Олимпиадные задания по русскому языку
3 класс
Фамилия _____________Имя____________Класс_________
1. Составь слово по опорным словам. Из первого слова бери первый слог, из второго – второй и так далее:
а) радость, задумал, коряга: _______________
б) сияние, понедельник, поливает: ______________________
2. Сколько звуков [ш] в стихотворении:
Пешком шагали мышки
По узенькой дорожке
От деревушки Пешки
До деревушки Ложки. _______
3. Древнее слово «лоб» означало широкий плоский лист, от него образовались названия растений: лопух, лопоухий – человек с большими ушами. А как называется садовый инструмент, название которого происходит от этого слова?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. От слов, обозначающих признаки предметов, образуйте имена существительные, которые называют людей.
Умный - ________________________
Хитрый - _______________________
Весёлый - _______________________
Крепкий - _______________________
5. Запиши слова во множественном числе: стол, стул, ухо, человек.
_____________________________________________________________
6.Вставь пропущенные буквы.
Прим...рять соседей - прим ...рять костюм,
пол ...скать бельё - пол ...скать котенка,
отв...рить дверь - отв...рить картофель.
7. Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедини линией.
Держать ухо востро. | | Работать не покладая рук. |
Сидеть сложа руки. | Воды в рот набрать. |
Лясы точить. | Душа в душу. |
Как кошка с собакой. | Ворон считать. |
8. Выпиши слова, в которых количество букв и звуков одинаково.
Съезд, Елена, метель, яичко, поляна, пояс, Дарья, маленькие.
_________________________________________________________________
9. Запиши слова по группам: а) слова, родственные слову «нос», б) слова, родственные слову «носить: поднос, носорог, носилки, носик, утконос, носильщик, переносица, носитель, вынос, носатый.
А)____________________________________________________________________
Б)_____________________________________________________________________
10.В каждой группе слов найди «лишнее», подчеркни его:
А) Молоко, бревно, пальто, число, весло.
Б) Клевета, забота, весна, победа, истина.
В) Звук, жест, долг, глаз, рукав.
Г) Они, мы, сани, вы, ты.
Д) Олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь.
11. Запиши к выделенным прилагательным противоположные по смыслу слова:
Свежее утро – _______________ утро;
Свежая булка – ________________ булка;
Свежая рыба – ______________ рыба;
Свежая газета – ______________ газета;
Свежая блузка – ______________ блузка.
12. Поставь ударение в словах:
Завидно, квартал, дожил, красивее, гусеница, задал, статуя, звонит, столяр, щавель.
13.Исправь в тексте ошибки.
Ноступила поздняя осинь. Листя на диревях опали. Ветир качяет голые сучья. Дожть лёт, как из видра. Сыро осиню.
14. Замени фразеологические обороты одним словом:
В час по чайной ложке - _______________________
Рукой подать - ________________________________
Раз, два и обчёлся - ____________________________
Куры не клюют - _______________________________
Кожа да кости - ______________________________
Чесать языком – _______________________________
Зарубить на носу – _____________________________
Дать стрекоча – ______________________________
Ломать голову – _______________________________
Критерии оценивания
1. Составь слово по опорным словам. Из первого слова бери первый слог, из второго – второй и так далее:
Выполнение:
а) радость, задумал, коряга; радуга
б) сияние, понедельник, поливает синева
Количество баллов: по – 0,5 баллов. (Всего 1 балл)
2. Сколько звуков [ш] в стихотворении:
Пешком шагали мышки
По узенькой дорожке
От деревушки Пешки
До деревушки Ложки. ___(8)_____ )
Количество: 1 балл
3.Выполнение: лопата (Всего1 б.)
4. От слов, обозначающих признаки предметов, образуйте имена существительные, которые называют людей.
Выполнение:
Умный - умник
Хитрый - хитрец
Весёлый - весельчак
Крепкий - крепыш
Количество баллов: 0,5 б за каждое правильное слово. (Всего 2 б.)
5.Запиши слова во множественном числе: стол, стул, ухо, человек.
Выполнение: столы, стулья, уши, люди
Количество: по 0,5 б. (Всего 2 б.)
6. Вставь пропущенные буквы.
ПримИ.рять соседей - прим Ерять костюм, полОскать бельё - пол Аскать котенка, отвО.рить дверь - отвА.рить картофель.
Количество баллов: по 0,5б. (Всего 3 б.)
7. Держать ухо востро – ворон считать
Сидеть сложа руки - Не покладая рук.
Лясы точить - Воды в рот набрать
Как кошка с собакой - Душа в душу.
Количество баллов: по 1 баллу за верный выбор. (Всего 4 б.)
8. Выпиши слова, в которых количество букв и звуков одинаково.
Выполнение: Съезд, Елена, метель, яичко, поляна, пояс, Дарья, маленькие.
Количество баллов: 1 балл за слово. (Всего 4 б.)
9 .А) Носорог, носик, утконос, переносица, носатый.
Б) Поднос, носилки, носильщик, носитель, вынос.
Количество баллов: по 0,5 балла за каждое правильное слово. ( Всего 5б.)
10.Лишние слова: а) пальто (нескл.) или молоко (3слога);
б) весна (2 слога);
в) рукав (5 букв);
г) сани (существительное);
д) прорубь (ж.р.)
Количество баллов: по 1баллу за верный выбор. (Всего 5 б.)
11. Теплое утро; черствая булка; тухлая (испорченная) рыба; вчерашняя (давнишняя) газета; несвежая (грязная) блузка.
Количество баллов: по 1 баллу. (Всего 5 б.)
12.Зави́дно, кварта́л, до́жил, краси́вее, гу́сеница, за́дал, ста́туя, звони́т, столя́р, щаве́ль.
Количество баллов: по 0,5 баллов за верное ударение. (Всего 5 б.)
13. Исправь ошибки.
Наступила поздняя осень. Листья на деревьях опали. Ветер качает голые сучья. Дождь льёт, как из ведра. Сыро осенью.
Количество баллов: по 0,5 баллов за исправление ошибки. (Всего 6 б.)
14. Замени фразеологические обороты одним словом:
10. Что это? Отгадай задуманные слова и составь с ними по одному словосочетанию. (3 БАЛЛА)
11. Замени фразеологические обороты одним словом: (9 БАЛЛОВ)
В час по чайной ложке - _______медленно____________
Рукой подать - ___________близко___________________
Раз, два и обчёлся - _____мало_______________________
Куры не клюют - _____много______________________
Кожа да кости - ____худой__________________________
Чесать языком – ____разговаривать_____________
Зарубить на носу – ____запомнить_______________
Дать стрекоча – _____убегать_______________
Ломать голову – ____думать______________
12. Выпиши из фразеологических оборото
Количество баллов: по 1 баллу за каждое правильное слово. ( Всего 9б.)
10. Что это? Отгадай задуманные слова и составь с ними по одному словосочетанию. (3 БАЛЛА)
11. Замени фразеологические обороты одним словом: (9 БАЛЛОВ