РУССКИЙ ЯЗЫК
Олимпиадные задания
МОУ
«Специализированная школа с углубленным изучением иностранных языков № 115
города Донецка»
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 – 4 КЛАССАХ
СОСТАВИТЕЛЬ
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПАТРИКАЦ МАРИЯ МИХАЙЛОВНА
Продолжите антонимические пары:
Попробуй определи падеж выделенных слов:
вежливый - ……………….,
письмо МАРИИ; подарок ЕВДОКИИ; послание БОЛГАРИИ. (2 б.)
учтивый - ………………….,
предупредительный - ………………,
любезный - ………………. . (4 б.)
Определи число имён существительных:
Дела, тетрадь, пальто, купе, деньки, девочка, кино, спектакль, метро, ателье, очки, ножницы. (2 б.)
Продолжи пословицу:
На смелого собака лает, ………………. .
Не так страшен чёрт, ………………….. .
Волков бояться - ………………………. .
Гляди в ноги: ничего не найдёшь, ……………. .
Скмь раз отмерь, ……………………… (4 б.)
Поставь ударение:
Завидно, камбала, квартал, дожил, красивее, гусеница, жаворонок, задал, статуя, звонит, столяр, щавель. (3 б.)
Доскажите пословицы:
- Не петь бы рано пташечке, …………… .
- Хвастливая собака была, да ………….. .
- Так зазнался, что ……………. . (4 б.)
Где нужно поставить ударение в выделенных словах, чтобы был понятен смысл четверостишия?
Вопрос мой прост и краток, -
Промолвил Носорог, -
Что лучше – сорок пяток
Или пяток сорок? (2 б.)
Подберите фразеологические сочетания к следующим толкованиям:
- овладеть собой, успокоиться;
- очень тесно;
- хорошо помнить;
- усиленно думать над трудным вопросом. (3 б.)
В стихотворении найдите слова одного корня. Объясните, как они образованы?
Какое значение имеют эти слова для выражения идеи стихотворения?
Узелок на память
Никаких не допускай уступок,
Даже в малом будь самим собой,
Побеждает именно поступок,
Зорко управляющий судьбой.
Целеустремлён и беспокоен
Каждый продолжающийся день.
Разные слова, единый корень –
Поступь, наступление, ступень.
Принимая веское решенье,
С вечным риском сочетая труд,
Помни:
Настоящее движенье
Люди поступательным зовут. (2 б.)
О каком столе идёт речь в каждом конкретном случае?
- Берите книгу и тетрадь, садитесь вы за стол .
- А вы могли бы рассказать, откуда стол пришёл?
- Анна Ивановна работает в адресном столе , на её письменном столе стоят три телефона. (4 б.)
Объясните, почему одним словом названы разные предметы. Что их объединяет?
- Цельное или дроблённое зерно некоторых растений, употребляемое в пищу.
- Снег в виде мелких круглых зёрен. (4 б.)
Установите по данным ниже предложениям, какие значения имеет слово голова ?
- От бессонницы у него разболелась голова.
- Голова пехотной колонны.
- Голова у него работает хорошо, любую задачу решает быстро.
- Он в неравном бою сложил свою голову.
- Фермер сдал на мясокомбинат сто голов рогатого скота. (4 б.)
Напишите слова – «наоборотки»
(дед, топот, доход, наган, казак, шалаш) (2 б.)
Закончите пословицы:
Как вы понимаете такие выражения:
- В тихом омуте …………….
- Волк и каждый год линяет, а ………………
- Глуп как свинья, а …………………..
- Глазами плачет, а ………………………
- Гладка шерсть, да ……………………… (5 б.)
- Много думать о себе.
- Недолго думая. (4 б.)
Определите, к каким частям слова относятся двойные согласные в словах:
Подделка, ссора, воссоединение, ссылка, конный. (5 б.)
Поставьте ударение в словах:
Беспечный, ходатай, черпать, шофёр, агентство, баловать, в складчину, главенство, донельзя, драматургия, засучить, заговор, изваяние, облегчать. (2 б.)
Выпишите из ряда слов родственные слова
Отгадайте загадки, напишите отгадки.
и формы одного и того же слова.
- Без рук, без ног на гору ползёт.
- Кто сильнее всех на свете?
- Не конь, а бежит, не лес, а шумит.
- Воронко бежит, а оглобли стоят.
- День и ночь кричит, а голос не устаёт.
Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесничий, лесники, лесенка, лесником, лесничество. (3 б.)
(4 б.)
Подбери синонимы к словам:
Грустный –
Радостный –
Жестокий –
Отважный – (2 б.)
Прочитайте текст и помогите Никитке правильно его написать.
ЛЕТО
В полу было жарко. Мы охали долго, пока увидали лис и сало. Нас ждали в соли. Тотя Луна и дядя Соня были нам рады. Мы харашо провыли лото. Ловили рыбе на реке. Кувыркались на лугув сене. А потом паехали в горад. (4 б.)
Продолжи пословицу.
- Хочешь есть калачи, так …..
- Ученье свет, а ……
- Книги читай, а ………..
- Старый друг ………. (3 б.)
Определите « лишнее » слово и зачеркните его.
Весёлый, веселье, весело, радостное, весёлые;
лезет, залез, слезал, подлиза, полезла. (2 б.)
Из звуков, входящих в слово палитра , ученик составил слова: пар, лапа, трап, лира, пир, тара . Найдите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра . (3 б.)
Определите многозначное слово. Какой частью речи оно является?
- К вечеру температура снизилась.
- Самолёт снизился и пошёл на посадку.
- Ученик снизил успеваемость. (2 б.)
Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедини линией.
- Лясы точить
- Держать ухо востро.
- Сидеть сложа руки.
- От рук отбился.
- Во всю Ивановскую.
- На чужой шее сидеть.
- Не покладая рук.
- Держать язык за зубами.
- Воды в рот набрать.
- Ворон считать.
- Своим горбом жить.
- Держать в ежовых рукавицах. (5 б.)
Заключите слова в кавычки, если это необходимо
Книга Сын полка; кинофильм Семеро смелых; собака Отважная; семья Беликовых; рассказ Чук и Гек; река Волга; город Самара; газета Вечерний Донецк. (3 б.)
Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой будут употреблены в переносном значении.
Замените словосочетания близким по значению глаголом:
- Задирать нос –
- Бить баклуши – (4 б.)
Укажите, какими частями речи являются выделенные слова:
- Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
- Снежное покрывало покрывало всё поле.
- Ведро дало течь, и вода стала течь.
- Кто без кисти и белил крыши города белил? (5 б.)
Подберите к данным словам проверочные слова и поставьте ударение.
Н…сут = ч…рнота -
Л…дник – пр…вдивый -
В…зут – к…рмить. (3б.)
Вокзал, лестница, адрес, сегодня, январь, рисунок, кастрюля, язык, комбайн, ноябрь, растение .
Напишите цепочку из 10 словарных слов так, чтобы первая буква последующего слова была такой же, как последняя буква предыдущего. (3 б.)
Объясните смысл выражений.
- Перебивался с хлеба на квас.
- Жил на чужих хлебах.
- Без хлеба не проживёшь. Хлеб – всему голова.
- У кого хлеб родится, тот всегда веселится. (4 б.)
Поставьте в словах ударение и произнесите их в соответствии с современными литературными нормами.
Арест, агент, прачечная, речной, валовый, деспот, еретик, закупорить, засуха, каучук, месиво, молодёжь, сердечник, скворечник, осведомить, отверженный . (2 б.)
Составь слово из звуков:
- 1 – й – глухая пара звука [з] ;
- 2 – й – глухая пара звука [д] ;
- 3 – й - гласный [о] под ударением;
- 4 – й – глухая пара звука [г] . (3 б.)
Как назвать одним словом?
- Домашнее животное, ловящее мышей и крыс.
- Прикрепляемое к обуви металлическое приспособление серповидной формы с зазубренной внутренней стороной для подъёма на деревянные столбы, мачты. (3 б.)
Придумайте как можно больше слов, заменяя первую букву в словах: чайка, борт, роза. (2 б.)
К данным устойчивым сочетаниям запиши близкие по значению глаголы в том же лице и числе:
Отгадай, запиши отгадку:
Обведёшь вокруг пальца.
Мой корень – родственник «сраженью».
Пропускает мимо ушей. (4 б.)
Приставка в слове «заявления».
В «наборщике» есть суффикс мой.
А весь – тружусь я под землёй. (5 б.)
Вставь пропущенные буквы. Выпиши:
1 столбик – слова с проверяемой гласной в корне;
2 столбик – слова с непроверяемой гласной в корне.
Л…пата, п…нал, в…левой, б…лить, гр…бник, х…р…шо, в…дро, ж…ра, к…р…ндаш, б…льной, ч…тверг, п…том, л…жат, ст…лица. (3 б.)
Слова базар и рынок – синонимы, но в некоторых сочетаниях отличаются друг от друга. Объясни, что обозначают выражения:
Птичий рынок –
Птичий базар – (3 б.)
Как сказать правильно?
Страшно было смотреть на со всех сторон надвигавшиеся тучи. Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ. (5 б.)
- Напиши, как называется хранилище для зерна.
- Как называется движущаяся лестница?
- Как называется самый большой музей в Петербурге?
- Как называется команда корабля, самолёта, бронетранспортёра? (3 б.)
Какие новые слова получатся, если поменять слоги местами в словах:
сосна, камыш, жало, навес, актёр, наши, кабан, качай, нора, какой. (2 б.)
Какое значение имеет слово красный в сочетаниях красный молодец, красная девица, красное солнышко, красный угол? (4 б.)
Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк.
А как будут называться животные в женском роде? (3 б.)
Объясни выражения:
- Это тебе не по зубам –
- Положил зубы на полку –
- Имеет зуб против тебя –
- Зуб на зуб не попадает – (3 б.)
Как понимаете выражение от зари до зари? (2 б.)
Составь портрет знакомого человека, используя как можно прилагательных к данным именам существительным:
Лицо –
Лоб –
Нос –
Волосы –
Взгляд –
Улыбка – (5 б.)
Напиши несколько пословиц о дружбе и объясни их смысл. (3 б.)
Назови 5 дней подряд так, чтобы ни разу не встретилась буква –и-. (2 б.)
Какие названия животных не имеют женского рода? (2 б.)
Какие названия животных не имеют мужского рода? (2б.)
Исправь ошибки.
Стройка
У подезда школы весит обявление. В воскресене мы поедим на стройку. Мы ришили по быват там всем класом.
К девяти чесам подехал афтобуз и по садил групу рибят. Вьесд на площятку был за крыт. Мы увидили подёмный кран. Крановщик обяснил нам, как Он управляет им. Много интересново мы узнали настройке. (5 б.)
Отгадай загадки.
К каждому слову добавь по два прилагательных: одно в прямом, другое в переносном значении.
Руки, голова, язык, ночь, день, зима. (2 б.)
- Каким гребнем головы не расчешешь?
- В тетради я бываю
Косая и прямая,
В другом своём значении
Я – планка для черчения.
И, наконец, порою
В шеренгу всех построю.
- У позвоночных я бываю и горный
кряж обозначаю. (4 б.)
Объясните, как понимаете словосочетания:
Глядеть на небо - глядеть в небо.
Что в лоб, что по лбу.
Гулять в лесу – гулять по лесу. (5 б.)
Замените заимствованные слова:
пролог, эпилог, ситуация, лозунг, антракт, монумент, конспект русскими. (3 б.)
Укажите в соответствии с современной литературной нормой ударения в словах:
алфавит, атомный, баржа, воротятся, деяние, документ, жерло, заржаветь, заголовок, заслуженный, встречный. ( 2 б.)
Какое правило спрятано в песне из передачи «Радионяня»?
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст нам конфету.
Кто очень такой или очень сякой –
Пре – мы напишем при этом. (3 б.)
Как объясните выражения?
- Мастер на все руки.
- Между делом.
- Между двух огней.
- Между жизнью и смертью. (5 б.)
Поменяйте местами буквы так, чтобы получились названия животных. Подчеркните название самого крупного животного.
Ларподе, гитр, еарзб, ольс, нлос. (2 б.)
Выпишите словосочетания, где глагол употреблён в переносном значении.
Играть мячом; обливаться слезами; водить за нос; мышь пищит; подаёт надежды; сердце шепчет; проглотил язык; солнце светит . (2 б.)
Допишите окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях:
Больш… кенгуру, хохлат… какаду, известн… кофе, чёрн… вуаль, старинн… рояль, просторн… фойе, прозрачн… тюль, детск… шампунь, горяч… кофе, больн… мозоль. (3 б.)
Какими частями речи могут быть следующие слова:
Ожог, соли. (2 б.)
Замените слова « ввоз » и « вывоз » словами иностранного происхождения, связанными с международной торговлей . (2 б.)
Какая гласная стоит всегда под ударением?
Как изменится смысл предложения Берега заросли , если впереди поставить предлог у ? (2 б.)
Отгадай загадки.
Закончи пословицы:
У кого что болит, тот о том и ………………
- Кто над нами вверх ногами?
- Круглая, с хвостиком, а не мышь.
- Лежит на земле: не закрасить,ни соскоблить, ни завалить.
- Что растёт без коренья?
- Не живое, а на всех языках говорит.
Где много слов, там ……………………
(3 б.)
Долго спать - с долгом ……………………..
Ехал бы воевать, да ………………..
За всё берётся, да ………………(3 б.)
Напишите отгадки.
К каждому из слов добавьте по 2 прилагательных: одно в прямом, другое в переносном значении.
Руки, голова, язык, ночь, день, зима. (5 б.)
Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда.
Двойное Р содержит он
И называется ……….. .
Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К:
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я …………. . (2 б.)
Определите род имён существительных.
Из каждого слова каждой строчки возьмите по одному слогу, образуйте и запишите новое слово.
Пластинка, картинка, павлин.
Рояль, вуаль, газель, табель, мозоль. (2 б.)
Сапоги, парашют, фантазия.
Косари, заморозки, лётчик. (2 б.)
Как бы вы сказали одним словом о человеке:
Необщительный, скрытный, трудно сближающийся с другими людьми. (3 б.)
Вставьте пропущенные буквы.
Ч…рный ч…ртёнок по берегу ш…л,
Ч…рный ч…ртёнок ч…рнила наш…л.
Ж…лтенький ш…лковый бантик испачкал.
Вот вам с ч…ртёнком такая задачка:
Вставьте все буквы для гласного звука,
Ч…рному ч…ртику будет наука. (5 б.)
С какими профессиями связаны данные слова?
Ноктюрн, романс, тренировка, тайм, прыгун, атлет, рота, мелодия, холст, тембр, натюрморт. (3 б.)
Из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составьте 10 существительных.
Поставьте нужные знаки в конце предложений :
Что за птица с красной грудкой
Пусть всегда будет солнце
Дети вышли на опушку леса (3б.)
Распределите слова на две группы : вода, водитель, водит, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток (2 б.) .
Спишите предложения, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите части речи .
Снежное (по) крывало (по) крывало всё поле.
Ведро дало течь, и вода стала течь.
(С) горы (с) бежал поток проворный. (2 б.)
Разберите слова по составу : загадка, засада, рассказ, подушка (3 б.)
Подчеркните лишнее слово стужа, метель, пурга, снег, буран. (2 б.)
Замените одним словом :
Человек, совершающий поездку в любом транспорте -____________ .
Поставьте существительные в форму множественного числа : трактор, доктор, шофер, сторож. (3 б.)
Объясните значение выражений :
Рукой подать; работать, засучив рукава;
работать, спустя рукава; бить баклуши. ((3 б.)
Подчеркни лишнее слово.
Лес, леска, лесник, лесной.
Зелёный, позеленел, зелье, зелёнка, зелень . (1 б .)
Объясни фразеологизмы.
Белены объелся – ………………………………….
Собаку съела – ……………………………………..
Знать назубок – ……………………………………..
За пояс заткнуть –…………………………………..
После дождичка в четверг – ………………………
Плясать под чужую дудку – ………………………. (4 б.)
Прочитай слова и запиши их:
[ИСПРАФ'] [ПАТСКАСКА]
[С'ЭДОЙ] [ЙУПКА] (2 б.)
Допиши слова.
Черн ____ тушь, укрепляющ _____ шампунь, сер_____ мышь, блестящ _____ пианино, больн _____ мозоль, спел ____ яблоко, высок _____ тополь, накрахмален ______ скатерть,
заказн ____ бандероль, почтов _____ штемпель .(3 б.)
Поставьте существительные в родительном падеже множественного числа:
килограммы-____________________
апельсины-________________
сапоги-______________
помидоры-_______________________
ботинки-___________________(2 б.)
Прочитай "заколдованное" слово и вычеркни
в нем "лишний" слог. Запиши правильно.
Сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки. (1 б.)
Запиши верную последовательность букв для образования текста из предложений:
А. По его улицам быстро мчатся поезда.
Б. В Москве под землей есть целый город.
В. Все восхищаются красотой подземных дворцов.
Г. Среди них много иностранных туристов.
Д. Они перевозят миллионы пассажиров. (2 б.)
Русский язык
Найди в стихотворении существительное,
имеющее только форму единственного числа.
На сосне и на березе – бахрома:
Белой пряжей их запутала зима.
И оставила распутывать весне
Эту пряжу на березе и сосне. (2 б.)
Какое слово написано с ошибкой?
(А) бреют; (Б) клеют; (В) реют;
(Г) сеют; (Д) тлеют. (1 б.)
Исправьте ошибки в устойчивых словосочетаниях.
Гора луковая. Мир Древней Греции. Давайте жить в тире. Трубка пира. Глухое сено. Дом отечества. Игра не стоит встреч. Медвежья заслуга. (3 б.)
Вот список существительных:
очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.
У каких из них нет формы единственного числа(2 б.)
Найдите "третье лишнее".
Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в загадке встречается звуки [а] и [о].
Посмотрите, дом стоит,
1) Гореть, угорать, гора.
2) Горе, нагорный, горевать.
До краёв водой налит.
3) Пот, потолок, потливый.
Без окошек, но не мрачный
4) Море, морщины, морской.
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
5) Боль, большой, больница.
Все прекрасные пловцы. (______________________________ ) (3 б.)
6) Вода, водить, водник . (2 б.)
Исправьте ошибки в словах: вогзал, впиреди, могазин, тилефон, сдесь, килограм, пшиница, асина, транвай, интиресный. (3 б.)
Объясните фразеологический оборот:
У него ветер в голове....
Как ветром сдуло.....
Бросать слова на ветер.....
Искать ветра в поле.... (4 б.)
Назови одним словом.
Жидкое косметическое средство для мытья волос -
Резиновая соска для младенца -
Вьющаяся или завитая прядь волос -
Мера длины, равная десяти сантиметрам -
Непосещение школы без уважительной причины -
Устройство для замораживания продуктов -
Подземный транспорт -
Детская игрушка волчок -
Сумка туриста -
Сахар в кусочках - (3 б.)
Выдели суффикс, если таковой имеется,
в следующих словах:
карманчик мячик ключик
лучистый мглистый завистливый
подружка ромашка пешка
косточка ласточка салфеточка (3 б.)
Вставь, где нужно, Ь . Раздели слова на группы. В скобках после каждой группы слов объясни свой выбор.
плащ…, еш…, хорош.., спиш…, леч…, скрипуч…, брош…, туч…, стереч…, молодеж…, силач…, передач…
Составь пословицы:
А. Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим.
Б. Другому, яму, упадёшь, не, сам, в, неё, рой.
В. Один, семь, отрежь, раз, примерь, раз.
Г. Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят.
Д. Не, всё, лес, волка, смотрит, как, корми, о
Е. Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь. (4 б.)
Запиши словосочетания в указанном падеже .
вкусные апельсины – (Р.п.)
синее море – (Т.п.)
ароматная сирень – (Д.п.)
тихая заводь – (В.п.)
зимнее пальто – (П.п.)
новые туфли – (Р.п.) (4 б.)
Запиши транскрипцию следующих слов :
тенькает – [ ]
елям – [ ]
тянется – [ ] (1,5 б.)
Образуйте новые слова, переставляя буквы,
но не изменяя их количества. Тьма- товар- халва- кобура- теплица-
Найдите в стихотворении
однокоренные слова. Дождик льёт- кругом вода, Мокнут столб и провода, Мокнут кони и подвода, Дым над крышами завода. От бегущих быстрых вод Задрожал водоотвод. Протекает небосвод- На земле водоворот, А по лужам у ворот Дети водят хоровод.
Укажите, какой частью речи являются выделенные слова. Я смотрю – в избе мой брат, У него шинель до пят.
Он с запиской отпускной К нам пришёл на выходной . Шурка – слесарь в мастерской . Он такой степенный, Представительный такой, Прямо как военный .
Какими синонимами (из 4 букв) можно заменить такие слова: приятель, противник, солдат, шагать, красный, печаль, работа? (1 б.)
Из слов составьте предложения. Расположите предложения так, чтобы пары предложений были связаны по смыслу.
- Она, но, глубокая, неширокая; от дома, река, течёт, недалеко.
- Журчит, где-то, поблизости, ручей; постоянно, куда-то, он, торопится. (3 б.)
Какие предлоги нужно употребить
в словосочетаниях?
Слезть … крыши.
Полезный … здоровья.
Автобус … кондуктора.
Отрывок … рассказа.
Смеяться … клоуном.
Если выполните правильно задание,
в предлогах найдите и прочитайте слово.
(3 б.)
Напишите пирамидой слова, имеющие букву О в начале и в конце слова (минимальное к – во слов – 3, максимальное – 10. (4 б.)
Напишите русские пословицы, в которых упоминаются числительные: один, два, три, семь, семеро, сто. (5 б.)
Прочитайте.
… шёл по дороге старик, а на встречу ему боец. «Здравствуй, отец!», - говорит боец. А старик в ответ: «Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово читай – всё значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь, слева направо читай, хочешь, наоборот – всё одинаково. И живу я в таком домике, что значение не изменяется, хоть как читай. Около домика растёт растение с чудным названием, что можно как угодно читать. А имя моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то меня называли тоже таким именем, что читай хоть справа, хоть слева – всё одинаково. Вот и разгадай!»
Задумался боец. Может ты ему поможешь? (10 б.)
Его вешают, когда плохое настроение. Его задирают, когда зазнаются. Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
Какие устойчивые словосочетания вы вспомнили? Запишите их. (3 б.)
«Доскажи словечко»
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой ….. .
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь ……………… (1 б.)
Вспомните, как называют в народе такого человека:
Подал руку, да подставил ножку.
Моё горе – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне.
Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с покором, голова с поклоном.
Ел да устал, спал да намаялся.
Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится.
Язык без костей: что хочет, то и лопочет. (5 б.)
Запишите, изменяя написанные предложения так,
чтобы изменился смысл вопроса.
Зачем язык во рту?
Отчего утки плавают? (1 б.)
Разгадываем шарады :
- Подряд три предлога возьмём,
А целое на дереве найдём.
- Первое – нота, второе – игра,
Целое встречается у столяра.
(2 б.)
Замените одним словом:
порицать, считать кого – либо неправым, несправедливым, виновным в чём – либо. (2 б.)
Запишите имя мальчика, в которое можно вписать букву, чтобы получилось название деревянных шестов с заострёнными концами. (1 б.)
Обозначьте корни, суффиксы и окончания.
Тетрадка, листок, тракторист, охотники, звёздочка, лётчик, снеговик.
(2 б.)