Олимпиадные задания по русскому языку
учени________9 «________» класса
_________________________________________________________
1. Приведите примеры парных русских слов, которые различаются в написании, но не различаются в произношении. Можете ли вы привести такие примеры из иностранного языка, который знаете? Как называются такого рода слова?
_______________________________________________________________________
2. Можно ли утверждать, что конечные буквы слов - ой, - ий, - ая, - яя, -ее всегда
представляют их окончания? Мотивируйте свой ответ и подтвердите его примерами.
_______________________________________________________________________
3. О каком языковом явлении (и о словах, с ним связанных) русский ученый конца Х1Х - начала XX века Роман Федорович Брандт писал: «...они имеют весьма симпатичную сторону как памятники мирного общения народов и их взаимного обучения»? Прокомментируйте свой ответ.
_______________________________________________________________________
4. Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля.
Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.
Ответ:__________________________________________________________________________
5. Есть ли родственная связь между словами килограмм и грамматика? Прокомментируйте свой ответ.____________________________________________________________________
6. В каких случаях на месте пропуска произносится [э], а в каких - [о]?
Голол...дица, оп...ка, аф...ра, безнадежный, ман...вры.
________________________________________________
7. Заполните правый столбик соответствующими словами из приведенных ниже;
вставьте в них пропущенные буквы.
список литературы по теме_______________________________________
доходы от акций____________________________________________________
художественное произведение малого объема_________________________
общий вид местности_______________________________________________
художественная литература_________________________________________
изменение тела под воздействием внешних сил_______________________
противостояние___________________________________________
изъян, недостаток-_________________________________
обжалование________________________________________________
короткое сатирическое стихотворение______________________________
нехватка, недостаток чего-либо____________________________________
вежливый_________________________________________________________
М...н...рал, д...в...ден...ы, тру(п,пп)а, э(ф,фф)ект, дра(м,мм)а, д...(ф,фф)ект, библ...ография, ж...ргон, д...(ф,фф)ормация, к...(м,мм)ентарий, эп...гра(м,мм)а, к...(м,мм)ерсант, к..(р,рр)ектный, м...н...атюра, л...н(?)шафт, о(п,пп)...зиция, а(п,пп)...(л,лл)яция, пробле(м,мм)а, д...ф...цит, б...(л,лл)...тристика.
8. Что вам известно о словаре, который упоминает А.С.Пушкин в романе
«Евгений Онегин»?
А вижу я, винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами,
Хоть и заглядывал я встарь
В Академический словарь.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Об одной из букв русского алфавита М.В.Ломоносов сказал: «Немой место
занял, подобие как пятое колесо». Что это за буква? Какова ее судьба в нашей письменности?_______________________________________________________________________________________________________________________
10. Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Определите тип ошибки и
объясните, в чем она заключается.
а) Художник увидел то, чего желал, чего смутно надеялся увидеть.
__________________________________________________________________
б) Эти молодые, некрасивые березки стоят у дороги, отражая
тень в луже._________________________________________________________
в) Имелись также слухи о том, что Иван Сусанин из здешних мест.
_________________________________________________________________________
11. Какие слова пропущены в тексте? Сделайте вывод относительно того,
подчинительной связи какого вида нет в современном болгарском языке?
Исчезли и в болгарском языке. У болгарского языка такой же
предок, как и у русского, язык. А в этом
языке (да и в древнеболгарском, тексты на котором сохранились) было не меньше, чем в современном русском. Теперь же, например, стол по-болгарски будет «маса»; «на стол» и «на столе» будет на маса; «под стол» и «под столом» - под маса и так далее. Совсем как в современном английском или французском языках.
___________________________________________________________________________
12. Дайте определение следующих лингвистических терминов. Приведите, если возможно, примеры слов, иллюстрирующих эти термины.
Многозначность-____________________________________________________________
неологизмы-________________________________________________________________
грамматика-_______________________________________________________________
2