

2

2

1

3)

1

2

3

4

5

6

А

Б

А

Б

В

В

4)

А

Б

В

Г

Д

Е

3

3

1

3

2

4

Часть 4

Задание


Животное

А

Б

В

Г

Цифра на карте

1

2

4

3

Задание

Животное

А

Б

В

Г

Признак

2

1

3

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!