Внутришкольные олимпиадные задания
Олимпиадные задания по биологии. 8-9 класс.
Задание 1. Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них только один - верный. Отметьте верный ответ, подчеркнув его.
(Количество баллов – 26).
1. . Какой тип покровительственной окраски называют мимикрией?
А - окраску, расчленяющую тело;Б - яркую окраску, сигнализирующую о ядовитости и несъедобности организма;В - подражание менее защищенных организмов одного вида более защищенным организмам другого вида;Г - приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами.
.2. Попадая в кровь, адреналин вызывает:
а – сужение всех кровеносных сосудов; б – расширение всех сосудов; в – сужение всех сосудов, кроме сосудов сердца и мозга; г – не оказывает влияния на просвет кровеносных сосудов.
3 В браке женщины с большими глазами и прямым носом и мужчины с маленькими глазами и римским носом родились четверо детей, половина из которых имела большие глаза и римский нос. Определите генотип матери, если большие глаза (А) и римский нос (В) — доминантные признаки.
А - Ааbb; Б – АаВВ; В – ААВВ; Г – АаВb.
4. Серое вещество мозга состоит из:
а – тел нейронов и их немиелинизированных отростков; б – только тел нейронов; в – аксонов; г – дендритов.
5. В кровеносных сосудах наименьшее давление крови в:
а – аорте; б – артериях; в – артериолах; г – полых венах вблизи сердца.
6. Какой антикодон транспортной РНК соответствует триплету ТГА в молекуле ДНК?
А - АЦУ; Б - ЦУГ; В - УГА; Г – АГА.
7. В двенадцатиперстной кишке рН среды, при которой активны ферменты:
а – нейтральная; б – кислая; в – слабощелочная; г – щелочная.
8. В сосудах наименьшая скорость движения крови в:
а – аорте; б – артериях; в – капиллярах; г – полых венах вблизи сердца.
9. Кишечные палочки (бактерии) обитают в:
а – желудке; б – пищеводе; в – тонком кишечнике; г – полости рта.
10. Пищеварение в тонком кишечнике:
а – внутриклеточное; б – внеклеточное (полостное); в – пристеночное (контактное); г – может быть таким, как указано во всех пунктах.
11. Изменения структуры и числа хромосом изучают с помощью метода:
А – центрифугирования; Б – гибридологического; В – цитогенетического; Г – биохимического.
12. Сходство химического состава, клеточное строение организмов являются доказательством:
А - единства и общности происхождения органического мира;
Б - многообразия растительного и животного мира;
В - эволюции органического мира;
Г - постоянства живой природы.
1З. Хранителем наследственности в клетке являются молекулы ДНК, так как в них
закодирована информация о:
А - первичной структуре молекул белка; Б - составе молекулы АТФ;В - строении триплета; Г - строении аминокислот.
14. В митохондриях в отличие от рибосом осуществляется:
А - транспорт белка; Б - синтез белка;
В - энергетический обмен; Г - транскрипция иРНК.
15. Какие признаки характерны для телофазы митоза?
А - спирализация хромосом;Б - выстраивание хромосом в экваториальной плоскости клетки;
В - деление центромеры и расхождение хромосом к полюсам клетки;
Г - деспирализация хромосом, образование двух ядер.
1 6. В ходе индивидуального развития животного многоклеточный организм развивается из зиготы путем:
А – гаметогенеза; Б – филогенеза; В – мейоза; Г – митоза.
17. Каковы генотипы родителей при дигибридном анализирующем скрещивании?
А - ААВВ х ВbВb; Б - АаВb х ааbb; В – ААВВ х ААВВ; Г – Вb х Аа.
18. У организмов с одинаковым генотипом под влиянием условий среды возникает
изменчивость:
А – комбинативная; Б – генотипическая; В – наследственная; Г – модификационная.
19. Чистая линия растений — это потомство:
А - гетерозисных форм; Б - одной самоопыляющейся особи;В - межсортового гибрида; Г - двух гетерозиготных особей.
20. Для производства лекарственных препаратов выращивают гриб:
А – мукор; Б – трутовик; В – спорынью; Г – пеницилл.
21. Зародыш с запасом питательных веществ входит в состав:
А – споры; Б – семени; В - почки; Г - заростка.
22. В семейство объединяют растения на основе:
А - строения корневой системы; Б - жилкования листьев; В - строения цветка и плода; Г - строения стебля:
23. Печень выполняет в организме человека барьерную функцию, так как в ней:
А - обезвреживаются ядовитые вещества; Б - глюкоза превращается в гликоген;
В - вырабатывается желчь, которая накапливается в желчном пузыре;
Г - белки могут превращаться в жиры и углеводы.
24. Наибольшее количество углеводов человек потребляет, используя в пищу:
А - листья салата и укропа; Б - растительное и сливочное масло; В - хлеб и картофель; Г - мясо и рыбу.
25. Рецепторы— это чувствительные образования, которые:
А - передают импульсы в центральную нервную систему;Б - передают нервные импульсы со вставочных нейронов на исполнительные;В - воспринимают раздражения и преобразуют энергию раздражителей в процессе нервного возбуждения;Г - воспринимают нервные импульсы от чувствительных нейронов.
26 Микроэволюция приводит к изменению:
А – родов; Б – видов; В – семейств; Г - отрядов.
Задание 2 Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них правильных может быть от нуля до пяти. Отметьте верные ответы, подчеркнув их. КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ – 14
1.Какие структурные компоненты входят в состав нуклеотидов молекулы ДНК?
А - азотистое основание: А, Т, Г, Ц; Б - разнообразные аминокислоты;
В – липопротеины; Г - углевод дезоксирибоза; Д - азотная кислота; Е - фосфорная кислота.
2.Для генной мутации характерно:
А - включение двух лишних нуклеотидов в молекулу ДНК; Б - кратное увеличение числа хромосом в гаплоидной клетке; В - нарушение последовательности аминокислот в молекуле белка; Г - поворот участка хромосомы на 180°; Д - изменение числа хромосом по отдельным парам; Е - удвоение нуклеотидов в ДНК.
3.Сходство клеток животных и бактерий состоит в том, что они имеют:
А - оформленное ядро; Б – цитоплазму; В - митохондрии; Г - плазматическую мембрану; Д – гликокаликс; Е – рибосомы.
4. Клетки каких организмов не могут поглощать крупные частицы пищи путем фагоцитоза? А – грибов; Б - цветковых растений; В – амеб; Г – бактерий; Д - лейкоцитов человека; Е – инфузорий.
5. Примерами полового размножения животных являются:
А - почкование гидры; Б - нерест рыб; В - деление обыкновенной амебы;
Г - регенерация дождевого червя; Д - партеногенез ящериц; Е - развитие рабочего муравья из зиготы.
6.. Гладкая мышечная ткань:
А - образует средний слой кровеносных сосудов; Б - состоит из многоядерных клеток — волокон; В - обеспечивает изменение размера зрачка; Г - образует скелетные мышцы; Д - имеет поперечную исчерченность; Е - сокращается медленно.
7. Какие свойства характерны для т-РНК?
А - имеет форму клеверного листа; Б - состоит из двух спирально закрученных цепей; В - доставляет аминокислоты к рибосоме; Г - является хранителем наследственной информации; Д - в длину достигает нескольких сотен тысяч нанометров; Е - имеет самые маленькие размеры из нуклеиновых кислот; Ж – входит в состав рибосом.
Задание 3. КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ – 12
1.В чем проявляются особенности биосферы как живой оболочки Земли?2. В чем сходство и различие плодов растений семейств Мотыльковые (Бобовые) и Крестоцветные (Капустные). 3. Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?
4.В чем проявляется усложнение строения кровеносной системы у земноводных по сравнению с рыбами?
8 класса Олимпиадные задания по биологии .
Часть 1. Выберите один правильный ответ.
1.Какая наука изучает взаимосвязи организмов и окружающей среды?
1) Зоология 2) Физиология 3) Ботаника 4) Экология
2. Какие органоиды клетки можно увидеть в школьный световой микроскоп?
1) Митохондрии 2) Рибосомы 3) Аппарат Гольджи 4) Ядро
3. Живым организмам, в отличие от тел неживой природы, свойственно
1)Рост 2) Движение 3) Раздражимость 4) Ритмичность
4. Почему подберезовики часто можно найти в березовом лесу?
1) В березовом лесу много света. 2) Подберезовики с корнями берез образуют микоризу.
3) У подберезовиков в березовом лесу нет конкурентов. 4) В березовом лесу отсутствуют животные, которые пи-
таются подберезовиками.
5. Какие растения не имеют побега и корня?
1) Водоросли 2) Плауны 3) Папоротники 4) Мхи
6. Чем является луковица тюльпана?
1) корневищем 2) корнеплодом 3) сочным плодом 4) видоизмененным побегом
7. Жабы, в отличие от лягушек, могут жить вдали от водоема. Чем это можно объяснить?
1) Они размножаются на суше.2) У них лучше развиты легкие и более сухая кожа.
3) У них короткие задние конечности и длинные передние.4) Они питаются наземными беспозвоночными животными.
8. Самое большое количество видов включает класс
1) Насекомые 2) Хрящевые рыбы 3) Земноводные 4) Птицы
9. Каких древних животных считают предками земноводных?
1) Ихтиозавров 2) Археоптериксов 3) Стегоцефалов 4) Кистеперых рыб
10. Каких древних животных считают предками птиц?
1) Ихтиозавров 2) Археоптериксов 3) Стегоцефалов 4) Кистеперых рыб
11. У человека, в отличие от млекопитающих животных, развито
1) абстрактное мышление 2) разные виды торможения 3) четырехкамерное сердце
4) большие полушария головного мозга
12. У больного перед операцией определяют группу крови. Это позволяет врачу
1) назначить правильное лечение 2) определить причину болезни
3) найти нужного донора 4) вычислить количество форменных элементов
13. Проявлением какого рефлекса является поворот головы в сторону громкого звука?
1) болевого 2) условного 3) защитного 4) ориентировочного
14. Речевые центры, в отличие от центров безусловных, расположены у человека в
1) мозжечке 2) среднем мозге 3) коре больших полушарий4) промежуточном мозге
15. В какие отношения вступают олень и лось, живущие в одном лесу?
1) конкурентные 2) симбиотические 3) хищник—жертва 4) паразитические
16. Сходство строения клеток автотрофных и гетеротрофных организмов состоит в наличии у них 1) лейкопластов 2) плазматической мембраны 3) оболочки из клетчатки 4) вакуолей с клеточным соком
17. Испарение воды листьями способствует
1) передвижению минеральных солей в растении2) снабжению листьев органическими веществами3) усвоению углекислого газа хлоропластами4) повышению скорости образования органических веществ
18. Часто у детей наблюдаются изменения формы костей конечностей, которые связаны с нарушением обмена кальция и фосфора. При недостатке какого витамина наблюдается это явление?
1)С 2)В2 3)А 4)D
19. Что общего между агроэкосистемой пшеничного поля и экосистемой луга?
1) короткие цепи питания 2) преобладание растений разных видов
3) незамкнутый круговорот химических элементов4) наличие продуцентов, консументов и редуцентов
20. Почему врачи рекомендуют употреблять в пищу йодированную соль? Так как йод
1) влияет на укрепление костной ткани 2) нормализует деятельность щитовидной железы
3) предупреждает заболевание рахитом 4) способствует образованию витамина А
Часть 2. Выберите три верных ответа из шести. Запишите в ответе выбранные цифры в порядке возрастания.
В1. К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка?
1) нарушению строения суставов верхних конечностей 2) смещению внутренних органов
3) нарушению функций костного мозга 4) изменению химического - состава костей
5) нарушению кровоснабжения органов 6) затруднению работы сердца
В2. В чем сходство покрытосеменных и голосеменных, растений?
1) характеризуются многообразием жизненных форм 2) размножаются семенами
3) имеют хорошо развитые вегетативные органы 4) способны образовывать обширные леса 5) образуют сочные и сухие плоды опыляются насекомыми и птицами
6) включают большое количество водных видов