СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по русскому языку для 9 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания используются для подготовки к олимпиаде по русскому языку в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по русскому языку для 9 класса»

Олимпиадные задания по русскому языку

учени________9 «________» класса

_________________________________________________________


1. Приведите примеры парных русских слов, которые различаются в написании, но не различаются в произношении. Можете ли вы привести такие примеры из иностранного языка, который знаете? Как называются такого рода слова?

_______________________________________________________________________


2. Можно ли утверждать, что конечные буквы слов - ой, - ий, - ая, - яя, -ее всегда

представляют их окончания? Мотивируйте свой ответ и подтвердите его примерами.

_______________________________________________________________________


3. О каком языковом явлении (и о словах, с ним связанных) русский ученый конца Х1Х - начала XX века Роман Федорович Брандт писал: «...они имеют весьма симпатичную сторону как памятники мирного общения народов и их взаимного обучения»? Прокомментируйте свой ответ.

_______________________________________________________________________


4. Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля.

Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.

Ответ:__________________________________________________________________________


5. Есть ли родственная связь между словами килограмм и грамматика? Прокомментируйте свой ответ.____________________________________________________________________


6. В каких случаях на месте пропуска произносится [э], а в каких - [о]?

Голол...дица, оп...ка, аф...ра, безнадежный, ман...вры.

________________________________________________

7. Заполните правый столбик соответствующими словами из приведенных ниже;

вставьте в них пропущенные буквы.

  • список литературы по теме_______________________________________

  • доходы от акций____________________________________________________

  • художественное произведение малого объема_________________________

  • общий вид местности_______________________________________________

  • художественная литература_________________________________________

  • изменение тела под воздействием внешних сил_______________________

  • противостояние___________________________________________

  • изъян, недостаток-_________________________________

  • обжалование________________________________________________

  • короткое сатирическое стихотворение______________________________

  • нехватка, недостаток чего-либо____________________________________

  • вежливый_________________________________________________________

М...н...рал, д...в...ден...ы, тру(п,пп)а, э(ф,фф)ект, дра(м,мм)а, д...(ф,фф)ект, библ...ография, ж...ргон, д...(ф,фф)ормация, к...(м,мм)ентарий, эп...гра(м,мм)а, к...(м,мм)ерсант, к..(р,рр)ектный, м...н...атюра, л...н(?)шафт, о(п,пп)...зиция, а(п,пп)...(л,лл)яция, пробле(м,мм)а, д...ф...цит, б...(л,лл)...тристика.



8. Что вам известно о словаре, который упоминает А.С.Пушкин в романе

«Евгений Онегин»?

А вижу я, винюсь пред вами,

Что уж и так мой бедный слог

Пестреть гораздо б меньше мог

Иноплеменными словами,

Хоть и заглядывал я встарь

В Академический словарь.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Об одной из букв русского алфавита М.В.Ломоносов сказал: «Немой место

занял, подобие как пятое колесо». Что это за буква? Какова ее судьба в нашей письменности?_______________________________________________________________________________________________________________________


10. Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Определите тип ошибки и

объясните, в чем она заключается.

а) Художник увидел то, чего желал, чего смутно надеялся увидеть.

__________________________________________________________________

б) Эти молодые, некрасивые березки стоят у дороги, отражая

тень в луже._________________________________________________________

в) Имелись также слухи о том, что Иван Сусанин из здешних мест.

_________________________________________________________________________


11. Какие слова пропущены в тексте? Сделайте вывод относительно того,

подчинительной связи какого вида нет в современном болгарском языке?


Исчезли и в болгарском языке. У болгарского языка такой же

предок, как и у русского, язык. А в этом

языке (да и в древнеболгарском, тексты на котором сохранились) было не меньше, чем в современном русском. Теперь же, например, стол по-болгарски будет «маса»; «на стол» и «на столе» будет на маса; «под стол» и «под столом» - под маса и так далее. Совсем как в современном английском или французском языках.

___________________________________________________________________________


12. Дайте определение следующих лингвистических терминов. Приведите, если возможно, примеры слов, иллюстрирующих эти термины.

Многозначность-____________________________________________________________

неологизмы-________________________________________________________________

грамматика-_______________________________________________________________



2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!