СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Олимпиадные задания по русскому языку в 3 - 4 классах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации содержатся интересные задания по русскому языку для использования на олимпиадах учителями начальных классов. Данный материал можно использовать и на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«"Олимпиадные задания по русскому языку в 3 - 4 классах"»

РУССКИЙ ЯЗЫК Олимпиадные задания

РУССКИЙ ЯЗЫК

Олимпиадные задания

МОУ  «Специализированная школа с углубленным изучением иностранных языков № 115  города Донецка» ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 – 4 КЛАССАХ СОСТАВИТЕЛЬ  УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ  ПАТРИКАЦ МАРИЯ МИХАЙЛОВНА

МОУ

«Специализированная школа с углубленным изучением иностранных языков № 115

города Донецка»

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 – 4 КЛАССАХ

СОСТАВИТЕЛЬ

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПАТРИКАЦ МАРИЯ МИХАЙЛОВНА

Продолжите антонимические пары: Попробуй определи падеж выделенных слов: вежливый - ………………., письмо МАРИИ; подарок ЕВДОКИИ; послание БОЛГАРИИ. (2 б.) учтивый - …………………., предупредительный - ………………, любезный - ………………. . (4 б.) Определи число имён существительных: Дела, тетрадь, пальто, купе, деньки, девочка, кино, спектакль, метро, ателье, очки, ножницы. (2 б.) Продолжи пословицу: На смелого собака лает, ………………. . Не так страшен чёрт, ………………….. . Волков бояться - ………………………. . Гляди в ноги: ничего не найдёшь, ……………. . Скмь раз отмерь, ……………………… (4 б.) Поставь ударение: Завидно, камбала, квартал, дожил, красивее, гусеница, жаворонок, задал, статуя, звонит, столяр, щавель. (3 б.)

Продолжите антонимические пары:

Попробуй определи падеж выделенных слов:

вежливый - ……………….,

письмо МАРИИ; подарок ЕВДОКИИ; послание БОЛГАРИИ. (2 б.)

учтивый - ………………….,

предупредительный - ………………,

любезный - ………………. . (4 б.)

Определи число имён существительных:

Дела, тетрадь, пальто, купе, деньки, девочка, кино, спектакль, метро, ателье, очки, ножницы. (2 б.)

Продолжи пословицу:

На смелого собака лает, ………………. .

Не так страшен чёрт, ………………….. .

Волков бояться - ………………………. .

Гляди в ноги: ничего не найдёшь, ……………. .

Скмь раз отмерь, ……………………… (4 б.)

Поставь ударение:

Завидно, камбала, квартал, дожил, красивее, гусеница, жаворонок, задал, статуя, звонит, столяр, щавель. (3 б.)

Доскажите пословицы: Не петь бы рано пташечке, …………… . Хвастливая собака была, да ………….. . Так зазнался, что ……………. . (4 б.) Где нужно поставить ударение в выделенных словах, чтобы был понятен смысл четверостишия? Вопрос мой прост и краток, - Промолвил Носорог, - Что лучше – сорок пяток Или пяток сорок? (2 б.) Подберите фразеологические сочетания к следующим толкованиям: овладеть собой, успокоиться; очень тесно; хорошо помнить; усиленно думать над трудным вопросом. (3 б.)

Доскажите пословицы:

  • Не петь бы рано пташечке, …………… .
  • Хвастливая собака была, да ………….. .
  • Так зазнался, что ……………. . (4 б.)

Где нужно поставить ударение в выделенных словах, чтобы был понятен смысл четверостишия?

Вопрос мой прост и краток, -

Промолвил Носорог, -

Что лучше – сорок пяток

Или пяток сорок? (2 б.)

Подберите фразеологические сочетания к следующим толкованиям:

  • овладеть собой, успокоиться;
  • очень тесно;
  • хорошо помнить;
  • усиленно думать над трудным вопросом. (3 б.)
В стихотворении найдите слова одного корня. Объясните, как они образованы?  Какое значение имеют эти слова для выражения идеи стихотворения? Узелок на память Никаких не допускай уступок, Даже в малом будь самим собой, Побеждает именно поступок, Зорко управляющий судьбой. Целеустремлён и беспокоен Каждый продолжающийся день. Разные слова, единый корень – Поступь, наступление, ступень. Принимая веское решенье, С вечным риском сочетая труд, Помни: Настоящее движенье Люди поступательным зовут. (2 б.) О каком столе идёт речь в каждом конкретном случае? Берите книгу и тетрадь, садитесь вы за стол . А вы могли бы рассказать, откуда стол пришёл? Анна Ивановна работает в адресном столе , на её письменном столе стоят три телефона. (4 б.)

В стихотворении найдите слова одного корня. Объясните, как они образованы?

Какое значение имеют эти слова для выражения идеи стихотворения?

Узелок на память

Никаких не допускай уступок,

Даже в малом будь самим собой,

Побеждает именно поступок,

Зорко управляющий судьбой.

Целеустремлён и беспокоен

Каждый продолжающийся день.

Разные слова, единый корень –

Поступь, наступление, ступень.

Принимая веское решенье,

С вечным риском сочетая труд,

Помни:

Настоящее движенье

Люди поступательным зовут. (2 б.)

О каком столе идёт речь в каждом конкретном случае?

  • Берите книгу и тетрадь, садитесь вы за стол .
  • А вы могли бы рассказать, откуда стол пришёл?
  • Анна Ивановна работает в адресном столе , на её письменном столе стоят три телефона. (4 б.)
Объясните, почему одним словом названы разные предметы. Что их объединяет? Цельное или дроблённое зерно некоторых растений, употребляемое в пищу. Снег в виде мелких круглых зёрен. (4 б.) Установите по данным ниже предложениям, какие значения имеет слово голова ? От бессонницы у него разболелась голова. Голова пехотной колонны. Голова у него работает хорошо, любую задачу решает быстро. Он в неравном бою сложил свою голову. Фермер сдал на мясокомбинат сто голов рогатого скота. (4 б.) Напишите слова – «наоборотки» (дед, топот, доход, наган, казак, шалаш) (2 б.)

Объясните, почему одним словом названы разные предметы. Что их объединяет?

  • Цельное или дроблённое зерно некоторых растений, употребляемое в пищу.
  • Снег в виде мелких круглых зёрен. (4 б.)

Установите по данным ниже предложениям, какие значения имеет слово голова ?

  • От бессонницы у него разболелась голова.
  • Голова пехотной колонны.
  • Голова у него работает хорошо, любую задачу решает быстро.
  • Он в неравном бою сложил свою голову.
  • Фермер сдал на мясокомбинат сто голов рогатого скота. (4 б.)

Напишите слова – «наоборотки»

(дед, топот, доход, наган, казак, шалаш) (2 б.)

Закончите пословицы: Как вы понимаете такие выражения: В тихом омуте ……………. Волк и каждый год линяет, а ……………… Глуп как свинья, а ………………….. Глазами плачет, а ……………………… Гладка шерсть, да ……………………… (5 б.) Много думать о себе. Недолго думая. (4 б.) Определите, к каким частям слова относятся двойные согласные в словах: Подделка, ссора, воссоединение, ссылка, конный. (5 б.) Поставьте ударение в словах: Беспечный, ходатай, черпать, шофёр, агентство, баловать, в складчину, главенство, донельзя, драматургия, засучить, заговор, изваяние, облегчать. (2 б.)

Закончите пословицы:

Как вы понимаете такие выражения:

  • В тихом омуте …………….
  • Волк и каждый год линяет, а ………………
  • Глуп как свинья, а …………………..
  • Глазами плачет, а ………………………
  • Гладка шерсть, да ……………………… (5 б.)
  • Много думать о себе.
  • Недолго думая. (4 б.)

Определите, к каким частям слова относятся двойные согласные в словах:

Подделка, ссора, воссоединение, ссылка, конный. (5 б.)

Поставьте ударение в словах:

Беспечный, ходатай, черпать, шофёр, агентство, баловать, в складчину, главенство, донельзя, драматургия, засучить, заговор, изваяние, облегчать. (2 б.)

Выпишите из ряда слов родственные слова Отгадайте загадки, напишите отгадки.  и формы одного и того же слова. Без рук, без ног на гору ползёт. Кто сильнее всех на свете? Не конь, а бежит, не лес, а шумит. Воронко бежит, а оглобли стоят. День и ночь кричит, а голос не устаёт. Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесничий, лесники, лесенка, лесником, лесничество. (3 б.) (4 б.) Подбери синонимы к словам: Грустный – Радостный – Жестокий – Отважный – (2 б.) Прочитайте текст и помогите Никитке правильно его написать.  ЛЕТО В полу было жарко. Мы охали долго, пока увидали лис и сало. Нас ждали в соли. Тотя Луна и дядя Соня были нам рады. Мы харашо провыли лото. Ловили рыбе на реке. Кувыркались на лугув сене. А потом паехали в горад. (4 б.)

Выпишите из ряда слов родственные слова

Отгадайте загадки, напишите отгадки.

и формы одного и того же слова.

  • Без рук, без ног на гору ползёт.
  • Кто сильнее всех на свете?
  • Не конь, а бежит, не лес, а шумит.
  • Воронко бежит, а оглобли стоят.
  • День и ночь кричит, а голос не устаёт.

Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесничий, лесники, лесенка, лесником, лесничество. (3 б.)

(4 б.)

Подбери синонимы к словам:

Грустный –

Радостный –

Жестокий –

Отважный – (2 б.)

Прочитайте текст и помогите Никитке правильно его написать.

ЛЕТО

В полу было жарко. Мы охали долго, пока увидали лис и сало. Нас ждали в соли. Тотя Луна и дядя Соня были нам рады. Мы харашо провыли лото. Ловили рыбе на реке. Кувыркались на лугув сене. А потом паехали в горад. (4 б.)

Продолжи пословицу. Хочешь есть калачи, так ….. Ученье свет, а …… Книги читай, а ……….. Старый друг ………. (3 б.) Определите « лишнее » слово и зачеркните его. Весёлый, веселье, весело, радостное, весёлые; лезет, залез, слезал, подлиза, полезла. (2 б.) Из звуков, входящих в слово палитра , ученик составил слова: пар, лапа, трап, лира, пир, тара . Найдите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра . (3 б.) Определите многозначное слово. Какой частью речи оно является? К вечеру температура снизилась. Самолёт снизился и пошёл на посадку. Ученик снизил успеваемость. (2 б.)

Продолжи пословицу.

  • Хочешь есть калачи, так …..
  • Ученье свет, а ……
  • Книги читай, а ………..
  • Старый друг ………. (3 б.)

Определите « лишнее » слово и зачеркните его.

Весёлый, веселье, весело, радостное, весёлые;

лезет, залез, слезал, подлиза, полезла. (2 б.)

Из звуков, входящих в слово палитра , ученик составил слова: пар, лапа, трап, лира, пир, тара . Найдите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра . (3 б.)

Определите многозначное слово. Какой частью речи оно является?

  • К вечеру температура снизилась.
  • Самолёт снизился и пошёл на посадку.
  • Ученик снизил успеваемость. (2 б.)
Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедини линией. Лясы точить Держать ухо востро. Сидеть сложа руки. От рук отбился. Во всю Ивановскую. На чужой шее сидеть. Не покладая рук. Держать язык за зубами. Воды в рот набрать. Ворон считать. Своим горбом жить. Держать в ежовых рукавицах. (5 б.) Заключите слова в кавычки, если это необходимо Книга Сын полка; кинофильм Семеро смелых; собака Отважная; семья Беликовых; рассказ Чук и Гек; река Волга; город Самара; газета Вечерний Донецк. (3 б.)

Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедини линией.

  • Лясы точить
  • Держать ухо востро.
  • Сидеть сложа руки.
  • От рук отбился.
  • Во всю Ивановскую.
  • На чужой шее сидеть.
  • Не покладая рук.
  • Держать язык за зубами.
  • Воды в рот набрать.
  • Ворон считать.
  • Своим горбом жить.
  • Держать в ежовых рукавицах. (5 б.)

Заключите слова в кавычки, если это необходимо

Книга Сын полка; кинофильм Семеро смелых; собака Отважная; семья Беликовых; рассказ Чук и Гек; река Волга; город Самара; газета Вечерний Донецк. (3 б.)

Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой будут употреблены в переносном значении. Замените словосочетания близким по значению глаголом: Задирать нос – Бить баклуши – (4 б.) Укажите, какими частями речи являются выделенные слова: Посадила мама в печь пироги с капустой печь. Снежное покрывало покрывало всё поле. Ведро дало течь, и вода стала течь. Кто без кисти и белил крыши города белил? (5 б.) Подберите к данным словам проверочные слова и поставьте ударение. Н…сут = ч…рнота - Л…дник – пр…вдивый - В…зут – к…рмить. (3б.)

Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой будут употреблены в переносном значении.

Замените словосочетания близким по значению глаголом:

  • Задирать нос –
  • Бить баклуши – (4 б.)

Укажите, какими частями речи являются выделенные слова:

  • Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
  • Снежное покрывало покрывало всё поле.
  • Ведро дало течь, и вода стала течь.
  • Кто без кисти и белил крыши города белил? (5 б.)

Подберите к данным словам проверочные слова и поставьте ударение.

Н…сут = ч…рнота -

Л…дник – пр…вдивый -

В…зут – к…рмить. (3б.)

Вокзал, лестница, адрес, сегодня, январь, рисунок, кастрюля, язык, комбайн, ноябрь, растение . Напишите цепочку из 10 словарных слов так, чтобы первая буква последующего слова была такой же, как последняя буква предыдущего. (3 б.) Объясните смысл выражений. Перебивался с хлеба на квас. Жил на чужих хлебах. Без хлеба не проживёшь. Хлеб – всему голова. У кого хлеб родится, тот всегда веселится. (4 б.) Поставьте в словах ударение и произнесите их в соответствии с современными литературными нормами. Арест, агент, прачечная, речной, валовый, деспот, еретик, закупорить, засуха, каучук, месиво, молодёжь, сердечник, скворечник, осведомить, отверженный . (2 б.)

Вокзал, лестница, адрес, сегодня, январь, рисунок, кастрюля, язык, комбайн, ноябрь, растение .

Напишите цепочку из 10 словарных слов так, чтобы первая буква последующего слова была такой же, как последняя буква предыдущего. (3 б.)

Объясните смысл выражений.

  • Перебивался с хлеба на квас.
  • Жил на чужих хлебах.
  • Без хлеба не проживёшь. Хлеб – всему голова.
  • У кого хлеб родится, тот всегда веселится. (4 б.)

Поставьте в словах ударение и произнесите их в соответствии с современными литературными нормами.

Арест, агент, прачечная, речной, валовый, деспот, еретик, закупорить, засуха, каучук, месиво, молодёжь, сердечник, скворечник, осведомить, отверженный . (2 б.)

Составь слово из звуков: 1 – й – глухая пара звука [з] ; 2 – й – глухая пара звука [д] ; 3 – й - гласный [о] под ударением; 4 – й – глухая пара звука [г] . (3 б.) Как назвать одним словом? Домашнее животное, ловящее мышей и крыс. Прикрепляемое к обуви металлическое приспособление серповидной формы с зазубренной внутренней стороной для подъёма на деревянные столбы, мачты. (3 б.) Придумайте как можно больше слов, заменяя первую букву в словах: чайка, борт, роза. (2 б.)

Составь слово из звуков:

  • 1 – й – глухая пара звука [з] ;
  • 2 – й – глухая пара звука [д] ;
  • 3 – й - гласный [о] под ударением;
  • 4 – й – глухая пара звука [г] . (3 б.)

Как назвать одним словом?

  • Домашнее животное, ловящее мышей и крыс.
  • Прикрепляемое к обуви металлическое приспособление серповидной формы с зазубренной внутренней стороной для подъёма на деревянные столбы, мачты. (3 б.)

Придумайте как можно больше слов, заменяя первую букву в словах: чайка, борт, роза. (2 б.)

К данным устойчивым сочетаниям запиши близкие по значению глаголы в том же лице и числе: Отгадай, запиши отгадку: Обведёшь вокруг пальца. Мой корень – родственник «сраженью». Пропускает мимо ушей. (4 б.) Приставка в слове «заявления». В «наборщике» есть суффикс мой. А весь – тружусь я под землёй. (5 б.) Вставь пропущенные буквы. Выпиши: 1 столбик – слова с проверяемой гласной в корне; 2 столбик – слова с непроверяемой гласной в корне. Л…пата, п…нал, в…левой, б…лить, гр…бник, х…р…шо, в…дро, ж…ра, к…р…ндаш, б…льной, ч…тверг, п…том, л…жат, ст…лица. (3 б.) Слова базар и рынок – синонимы, но в некоторых сочетаниях отличаются друг от друга. Объясни, что обозначают выражения: Птичий рынок – Птичий базар – (3 б.)

К данным устойчивым сочетаниям запиши близкие по значению глаголы в том же лице и числе:

Отгадай, запиши отгадку:

Обведёшь вокруг пальца.

Мой корень – родственник «сраженью».

Пропускает мимо ушей. (4 б.)

Приставка в слове «заявления».

В «наборщике» есть суффикс мой.

А весь – тружусь я под землёй. (5 б.)

Вставь пропущенные буквы. Выпиши:

1 столбик – слова с проверяемой гласной в корне;

2 столбик – слова с непроверяемой гласной в корне.

Л…пата, п…нал, в…левой, б…лить, гр…бник, х…р…шо, в…дро, ж…ра, к…р…ндаш, б…льной, ч…тверг, п…том, л…жат, ст…лица. (3 б.)

Слова базар и рынок – синонимы, но в некоторых сочетаниях отличаются друг от друга. Объясни, что обозначают выражения:

Птичий рынок –

Птичий базар – (3 б.)

Как сказать правильно? Страшно было смотреть на со всех сторон надвигавшиеся тучи. Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ. (5 б.) Напиши, как называется хранилище для зерна. Как называется движущаяся лестница? Как называется самый большой музей в Петербурге? Как называется команда корабля, самолёта, бронетранспортёра? (3 б.) Какие новые слова получатся, если поменять слоги местами в словах: сосна, камыш, жало, навес, актёр, наши, кабан, качай, нора, какой. (2 б.) Какое значение имеет слово красный в сочетаниях красный молодец, красная девица, красное солнышко, красный угол? (4 б.)

Как сказать правильно?

Страшно было смотреть на со всех сторон надвигавшиеся тучи. Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ. (5 б.)

  • Напиши, как называется хранилище для зерна.
  • Как называется движущаяся лестница?
  • Как называется самый большой музей в Петербурге?
  • Как называется команда корабля, самолёта, бронетранспортёра? (3 б.)

Какие новые слова получатся, если поменять слоги местами в словах:

сосна, камыш, жало, навес, актёр, наши, кабан, качай, нора, какой. (2 б.)

Какое значение имеет слово красный в сочетаниях красный молодец, красная девица, красное солнышко, красный угол? (4 б.)

Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк. А как будут называться животные в женском роде? (3 б.) Объясни выражения: Это тебе не по зубам – Положил зубы на полку – Имеет зуб против тебя – Зуб на зуб не попадает – (3 б.) Как понимаете выражение от зари до зари? (2 б.) Составь портрет знакомого человека, используя как можно прилагательных к данным именам существительным: Лицо – Лоб – Нос – Волосы – Взгляд – Улыбка – (5 б.)

Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк.

А как будут называться животные в женском роде? (3 б.)

Объясни выражения:

  • Это тебе не по зубам –
  • Положил зубы на полку –
  • Имеет зуб против тебя –
  • Зуб на зуб не попадает – (3 б.)

Как понимаете выражение от зари до зари? (2 б.)

Составь портрет знакомого человека, используя как можно прилагательных к данным именам существительным:

Лицо –

Лоб –

Нос –

Волосы –

Взгляд –

Улыбка – (5 б.)

Напиши несколько пословиц о дружбе и объясни их смысл. (3 б.) Назови 5 дней подряд так, чтобы ни разу не встретилась буква –и-. (2 б.) Какие названия животных не имеют женского рода? (2 б.) Какие названия животных не имеют мужского рода? (2б.) Исправь ошибки. Стройка У подезда школы весит обявление. В воскресене мы поедим на стройку. Мы ришили по быват там всем класом. К девяти чесам подехал афтобуз и по садил групу рибят. Вьесд на площятку был за крыт. Мы увидили подёмный кран. Крановщик обяснил нам, как Он управляет им. Много интересново мы узнали настройке. (5 б.)

Напиши несколько пословиц о дружбе и объясни их смысл. (3 б.)

Назови 5 дней подряд так, чтобы ни разу не встретилась буква –и-. (2 б.)

Какие названия животных не имеют женского рода? (2 б.)

Какие названия животных не имеют мужского рода? (2б.)

Исправь ошибки.

Стройка

У подезда школы весит обявление. В воскресене мы поедим на стройку. Мы ришили по быват там всем класом.

К девяти чесам подехал афтобуз и по садил групу рибят. Вьесд на площятку был за крыт. Мы увидили подёмный кран. Крановщик обяснил нам, как Он управляет им. Много интересново мы узнали настройке. (5 б.)

Отгадай загадки. К каждому слову добавь по два прилагательных: одно в прямом, другое в переносном значении. Руки, голова, язык, ночь, день, зима. (2 б.) Каким гребнем головы не расчешешь? В тетради я бываю  Косая и прямая,  В другом своём значении  Я – планка для черчения.  И, наконец, порою  В шеренгу всех построю. У позвоночных я бываю и горный  кряж обозначаю. (4 б.) Объясните, как понимаете словосочетания: Глядеть на небо - глядеть в небо. Что в лоб, что по лбу. Гулять в лесу – гулять по лесу. (5 б.) Замените заимствованные слова: пролог, эпилог, ситуация, лозунг, антракт, монумент, конспект русскими. (3 б.) Укажите в соответствии с современной литературной нормой ударения в словах: алфавит, атомный, баржа, воротятся, деяние, документ, жерло, заржаветь, заголовок, заслуженный, встречный. ( 2 б.)

Отгадай загадки.

К каждому слову добавь по два прилагательных: одно в прямом, другое в переносном значении.

Руки, голова, язык, ночь, день, зима. (2 б.)

  • Каким гребнем головы не расчешешь?
  • В тетради я бываю

Косая и прямая,

В другом своём значении

Я – планка для черчения.

И, наконец, порою

В шеренгу всех построю.

  • У позвоночных я бываю и горный

кряж обозначаю. (4 б.)

Объясните, как понимаете словосочетания:

Глядеть на небо - глядеть в небо.

Что в лоб, что по лбу.

Гулять в лесу – гулять по лесу. (5 б.)

Замените заимствованные слова:

пролог, эпилог, ситуация, лозунг, антракт, монумент, конспект русскими. (3 б.)

Укажите в соответствии с современной литературной нормой ударения в словах:

алфавит, атомный, баржа, воротятся, деяние, документ, жерло, заржаветь, заголовок, заслуженный, встречный. ( 2 б.)

Какое правило спрятано в песне из передачи «Радионяня»? Предлинный достанет до крыши рукой, Прежадный не даст нам конфету. Кто очень такой или очень сякой – Пре – мы напишем при этом. (3 б.) Как объясните выражения? Мастер на все руки. Между делом. Между двух огней. Между жизнью и смертью. (5 б.) Поменяйте местами буквы так, чтобы получились названия животных. Подчеркните название самого крупного животного. Ларподе, гитр, еарзб, ольс, нлос. (2 б.) Выпишите словосочетания, где глагол употреблён в переносном значении. Играть мячом; обливаться слезами; водить за нос; мышь пищит; подаёт надежды; сердце шепчет; проглотил язык; солнце светит . (2 б.)

Какое правило спрятано в песне из передачи «Радионяня»?

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст нам конфету.

Кто очень такой или очень сякой –

Пре – мы напишем при этом. (3 б.)

Как объясните выражения?

  • Мастер на все руки.
  • Между делом.
  • Между двух огней.
  • Между жизнью и смертью. (5 б.)

Поменяйте местами буквы так, чтобы получились названия животных. Подчеркните название самого крупного животного.

Ларподе, гитр, еарзб, ольс, нлос. (2 б.)

Выпишите словосочетания, где глагол употреблён в переносном значении.

Играть мячом; обливаться слезами; водить за нос; мышь пищит; подаёт надежды; сердце шепчет; проглотил язык; солнце светит . (2 б.)

Допишите окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях: Больш… кенгуру, хохлат… какаду, известн… кофе, чёрн… вуаль, старинн… рояль, просторн… фойе, прозрачн… тюль, детск… шампунь, горяч… кофе, больн… мозоль. (3 б.) Какими частями речи могут быть следующие слова: Ожог, соли. (2 б.) Замените слова « ввоз » и « вывоз » словами иностранного происхождения, связанными с международной торговлей . (2 б.) Какая гласная стоит всегда под ударением? Как изменится смысл предложения Берега заросли , если впереди поставить предлог у ? (2 б.)

Допишите окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях:

Больш… кенгуру, хохлат… какаду, известн… кофе, чёрн… вуаль, старинн… рояль, просторн… фойе, прозрачн… тюль, детск… шампунь, горяч… кофе, больн… мозоль. (3 б.)

Какими частями речи могут быть следующие слова:

Ожог, соли. (2 б.)

Замените слова « ввоз » и « вывоз » словами иностранного происхождения, связанными с международной торговлей . (2 б.)

Какая гласная стоит всегда под ударением?

Как изменится смысл предложения Берега заросли , если впереди поставить предлог у ? (2 б.)

Отгадай загадки. Закончи пословицы: У кого что болит, тот о том и ……………… Кто над нами вверх ногами? Круглая, с хвостиком, а не мышь. Лежит на земле: не закрасить,ни соскоблить, ни завалить. Что растёт без коренья? Не живое, а на всех языках говорит. Где много слов, там …………………… (3 б.) Долго спать - с долгом …………………….. Ехал бы воевать, да ……………….. За всё берётся, да ………………(3 б.) Напишите отгадки. К каждому из слов добавьте по 2 прилагательных: одно в прямом, другое в переносном значении. Руки, голова, язык, ночь, день, зима. (5 б.) Он на вокзале есть всегда, К нему приходят поезда. Двойное Р содержит он И называется ……….. .  Загадка эта нелегка:  Пишусь всегда через два К:  И мяч, и шайбу клюшкой бей,  А называюсь я …………. . (2 б.)

Отгадай загадки.

Закончи пословицы:

У кого что болит, тот о том и ………………

  • Кто над нами вверх ногами?
  • Круглая, с хвостиком, а не мышь.
  • Лежит на земле: не закрасить,ни соскоблить, ни завалить.
  • Что растёт без коренья?
  • Не живое, а на всех языках говорит.

Где много слов, там ……………………

(3 б.)

Долго спать - с долгом ……………………..

Ехал бы воевать, да ………………..

За всё берётся, да ………………(3 б.)

Напишите отгадки.

К каждому из слов добавьте по 2 прилагательных: одно в прямом, другое в переносном значении.

Руки, голова, язык, ночь, день, зима. (5 б.)

Он на вокзале есть всегда,

К нему приходят поезда.

Двойное Р содержит он

И называется ……….. .

Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два К:

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я …………. . (2 б.)

Определите род имён существительных. Из каждого слова каждой строчки возьмите по одному слогу, образуйте и запишите новое слово. Пластинка, картинка, павлин. Рояль, вуаль, газель, табель, мозоль. (2 б.) Сапоги, парашют, фантазия. Косари, заморозки, лётчик. (2 б.) Как бы вы сказали одним словом о человеке: Необщительный, скрытный, трудно сближающийся с другими людьми. (3 б.) Вставьте пропущенные буквы. Ч…рный ч…ртёнок по берегу ш…л, Ч…рный ч…ртёнок ч…рнила наш…л. Ж…лтенький ш…лковый бантик испачкал. Вот вам с ч…ртёнком такая задачка: Вставьте все буквы для гласного звука, Ч…рному ч…ртику будет наука. (5 б.)

Определите род имён существительных.

Из каждого слова каждой строчки возьмите по одному слогу, образуйте и запишите новое слово.

Пластинка, картинка, павлин.

Рояль, вуаль, газель, табель, мозоль. (2 б.)

Сапоги, парашют, фантазия.

Косари, заморозки, лётчик. (2 б.)

Как бы вы сказали одним словом о человеке:

Необщительный, скрытный, трудно сближающийся с другими людьми. (3 б.)

Вставьте пропущенные буквы.

Ч…рный ч…ртёнок по берегу ш…л,

Ч…рный ч…ртёнок ч…рнила наш…л.

Ж…лтенький ш…лковый бантик испачкал.

Вот вам с ч…ртёнком такая задачка:

Вставьте все буквы для гласного звука,

Ч…рному ч…ртику будет наука. (5 б.)

С какими профессиями связаны данные слова? Ноктюрн, романс, тренировка, тайм, прыгун, атлет, рота, мелодия, холст, тембр, натюрморт. (3 б.) Из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составьте 10 существительных. Поставьте нужные знаки в конце предложений : Что за птица с красной грудкой         Пусть всегда будет солнце Дети вышли на опушку леса (3б.) Распределите слова на две группы :  вода, водитель, водит, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток (2 б.) . Спишите предложения, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите части речи . Снежное (по) крывало (по) крывало всё поле. Ведро дало течь, и вода стала течь. (С) горы (с) бежал поток проворный. (2 б.)

С какими профессиями связаны данные слова?

Ноктюрн, романс, тренировка, тайм, прыгун, атлет, рота, мелодия, холст, тембр, натюрморт. (3 б.)

Из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составьте 10 существительных.

Поставьте нужные знаки в конце предложений :

Что за птица с красной грудкой        

Пусть всегда будет солнце

Дети вышли на опушку леса (3б.)

Распределите слова на две группывода, водитель, водит, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток (2 б.) .

Спишите предложения, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите части речи .

Снежное (по) крывало (по) крывало всё поле.

Ведро дало течь, и вода стала течь.

(С) горы (с) бежал поток проворный. (2 б.)

Разберите слова по составу :  загадка, засада, рассказ, подушка (3 б.) Подчеркните лишнее слово  стужа, метель, пурга, снег, буран. (2 б.) Замените одним словом : Человек, совершающий поездку в любом транспорте -____________ . Поставьте существительные в форму множественного числа :  трактор, доктор, шофер, сторож. (3 б.) Объясните значение выражений : Рукой подать; работать, засучив рукава; работать, спустя рукава; бить баклуши. ((3 б.) Подчеркни лишнее слово. Лес, леска, лесник, лесной. Зелёный, позеленел, зелье, зелёнка, зелень . (1 б .)

Разберите слова по составузагадка, засада, рассказ, подушка (3 б.)

Подчеркните лишнее слово  стужа, метель, пурга, снег, буран. (2 б.)

Замените одним словом :

Человек, совершающий поездку в любом транспорте -____________ .

Поставьте существительные в форму множественного числатрактор, доктор, шофер, сторож. (3 б.)

Объясните значение выражений :

Рукой подать; работать, засучив рукава;

работать, спустя рукава; бить баклуши. ((3 б.)

Подчеркни лишнее слово.

Лес, леска, лесник, лесной.

Зелёный, позеленел, зелье, зелёнка, зелень . (1 б .)

  Объясни фразеологизмы. Белены объелся – …………………………………. Собаку съела – …………………………………….. Знать назубок – …………………………………….. За пояс заткнуть –………………………………….. После дождичка в четверг – ……………………… Плясать под чужую дудку – ………………………. (4 б.) Прочитай слова и запиши их:       [ИСПРАФ'] [ПАТСКАСКА]     [С'ЭДОЙ]             [ЙУПКА] (2 б.) Допиши слова. Черн  ____  тушь,  укрепляющ _____ шампунь, сер_____ мышь,  блестящ _____ пианино,  больн _____ мозоль, спел ____ яблоко,  высок _____ тополь,              накрахмален ______ скатерть, заказн ____ бандероль, почтов _____ штемпель .(3 б.)

  Объясни фразеологизмы.

Белены объелся – ………………………………….

Собаку съела – ……………………………………..

Знать назубок – ……………………………………..

За пояс заткнуть –…………………………………..

После дождичка в четверг – ………………………

Плясать под чужую дудку – ………………………. (4 б.)

Прочитай слова и запиши их:

      [ИСПРАФ'] [ПАТСКАСКА]  

  [С'ЭДОЙ]             [ЙУПКА] (2 б.)

Допиши слова.

Черн  ____  тушь,  укрепляющ _____ шампунь, сер_____ мышь,  блестящ _____ пианино,  больн _____ мозоль, спел ____ яблоко,  высок _____ тополь,              накрахмален ______ скатерть,

заказн ____ бандероль, почтов _____ штемпель .(3 б.)

Поставьте существительные в родительном падеже множественного числа: килограммы-____________________ апельсины-________________ сапоги-______________ помидоры-_______________________ ботинки-___________________(2 б.) Прочитай

Поставьте существительные в родительном падеже множественного числа:

килограммы-____________________

апельсины-________________

сапоги-______________

помидоры-_______________________

ботинки-___________________(2 б.)

Прочитай "заколдованное" слово и вычеркни

в нем "лишний" слог. Запиши правильно.

Сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки. (1 б.)

Запиши верную последовательность букв для образования текста из предложений:

А.  По его улицам быстро мчатся поезда.

Б.  В Москве под землей есть целый город.

В.  Все восхищаются красотой подземных дворцов.

Г. Среди них много иностранных туристов.

Д. Они перевозят миллионы пассажиров. (2 б.)

Русский язык

Найди в стихотворении существительное, имеющее только форму единственного числа. На сосне и на березе – бахрома: Белой пряжей их запутала зима. И оставила распутывать весне Эту пряжу на березе и сосне. (2 б.)   Какое слово написано с ошибкой? (А) бреют; (Б) клеют; (В) реют; (Г) сеют; (Д) тлеют. (1 б.) Исправьте ошибки в устойчивых словосочетаниях. Гора луковая. Мир Древней Греции. Давайте жить в тире. Трубка пира. Глухое сено. Дом отечества. Игра не стоит встреч. Медвежья заслуга. (3 б.) Вот список существительных: очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы. У каких из них нет формы единственного числа(2 б.)

Найди в стихотворении существительное,

имеющее только форму единственного числа.

На сосне и на березе – бахрома:

Белой пряжей их запутала зима.

И оставила распутывать весне

Эту пряжу на березе и сосне. (2 б.)

  Какое слово написано с ошибкой?

(А) бреют; (Б) клеют; (В) реют;

(Г) сеют; (Д) тлеют. (1 б.)

Исправьте ошибки в устойчивых словосочетаниях.

Гора луковая. Мир Древней Греции. Давайте жить в тире. Трубка пира. Глухое сено. Дом отечества. Игра не стоит встреч. Медвежья заслуга. (3 б.)

Вот список существительных:

очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.

У каких из них нет формы единственного числа(2 б.)

Найдите

Найдите "третье лишнее".

Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в загадке встречается звуки [а] и [о].

Посмотрите, дом стоит,

1) Гореть, угорать, гора.

2) Горе, нагорный, горевать.

До краёв водой налит.

3) Пот, потолок, потливый.

Без окошек, но не мрачный

4) Море, морщины, морской.

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

5) Боль, большой, больница.

Все прекрасные пловцы. (______________________________ ) (3 б.)

6) Вода, водить, водник . (2 б.)

Исправьте ошибки в словах: вогзал, впиреди, могазин, тилефон, сдесь, килограм, пшиница, асина, транвай, интиресный. (3 б.)

  Объясните фразеологический оборот:

У него ветер в голове....

Как ветром сдуло.....

Бросать слова на ветер.....

Искать ветра в поле.... (4 б.)

Назови одним словом. Жидкое косметическое средство для мытья волос - Резиновая соска для младенца - Вьющаяся или завитая прядь волос - Мера длины, равная десяти сантиметрам - Непосещение школы без уважительной причины - Устройство для замораживания продуктов - Подземный транспорт - Детская игрушка волчок - Сумка туриста - Сахар в кусочках - (3 б.) Выдели суффикс, если таковой имеется, в следующих словах: карманчик мячик ключик лучистый мглистый завистливый подружка ромашка пешка косточка ласточка салфеточка (3 б.) Вставь, где нужно,  Ь . Раздели слова на группы. В скобках после каждой группы слов объясни свой выбор. плащ…, еш…, хорош.., спиш…, леч…, скрипуч…, брош…, туч…, стереч…, молодеж…, силач…, передач…

Назови одним словом.

Жидкое косметическое средство для мытья волос -

Резиновая соска для младенца -

Вьющаяся или завитая прядь волос -

Мера длины, равная десяти сантиметрам -

Непосещение школы без уважительной причины -

Устройство для замораживания продуктов -

Подземный транспорт -

Детская игрушка волчок -

Сумка туриста -

Сахар в кусочках - (3 б.)

Выдели суффикс, если таковой имеется,

в следующих словах:

карманчик мячик ключик

лучистый мглистый завистливый

подружка ромашка пешка

косточка ласточка салфеточка (3 б.)

Вставь, где нужно,  Ь . Раздели слова на группы. В скобках после каждой группы слов объясни свой выбор.

плащ…, еш…, хорош.., спиш…, леч…, скрипуч…, брош…, туч…, стереч…, молодеж…, силач…, передач…

  Составь пословицы: А. Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим. Б. Другому, яму, упадёшь, не, сам, в, неё, рой. В. Один, семь, отрежь, раз, примерь, раз. Г. Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят. Д. Не, всё, лес, волка, смотрит, как, корми, о Е. Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь. (4 б.) Запиши словосочетания в указанном падеже . вкусные апельсины – (Р.п.) синее море – (Т.п.) ароматная сирень – (Д.п.) тихая заводь – (В.п.) зимнее пальто – (П.п.) новые туфли – (Р.п.) (4 б.) Запиши транскрипцию следующих слов : тенькает – [ ] елям – [ ] тянется – [ ] (1,5 б.)

  Составь пословицы:

А. Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим.

Б. Другому, яму, упадёшь, не, сам, в, неё, рой.

В. Один, семь, отрежь, раз, примерь, раз.

Г. Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят.

Д. Не, всё, лес, волка, смотрит, как, корми, о

Е. Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь. (4 б.)

Запиши словосочетания в указанном падеже .

вкусные апельсины – (Р.п.)

синее море – (Т.п.)

ароматная сирень – (Д.п.)

тихая заводь – (В.п.)

зимнее пальто – (П.п.)

новые туфли – (Р.п.) (4 б.)

Запиши транскрипцию следующих слов :

тенькает – [ ]

елям – [ ]

тянется – [ ] (1,5 б.)

Образуйте новые слова, переставляя буквы, но не изменяя их количества.  Тьма-   товар-  халва-  кобура-  теплица- Найдите в стихотворении однокоренные слова.  Дождик льёт- кругом вода,  Мокнут столб и провода,  Мокнут кони и подвода,  Дым над крышами завода.  От бегущих быстрых вод  Задрожал водоотвод.  Протекает небосвод-  На земле водоворот,  А по лужам у ворот  Дети водят хоровод. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.  Я смотрю – в избе мой брат,  У него шинель до пят. Он с запиской  отпускной  К нам пришёл на  выходной .  Шурка – слесарь в  мастерской .  Он такой степенный,  Представительный такой,  Прямо как  военный . 

Образуйте новые слова, переставляя буквы,

но не изменяя их количества. Тьма-  товар- халва- кобура- теплица-

Найдите в стихотворении

однокоренные слова. Дождик льёт- кругом вода, Мокнут столб и провода, Мокнут кони и подвода, Дым над крышами завода. От бегущих быстрых вод Задрожал водоотвод. Протекает небосвод- На земле водоворот, А по лужам у ворот Дети водят хоровод.

Укажите, какой частью речи являются выделенные слова. Я смотрю – в избе мой брат, У него шинель до пят.

Он с запиской  отпускной К нам пришёл на  выходной . Шурка – слесарь в  мастерской . Он такой степенный, Представительный такой, Прямо как  военный

Какими синонимами (из 4 букв) можно заменить такие слова: приятель, противник, солдат, шагать, красный, печаль, работа? (1 б.) Из слов составьте предложения. Расположите предложения так, чтобы пары предложений были связаны по смыслу. Она, но, глубокая, неширокая; от дома, река, течёт, недалеко. Журчит, где-то, поблизости, ручей; постоянно, куда-то, он, торопится. (3 б.) Какие предлоги нужно употребить в словосочетаниях? Слезть … крыши. Полезный … здоровья. Автобус … кондуктора. Отрывок … рассказа. Смеяться … клоуном. Если выполните правильно задание,  в предлогах найдите и прочитайте слово. (3 б.) Напишите пирамидой слова, имеющие букву О в начале и в конце слова (минимальное к – во слов – 3, максимальное – 10. (4 б.)

Какими синонимами (из 4 букв) можно заменить такие слова: приятель, противник, солдат, шагать, красный, печаль, работа? (1 б.)

Из слов составьте предложения. Расположите предложения так, чтобы пары предложений были связаны по смыслу.

  • Она, но, глубокая, неширокая; от дома, река, течёт, недалеко.
  • Журчит, где-то, поблизости, ручей; постоянно, куда-то, он, торопится. (3 б.)

Какие предлоги нужно употребить

в словосочетаниях?

Слезть … крыши.

Полезный … здоровья.

Автобус … кондуктора.

Отрывок … рассказа.

Смеяться … клоуном.

Если выполните правильно задание,

в предлогах найдите и прочитайте слово.

(3 б.)

Напишите пирамидой слова, имеющие букву О в начале и в конце слова (минимальное к – во слов – 3, максимальное – 10. (4 б.)

Напишите русские пословицы, в которых упоминаются числительные: один, два, три, семь, семеро, сто. (5 б.) Прочитайте. … шёл по дороге старик, а на встречу ему боец. «Здравствуй, отец!», - говорит боец. А старик в ответ: «Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово читай – всё значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь, слева направо читай, хочешь, наоборот – всё одинаково. И живу я в таком домике, что значение не изменяется, хоть как читай. Около домика растёт растение с чудным названием, что можно как угодно читать. А имя моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то меня называли тоже таким именем, что читай хоть справа, хоть слева – всё одинаково. Вот и разгадай!» Задумался боец. Может ты ему поможешь? (10 б.)

Напишите русские пословицы, в которых упоминаются числительные: один, два, три, семь, семеро, сто. (5 б.)

Прочитайте.

… шёл по дороге старик, а на встречу ему боец. «Здравствуй, отец!», - говорит боец. А старик в ответ: «Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово читай – всё значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь, слева направо читай, хочешь, наоборот – всё одинаково. И живу я в таком домике, что значение не изменяется, хоть как читай. Около домика растёт растение с чудным названием, что можно как угодно читать. А имя моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то меня называли тоже таким именем, что читай хоть справа, хоть слева – всё одинаково. Вот и разгадай!»

Задумался боец. Может ты ему поможешь? (10 б.)

Его вешают, когда плохое настроение. Его задирают, когда зазнаются. Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. Какие устойчивые словосочетания вы вспомнили? Запишите их. (3 б.) «Доскажи словечко» Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят: Водой ….. . Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь ……………… (1 б.) Вспомните, как называют в народе такого человека: Подал руку, да подставил ножку. Моё горе – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне. Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с покором, голова с поклоном. Ел да устал, спал да намаялся. Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится. Язык без костей: что хочет, то и лопочет. (5 б.)

Его вешают, когда плохое настроение. Его задирают, когда зазнаются. Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

Какие устойчивые словосочетания вы вспомнили? Запишите их. (3 б.)

«Доскажи словечко»

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой ….. .

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь ……………… (1 б.)

Вспомните, как называют в народе такого человека:

Подал руку, да подставил ножку.

Моё горе – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне.

Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с покором, голова с поклоном.

Ел да устал, спал да намаялся.

Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится.

Язык без костей: что хочет, то и лопочет. (5 б.)

Запишите, изменяя написанные предложения так,  чтобы изменился смысл вопроса. Зачем язык во рту? Отчего утки плавают? (1 б.) Разгадываем шарады : Подряд три предлога возьмём,  А целое на дереве найдём. Первое – нота, второе – игра,  Целое встречается у столяра. (2 б.) Замените одним словом: порицать, считать кого – либо неправым, несправедливым, виновным в чём – либо. (2 б.) Запишите имя мальчика, в которое можно вписать букву, чтобы получилось название деревянных шестов с заострёнными концами. (1 б.) Обозначьте корни, суффиксы и окончания. Тетрадка, листок, тракторист, охотники, звёздочка, лётчик, снеговик.   (2 б.)

Запишите, изменяя написанные предложения так,

чтобы изменился смысл вопроса.

Зачем язык во рту?

Отчего утки плавают? (1 б.)

Разгадываем шарады :

  • Подряд три предлога возьмём,

А целое на дереве найдём.

  • Первое – нота, второе – игра,

Целое встречается у столяра.

(2 б.)

Замените одним словом:

порицать, считать кого – либо неправым, несправедливым, виновным в чём – либо. (2 б.)

Запишите имя мальчика, в которое можно вписать букву, чтобы получилось название деревянных шестов с заострёнными концами. (1 б.)

Обозначьте корни, суффиксы и окончания.

Тетрадка, листок, тракторист, охотники, звёздочка, лётчик, снеговик.

(2 б.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!