Олимпиада по русскому языку в 7 классе
(1 балл) С какой частью речи не употребляются предлоги?
Причастие; 2) имя прилагательное; 3) местоимение; 4)глагол; 5)имя
числительное.
(6 баллов) Какими русскими словами-синонимами можно заменить заимствованные слова?
Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.
(2 балла) В какой из приведенных пар фразеологизмов отношения иные, чем в остальных?
Тертый калач – стреляный воробей,
два сапога пара – одного поля ягоды,
ни рыба ни мясо – ни богу свечка ни черту кочерга,
сесть на мель – сесть в калошу,
что есть духу – во все лопатки.
(10 баллов) Решите орфографическую задачу. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Непр…тязательный вкус, пр…бывать за границей, дружить со сверс…никами, непр…одолимый страх, их ровес…ники, искать пр…станища, пр…ломление лучей в воде, непр…ходящие ценности, непр…хотливое животное, камень пр…ткновения
(5 баллов) К каким частям речи относятся слова?
Пять, пятеро, пятый, пятерочка, пятка, впятером
(5 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения.
Человек сам может выбрать свой дом согласно собственных принципов: кто-то выберет для себя небольшую квартиру, там уютно, кто-то предпочтёт мегаполису деревню и будет жить в собственном доме, потому что он с природой близок.
Укажите в тексте все грамматические ошибки и недочёты. Объясните, в чём заключаются эти ошибки. Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом первоначальный смысл.
(5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.
Чтобы правильно написать гласные в суффиксах ˂….˃ и ˂….˃, надо просклонять существительные с этими суффиксами. Если ˂….˃ный звук выпадает, то в суффиксе надо писать букву ˂….˃, если ˂….˃ный звук не выпадает, то в суффиксе надо писать букву ˂….˃ .
1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.
2. Сформулируйте название этого орфографического правила
3. Приведите примеры его использования.
(1 балл) В придуманном слове (или в сочетании слов) посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).
Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин врастапки.
(6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)
1) Человѣци подобни суть облакомъ, иногда въ ино мѣсто воздухомъ носими.
2) Цесарь же осклабися, зря на нь, и повелѣ ему, да будеть въ гребцех его. Милошане же зане носиша и на руках и цесарскою чьстию чтиша и, бьени быша.
Максимальный балл за все выполненные задания- 41
Олимпиада по русскому языку в 7 классе (ответы)
(1 балл) С какой частью речи не употребляются предлоги?
Причастие; 2) имя прилагательное; 3) местоимение; 4)глагол; 5)имя
числительное.
Ответ: глагол
(6 баллов) Какими русскими словами-синонимами можно заменить заимствованные слова?
Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.
Ответ
Трасса- дорога
дискуссия- обсуждение, рассмотрение, спор
авеню- улица, проспект, аллея
маэстро- музыкант
фиаско- провал, проигрыш, несчастие, крах, неудача, крушение, гибель
шеф- глава, начальник, руководитель, хозяин, директор.
(2 балла) В какой из приведенных пар фразеологизмов отношения иные, чем в остальных?
Тертый калач – стреляный воробей,
два сапога пара – одного поля ягоды,
ни рыба ни мясо – ни богу свечка ни черту кочерга,
сесть на мель – сесть в калошу,
что есть духу – во все лопатки.
Ответ
Все пары фразеологизмов, кроме СЕСТЬ НА МЕЛЬ – СЕСТЬ ВКАЛОШУ, — синонимы. Сесть на мель – попасть в трудное положение, а сесть в калошу – поставить себя в неловкое положение
(10 баллов) Решите орфографическую задачу. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Непр…тязательный вкус, пр…бывать за границей, дружить со сверс…никами, непр…одолимый страх, их ровес…ники, искать пр…станища, пр…ломление лучей в воде, непр…ходящие ценности, непр…хотливое животное, камень пр…ткновения
Ответ:
Непритязательный вкус, пребывать за границей, дружить со сверстниками, непреодолимый страх, их ровесники, искать пристанища, преломление лучей в воде, непреходящие ценности, неприхотливое животное, камень преткновения
(5 баллов) К каким частям речи относятся слова?
Пять, пятеро, пятый, пятерочка, пятка, впятером
Ответ: Пять-числит, пятеро-числит, пятый-числит, пятерочка-сущ, пятка-сущ, впятером-наречие
(5 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения.
Человек сам может выбрать свой дом согласно собственных принципов: кто-то выберет для себя небольшую квартиру, там уютно, кто-то предпочтёт мегаполису деревню и будет жить в собственном доме, потому что он с природой близок.
Укажите в тексте все грамматические ошибки и недочёты. Объясните, в чём заключаются эти ошибки. Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом первоначальный смысл.
Критерии и ответы
А. «согласно… принципов» – грамматическая ошибка.
Предлог «согласно» требует д. п.
Б. «близок с природой» – грамматическая ошибка. Требуется другое управление: близок к природе.
В. «он с природой близок» – грамматическая ошибка. Неоправданная инверсия дополнения.
2. Человек сам может выбрать свой дом согласно собственным принципам: кто-то выберет для себя небольшую квартиру (ему там уютно), кто-то предпочтёт мегаполису деревню и будет жить в собственном доме, потому что он душой близок к природе.
За каждую найденную и удовлетворительно объяснённую ошибку по 1 баллу. 2. За переписанный отрывок, в котором исправлены замеченные и не допущены новые ошибки, – 2 балла. Всего 5 баллов.
(5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.
Чтобы правильно написать гласные в суффиксах ˂….˃ и ˂….˃, надо просклонять существительные с этими суффиксами. Если ˂….˃ный звук выпадает, то в суффиксе надо писать букву ˂….˃, если ˂….˃ный звук не выпадает, то в суффиксе надо писать букву ˂….˃ .
1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты. 2. Сформулируйте название этого орфографического правила
3. Приведите примеры его использования.
Критерии и ответы
Чтобы правильно написать гласные в суффиксах -ЕК- и -ИК-, надо просклонять существительные с этими суффиксами. Если ГЛАСНЫЙ звук выпадает, то в суффиксе надо писать букву Е, если ГЛАСНЫЙ звук не выпадает, то в суф- фиксе надо писать букву И . Правило называется: правописание гласных в суффиксах существитель- ных -ЕК- и -ИК-. Примеры: замочек (замочка); перчик (перчика).
1. За верно восстановленное правило – 2 балла.
2. За адекватное название правила – 2 балла.
3. За достаточное количество примеров его использования – 1 балл. Всего 5 баллов.
(1 балл) В придуманном слове (или в сочетании слов) посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).
Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин врастапки.
Критерии и ответы
Приставка. Всего 1 балл.
(6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)
1) Человѣци подобни суть облакомъ, иногда въ ино мѣсто воздухомъ носими.
2) Цесарь же осклабися, зря на нь, и повелѣ ему, да будеть въ гребцех его. Милошане же зане носиша и на руках и цесарскою чьстию чтиша и, бьени быша.
Критерии и ответы
1) Носими – носимы от носить: мчать, увлекать с собой силой своего движения (о буре, ветре, воздухе) (3 балла)
2) Носиша – носили. Носити на рукахъ – проявлять к кому-либо большое внимание (3 балла). Всего 6 баллов.
8