СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиадная работа предназначена для проведения школьного тура по литературному чтению.

Просмотр содержимого документа
«олимпиада по чтению 3 класс школьный тур»

Олимпиадные задания по литературному чтению 3 класс.


1. Соедини правильно автора и его произведение и заполни таблицу:

  1. А. Милн

А. Карлик Нос

  1. Г. Х. Андерсен.

Б. Винни-Пух и все-все-все

  1. Ф. Зальтен

В. Малыш и Карлсон

  1. Ш. Перро

Г. Бемби.

  1. П. Ершов

Д. Муха -Цокотуха

  1. В. Гауф

Е. Дюймовочка

  1. К. Чуковский

Ж. Конёк-горбунок

  1. 1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8









    А. Линдгрен

З. Ослиная шкура





2. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.



а) А вы, друзья, как ни садитесь…

_______________________________________________________________

Название (________________________________________)

б) Когда в товарищах согласья нет,

_______________________________________________________________

Название (________________________________________)



в) Чем кумушек считать трудиться,

_______________________________________________________________

Название (_______________________________________)

г) Ты всё пела? Это дело!

_______________________________________________________________

Название (________________________________________)



3. Какому жанру соответствуют признаки: краткий рассказ, носящий поучительные характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки, персонажами являются животные. Обведи цифру правильного ответа.

А) былина
Б) сказка
В) басня
Г) рассказ

4. По началу произведения определи его жанр:

А) Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…_______________________________

Б) Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. ________________

В) Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки... _____________________________

Г) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец,

именитый человек…_____________________________________________

Д) Остался Садко на синем море.

Со тоя со страсти со великие

Заснул на дощечке дубовой... _____________________________________

Е) Старый друг лучше новых двух___________________________________


5. Допиши пословицы.

Волков бояться – _________________________________________________
Не было гроша, __________________________________________________
Готовь летом сани, _______________________________________________



6. Получи из слова ГОД слово ВЕС, изменяя по одной букве в каждом слове. Имей ввиду, что, выполняя каждый ход у тебя должны получиться слова, а не наборы букв.

год
________________(бывает у живых существ)
________________(окружает замок)
________________(синоним слова «рыбалка»)
________________(животное семейства кошачьих)
________________(природное сообщество) вес


7. Ответь на вопросы и запиши ответы.

А) Кто помог князю Гвидону навестить родного отца? ____________________________________________
Б) Что поймал старик в сеть, закинув её в первый раз? ____________________________________________
В) К кому первому обратился Елисей, ища свою невесту? ____________________________________________


Г) Что делает кот, когда идёт направо? _____________________________________________
Д) Чем хотел морщить море Балда? ___________________________________________________________
Ж) В кого превращалась хозяйка Медной горы в сказах Павла Бажова? ___________________________________________________________
З) Каким транспортом пользовалась Баба-Яга для перевозки пассажиров?
___________________________________________________________
И) Как звали котёнка в рассказе Н. Носова «Живая шляпа»? ___________________________________________________________


8.Кто автор этих строк. Обведи цифру правильного ответа.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

А) Ф. Тютчев
Б) И. Никитин
В) С. Есенин
Г) Е. Трутнева


9. Подпиши портреты. (ФИО)







______________________________________________________






________________________________________________________






_______________________________________________________





_________________________________________________________





10. Напиши героев былин:

А) Чудовище, которое жило на горе Сорочинской — _______________________________________________________________
Б) Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря-океана у Морского царя —

_______________________________________________________________
В) Защитник Руси-матушки, 33 года недвижно просидевший в избе —

_______________________________________________________________


11. Чем литературная сказка отличается от народной?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Подберите к данным словам созвучные им (рифмующиеся):

граница — ______________________________

гвозди — _______________________________

смех — ________________________________

весна - ___________________________________


13.Настоящее имя этого американского писателя Сэмюэль Клеменс. Он придумал историю о приключениях двух озорников Тома и Гека. Под каким псевдонимом мы знаем этого писателя?

Ответ: ____________________________________________


14. Расположи предложения так, чтобы получился связный рассказ (расставьте цифры по порядку в начале каждого предложения).


( ) Она неутомимый охотник за мышами. ( ) Это очень ловкий зверек.

( ) У нее узкое, длинное тело. ( ) Раннее зимнее утро. ( ) Накануне выпал мягкий, пушистый снег. ( ) На снегу видны ровные следы. ( ) Их оставила ласка. ( ) Ласка в любую мышиную норку залезет. ( ) В борьбе с мышами ласка наш первый помощник.


15. Дай письменный ответ на вопрос «Зачем нужно читать книги?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Олимпиадные задания по литературному чтению 3 класс.

Ключи


1. Соедини правильно автора и его произведение и заполни таблицу:

  1. А. Милн

А. Карлик Нос

  1. Г. Х. Андерсен.

Б. Винни-Пух и все-все-все

  1. Ф. Зальтен

В. Малыш и Карлсон

  1. Ш. Перро

Г. Бемби.

  1. П. Ершов

Д. Муха -Цокотуха

  1. В. Гауф

Е. Дюймовочка

  1. К. Чуковский

Ж. Конёк - горбунок

  1. 1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    Б

    Е

    Г

    З

    Ж

    А

    Д

    В

    А. Лингрен

З. Ослиная шкура




8 баллов


2. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.



А) А вы, друзья, как ни садитесь…

всё в музыканты не годитесь. (Квартет)

б) Когда в товарищах согласья нет,

на лад их дело не пойдёт. (Лебедь, Щука и Рак)


в) Чем кумушек считать трудиться,

не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (Зеркало и Обезьяна)

г) Ты всё пела? Это дело!

Так поди же попляши! (Стрекоза и Муравей)


(по 2 балла) 8 баллов


3. Какому жанру соответствуют признаки: краткий рассказ, носящий поучительные характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки, персонажами являются животные. Обведи цифру правильного ответа.

А) былина
Б) сказка
В) басня
Г) рассказ

1 балл

4. По началу произведения определи его жанр:

А) Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…_стихотворение

Б) Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. рассказ

В) Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки... басня

Г) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец,

именитый человек…_сказка

Д) Остался Садко на синем море.

Со тоя со страсти со великие

Заснул на дощечке дубовой... _былина

Е) Старый друг лучше новых двух. пословица

6 баллов

5. Допиши пословицы.

Волков бояться – в лес не ходить.
Не было гроша, да вдруг алтын.
Готовь летом сани, а телегу зимой.

3 балла



6. Получи из слова ГОД слово ВЕС, изменяя по одной букве в каждом слове. Имей ввиду, что, выполняя каждый ход у тебя должны получиться слова, а не наборы букв.

год 
_род_______ (бывает у живых существ)
_ров_________(окружает замок)
_лов____________(синоним слова «рыбалка»)
_лев___________(животное семейства кошачьих)
_лес___________(природное сообщество)

вес 5 баллов



7. Ответь на вопросы и запиши ответы.

А) Царевна-Лебедь 
Б) Тину
В) К солнцу
Г) Песнь заводит
Д) Верёвкой
Ж) В ящерку
З) Гуси-лебеди
И) Васька

8 баллов


8.Кто автор этих строк. Обведи цифру правильного ответа.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

А) Ф. Тютчев
Б) И. Никитин
В) С. Есенин
Г) Е. Трутнева

2 балла

9. Подпиши портреты. (ФИО)







Иван Андреевич Крылов






Лев Николаевич Толстой







Александр Сергеевич Пушкин






Михаил Юрьевич Лермонтов




(по 3 балла за ФИО) 12 баллов

10. Напиши героев былин:

А) Чудовище, которое жило на горе Сорочинской — Змей Горыныч

Б) Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря-океана у Морского царя —

САДКО
В) Защитник Руси-матушки, 33 года недвижно просидевший в избе —

Илья Муромец

3 балла

11. Чем литературная сказка отличается от народной?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


3 балла

12. Подберите к данным словам созвучные им (рифмующиеся):

граница — ______________________________

гвозди — _______________________________

смех — ________________________________

весна - ___________________________________

2 балла (по 0,5 б)



13.Настоящее имя этого американского писателя Сэмюэль Клеменс. Он придумал историю о приключениях двух озорников Тома и Гека. Под каким псевдонимом мы знаем этого писателя?

Ответ: Марк Твен


14. Расположи предложения так, чтобы получился связный рассказ (расставьте цифры по порядку в начале каждого предложения).


(5 ) Она неутомимый охотник за мышами. ( 6 ) Это очень ловкий зверек.

(7 ) У нее узкое, длинное тело. ( 1) Раннее зимнее утро. ( 2 ) Накануне выпал мягкий, пушистый снег. ( 3) На снегу видны ровные следы. ( 4 ) Их оставила ласка. ( 8 ) Ласка в любую мышиную норку залезет. ( 9 ) В борьбе с мышами ласка наш первый помощник.

9 баллов

15. Дай письменный ответ на вопрос «Зачем нужно читать книги?

Полный развёрнутый ответ (5 баллов)


Максимальное количество баллов - 75


1. Улучшение воображения и повышение креативности. Читая книги, мы сами рисуем себе картину всего происходящего по сюжету. Слова обретают новую жизнь, преображаясь в нашей фантазии. В нашей голове «рисуются» звуки, образы, запахи читаемой истории. Такие упражнения чудесным образом тренируют мозг, а именно его «творческую мускулатуру».

Кроме того, чтение «чужих» произведений может спровоцировать нас самих на генерацию новых идей. Не столь важно, будет ли это мысль самому написать какое-то произведение или изобрести что-то новое, или попросту придет идея-толчок к решению давней проблемы. Главное, что эти идеи могут помочь изменить вашу жизнь. А, возможно, и жизнь других людей тоже.

2. Хорошее психическое здоровье. По исследованиям ученых, чтение в силах замедлить и даже предотвратить такие серьезные проблемы, как слабоумие и болезнь Альцгеймера. А все потому, что при чтении мозг постоянно находится в тонусе, он активен, то есть, по сути, это для него та же зарядка, что для тела – физическая тренировка. Те люди, которые за свою жизнь много читали, позже начинают замечать возрастные ухудшения умственных способностей и памяти по сравнению с «нечитающими» ровесниками.

Кроме того, ритмика и богатство книги способны успокаивать психику и помогать организму освободиться от стресса. Сейчас это особенно актуально, ведь огромное количество людей ежедневно переживают стрессовые ситуации.

3. Уверенность в себе и своих силах. Наблюдения исследователей показали, что чтение книг помогает людям становиться более уверенными. Неудивительно, ведь начитанный человек обычно эрудирован, способен продемонстрировать в разговоре фундаментальные знания в той или иной сфере, вследствие чего непроизвольно начинает вести себя более собрано и уверено, его самооценка находится на адекватном уровне.

4. Увеличение словарного запаса и повышение общего уровня грамотности. Здесь, наверное, не стоит долго объяснять. Читая произведения различных жанров, человек нередко сталкивается с незнакомыми словами, терминологией, обычно не использующейся в повседневном общении. Можно посмотреть значение слова по словарю, а можно и просто понять его по контексту.

5. Хороший сон. По мнению исследователей, систематическое чтение перед сном приятной литературы способно улучшить сон. И это понятно, ведь организм привыкает к такому режиму, и вскоре чтение становится сигналом для тела – близится отход ко сну. К тому же, после такого мягкого засыпания вы и утром будете намного бодрее.

6. Улучшение внимания и способности к концентрации. В современном мире мы привыкли постоянно совмещать несколько дел, разделять внимание между интернетом, телефоном, общением с другими людьми и массой прочих вещей. Но благодаря такому разделению нередко теряется качество того или иного процесса, утрачивается способность сконцентрироваться на одном-единственном особенно важном деле. При чтении же мы обязаны сконцентрировать внимание на содержании книги, не отвлекаясь на все остальное. Кроме того, чтение книг помогает развить объективность, способность к принятию взвешенных решений.

7. Развитие памяти и мышления. По данным ученых, люди, регулярно читающие книги, хотя бы в течение одного часа в день, тренируют и улучшают свою память. Естественно, ведь каждый день они запоминают какую-то новую для себя информацию. Те же, кто ежедневно «варится» в одной и той же обстановке, информации и идеях, не тренируют свою память, и, следовательно, не в состоянии запоминать больше.

Кроме того, для понимания книги и дальнейшего разворачивания сюжета необходимо помнить множество вещей: характеры героев, их взаимосвязи, другие подробности. Это очень тренирует и память, и мышление. При чтении книги мы склонны больше рассуждать, представлять в воображении множество деталей: внешний вид персонажей, их одежду, окружающую остановку. Все это помогает нам понять в полной мере саму идею произведения, прочувствовать его «на вкус». Чтение книг развивает аналитическое мышление. Читающие люди видят и определяют закономерности в разы быстрее «нечитающих». Благодаря чтению книг, наш ум становится более острым, сильным и быстрым, укрепляются связи головного мозга, повышается интеллект в целом.

8. Развитие общительности и сопереживания. Чтение книг улучшает также и наши речевые навыки, появляется способность красиво, четко и ясно выражать свои мысли словами. Повышается талант рассказчика, общаться становится проще и легче. Читающие люди имеют намного больше шансов стать интересным собеседником и производить впечатление на людей, чем те, кто не относит чтение к списку любимых дел. Конечно, ведь у первых всегда есть множество новых тем для разговора, почерпнутых из литературы.

Помимо этого, чтение способно воспитывать в человеке склонность к сопереживанию другим людям. Появляется уникальный шанс как бы «побывать в шкуре» другого человека, взглянуть на мир его глазами, увидеть его чувства и мысли. Даже (и тем более) если его мир очень отличен от вашего. Читающий человек перестает смотреть на все происходящее из одной точки – он становится способным лучше чувствовать других и сопереживать им.

9. Расширение кругозора. Конечно же, книги способны дать человеку огромное количество новых знаний! Мир нечитающего человека обычно тесен. Ведь любые другие источники информации, даже и более популярные, способны давать малые крупицы всех тех знаний, которые находятся вокруг вас. Чтение книг открывает человеку все величие мира, такого, каким он есть на самом деле.

Люди, которые не любят читать книги, проживают только одну жизнь — свою собственную. Любители же книг имеют свободный доступ к огромному количеству жизней реальных и придуманных персонажей, могут проживать с ними их чувства и испытывать все то, что испытывали они. Появляется уникальный шанс почерпнуть жизненный опыт и уроки других людей. Это ни в коем случае не мешает приобретению собственного опыта – наоборот, наблюдая причинно-следственные связи в том или ином произведении, вы можете предостеречь себя от совершения ошибок.

Также чтение книг является вторым (после путешествий) по информативности способом познать культуру и жизнь других народов и стран. Чтение литературы о разных странах помогает открыть, по сути, новый мир, здесь, в вашем уютном кресле, не переступая порога дома.

10. Самосовершенствование. Помимо всего прочего, чтение книг способно помочь человеку разобраться в себе самом, узнать о себе много нового. Он может найти неожиданные решения, по-новому взглянуть на свою жизнь. Ставя себя на место героя произведения, и задав себе вопрос: «А что бы я сделал на месте этого персонажа?», можно получить неожиданный ответ. И нередко даже получить подсказку по практическим моментам в поведении.

Читая книги, человек со временем формирует свое собственное мировоззрение, его взгляд на мир углубляется и расширяется, пересматриваются и формируются ценности, убеждения и принципы. Многие книги способны мотивировать и вдохновить на самореализацию, улучшение себя, повышение своих результатов. Кроме того, читающий человек надолго остается молодым – ведь старость начинается со старения мозга, а увлеченному читателю это не грозит!

Конечно, здесь мы назвали только самые популярные причины, побуждающие человека читать книги. Наверняка, у вас есть свои секреты по этому поводу. Может, вы просто любите это медитативное состояние, близкое к невесомости, когда вас поглощает интересное произведение. Или вы ищете в сюжете идеи для своей новой книги. Каждый находит свои причины, важные именно для него. Главное – чтобы книга приносила радость и удовольствие, дарила силы и вкус волшебства. Разве это – не чудо, придуманное для блага всего человечества?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!